архіеп-аверкій-таушевъ-правда

Архіеп. Аверкій (Таушевъ).

«Тѣмже отложше лжу, глаголите истину, кійждо ко искреннему своему» (Ефес. 4, 25).

Архіеп. Аверкій (Таушевъ): ПРАВДААпостолъ учитъ, что христіане не должны лгать, а говорить другъ другу только правду. Если это должны дѣлать всѣ христіане вообще, то тѣмъ болѣе — лица, носящія санъ священства, и, конечно, прежде всего епископы.

И эта правда, эта истина должна быть не чисто-внѣшней, лишь формальной (подъ которой нерѣдко, а особенно въ наше время, скрывается вопіющая неправда), а истиной по существу, ибо только такая истина и есть дѣйствительная, настоящая истина, а не одна обманчивая видимость истины.

Но вотъ въ наше время, когда истина на каждомъ шагу попирается, а ложь торжествуетъ, нагло поднимая голову, мы со скорбью видимъ, какъ рѣдко можно слышать голосъ такой чистой истины. Личные интересы, личныя выгоды и лукавыя соображенія часто совсѣмъ затмеваютъ истину. И приходится слышать явную ложь, иногда даже очень плохо завуалированную и замаскированную, причемъ сторонники и приспѣшники этой лжи съ ожесточеніемъ отъ всѣхъ требуютъ, чтобы эта ложь признавалась за истину.

Всегда это бывало и въ прошломъ, но никогда еще эта ложь не расцвѣтала такимъ пышнымъ цвѣтомъ, какъ въ нашемъ злосчастномъ XX-омъ вѣкѣ, когда, можно сказать, огромное большинство людей живутъ во лжи, ложью дышатъ и ложью питаются, не считаясь съ совѣстью, а думая только о своихъ личныхъ узко-эгоистическихъ интересахъ. Жить по лжи стало выгоднымъ, а защищать истину — можно потерять то, что пріобрѣтено ложью, или такъ или иначе пострадать, иногда даже съ опасностью лишенія жизни.

Таковъ моральный «прогрессъ» нашего «прогрессивнаго» XX-го вѣка, который все растетъ и растетъ прямо-пропорціонально прогрессу матеріальному!

Намъ дано Слово Божіе, дано основанное на немъ многовѣковое ученіе Церкви, имѣемъ мы великихъ подлинно Боговдохновенныхъ Отцовъ Церкви, подвижниковъ и наставниковъ благочестія, дивные примѣры изъ житій святыхъ угодниковъ Божіихъ. Казалось бы, чего проще: слѣдовать всему этому — и только!

Но нѣтъ — все это или вовсе отметается, какъ устарѣвшая, ненужная рухлядь, не созвучная «прогрессивному» духу времени, или перетолковывается лживо и лукаво на свой ладъ, въ согласіи съ своимъ развращеннымъ вкусомъ, въ угоду своимъ грѣховнымъ страстямъ.

Вотъ — истинная подкладка того успѣха, который имѣетъ въ нынѣшнее время такъ называемый «экуменизмъ». Начало его, быть можетъ, и было хорошимъ, положительнымъ — стремленіемъ объединиться, всѣмъ вокругъ потерянной Истины подлиннаго Христова Ученія и основанной Христомъ-Спасителемъ Церкви. Но очень скоро это движеніе захватили въ свои руки и начали имъ руководить «по-своему» лица, которымъ вовсе не дорогá была Истина, а какіе-то совсѣмъ иные интересы — объединеніе не вокругъ обрѣтенной Истины, а вокругъ Лжи, противной и ученію Слова Божія и ученію истинной Христовой Церкви.

Православные стали вступать въ это экуменическое движеніе подъ благовиднымъ предлогомъ «свидѣтельства предъ инославными объ истинѣ Православія». Но теперь выяснилось — и только слѣпой можетъ этого не видѣть! — что православные не только не свидѣтельствуютъ тамъ истины, но сами отступаютъ отъ истины, увлекшись ложью отпавшихъ отъ Православія и даже жуткой идеей экуменизма — созданія какой-то совсѣмъ новой лже-церкви, долженствующей объединить въ себѣ всѣхъ людей, въ томъ числѣ и православныхъ, отрекшихся отъ своего Православія.

Неужели, сейчасъ, въ наши дни, можетъ кто-нибудь, съ чистой совѣстью, утверждать, что это не такъ?!

А въ этомъ именно — дѣйствительная, основная, коренная причина того, что Русская Православная Церковь Заграницей, естественно возникшая, вслѣдствіе бѣгства сотенъ тысячъ православныхъ русскихъ людей отъ ига лютыхъ Богоборцевъ и человѣконенавистниковъ, подверглась яростнымъ нападкамъ, и отъ нея откололись тѣ, кто «вышли отъ насъ, но не были наши» (1 Іоан. 2, 19).

И это теперь для насъ уже не удивительно!

