В этот день скончался Царь Иоанн IV Васильевич Грозный
18.03.1584 (31.03). – Скончался Царь Иоанн IV Васильевич Грозный
Правление Иоанна Грозного
Иоанн IV Васильевич (25.8.1530–18.3.1584), первый Великий Князь (с 1533), официально помазанный на царство на Руси в 1547 г. и этим закрепивший преемственность от Византийского Второго Рима. Патриарх Иоасаф II Константинопольский, в соборной грамоте 1562 г., разрешает Иоанну Грозному «быти и зватися царем законно и благочестиво; царем и государем православных христиан всей вселенной от востока до запада и до океана: да будешь ты между царями как равноапостольный и славный Константин».
Правление его врагами России всегда представляется исключительно в отрицательном свете. Даже перевод слова «Грозный» на все европейские языки сделан тенденциозно – как «ужасный», хотя «грозный» по-русски означает скорее «строгий», «грозящий» и не содержит отрицательной оценки.
Первый период правления рано осиротевшего молодого Царя проходил под исключительным влиянием св. митрополита Макария, при котором началась славная эпоха Земских Соборов (Стоглавый Собор – важная веха в духовной жизни Руси), выпущен «Судебник» (эта реформа судопроизводства дала возможность каждому защищать себя в суде; смертная казнь применялась только после рассмотрения дела Государем), возросла роль местного самоуправления народа посредством выборных людей; положено начало книгопечатанию и создана государственная система общеобразовательных школ.
Царь Иоанн IV положил конец беспокоившим Русь остаткам Орды – рабовладельческим ханствам, Казанскому (1552) и Астраханскому (1556), освободив оттуда сотни тысяч русских пленников. В 1560 г. русские войска одержали победу над Ливонским орденом, вернув на некоторое время старые русские города Колывань (Ревель), Юрьев (Дерпт, ныне Тарту) и др. (К сожалению, во второй период его царствования они были утрачены вследствие проигранной войны.) В 1572 г. было выиграно последнее крупное оборонительное сражение Московской Руси с татарами – битва при Молодях над войском крымского хана Девлета I Гирея. При Иоанне Грозном началось освоение Сибири (поход Ермака 1581–1582), правда, присоединение ее произошло позже. Были основаны десятки новых городов и крепостей.
Трудный характер Грозного, сложившийся также под влиянием эгоистичного боярского окружения, убивавшего на глазах молодого Царя его родственников, был на долгие годы смягчен его супругой, кроткой Анастасией. Кончина митрополита и любимой жены (1560, она была отравлена), а также циничные намерения боярства, в очередной раз проявившиеся при тяжело больном Царе в 1553 г. (бояре отказались присягать его сыну), – все это изменило поведение Царя, делая его все более жестким. Он начал расправляться с виновными и подозреваемыми, что в свою очередь увеличивало число его противников.
В апреле 1564 г. князь Андрей Курбский, близкий соратник и наместник Царя в Дерпте (Юрьеве), перебежал к литовцам, обвинив Царя в жестокости, и возглавил одну из польских армий в походе против Руси; в 1564–1679 гг. вел затем известную полемическую переписку с Царем… Немалая часть боярства симпатизировала Курбскому. В раздражении в декабре 1564 г. Царь покинул Москву в сопровождении верных ему людей с женами и детьми… Поездив по окрестным монастырям, Царь к Рождеству остановился в Александровской слободе, в 112 верстах от Москвы, где 3 января 1565 г. объявил о сошествии с престола из-за гнева на бояр…
Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица взолновалась народными сходками: «Государь нас оставил, – вопил народ. – Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах?» Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна править, никого не жалея и ничего не страшася… 2 февраля Царь торжественно вернулся в Москву и приступил учреждению опричнины (особого войска с особой территорией и управлением) – как карательного органа против изменников. Остальная часть государства получила название земщины.
