ИДЕОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ИСПАНСКОГО КАРЛИЗМА
С. В. Протасенко
В статье анализируются основные идеи, используемые в карлистских организациях в современной Испании. Показано, как традиционные идеи трансформируются в реальной политической практике в этой стране.
Карлизм — одно из старейших политических движений Европы, возникшее в первой половине XIX в., когда после смерти в 1833 г. короля Испании Фердинанда VII престол был передан в нарушение салического принципа престолонаследия его дочери Изабелле, а не брату Карлосу. В отличие от легитимистских движений иных стран, испанский карлизм всегда был явлением более значимым, нежели просто движением, направленным на монархическую реставрацию. Испанский карлизм сумел разработать свою собственную политическую философию, обосновывающую монархическую форму правления, но в то же время включающую другие обязательные принципы, в частности приверженность традиционному католицизму и децентрализацию власти, без которых монархия в глазах карлистов теряла свою цену.
Карлистским претендентом на престол мог быть только тот, кто разделял идеологические принципы карлизма, — отсюда проистекают идеи карлистов о возможности сопротивления королю, предавшему эти принципы, а также отказа признать право претендента на престол, если он придерживается других взглядов. Такое случалось и на практике. Так, в XIX в. очередной наследник от карлистской ветви Бурбонов был отвергнут карлистами на том основании, что не разделял традиционные идеалы. В настоящее время традиционные карлисты отвергают Карлоса-Уго Бурбон-Пармского из-за его симпатий к социализму.
После поражения в трёх так называемых «карлистских» войнах XIX в. карлизм не прекратил своего существования. Его сторонники создали политическую организацию «Традиционалистская община», а также полувоенные формирования — requetes. Среди основных идеологов карлизма следует назвать такие имена, как Антонио Апариси-и-Гихарро (Aparisi y Guijarro), Хуан Васкес де Мелья (Vazquez de Mella, 1953), Виктор Прадера (Pradera, 1945). Симпатии к карлистам испытывал и такой философ, как Хайме Бальмес. Антикатолическая политика Второй Республики вызвала резкое неприятие карлистов, в связи с чем в начале гражданской войны (1936 г.) карлисты выступили против республики, а requetes (бойцы которых отличались глубокой религиозностью и высоким боевым духом) влились в ряды Национальной армии Ф. Франко. Они сыграли значительную роль в победе над республиканцами (особенно на севере Испании — в Наварре, которая была «колыбелью» карлизма, и в Арагоне). В 1937 г. Франко объединил карлистов с Фалангой, создав Испанскую Традиционалистскую Фалангу, позднее переименованную в Национальное Движение. С тех пор карлизм стал составной частью идеологии франкистского режима, а его представители занимали различные посты в правительстве и администрации (особенно в 1940–1950 гг.). Однако Франко и его советники предпочли возвести на престол представителя «альфонсистской» ветви династии Бурбонов Хуана Карлоса. После смерти Франко карлизм пережил кризис, связанный с конфликтом внутри самого карлистского движения.