Ибо за истекшіе полвѣка нашего изгнанія мы смогли вполнѣ убѣдиться въ томъ, что «экуменическое движеніе», въ лицѣ своего объединяющаго центра «Мірового Совѣта Церквей» идетъ вполнѣ «въ ногу» съ гонителями нашей святой вѣры и палачами русскаго народа и спаяло себя съ ними узами тѣсной дружбы на почвѣ лживо-лицемѣрнаго сотрудничества въ «борьбѣ за миръ».

Какая ужасающая ложь! И неужели «объединители» христіанства и всѣхъ религій не видятъ, что ихъ союзники въ дѣлѣ «борьбы за миръ» сами и являются главными нарушителями мира не только въ порабощенной ими несчастной Россіи, но и во всемъ остальнрмъ мірѣ?!

Вотъ, что значитъ жить по лжи до потери совѣсти!

Почему отколовшіеся отъ нашей Русской Православной Церкви Заграницей (такъ она всегда оффиціально называлась и продолжаетъ доселѣ называться) не хотятъ быть въ лонѣ ея, на общемъ законномъ основаніи со всѣми чадами ея?

Они приводили и до сихъ поръ настойчиво продолжаютъ приводить объясненія этому, только по виду кажущіяся «правдою», а въ дѣйствительности являющіяся ложью, поскольку дѣйствительная Правда должна быть правдой по существу, а не только чисто-формальной.

Какія обвиненія они намъ предъявляютъ?

Прежде всего, что въ Церкви главную роль играетъ территоріальный принципъ — что Церковь тѣсно связана и, такъ сказать, неотрывно прикрѣплена къ опредѣленной «территоріи», а потому «не можетъ быть Церкви Зарубежной».

Такъ ли это?

Правда, въ канонахъ говорится о «территоріи», но лишь постольку, поскольку на опредѣленной территоріи обычно всегда живетъ одинъ опредѣленный народъ, входящій въ Церковь.

Но вотъ посмотримъ, что говоритъ основоположительное въ дѣлѣ управленія Церковью 34-ое правило Св. Апостоловъ:

«Епископамъ всякаго народа подобаетъ знати перваго въ нихъ, и признавати его, яко главу, и ничего превышающаго ихъ власть не творити безъ его разсужденія; творити же каждому только то, что касается до его епархіи, и до мѣстъ къ ней принадлежащихъ. Но и первый ничего да не творитъ безъ разсужденія всѣхъ. Ибо тако будетъ единомысліе, и прославится Богъ о Господѣ во Святомъ Духѣ, Отецъ и Сынъ и Святый Духъ».

Еслибы въ основѣ церковнаго управленія лежалъ не народностный, а территоріальный принципъ, то, конечно, это правило гласило бы иначе; не «епископамъ всякаго народа», а «епископамъ всякой территоріи».

Но развѣ епископъ поставленъ управлять «территоріей», а не людьми, живущими на этой территоріи?

Развѣ епископъ поставляется для того, чтобы управлять лугами, полями, лѣсами, горами, озерами и рѣками, а не душами человеческими?

Абсурдность такой приверженности къ территоріальному принципу можетъ быть неясной только для людей явно и завѣдомо предубѣжденныхъ по отношенію къ правдѣ по существу и не желающихъ ее видѣть только по пристрастію, въ своихъ личныхъ цѣляхъ.

Твердятъ еще, не менѣе упорно, что епископы, бѣжавшіе изъ своей страны, не могутъ имѣть никакихъ епископскихъ правъ, что это — антиканонично, ибо не предусматривается канонами.

Но, во-первыхъ, не такъ много въ исторіи случаевъ когда епископы бѣжали бы изъ своей страны вмѣстѣ съ огромнымъ количествомъ своихъ священниковъ и рядовыхъ вѣрующихъ, ради сохраненія не только своихъ жизней, но и своей вѣры, своихъ душъ и душъ своихъ пасомыхъ отъ лютаго безбожія. А во-вторыхъ, одно такое каноническое правило, оправдывающее подобное бѣгство и сохраняющее за епископомъ всѣ его права все-таки имѣется. Это — 39-ое правило Шестого Вселенскаго собора, которое говоритъ объ Архіепископѣ Кипрскомъ Іоаннѣ, переселившемся «по причинѣ варварскихъ нашествій купно съ своимъ народомъ» въ Геллеспонтскую область, которая входила въ юрисдикцію Константинопольскаго Патріарха. Согласно этому правилу. Архіепископъ Кипрскій Іоаннъ сохранилъ всѣ свои права по управленію своей паствой, покинувшей вмѣстѣ съ нимъ островъ Кипръ.

Почему же наши русскіе архипастыри и пастыри, покинувшіе въ несравненно-большемъ числѣ порабощенную богоборцами Россію, не могутъ сохранить своихъ каноническихъ правъ по управленію и духовному окормленію своей многочисленной паствы, разсѣянной нынѣ по всѣмъ странамъ міра и подвергающейся столь многообразнымъ испытаніямъ и духовнымъ опасностямъ?

Гдѣ же тутъ самая элементарная справедливость?

И мы знаемъ, что большинство православныхъ іерарховъ въ православныхъ странахъ дѣйствительно признали такія права за русскими іерархами-бѣженцами, хотя и не всѣ съ полной охотой (но тутъ играли роль и личныя соображенія, не могущія ихъ оправдывать!).