Целью Грозного было ослабить боярское влияние и укрепить централизованную царскую власть. Однако в достижении этих правильных целей Царь стал прибегать к самым суровым и не всегда христианским методам, даже преступным (уничтожались по доносам семьи с малыми детьми и целые роды с грабежом опричниками их имущества). За это Грозный Царь был безстрашно порицаем св. митрополитом Филиппом, который был арестован, незаконно лишен сана и поплатился за свое мужество жизнью в 1569 г. Тогда же опричниками были устроены массовые убийства в Новгороде (1570) и других городах. (Современные патриотические историки объясняют это необходимостью искоренения оставшихся очагов ереси жидовствовующих, но их было немного, при этом Царь опять-таки не различал правых и виноватых, убивая даже верное духовенство…)
В 1572 г. опричнина была отменена, хотя рецидивы ее продолжались и в дальнейшем. «В одной летописи под 1574 годом находим следующее известие: «Казнил царь на Москве, у Пречистой, на площади в Кремле многих бояр, архимандрита чудовского, протопопа и всяких чинов людей много, а головы метали под двор Мстиславского. В то же время производил царь Иван Васильевич и посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича (крещеного татарина, касимовского хана) и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону», чтобы показать этим: недостойна земщина иметь Царем Иоанна Грозного… (Соловьёв С.М. История России с древнейших времен, том 6, глава 4). Отношение к царскому помазанничеству тут, мягко говоря, неуважительное…
В то же время необходимо отметить относительно критики Грозного западными историками и русскими либералами: на фоне жестоких нравов в тогдашней Европе Иоанн Грозный выглядит почти что ангелом в сравнении с Людовиком XI, Филиппом II Испанским, герцогом Альбой, Чезаре Борджиа, Катериной Медичи, Карлом Злым, Марией Кровавой, лордом-протектором Кромвелем и Елизаветой Тюдор. К тому же Грозный каялся в убийствах, а европейские монархи даже такого понятия не имели. В ту эпоху только одна Варфоломеевская ночь в 1572 г. в Париже унесла столько жизней гугенотов (около трех тысяч), сколько числилось жертв во всем синодике Грозного. В том же веке по закону против нищих и бродяг (крестьян, насильно изгнанных с их земли) в Англии были казнены десятки тысяч человек. Жертвы католической инквизиции в ту эпоху по всей Европе исчисляются сотнями тысяч; людей сжигали на кострах по одному лишь подозрению в нарушении презумпции невиновности. Казни часто осуществлялись с мучительными пытками (сдирание кожи, вытягивание кишок, четвертование, распиливание, что детально изображено на картинах Дюрера, Кранаха, Г. Давида). Ничего подобного на Руси не было.
Тем не менее мы как православные христиане должны дать нашему первому помазанному Царю свою безпристрастную и объективную, а не сравнительную с европейскими монархами оценку, особенно в наше время, поскольку споры о личности Иоанна Грозного обострились. Одни (либералы) считают его исчадием ада, другие (многие монархисты) – святым. Мы предлагаем искать видение этого вопроса – духовное, без впадения в крайности. Иоанн Грозный обладал должным историософским видением вселенского призвания Русского православного царства как удерживающего Третьего Рима, потому и стал первым Русским Царем-Помазанником, официально венчанным на Царство – то есть самым настоящим преемником Царей Второго Рима, «удерживающим». Возможно именно поэтому сатана обратил на первого Русского Царя свои ожесточенные атаки (он их всегда направляет против ведущих духовную брань), и под градом сатанинских искушений Грозный совершил немало поступков недостойных.
Известный историк А.А. Кизеветтер, рассматривая различные трактовки правления Грозного в современной ему дореволюционной исторической литературе, отмечал две тенденции. Одна ‒ преувеличение «перипетий душевной драмы Царя» как первопричины его кровавой тирании. Другая ‒ уклон в «общеисторические процессы», необходимо вызвавшие эти крайние меры и эту драму. Они были заметны уже в царствование предшественников Грозного, ибо Московское царство требовало усиления военно-оборонной мобилизации от Литвы и татар, централизации, усиления царской власти как неограниченной, тогда как прежний удельный порядок оставлял за удельными князьями и боярами много свободы. Началась «борьба удельной свободы с московским закрепощением» (А.А. Кизеветтер. «Иван Грозный и его оппоненты». М., 1898).