Кризис был вызван тем, что карлистский претендент на престол дон Карлос-Уго Бурбон-Пармский фактически перешел на левые позиции, создав собственную так называемую Карлистскую партию, которая провозгласила курс на построение «самоуправляющегося социализма». Карлисты-традиционалисты вполне обоснованно сочли этот дрейф Карлоса-Уго влево неоправданным «разрывом с Традицией» (Brioso y Mayral, 1996, p. 170–171). Позиция традиционалистов нашла поддержку у младшего брата Карлоса-Уго — дона Сиксто Энрике Бурбон-Пармского, который остался верен их идеалам, и, наоборот, стал склоняться в сторону правого радикализма. Конфликт выплеснулся наружу во время традиционной встречи карлистов в Монтехурре (1976 г.), на которой произошло открытое столкновение между «прогрессивными карлистами» Карлоса-Уго и традиционалистами дона Сиксто. Последних приехали поддержать представители других праворадикальных движений тогдашней Испании (в частности, «Новой силы» Б. Пиньяра и «Национального Испанского союза»), а также представители ультраправых из Франции, Италии и Аргентины (Canal, 2000–2004, p. 382–383). В результате столкновений было убито два человека, что привело к окончательному размежеванию между двумя карлистскими направлениями. Карлисты-традиционалисты, в полном соответствии с карлистской доктриной, отказались считать Карлоса-Уго своим претендентом. После смерти в 1977 г. отца Сиксто и Карлоса-Уго — Хавьера, считавшегося карлистами королем, дон Сиксто был объявлен регентом и принял титул «знаменосца Традиции»1. Ниже мы рассмотрим деятельность только тех карлистов, которые остались верными традиционным идеалам, и определим, какое положение они занимают на правом фланге политического спектра. В настоящее время их представляют две организации: Карлистская Традиционалистская община (Comunion Tradicionalista Carlista — CTC) и Традиционалистская община (Comunion Tradicionalista — CT). Это разные организации, возникшие в результате уже другого конфликта, который, в отличие от конфликта с Карлосом-Уго и его сторонниками, не носил идеологического характера, а был скорее лишь столкновением интересов некоторых лидеров карлистов-традиционалистов. В целом обе организации разделяют одни и те же идеологические принципы, поэтому они будут рассмотрены в комплексе (хотя там, где есть различия, они будут, по возможности, оговорены).
В мае 1986 г. в Эскориале состоялся конгресс «За объединение карлизма», на котором было объявлено о начале активной деятельности Карлистcкой Традиционалисткой общины, выражавшей взгляды карлистов-традиционалистов. Карлизм в рамках СТС, по мнению участников конгресса, должен был стать инструментом политической борьбы, а, следовательно, СТС стала полноценным политическим движением. Главой Карлистской Традиционалистской общины в настоящее время является Мария Куэрво-Аранго Сьенфуэгос-Ховельянос2, генеральным секретарем движения — Хавьер Гарисоаин Отеро.
Традиционалистская община была зарегистрирована 20 декабря 2000 г., объединив еще более правые элементы карлизма (Ministerio de Interior de Espana, http://www.mir.es/DGPI/Partidos_Politicos_ y_Financiacion/Registro_Partidos_Politicos/registro_partidos_politicos.html). Хотя сам дон Сиксто в январе 2001 г. во время поездки в Аргентину попал в серьезную автокатастрофу, от которой до сих пор не оправился, фактически именно он является главой этой организации. Она имеет также Политический секретариат, который играет роль ее руководящего органа. Первоначально его возглавил видный испанский философ, профессор Рафаэль Гамбра, после его смерти во главе встал видный юрист, профессор Мигель Айюсо.
Разница между этими двумя организациями состоит также в определенной мере и в том, что CTC представляет собой сообщество людей, более склонных заниматься чисто практической политической деятельностью, в то время как CT дона Сиксто объединила вокруг себя прежде всего представителей интеллектуальной элиты, таких как Гамбра или Айюсо.
Символами карлизма являются: белое знамя с изображенным на нем красным суковатым крестом святого Андрея (который иногда называют «бургундским»), двуглавый орел (он ведет свою историю еще с герба Карла I(V)), а также красный берет, который носят приверженцы карлизма. Гимном служит маршевая песня «Ориаменди» («Oriamendi»), а суть идеологии выражает старинный карлистский девиз «Бог, Родина, Вольности, Король» («Dios, Patria, Fueros, Rey»). Этот девиз современными карлистами интерпретируется следующим образом:
1. Бог. Карлизм провозглашает веру в Бога-Творца, Властителя и Законодателя основой своего политического кредо, а Католическую Церковь рассматривает как единственно истинную. Власть Иисуса Христа считается фундаментом любой легитимной власти, поэтому, с точки зрения карлистов, государственные законы и правительственные акты следует согласовывать с «естественными христианскими принципами».
