Интервью с М.В.Назаровым для прихожан Дальневосточной епархии РПЦЗ(А)
(В текст беседы, записанной 10.7.2022, в первой ее части, по просьбе беседовавшего со мной С.Н. Чуприна, я добавил дополнительную информацию и уточнения с не работающего сейчас форума РИ, часть текстов которого администратору недавно удалось скопировать ‒ ссылки на временные копии этой темы размещены в конце данной страницы. Полагаю, что пора этот церковный конфликт изложить в обзорном виде, ибо он не личный: в нем вскрылась сущность первоиерарха РПЦЗ(А), что необходимо знать и прихожанам Дальневосточной епархии в обоснование их протеста против изменнической политики этого лукавца-еретика в связи с войной на Украине. ‒ МВН)
Вопрос: Расхождения с митрополитом Агафангелом, начавшиеся в 2014 году, они имеют под собой духовные, канонические причины, либо же продиктованы расхождением в других взглядах? Политических, например?
Ответ: Как известно, епископ Агафангел Пашковский был единственным из епископата РПЦЗ, который отказался капитулировать перед МП в мае 2007 г. ‒ так что мы его себе не выбирали, а автоматически оказались под его омофором. Сначала у меня с ним возникли недоумения: зачем он хвалит Ющенко и принял националиста Корчинского, на что наш архиерей отвечал, что с Ющенко его «не так поняли», а от прихода Корчинского все-таки отказался из-за его русофобской скандальности.
Серьезные разногласия нашего московского прихода с Агафангелом начались в 2011-м году, когда настоятелем в приходе был, и еще остается там о. Валерий Леоничев, хотя приход в прежнем виде не существует. Примерно в 2010 году появился в нашем приходе язычник, Вячеслав Демин, который начал пропагандировать «синтез язычества с Православием» под эгидой свастики ‒ «арийского расового Креста… наступает время, когда Вера и лжеверие, верность Христу и примирение с Антихристом, будут определяться отношением к Кресту-Свастике. То есть ни догматы, ни богословие, ни молитвословие и многословие, ни внешнее благочестие, ни что-либо иное, легко принимаемое или отвергаемое, а именно приятие или неприятие этого священного расово-христианского символа будет в будущем определять место того или иного человека». Ну, это я просто одну из его идей главных напоминаю. Демин тогда и книгу выпустил – что-то вроде «Одна раса, один Бог…» , не помню уже точное название, и стал всем ее дарить на дисках. И это поддерживал о. Леоничев, в том числе публикациями на приходском сайте под шапкой Русской Зарубежной Церкви.
Наши возмущенные прихожане уже в 2010 году обращались с жалобами к первоиерарху Агафангелу в Одессе, но тот не реагировал, и одна молодая семья (С.) даже ушла из прихода. Наконец прихожане попросили меня написать против этих идей статью, показать, что это нам чуждо, ведь это позорит и наш приход и нашу Церковь. Поначалу я не читал деминских произведений, но, выполняя просьбу прихожан, кое-что прочел. И меня это тоже возмутило, тем более что мое внимание на это обратили и соратники в Союзе Русского Народа ‒ прихожане МП (в СРН, организации общественной, а не церковной, как и до революции, не делалось юрисдикционных различий между членами при соблюдении единой православно-монархической идеологии). Против нас как «зарубежников-цэрэушников» и так искусственно сеется недоверие злопыхателями в Патриархии, а тут им еще дают в руки компромат на нас, что мы и «христианского вождя» Гитлера почитаем, и его языческую свастику, и все деминские расово-хилиастические ереси.
В марте 2011 года я написал статью «»Православный гитлеризм» как желаемое вместо действительного», не упоминая ни Демина, ни наш приход, ограничиваясь только фактическим опровержением «гитлеровской» части подобных заблуждений. Демин возмутился тем, что я вступил в полемику, не назвав его по имени, и стал мне возражать в интернете, зарегистрировался также и на форуме моего сайта РИ, тем самым вынес сор из избы на публику. В апреле я опубликовал богословское продолжение своей критики уже с указанием его имени: «»Православный гитлеризм» как Гог и Магог», после чего о. Леоничев осудил меня в проповеди за «небратское» отношение к Демину и едва не распустил кулаки после службы к ужасу присутствовавших прихожанок. Было это накануне Лазаревой субботы. После этого мы с женой (она была регентом) ушли от Леоничева и вместе с нами около десяти человек, Пасху впервые встретили у нас дома в Воскресенском мiрским чином.
Лишь после этого наш одесский первоиерарх м. Агафангел решил вмешаться. В мае 2011 г. он приехал в Москву, на общем приходском собрании выслушал наш продолжительный диспут с Деминым и сказал, что сторонники взглядов Демина «не могут считаться членами нашей Церкви», запретил его допускать к причастию до покаяния. Леоничев лукаво оправдался тем, что публиковал тексты Демина только «для обсуждения», не разделяя его идеи. После собрания митрополит благословил нас служить дома и благословил архиепископа Софрония выделить нам приезжего священника из С.-Петербурга для регулярных служб.
