20.07/2.08. – Пророка Илии
Ильин день. Тайна пророка Илии
Пророк Илия – один из величайших пророков Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Когда родился Илия, отцу его Соваку было видение, что благообразные мужи беседовали с младенцем, пеленали огнем и питали пламенем огненным. Имя Илия переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения – ревностная борьба за поклонение единому Богу.
Жизнь св. пророка Илии описана в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Его имя также не раз упоминается в Новом Завете, с чем связываются эсхатологические и мессианские ожидания. Во время Преображения Господня Моисей вместе с пророком Илией беседовали со Спасителем на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). По мнению свт. Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Сам Иисус вспоминает историю Илии применительно к Своему служению после того, как Его проповедь в Назарете не имела успеха, говоря, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4:24). Особо важное значение имеет свидетельство о пророке Илии в Апокалипсисе.
С малых лет Илия посвятил себя Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте и молитве. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Этим идолам евреи ритуально приносили в жертву детей (4 Цар. 17:17). Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Поклонение идолу Ваалу привело израильтян к полному нравственному разложению. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу. Царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что в наказание три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве.
И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место у потока Хораф. Хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу.
Когда поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. Силою своей молитвы великий пророк сотворил другое чудо – воскресил умершего сына этой вдовы.
По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Пророк Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Когда народ собрался, пророк Илия предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от пророка Илии для служения Истинному Богу. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен, – сказал пророк Илия, – и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти» (3 Цар. 18, 21-24). Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно – небо молчало. К вечеру пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12 камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, камни и даже воду. Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!». Тогда пророк Илия умертвил всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.
Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о безсилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился «в тихом ветре» (3 Цар. 19, 12) и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать (посвятить) на пророческое служение Елисея.
За свою ревность о Боге пророк Илия был взят на Небо живым в огненной колеснице (4 Цар.2:11). Иконописная традиция часто изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии на небо в огненной колеснице и получил вместе с его упавшим плащом дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия. Согласно Библии, до Илии живым на небеса был взят лишь Енох, живший до Потопа (Быт. 5:24). Этим двум пророкам предсказано и возвращение на землю перед концом времен для последней проповеди.
Уже в Книге пророка Малахии говорится: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5). В откровении св. Иоанна Богослова описано подробнее: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчества их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвой, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят… Но после трех дней с половиной вошел в них дух жизни от Бога, и они оба встали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говорящий им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Откр.11:3-12). Об этом упоминается в православном богослужении (Триодь постная, Служба св. Пророку Илии, Четьи Минеи за 20 июня).
Поскольку ветхозаветное служение пророка Илии преследовало цель обращения евреев от идолопоклонства, возможно, и последняя проповедь пророка Илии будет особо обращена к еврейскому народу, ныне самому антихристианскому и пребывающему в состоянии богоборчества – как последняя возможность спасения хотя бы его части. На это указывает и место убиения обоих пророков: Иерусалим, «который духовно называется Содом и Египет», потому что теперь оккупирован «детьми диавола», они именно там воздвигнут Третий храм для своего машиаха-антихриста. В иудейской традиции также считается, что Илия должен вернуться на землю пред пришествием машиаха. Предания об Илие сохраняются и у мусульман, и ему воздаётся высокая похвала в Коране.
Сохранились свидетельства различных христианских авторов, что в первые века по Р.Х. существовали сочинения, которые были составлены от имени пророка Илии. В этих произведениях, которые рассматриваются исследователями как «апокалипсисы» (откровения), пророк предстает провозвестником конца времен и прихода Мессии.
На Руси пророк Илия изначально пользовался большим уважением. Еще при князе Аскольде, в начале IX века, был воздвигнут соборный храм пророка Илии в Киеве. Приняв Крещение, святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты. Возможно, давнее и особое почитание пророка Илии на Руси объясняется тем, что с принятием христианства в народном сознании Ильёй-пророком заменился образ языческого Громовержца-Перуна.
Многие языческие обычаи заметны поныне в праздновании Ильина дня. С четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье. Накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была запрещена любая работа – считается, что она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка за непочтительное отношение к его празднику. Почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза (братчина) с гуляньями молодежи, играми, хороводами и песнями. С Ильина дня, по народным поверьям, запрещалось купаться по причине того, что в вода с этого дня становится холоднее и в нее возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос – с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание становится чревато появлением нарывов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью. В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая, в некоторых местах крестьяне ставили на воротах чашку с зерном, прося священника «провеличать Илию на плодородие хлеба». Раньше праздник, связанный с символикой плодородия, также связывался в представлениях славян с брачной темой: девушки молились о том, чтобы выйти замуж. Православные особенно молились пророку Илие при засухе, а также и о прекращении затяжных дождей, о недопущении оружейных ран, об удаче на охоте. Праздник совпадает с датой создания воздушно-десантных войск СССР и РФ, поэтому святой Илия считается покровителем «голубых беретов». Летчики также считают его своим покровителем – оберегающим их в небе.
Многие русские пословицы связывают с этим днем поворот лета на осень:
Илья лето кончает.
Петр и Павел на час день убавил, и Илья Пророк – два уволок.
Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья – отщипнет и два.
С Ильина дня ночь длинна.
С Ильина дня в реке уже не купаются, поговаривая: «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается».
+ + +
Ежегодно 2 августа в РФ отмечается День Воздушно-десантных войск (День ВДВ), объявленный Указом президента РФ №549 от 31 мая 2006 г. «Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах». Днём создания ВДВ считается 2 августа 1930 г., когда на учениях Московского военного округа под Воронежем впервые было десантировано на парашютах десантное подразделение в количестве 12 человек. Поскольку этот день удачно совпал с днем св. Илия пророка – этот святой теперь признан покровителем Воздушно-десантных войск России. К счастью, в отличие от знамени всей армии РФ (где позорно присутствует пентаграмма), в символике ВДВ нет богоборческих советских родимых пятен. Это хороший признак, поскольку армия нам нужна для обороны государства независимо от преходящих недостойных правителей.
Флаг ВДВ, учрежденный приказом министра обороны РФ 14.6.2004 г.
Эмблема ВДВ, учреждена приказом министра обороны РФ 6.5.2005 г.
Источник: https://rusidea.org/25080201
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.