2. Родина. Испания состоит из различных регионов, обладающих своими собственными особенностями, которые обогащают страну в целом и не должны игнорироваться в государственной политике. Именно поэтому важную роль в Испанском государстве должны играть так называемые fueros (вольности) регионов, т. е. их права и привилегии.
3. Вольности. Вольности представляют собой в общих чертах права или привилегии, признанные королем за человеком, сословием, общиной, городом, провинцией, регионом и т. д., осуществлять какую-либо специфическую деятельность (например, преимущественно перед другими) или жить в соответствии со своими собственными местными законами в обмен на верность и признание его власти. Вольности Наварры, о которых прежде всего идет речь, были даны этому королевству при его присоединении к Кастилии и Арагону и давали ему возможность продолжать жить по своим законам, в то же время обеспечивая верность испанской короне. Со времени Французской революции началось наступление на вольности, выразившиеся в тенденции централизации государства. Лозунг вольностей был возрожден карлистами. При Франко Наварра пользовалась автономией, которой не было у других частей Испании. Проблема вольностей решается карлистами в двух отношениях: в контексте соотнесения прав личности и государства, а также центральной и региональной власти. Личные права человека объявляются незыблемым фундаментом его свободы. Всеобъемлющая власть государства является формой либо демократии (закон большинства), либо тоталитаризма (марксистского или фашистского). Карлисты же, в отличие от ряда других праворадикальных движений Европы, являются убежденными противниками государственного централизма. Традиционализм, который карлисты противопоставляют этатизму, представляет собой принцип «социального суверенитета, который должен быть уважаем политической властью государства»3.
4. Король. Согласно карлистской доктрине, политическая власть обладает тремя независимыми функциями, которые координируются королем: законодательной, судебной и административной. Законодательная функция осуществляется королем посредством созыва кортесов, составленных по корпоративному принципу. Таким образом, карлисты отвергают современную систему представительной демократии. Судебная функция, с точки зрения карлистов, должна осуществляться также именем короля, впрочем, основным источником ее осуществления являются органы юстиции. Административная (исполнительная) функция осуществляется правительством, глава которого назначается и смещается королем. Однако карлисты не являются сторонниками абсолютной монархии! Они апеллируют к средневековым образцам, согласно которым король должен соблюдать принципы Бога, Родины и Вольностей, и если он предаёт эти идеалы, то теряет суверенитет и дает повод для восстания. С точки зрения карлистов, монархия должна быть легитимной не только по своему происхождению, но также и по своему реальному воплощению в жизнь (Manifiesto de S. A. R., 2001, http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file=article&sid=4). В этом заключается основное отличие карлизма от многих других легитимистских движений.
Карлисты главной своей целью видят построение общества, основыванное на вышеприведенных принципах. Карлизм не является, впрочем, революционным движением. Однако он контрреволюционен в том смысле, что стремится к другой революции, которая дереволюционизирует то, что было революционизировано. Карлисты декларируют себя политическим, католическим, испанским, традиционалистским, контрреволюционным, антилиберальным, регионалистским, монархическим и легитимистским движением, для которого одной из главных задач является участие католиков в политике.
В политическую программу обоих карлистских движений в настоящее время включён пункт о конституционной реформе, без которой, как говорится в программе CTC, не могут быть осуществлены в полной мере все их предложения4. Действующая в Испании Конституция 1978 г. является лишь «пустой бумагой», предоставленной «масонами узурпаторам Трона и власти в Испании», — утверждают уже представители CT (Viva la constitucion…, 2006, http://montejurra.blogspot.com/2006/12/viva-la-constitucin-histrica-de-las.html). По их мнению, конституция носит «сепаратистский, диворсистский, абортистский и капиталистский» (Ibid.) характер, благодаря чему Испания разваливается «централистскими автономиями», а испанские семьи разрушаются из-за легализации разводов и абортов. Карлисты ставят под сомнение не просто технические моменты, а доктринальные положения нынешней конституции. Традиционалистская община провозглашает: «Да здравствует историческая конституция Испаний!»5, «Смерть Конституции 1978 г.!» CTC заявляет, что в настоящее время Испания является фактически не монархией, а «торжествующей республикой», а сторонники нынешней монархии Хуана Карлоса на самом деле не кто иные, как республиканцы6; CT рассматривает существующий в настоящее время в Испании политический режим как «нелегитимный» (http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file=article&sid=188).
