Иван Ильин: Религия и культура
Проф.В. Н. Ильин
Не может быть утверждения более ошибочного и ложного, более противоречащего элементарно известным фактам, чем утверждение о вреде будто бы наносимом культуре со стороны религии.
Не только не может быть и речи о каком-либо вреде, но приходится утверждать нечто прямо противоположное. Вся культура целиком есть создание религии в прошлом и в основном. Но по сей день религия прямо или косвенно, особенно же религия христианская, оказывается основным движущим мотивом в создании, или как принято еще говорить, в творчестве ценностей культуры.
Сам термин «культура» в своем первичном смысле означает: организованное активное почитание высших предельных сил и ценностей. Но это значит, что понятия культуры и религии совершенно или почти совершенно совпадают. Это видно из самого совершенного и исчерпывающего определения религии, данного ей знаменитым русским ученым и философом кн. С. Н. Трубецким, согласно которому Религия есть Организованное Поклонение Высшим Силам. Во вторичном смысле культура означает обработку с целью усовершенствования, выработку какой-либо ценности, но при этом в сопровождении чувства благоговения, почтения к обрабатываемому и совершенствуемому объекту, из которого стремятся сделать нечто предельно совершенное, выработать из него так называемый шедевр, то есть нечто образцовое непревосходимое. А это возможно лишь при тройном условии: благоговения, любви и умения. Но умение или как принято говорить техническое совершенство шедевра приходит лишь в результате упорного и долгого труда создающего навыки, передаваемые из поколения в поколение — ¡причем происходит так наз. накопление культурных ценностей и внутреннее также как и внешнее совершенствование тех, кто эти ценности создает и накопляет. Последнее же невозможно без благоговения и любви, что и составляет сущность религии. Религией живут и дышат бесчисленные поколения воспитывающиеся на этих чувствах, к создаваемым, накопляемым и охраняемым ценностям. Здесь нельзя отделить духовное от телесного и, при попытках этого отделения, обе отделяемые половины какой- либо культурной ценности искажаются и погибают, иногда даже и вовсе не могут возникнуть и осуществиться, как говорят, воплотиться.
Напр., архитектор движим непобедимым импульсом, создать величественный и прекрасный храм, в свою очередь наполненный прекрасными произведениями искусства, — статуями, картинами, сосудами, музыкальными инструментами, на которых разыгрываются созданные композиторами, артистические шедевры вызванные любовью, верою и благоговением к святыне. Эта святыня есть реальность, несравненно большая реальность, более устойчивая и прекрасная, живущая в поколениях и которой живут поколения. Ни о каком насилии или интересе здесь не может быть и речи. Насилием и интересом создаются лишь «полезные» объекты. Но прекрасные и трогательные, входящие в душу и заставляющие трепетать сердца и притом не единичных людей, а целых поколений, создать насилием и интересом, то есть материальной заинтересованностью никак невозможно.
Но, чтобы создался прекрасный храм, нужно знать закон статики, а для этого нужно вырабатывать физико- математические знания. Храм украшен прекрасными витражами; для их осуществления нужно выработать длинную и дорого стоящую процедуру плавки цветного стекла. Последняя требует в свою очередь знания химии. То же самое касается драгоценных сосудов и железных скреп.
Картины созданы на священные сюжеты, почерпнутые из Священных Книг. Стало быть надо выработать фабрикацию бумаги, красок, полотна, чернил и всю технику книгописания и книгопечатания. Но содержание Священных Книг, как правило, изложено в предельно прекрасных литературно совершенных образах, что приводит к возникновению усовершенствованию и распространению изящной литературы.
Максим Горький сознается, что его любимым чтением была Псалтырь, то есть наиболее употребительная при христианских богослужениях книга молитв, на которых в течении столетий и тысячелетий воспитывались и обучались бесчисленные поколения. Вытравить из сердца и из памяти людской это лучшее его создание дара членораздельной речи совершенно невозможно. Можно путем искусственной педагогической дрессуры исказить эти прекрасные образы, оклеветать их, замолчать на некоторое время для некоторого числа людей. Но все равно, рано или поздно инстинкт прекрасного, высокого и благоговейного, которым живет душа человека и без которого он зверь или мертвый, безобразный, смешной, глупый, бездарный автомат — все равно возьмет свое. И человек выражаясь фигурально, вновь поднимет свои глаза к небу и вновь запоют в его душе прекрасные, как принято говорить, ангельские песни. Ибо как великолепно говорит гениальный Лермонтов в своем стихотворении «Ангел»:
«И долго на свете томилась она
Желанием чудным полна
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли».