Бедой Грозного Царя была в том его «тираническая психология», хотя и понятная в таких условиях, но она проявляла себя чрезмерно. Он слишком полагался на массовые «хирургические» методы и грешил против христианской нравственности и справедливости; при этом он искал даже богословского оправдания своего права на казни в духе западной абсолютной монархии. Он не сделал Церковь своим союзником в симфонии с нею, а вынудил ее обличать его безсудные жестокости. Помимо того, он был отлучен от причастия по причине многоженства (у него было 7 жен, в том числе 5 венчаных, хотя Церковь разрешает венчание не более трех раз). Не желая прислушиваться к увещеванию святителя Филиппа, Грозный грубо попрал принцип симфонии государственной и церковной властей, что, по мнению некоторых авторов, отразилось и на его Большой государственной печати 1577 г., на которой двуглавые орлы увенчаны одной единственной короной с венчающим ее православным крестом (ранее в печати изображались две короны над каждой из орлиных голов, символизирующих симфонию).
Притом Грозным было огульно уничтожено и много достойных людей, что подорвало аристократический слой и саму династию. Пресечение царствования Рюриковичей и наступление Смутного времени многие тоже трактуют как последствие опричнины Иоанна Грозного…
Царь Иоанн Грозный прожил всего 53 года, видимо, тоже был отравлен (в его останках найдено повышенное содержание ртути). В последние часы жизни был пострижен в монахи и наречен Ионою. Будем надеяться, что в своих грехах он перед смертью успел покаяться…
Свт. Иоанн Шанхайский писал с большим почтением о первом русском Царе, обезвредившем Казань и Астрахань, проведшем многие великие преобразования, а главное, впервые ясно провозгласившем идею православного Русского царства. В то же время святитель не скрывал грехи царствования этого Государя. Не случайно в его работе как эпиграф использованы слова А.С. Пушкина:
«Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих Царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют».
М.Н.
Грозный о самодержавии
Иоанн Грозный известен своими глубокими суждениями о смысле царской самодержавной власти. В своей полемике с бежавшим на Запад А. Курбским Царь подчеркивает, что порицание его поступков на основании народного права других стран (указываемых Курбским) – не имеет значения. «О безбожных человецех что и глаголати! Понеже тии все царствиями своими не владеют: как им повелят подданые [«работные»], так и поступают. А российские самодержавцы изначала сами владеют всеми царствами, а не бояре и вельможе».
Как-то Грозный передал и польскому королю Стефану Баторию (избранному по решению шляхты) через его послов: «Государю вашему Стефану в равном братстве с нами быть не пригоже». Ибо: «Мы, смиренный Иоанн, царь и великий князь всея Руси, по Божьему изволению, а не по многомятежному человеческому хотению»…
Ответственность же Царя – перед Богом, нравственная, впрочем для верующего вполне реальная, ибо Божья сила и наказание сильнее царского… «Судиться же приводиши Христа Бога между мною и тобою, и аз убо сего судилища не отметаюсь». Напротив, этот суд над Царем тяготеет больше, чем над кем-либо. «Верую, – говорит Иоанн, – яко о всех своих согрешениях. вольных и невольных, суд прияти ми яко рабу, и не токмо о своих, но и о подвластных мне дать ответ, аще моим несмотрением согрешают».
(По статье П. Будзиловича, «Имперский вестник»)
О «святости» Государя Иоанна Грозного
Из выступления М.В. Назарова на вечере Московского отдела Союза Русского Народа в Славянском фонде, Москва, 29.3.2011
…В последнее время в православно-патриотической среде ширится почитание Царя Иоанна Грозного как «оклеветанного» и даже «святого». В подтверждение своего мнения такие апологеты Грозного приводят скрупулезно собранные по сусекам высказывания авторов разного калибра (ссылаются даже на таких «историков», как революционеры Белинский и Герцен!), которые придерживались положительной оценки Иоанна Грозного. А всех непригодных для апологии зачисляют в «слуги антихриста» и в масоны, начиная с Татищева и Карамзина (который во время написания своей «Истории» давно уже не имел отношения к масонству), или в либералы карамзинской школы – таковы у апологетов С.Ф. Платонов, Костомаров, Соловьев, Ключевский, славянофилы А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и даже историк-черносотенец Д.И. Иловайский – все они «клеветники». Иностранных авторов в основном ругают за ложь, однако и на них же ссылаются в мелочах, когда это выгодно.