Еще один лозунг карлистов — «Ничего без Бога» (Nada sin Dios). Являясь приверженцами традиционного католицизма, карлисты критически воспринимают реформы Второго Ватиканского Собора. Если CTC сегодня в целом лояльна по отношению к Ватикану, то CT дона Сиксто предпочитает ориентироваться на Братство св. Пия XX. Это братство католических священников-традиционалистов, признавая Папу, в то же время отказывается принимать реформы Второго Ватиканского Собора и последовавшее за ним изменение литургии, а потому находится в сложных отношениях с современным Ватиканом. Как и члены этого братства, члены CT также открыто критикуют Второй Ватиканский Собор и его реформы (см., например: Gambra, http://www.carlismo.es/ modules.php?name=News&file=article&sid=71; Intervencion de Jose Manuel Gambra…, http://mollelazo.blogspot.com/2006/11/intervencin-de-jos-miguel-gambra-en-la.html). 24 марта 2007 г. культурный кружок Антонио Молье Ласо совместно с CT провел конференцию, на которой глава кружка профессор Хосе Мигель Гамбра выступил с докладом, посвященным знаменитой энциклике Папы св. Пия X «Pascendi», направленной против католического модернизма (Documentos, http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file= article&sid=164). Сам дон Сиксто Бурбон-Пармский в 1988 г. присутствовал на знаменитой церемонии в Эконе (Швейцария), когда основатель Братства св. Пия X Архиепископ М. Лефевр рукоположил в сан епископа четырех священников-традиционалистов без разрешения на то Ватикана. Дон Сиксто был первым, кто публично поздравил Архиепископа Лефевра с совершенным рукоположением! Безусловно, CT приветствовала решение нынешнего Папы Бенедикта XVI о возвращении к служению традиционной латинской мессы на широкой основе. Дон Сиксто и члены Политического секретариата CT также присутствовали 28 октября 2008 г. в Риме на церемонии беатификации 498 испанских мучеников — духовных лиц и мирян, ставших жертвами религиозных преследований со стороны испанской Второй Республики и Народного фронта (Casa Real realmente…, http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file= article&sid=178).
Карлисты подвергают резкой критике состояние современного общества. По мнению дона Сиксто, политическая и общественная реальность современной Испании представляет собой «летальную комбинацию либерального капитализма, социалистического этатизма и морального индифферентизма» (Manifiesto de S.A.R., http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file=article&sid=4). Современное общество «лишило женщин женственности», всё большее число молодежи употребляет наркотики. «Мир без Бога — это мир против человека», — заявляют карлисты. Они выступают за отмену законов, противоречащих праву на жизнь, таких, например, как законы, легализовавшие аборты. Вместе с представителями других правых организаций Испании карлисты участвуют в манифестациях против абортов. Они выступают за модификацию семейного законодательства с целью «стабилизации семьи». Карлисты выступают за политику, которая бы защитила достоинство женщины в ее деятельности как «хранительницы домашнего очага», не впадая в идеологическое предубеждение, такие как «позитивная дискриминация». Очевидно, что они считают, что мужчины и женщины должны играть различные социальные роли и имеют социальные функции, отличные друг от друга. Кроме того, карлисты проводили манифестации против различных законов, касающихся сферы семейной политики, принятых социалистическим правительством Родригеса Сапатеро, как, например, манифестация против закона об однополых браках (2005 г.), и т. д.