Знаемъ мы и другое, о чемъ упорно молчатъ сторонники подчиненія Константинопольскому патріарху, какъ Патріарху Вселенскому, — о томъ, какъ эти Вселенскіе Патріархи признали въ Россіи, плѣненной безбожниками, «Живую церковь», а законно-избраннаго Всероссійскимъ Церковнымъ Соборомъ Святѣйшаго Патріарха Тихона «изверженнымъ изъ сана»!

А что если бы это случилось на нѣсколько лѣтъ позже? Неужели и тогда наши умники, «ревнители каноновъ», поборники Вселенскаго Патріаршаго престола, пошли бы за нимъ по этому пути и признали бы канонической и законной церковью въ Россіи «живистовъ», или «живцовъ», какъ ихъ прозвалъ вѣрующій народъ, которые предавали на смерть безбожникамъ нашихъ достойнѣйшихъ архипастырей, не пошедшихъ по пути живоцерковнаго модернизма?

Почему объ этомъ они не хотятъ думать и упорно замалчиваютъ такіе и многіе другіе подобные факты, къ небу вопіющіе?

Нѣтъ, — ужъ лучше имъ о каноничности и неканоничности совсѣмъ ничего не говорить! И о высокомъ достоинствѣ столь скомпрометировавшей себя за послѣдніе полвѣка константинопольской каѳедры лучше молчать!

Послѣ признанія «живцовъ» законной церковью, послѣ пресловутаго «Всеправославнаго Конгресса» патріарха Мелетія IV-го, послѣ объятій патріарха Аѳинагора, оказавшагося масономъ 33-ей степени (о чемъ сообщила оффиціально масонская ложа въ Аѳинахъ), съ папой Римскимъ и самочиннаго признанія папы «первымъ среди православныхъ патріарховъ», какъ это было когда-то, до отпаденія Рима отъ Православія въ 1054 году, послѣ литургическаго обшенія съ папистами, безъ возвращенія ихъ въ лоно св. Православія, не можетъ быть и рѣчи въ настоящее время о такомъ же отношеніи къ Константинопольской патріархіи, какое было прежде, въ минувшіе вѣка!

«Се, творю все новое!» Это одно любимое изреченіе, которое мы слышали съ высоты славной нѣкогда каѳедры святителей Григорія Богослова и Іоанна Златоустаго, и которое такъ лживо относятъ теперь къ замышляемымъ ими нечестивымъ «реформамъ» въ Православіи, долженствующимъ обезличить и ниспровергнуть истинное Святоотеческое Православіе, — чего оно стоитъ?!

Нѣтъ! Константинопольская патріархія должна сама вернуться на прежній путь истиннаго Православія, и только тогда церковные каноны о ней и традиціонное почитаніе этой первой въ Православной Церкви патріаршей каѳедры могутъ быть возстановлены во всей своей прежней силѣ и значеніи.

А упорствующимъ въ своей все еще, какъ видно ожесточенной злобѣ противъ насъ врагамъ нашей Русской Православной Церкви Заграницей, «отложше всякую лжу», согласно завѣщанію св. Апостола, мы по совѣсти нашей должны сказать: мы и не думали, что наши «разномыслія», право на которыя вы такъ настойчиво отстаиваете, прямо вопреки ученію св. Апостола, а отнюдь не въ согласіи съ нимъ (см. Римл. 16, 17-18), столь велики, что не позволяютъ вамъ находиться въ лонѣ свободной отъ порабощенія безбожниками Русской Православной Церкви Заграницей и побуждаютъ васъ примкнуть къ тѣмъ, кто такъ явно отступаетъ отъ истиннаго Православія.

Да! весьма, весьма печально, что ваше «разномысліе» съ нами слишкомъ велико, чтобы можно было его легко преодолѣть.

Но при наличіи доброй воли и, конечно, при содѣйствіи благодати Божіей, ничего абсолютно невозможнаго нѣтъ. Истинно вѣрующему все возможно (Марк. 9, 23). И мы не хотимъ терять надежды, что придемъ съ вами къ тому необходимому для истинныхъ христіанъ единомыслію, которому насъ учитъ и къ которому насъ призываетъ Слово Божіе и которое поставляется св. Церковью главнымъ условіемъ возможности евхаристическаго общенія. Для этого вамъ надо только отказаться отъ увлеченія «философіей и пустымъ обольщеніемъ, по преданію человѣческому, по стихіямъ міра, а не по Христу» (Колос. 2, 8) и принять всѣ великія истины православно-христіанскаго ученія, какъ онѣ есть, безъ всякихъ собственныхъ измышленій, ибо онѣ, эти святыя истины — не философія, а жизнь — жизнь во Христѣ!

Сіе буди, буди!..

ИсточникъАрхіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св.-Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1976. — С. 474-480.

Биография: 31.03/13.04.1976. — Скончался в Джорданвиле архиеп. Аверкий (Таушев), проповедник и богослов

Источник: https://rusidea.org/250949905