Во имя этого чудного желания, во имя его удовлетворения, человечеством создаются пирамиды, храмы, открываются законы физики и математики, пишутся книги, наполненные красотой и мудростью, то есть изящной литературой и философией, великолепные книги священно-исторического, литургического, богословско-философского содержания, пишутся дивные мессы, симфонии, утрени, вечерни, возлагаются на брачующихся венцы, открываются законы акустики, гармонии, контрапункта, инструментовки . . .
Все эти сокровища культуры вырабатываются исключительно для того, чтобы удовлетворить «чудному желани ю», то есть религиозному чувству; с этого все и начинается в культуре, но этим все и завершается. Все — включая виноделие, агрикультуру, выпечку хорошего белого хлеба, включая выработку оливкого масла, разных ароматов и проч. и проч.. Не даром одним из вторичных значений слова «культура» является возможно совершенная обработка земли, которая в прошлом всегда, да и теперь очень часто, соединена с молитвами и священнодействиями. Ибо как показал проф. Богаевский: земледелие несомненно священного, сакрального, культового происхождения. Если расширить и нейтрализовать понятие культуры, «секуляризовав» его, как ¡принято выражаться в данном случае, то все же ¡придется сказать, что понятие культуры означает уход, улучшение, утончение, усовершенствование чего-либо и в первую очередь всего имеющего какое-либо отношение к человеку и самого человека на первом плане. Цицерон, не даром ведь, говоря о культуре, в первую очередь ставит культуру души. Но, что собственно в конечном счете должна означать эта загадочная культура души?
Уже у самого упомянутого Цицерона, который был не только величайшим римским оратором, но еще и великим римским религиозно-философским мыслителем — культура души неразрывно связана с должным и здравым возвышенным богопочитанием. Но здесь надо вспомнить, что Цицерон воспитался под влиянием одного из важнейших родоначальников неоплатонизма — великого и энциклопедически образованного философа Посидония. Неоплатонизм же не только означал возрождение религиозного чувства и творчества в последнем периоде античного мира, но еще очень много способствовал выработке философских основ христианской догматики, то есть христианского вероучения и его философско-метафизической части.
Не надо никогда забывать, что одной из важнейших частей христианского вероучения является учение о божественном происхождении человека, учение о том, что человек создан по образу и подобию Божию. Но Бог есть прежде всего Творец. И это значит, что, по выражению Бергсона, Творец творит Творцов. Тогда придется признать, что культурой будет, прежде всего, называться такой уход за человеческой душой, который бы непрестанно напоминал бы ей о ее божественном происхождении и не давал ей опускаться до скотства или до состояния механического робота, утратившего личность, свободу и способность к подлинному вдохновенному свободному творчеству и к свободной, чистой и вдохновенной любви.
Последняя же прежде всего основана на способности видеть в любимом человеке его Богоподобие, почитать это Богоподобие, творить во имя его. Без сознания живой творческой красоты и жажды творчества во имя красоты и в красоте, не может быть ни культуры ни даже цивилизации, то есть внешней только материальной, только технической культуры. Без сознания красоты, как это отлично напоминает нам Достоевский, человек быстро опустится до полного скотства «и гвоздя не выдумает».
Поэтому культура и есть, прежде всего, такой уход за человеческуй душой, который бы ей непрестанно напоминал о ее Богоподобии и о том, что она должна во всей своей активности быть достойной этого Богоподобия. Но такой уход за человеческой душой и есть главное дело религии.
Этим и через это религия создает культуру.
Источник: Зарубежье : общественно-политические тетради / редактор: С. Орлов. — Мюнхен.№55
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.