Большой интерес представляют взгляды карлистов на административно-территориальное устройство Испании, которые в целом выражают стремление «к региональной автономии без ущерба солидарности между Испаниями» (las Espanas — так карлисты называют регионы, составляющие Испанское Королевство, часто предпочитая употреблять это слово вместо слова Espana). Нынешнее Испанское «государство регионов» карлистами отвергается как воплощение «автономистского централизма». Они призывают заменить концепцию «статута» возрожденной концепцией «фуэрос» (вольностей), чтобы достичь «единства в разнообразии»7. В манифесте дона Сиксто утверждается, что вольности представляют собой «как выражение автономии, так и инструмент интеграции, воплощение христианской свободы посредством, справедливо называемой нами федеративной и миссионерской, монархии» (Manifiesto de S.A.R., http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file=article&sid=4).
Карлисты считают, что государство не должно вмешиваться в компетенцию регионов, за ним следует закрепить только те полномочия, которые не могут исполнять регионы. Регионы сами должны заниматься взиманием налогов и управлением налоговой системой. Кроме того, необходимо поддерживать политику, направленную на сохранение и развитие региональных языков и диалектов, конечно, в гармонии с основным языком Испании — «наследием всех». Также следует обеспечить возможность прямого и свободного сотрудничества между соседними регионами.
Карлисты являются противниками баскского национализма в той форме, которую он приобрел в организации ЭТА. Прежде всего потому, что идеология ЭТА носит леворадикальный характер, а также из-за расхождений по поводу Наварры. Центром карлизма всегда была провинция Наварра (отчасти заселенная басками, но всегда выступавшая, в отличие от трёх других населенных басками провинций, за союз с Испанией при условии соблюдения её «вольностей»). Баскские националисты считают Наварру частью «будущего баскского государства», что вызывает неприятие со стороны карлистов.
На муниципальном уровне карлисты считают необходимым наделить городские советы теми полномочиями, которые они могут исполнять самостоятельно, но которые сейчас принадлежат автономным сообществам. Муниципалитеты должны развивать экономическую самостоятельность, чтобы муниципальная жизнь не зависела всецело от вмешательства вышестоящей администрации8. Таким образом, карлисты требуют проводить принцип субсидиарности на всех уровнях — от регионального до муниципального.
В то же время карлисты полагают, что, как это ни парадоксально, их «средневековая» концепция Родины, подразумевающая, прежде всего, любовь к общине, сейчас, в условиях глобализации, является гораздо более актуальной и реалистичной, в отличие от концепции территориального национализма9. Раньше, указывают карлисты, территориальные границы формировали обычно привязанность к некому гомогенному и постоянному пространству. Однако сегодня, с развитием автодорог, авиатранспорта и т. д., стали возможными «разрывы» в этом пространстве. Сейчас, справедливо замечают они, например, барселонский чиновник или бизнесмен может лучше знать Мадрид, нежели глубинку Каталонии, и в этом смысле он больше «мадридец». Поэтому средневековая концепция карлистов, апеллирующая к любви к общине и т. п.10, а не географическому пространству, становится действительно актуальной.
Приверженцы карлизма требуют защищать «индивидуальность Испании» в Европе. Они считают, что европейское единство должно быть основано на духовных и культурных ценностях, и требуют пересмотреть участие Испании в Европейском союзе, ориентируясь на образование конфедерации с конкретными задачами и ограниченной компетенцией. Следует децентрализовать органы принятия европейских решений, ибо централизация приводит, по мнению карлистов, к образованию «новой европейской касты бюрократов»11. Карлисты выступают также против «империализма ООН».
Карлисты считают, что необходимо способствовать социальной интеграции иммигрантов посредством нового закона об иностранцах, соблюдая уважение к достоинству иммигрантов как личностей, но в то же время защищая испанские культуру и традиции.
Один из лозунгов карлистов звучит как «Больше общества, меньше государства!» По их словам, необходимо, чтобы «государство было на службе общества, а не общество на службе государства». Они ратуют за прямое участие всех естественным путем созданных общностей и организаций (семей, муниципалитетов, синдикатов, университетов и т. д.) в политической жизни. В русле этих корпоративистских идей карлисты также выступают за достижение «полного синдикального единства» посредством образования единого синдиката12. Кроме того, например, карлисты из CTC предлагают вообще ликвидировать министерство юстиции, чтобы обеспечить большую независимость судебных органов13.