Всех, кто не согласен с их трактовкой, современные «ревнители» (В. Ерчак, В. Манягин и др.) зачисляют в «слуги антихриста и враги Христа». Значит – всю дореволюционную российскую историографию, а также Русскую Церковь, которая никогда не разделяла точки зрения нынешних «ревнителей».
«Местночтимым святым» Государь Иоанн никогда не был, и ссылки на якобы святцы Коряжемского монастыря недостоверны. См. на эту тему статью: Свящ. Михаил Немнонов. Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым.
В личном плане – это, конечно, дело личной веры каждого, но я себе такого позволить не могу, т.к. профессия моя не позволяет – это не мое личное дело. Автор публикуемых текстов отвечает перед Богом не только за свои личные возможные заблуждения (они легко исправляются личным покаянием), но и еще больше за то, если вводит в заблуждение своих читателей, препятствуя их спасению и умножая неправду в мiре. Поэтому в таком деле критерии благочестия должны быть иные – церковные.
Как составитель календаря «Святая Русь» я стараюсь следовать принципу прп. Нестора – «первого русского историка, заложившего нравственную основу нашей православной историографии и литературы, с их коренным отличием от всех других: не превозносить свой народ, а мерить его бытие отношением к правде Божией, с обличением всех уклонений от нее, которые и становятся причиной наших поражений и смут». Таково мое отношение и к Царю Иоанну Грозному, хотя в данной календарной статье я его и пожалел, не вдаваясь в его личную жизнь, – учитывая его многие государственные заслуги.
Мне также очень хотелось бы, чтобы и грядущий Царь был образцом святости и праведности, и чтобы первый наш Царь Иоанн Грозный был таким. Но одно дело хотеть – другое: выдавать желаемое за действительное.
Мы должны почитать Иоанна Грозного как Помазанника Божьего за все, что он сделал хорошего для России. Во время его правления было построено много церквей, основано около 60 монастырей; прославлено много русских святых в т.ч. св. благоверный Князь Александр Невский; построено множество крепостей и новых городов, расширена территория (однако не так, как преувеличенно пишут апологеты: Сибирь так и не была присоединена; Прибалтика и Сев. Кавказ утрачены). Началось книгопечатание, были изданы Лицевой Летописный Свод; Судебник; Четьи-Минеи; Домострой; были созваны Церковные и Земские Соборы в 1547, 1549, 1551, 1553, 1562 годах, положившие основы Державного строительства Святой Руси как Третьего Рима.
Мы должны и отвергать явную ложь, которую навешали на него русофобы (многие личные пороки, позорные болезни, многократно завышенное число жертв); облик «Ивана Ужасного» до сих пор в Европе считается типичным проявлением «русского варварства».
Однако историческую правду следует признавать такой, как есть, даже если она нам не нравится. Как это сделал в 1652 г. Царь Алексей Михайлович, принесший свт. Филиппу покаяние за грехи Грозного Царя и просивший о его прощении. Это произошло, когда по инициативе Новгородского митрополита Никона (будущего Патриарха) и по согласованию с Патриархом Иосифом Царь приказал перенести мощи святителя Филиппа в столицу. В грамоте «Тишайшего» Царя Алексея, адресованной святителю, были оглашены в церкви такие слова:
«…молю тебя и желаю тебе прийти сюда, чтобы разрешить согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна, нанесенное тебе неразсудно завистию и неудержанною яростию, ибо твое на него негодование как бы и нас сообщниками творит его злобы… И сего ради преклоняю царский свой сан за онаго, пред тобою согрешившаго, да оставишь его прегрешение своим к нам пришествием… Сего ради молю тебя о сем, о священная глава, и честь моего царства преклоняю твоим честным мощам и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед простишь оскорбившему тебя напрасно и он тогда раскаялся о содеяном. За его покаяние и нашего ради прошения прийди к нам, святый владыко».
Также и мы должны молиться не Государю Иоанну Грозному, а о нем, чтобы Господь учел его благие дела и простил ему его прегрешения…
М. Назаров
См. также:
Священник Михаил Немнонов в соавторстве с Сергеем Марновым. Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым.
На форуме — полемику об Иоанне Грозном.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.