Андрей Вязигин: О денационализации России

Андрей Вязигин: О  денационализации РоссииВ тяжелую годину боевых невзгод и ужасов нежеланной войны выходит в свет первая книжка обновленного «Мирного Труда». Тысячи человеческих жизней понадобятся для отражения натиска японских язычников на далекую окраину нашего обширного Отечества, вынужденного взяться за оружие изменническим нападением во время мира и дерзким нарушением основных требований международного права. Но необходимость защиты чести и достоинства родной земли на кровавом поле брани только настоятельнее подчеркивает неотложную потребность в объединении всех сынов России на поприще мирного труда над обеспечением ее внутреннего спокойствия и благосостояния. Всякого рода разногласия и разномыслия должны смолкнуть в грозный час такого великого национального бедствия, каким является война. Как пчелы собираются вокруг матки, прикрывая ее собой, так всем русским надлежит сплотиться вокруг нашего Самодержавного Вождя, оскорбленного в своих высокочеловечных и миролюбивых стремлениях. Неслыханная дерзость надменных язычников заставляет вознести к Господу Браней смиренную молитву о «полагающих живот за други своя» и в освященном Православной Церковью учении о «справедливой войне» почерпнуть необходимое мужество, ибо, по слову Иоанна Златоуста1, «Иисус Христос допустил нападения варваров на свое царство, дабы разбудить слабых, способных уснуть в своем нерадении».

Надвигающиеся события наглядно опровергают сладкие мечтания космополитов и заставляют в национальном самосознании искать опору против воодушевленных идеей национальности врагов наших. Недаром глубокий знаток вопроса о ее влиянии проф. А. А. Потебня утверждал, что «денационализацию можно заметить только на отдельных личностях; она сводится на дурное воспитание, на нравственную болезнь, на неполное пользование наличными средствами восприятия, на ослабление энергии мысли, на мерзость запустения на месте вытесненных, но ничем незаменимых, форм сознания, на ослабление связи подрастающих поколений со взрослыми, на дезорганизацию общества, безнравственность, оподление». В свою очередь, проф. Д. Н. Овсянико-Куликовский2 приходит к убеждению, что «денационализация ведет к упадку личности, к ослаблению ее умственной деятельности, к нравственному разложению». По мнению почтенного ученого, «мы не замечаем психологического значения национальности для правильного развития, для нормального душевного отправления функций личности, как не замечаем своего здоровья, воздуха».
Названных ученых никто не может заподозрить в «мракобесии и человеконенавистничестве», качествах, столь усердно навязываемых разными невеждами всем сторонникам национального начала. Ряд веских соображений побудил этих представителей беспристрастного научного знания, подобно многим другим, засвидетельствовать, что измена своему народу отражается самым неблагоприятным образом на умственной и нравственной жизни личности. Наоборот, та же чуждая посторонних соображений наука устанавливает, что все великое в мире выросло на национальной почве; бессмертные памятники искусства, литературы, мощные религиозные, политические и общественные движения всегда коренились в глубоких народных слоях и отражали в себе, как в зеркале, народный характер. Новейшие изыскания в области истории мысли и психологии дают вполне незыблемую почву положению, что, только укрепившись в своих национальных воззрениях, обусловленных языком, как орудием идейного обмена и творчества, возможно служить общечеловеческим запросам. «Племен святое братство» может быть осуществлено лишь при взаимном уважении, при сохранении за каждым членом мировой семьи его облика, его угла зрения, необходимого для познания истины, а не превращении всех народов в какую-то нелепую космополитическую смесь, превращении, равносильном гибели широкой и разносторонней культуры.
Стало быть, поборники национального самосознания являются первыми друзьями истинного просвещения, а слуги «космополитизма» — насадителями застоя и виновниками нравственного и умственного разложения.
Вот почему оказывается совершенно неуместным призыв к насильственным переворотам во имя неосуществимых «космополитических идеалов», отожествляемых, по глубокому заблуждению, с формами общежития, выработанными известными народами под влиянием особенностей их характера и исторической судьбы. Никогда и нигде революции не приводили к торжеству тех начал, которые были начертаны на знаменах насильников. Только национальное всегда было жизнеспособным, только широкий национализм совмещает общечеловеческое с народным, одинаково избегая двух противоположных крайностей, — беспочвенных мечтаний о мировом гражданстве и превознесения своего во что бы то ни стало над чужим. Примирение дано уже христианством, заповедавшим: вся испытующе, добрая держите.
«Мирный Труд», поставивший своей задачей посильное содействие пробуждению чуждого всякой нетерпимости русского национального самосознания, не может поэтому сделаться органом какого-либо узкого кружка, рассадником партийных заветов. Нами выбрано лишь направление, ведущее, по глубокому убеждению нашему, к осуществлению столь необходимых улучшений, и намечены единственно надежные средства для их достижения — общественная дружная созидательная работа на заложенном нашими предками основании, а не возведение в заоблачной выси прекрасных замков, чуждых условий и потребностей нашей действительности.

Печатается по статье «От редакции» из книги: Вязигин А. С. В тумане смутных дней. — Харьков, 1908. — С. 90–92.
1 Святой Иоанн Златоуст (347–407) — архиепископ Константинопольский, Отец и Учитель Церкви.
2 Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853–1920) — лингвист, литературовед, профессор нескольких университетов, в т.ч. Харьковского.

Вязигин А. С. Манифест созидательного национализма / Составление и комментарии А. Каплина и А. Степанова; Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. сс.57-60