Карлистские движения имеют отделения в различных регионах Испании, таких как Наварра, Валенсия, Астурия, Каталония, Галисия, Арагон, Андалусия и т. д. CTC имеет молодежную организацию «Бургундский крест». Традиционно в прошлом и настоящем у CTC и CT имеются женские отделения — «Маргаритас». Карлисты осуществляют свою практическую деятельность и ведут пропаганду посредством и таких организаций, как: Фонд Эрнандо де Ларраменди, созданный в честь этого карлистского политика его потомками; культурный кружок имени Васкеса де Мельи в г. Хихон, который возглавил католик-лефеврист Л. Рубен Инфанте; карлистский кружок Святого Матфея в Мадриде, возглавленный отошедшим от CTC видным карлистом Ф. Х. де Лисарсой; культурный кружок имени Антонио Молье Ласо, сотрудничающий с CT, кружок имени Апариси-и-Гихарро в Валенсии, примыкающий к CTC, и т. д. Выходят карлистские периодические издания, такие как (у CTC): Aportes и Ahora-informacion. Последнее, начавшее выходить в 1994 г., теперь имеет Интернет-версию (http://www.ctcarlista.org/ahora.htm#indice). Уже несколько лет существует и вэб-сайт CTC14. В последнее время появился и web-сайт CT дона Сиксто15. CT распространяет информацию также через Интернет-агентство FARO16. Кроме того, карлисты публикуют книги и сборники статей по истории карлизма и карлистских войн.
Карлисты организуют различные кампании: например, кампания CTC по «пропаганде идей движения» в 2000–2001 гг.; кампания в 20-летнюю годовщину Конституции 1978 г. (под названием «20 лет национал-атеизма, партократии и торжествующей республики») в октябре 1998 г., кампания в поддержку китайских католиков, преследуемых коммунистическим режимом (для чего в 2001 г. устраивались акции протеста у китайских посольств; CT в 2008 г. призвала к бойкоту Олимпиады в Пекине), кампания за жизнь, т. е. против абортов (это перманентная кампания), и т. д. Или кампания CT в поддержку арестованного экс-президента и экс-диктатора Уругвая Х. М. Бордаберри (Бордаберри симпатизировал карлистским идеям, за что доном Сиксто ему был пожалован карлистский династический орден). Члены CT рассматривают арест Бордаберри как «месть левых» симпатизирующему карлистам южноамериканскому политику (см., например: Se recrudece persecucion…, http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file=article&sid=125; Libertad para, http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file=article&sid=104). Карлисты также проводят митинги и мероприятия в символические даты карлизма: 6 января — «день Традиционной монархии» (день Богоявления Господня), 4 ноября — «день легитимной династии» (день св. Карла Борромея, святого покровителя династии) и т. д.
Испанские карлисты сотрудничают с правыми движениями других стран. Например, CTC сотрудничает с французскими роялистами, CT поддерживает контакты и с более радикальными организациями. Так, дон Сиксто поддержал на президентских выборах 2002 г. во Франции кандидатуру Ж.-М. Ле Пена. Дон Сиксто участвовал также в манифестации в Мадриде против предложенного в 2005 г. проекта Европейской Конституции. В 2008 г. дон Сиксто посетил с визитом Перу. Следует отметить, что в Латинской Америке в таких странах, как Аргентина, Перу, Уругвай и проч. есть приверженцы идеалов карлизма.
Карлисты из CTC стремятся к участию в политических институтах. Несмотря на, как они выражаются, «цензы» избирательной системы, они надеются провести в парламент своих депутатов, которые пропагандировали бы идеи карлизма. CT дона Сиксто не участвовала в парламентских выборах 2004 г., хотя он и призывал карлистов двух организаций объединиться перед выборами. Однако, по его словам, представители CTC отказались это сделать. Впрочем, дон Сиксто всё же призвал избирателей поддержать кандидатов CTC на выборах в Сенат, поскольку многие из них, несмотря на разногласия, действительно «являются приверженцами карлистского Дела» (S.A.R., http://es.geocities.com/faroagencia/ amisecretariaelecciones14marzo2004.html).
С точки зрения историка карлизма Ж. Каналя, движение карлистов в Испании в настоящее время утратило былую силу. В качестве подтверждения он приводит факт, что поддержка карлизма упала в традиционном его бастионе — Наварре. По его мнению, карлистское движение утратило организационное единство и скорее представляет собой группы сторонников, распыленные по всей Испании. Каналь замечает, что карлистов в настоящее время интересуют не столько политика, сколько общественные и культурные вопросы, защита своего видения мира, — они больше заняты борьбой с абортами и порнографией, нежели попытками утвердить своего короля на испанском престоле (Canal, 2000–2004, p. 399–400). Однако именно нравственные вопросы стали сейчас на Западе одной из главных тем политических дебатов, поэтому не следует столь однозначно говорить об исчезновении карлизма из политической жизни. Наоборот, подобная позиция может сработать и в пользу карлизма.
Следует отметить, что если поддержка карлистов в регионах, являвшихся его традиционной базой, упала, то в то же время одним из явлений политической жизни современной Испании является то, что карлизм получил поддержку в тех регионах, которые раньше не отличались большой поддержкой карлизма, таких как Валенсия и Эстремадура, о чем свидетельствуют результаты выборов 2008 г. (Ministerio de Interior de Espana, http://www.generales2008. mir.es/99SN/FTOP.htm). Вновь появились сторонники карлизма и в Каталонии. По словам другого историка карлизма, Х. Балансо, в отличие от Карлистской партии, дрейфующей влево и не имеющей значительного влияния, карлисты, придерживающиеся традиционных принципов, имеют больше потенциальных сил, чем кажется на первый взгляд. Они сумели обновить свои кадры и воспитать новое поколение активистов (Balanso, 1994; p. 245; цит. по: Brioso y Mayral, 1996, p. 170–171).
Литература
1. Aparisi y Guijarro A. Antologi. Barcelona.
2. Balanso J. La Familia Rival. / Barcelona. 1994. P. 245.
3. Brioso y Mayral J. V. El Carlismo en la Postguerra y en la transicion / Identidad y Nacionalismo en la Espana contamporanea: El Carlismo 1833–1975. Dirigido por Stanley G. Payne. Madrid. 1996. P. 170–171.
4. Canal J. El Carlismo. Madrid, 2000–2004. P. 382–383.
5. Casa Real realmente presente en beatificaciones // http://www.carlismo.es/ modules.php?name=News&file=article&sid=178
6. Documentos: Conferencia sobre la Pascendi // http://www.carlismo.es/ modules.php?name=News&file=article&sid=164
7. Gambra R. XIV Centenario III Concilio de Toledo. Toledo, 1989 // http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file=article&sid=71
8. http://www.carlismo.es/
9. http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file=article&sid=188
10. http://www.ctcarlista.org/
11. http://www.ctcarlista.org/ahora.htm#indice
12. http://www.geocities.com/faroagencia/
13. Intervencion de Jose Manuel Gambra en la cena de Cristo Rey. 2006 // http://mollelazo.blogspot.com/2006/11/intervencin-de-jos-miguel-gambra-en-la.html
14. Libertad para Juan Maria Bordaberry // http://www.carlismo.es/ modules.php?name=News&file=article&sid=104
15. Manifiesto de S.A.R. Don Sixto Enrique de Borbon, 17 Julio 2001 // http://www.carlismo.es/modules.php?name=News&file=article&sid=4
16. Ministerio de Interior de Espana. Direccion General de Politica Interior. Formaciones politicas inscritas // http://www.mir.es/DGPI/Partidos_ Politicos_y_Financiacion/Registro_Partidos_Politicos/registro_partidos_politicos.html
17. Ministerio de Interior de Espana. Elecciones a Cortes Generales 2008. Resultados provisionales. Senado // http://www.generales2008.mir.es/99SN/FTOP.htm
18. Pradera V. Obra Completa. Madrid, 1945.
19. Que queremos? / Comunicados Oficiales / Comunicado Oficial de CTC, 20 anos de nacional-ateismo, partitocracia y Republica coronada, 6 diciembre 1998 // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
20. Que queremos? / Comunicados Oficiales / Objeciones Tipicas // http://www. ctcarlista.org/inicio.htm
21. Que queremos? / Ideario // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
22. Que queremos? / Programa politica / Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista, Reforma Constitucional // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
23. Que queremos? / Programa politica / Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista, 9. Para mejorar la Justicia y la Seguridad de todos // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
24. Que queremos? / Programa politica / Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista, 5. Para hacer realidad la autonomia regional sin olvidar la solidaridad entre «LAS ESPANAS» // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
25. Que queremos? / Programa politica / Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista, Para potenciar la Vida Municipal // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
26. Que queremos? / Programa politica / Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista, 11. Para defender nuestra personalidad en Europa // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
27. S.A.R. Don Sixto Enrique de Borbon, Ante las elecciones generales del 14 de marzo 2004, 20 febrero de 2004 // http://es.geocities.com/faroagencia/ amisecretariaelecciones14marzo2004.html
28. Se recrudece persecucion contra Bordaberry // http://www.carlismo. es/modules.php?name=News&file=article&sid=125
29. Vazquez de Mella J. Textos de Doctrina Politica. Madrid, 1953.
30. Viva la constitucion historica de las Espanas! Muera la constitucion de 1978! // Tetralema–Bitacora Lealtad, 6 diciembre 2006 // http://montejurra.blogspot.com/ 2006/12/viva-la-constitucin-histrica-de-las.html
1 Полное имя и титул дона Сиксто звучат как «Его Королевское Высочество дон Сиксто Энрике де Бурбон и Бурбон-Буссе, герцог Аранхуэсский, инфант Испании, принц Пармы и Пьяченцы, регент Традиционалистской общины, знаменосец Традиции».
2 То, что женщина является лидером CTC, — интересный факт, поскольку движение стоит на позициях радикального социального консерватизма.
3 Que queremos? / Ideario / Fueros // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
4 Que queremos? / Programa politica / Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista, Reforma Constitucional // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
5 Никакой опечатки — именно Испаний (мн. ч.), а не Испании (ед. ч.)!
6 Que queremos? / Comunicados Oficiales / Comunicado Oficial de CTC, 20 anos de nacional-ateismo, partitocracia y Republica coronada, 6 diciembre 1998 // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
7 Que queremos? / Programa politica / Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista, 5. Para hacer realidad la autonomia regional sin olvidar la solidaridad entre «LAS ESPANAS» // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
8 Que queremos? / Programa politica / Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista, Para potenciar la Vida Municipal // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
9 Que queremos? / Comunicados Oficiales // Objeciones Tipicas: http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
10 La comunidad — под этим можно подразумевать: сословие, корпорацию, религиозную общину, этническую общину и т. д.
11 Que queremos? / Programa politica, / Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista, 11. Para defender nuestra personalidad en Europa // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
12 Синдикатами в Испании называются профсоюзы.
13 Que queremos? / Programa politica / Programa de la Comunion Tradicionalista Carlista, 9. Para mejorar la Justicia y la Seguridad de todos // http://www.ctcarlista.org/inicio.htm
14 Официальный сайт CTC: http://www.ctcarlista.org/
15 Официальный сайт CT: http://www.carlismo.es/
16 Официальный сайт информационного агентства FARO: http://www.geocities.com/faroagencia/
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-i-praktika-ispanskogo-karlizma
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.