Однако Агафангел защитил тогда составную часть «учения» Демина: ересь хилиазма, проповедуемую также и Леоничевым во множестве статей на приходском сайте. Это еретическое учение, что перед концом истории будет тысячелетнее царство праведных на Земле, а не царство антихриста. Накануне, в день приезда, на Епархиальном Совете Агафангел осудил хилиазм, но переночевав у Леоничевых, на следующий день он сказал на собрании, что хилиазм не был осужден Церковью, повторив оправдание этой ереси Леоничевым… ‒ Как это не был осужден? Митрополит не читал об этом отцов Зарубежной Церкви? («Держаться этих мнений православному христианину совершенно непозволительно».) Он не читал все предыдущие справочники по ересям?
Демин заявил, что не будет ни в чем каяться, – тем не менее Леоничев продолжил его причащать и публиковать на приходском сайте РПЦЗ от имени нашего прихода тексты разных авторов о «христианском вожде Гитлере», хилиазме и расовой теории, противоречащие традиции РПЦЗ и вообще Священному Писанию, он лишь сделал лукавое уведомление на сайте, что некоторые материалы «могут не совпадать с православным учением РПЦЗ». Где это разрешено такое «несовпадение» в официальных приходских изданиях Церкви?
То есть позор продолжился. К тому же Леоничев, осуждая протестующих прихожан, стал нарушать их тайну исповеди и принял в окормление секту некоей целительницы рака водой, соблазненный ее деньгами (позже она была осуждена за мошенничество). Агафангел это одобрил из денежных интересов. В результате из прихода, не выдержав, в следующие месяцы вслед за нами ушло 3/4 прихожан, в декабре 2012 года обратившихся к Агафангелу с письмом: «Нам непонятно, почему даже в связи с этим новым всплеском антицерковной деятельности иерея Валерия Леоничева Вы, Ваше Высокопреосвященство, не применяете к нему положенных канонических мер прещения, а продолжаете его увещевать как якобы не понимающего, что творит…»
Тогда же я написал третью статью: «»Православный гитлеризм» как провокация и «бревно в собственном глазу»», уже с мягкими упреками в адрес первоиерарха Агафангела за его потакание еретикам. Добавлю сейчас цитату из нее:
«Долгое время мы верили, что наш Высокопреосвященнейший митрополит, находящийся далеко от нас и наших проблем, даже после разоблачительного приходского собрания не стал вникать в недостойное поведение настоятеля Валерия, доверчиво пожалев его в надежде на образумление. Но образумления нет, а налицо явно обратный процесс раскола и расширения ереси как проказы [на другие приходы, окормляемые о. Леоничевым]. Все вышеприведенные факты в совокупности – наш последний довод для должного архиерейского размышления о том, можно ли верить клятвам Леоничева и достоин ли он священнического сана.
Часть данной статьи имеет подзаголовок – «О внутренних причинах…». Внутренние причины этого двухлетнего позора, несомненно есть, и они не только в Леоничеве, но и в отношении церковного руководства к нему. Публикую эту статью, чтобы вынесенный Дёминым, Филатчевым и Леоничевым «бревенчатый» сор избы, позорящий нашу Церковь, не заметать назад в избу под ковер, а наконец-то выбросить на помойку. Это должны сделать те, кому положено по сану и должности. Тем более, что если в Синоде нашей Церкви в последнее время обсуждается вопрос о провозглашении анафемы сергианам, то не должны ли быть мы сами чисты и безупречны, чтобы не получить в ответ «анафему расовому христианству Тысячелетнего рейха»?
Если по этому вопросу состоится Церковный Суд РПЦЗ, – предоставлю доказательства того, что этот мой публичный отчаянный шаг – последнее средство после безрезультатных двухлетних усилий решить проблему на всех церковных уровнях…»
Лишь в конце декабря 2012 года Агафангел издал официальный указ об отлучении Демина от причастия, но в отношении его духовного отца и других чад деминского кружка никаких мер так и не принял… А они усилили свое беснование с обвинением меня как засланного агента КГБ.
В день издания этого указа в Интернете появился анонимный блог ЖЖ nazarov-chekist.livejournal.com от имени пользователя «nazarov-chekist» (с моей датой рождения и моей соответствующей фотографией). На этой странице стал анонимно размещаться грязнейший личный клеветнический «компромат» на меня и мою супругу. В «друзьях» этого блога моментально записались и стали распространять его материалы, а также ставить одобрительные отклики прихожане Леоничева: Т. Кунгурова с мужем А. Кутало, интернет-монах Никандр, О. Филатчев и, конечно, отлученный Демин, торжествующе приславший мне ссылку в первый же день. Позже Леоничев признал свое благословение прихожанам на открытие этого сайта ‒ во время Рождественского поста! Для любого православного человека совершенно ясно: тот, кто использует такие грязные методы, не может быть православным.
В январе 2013 года от моего имени в «Центр по противодействию экстремизму» через формуляр в интернете для подачи заявлений был подан донос на «экстремиста» Демина ‒ несомненно, что он сам же этот донос и написал, чтобы дискредитировать меня и выглядеть преследуемым по моему доносу, так как он тогда же обращался в западные посольства с просьбой о политическом убежище. Я ответил на полученное из центра «Э» письмо, что не имею отношения к этому заявлению. (В последние годы Демин живет в США.)
Только в 2013-м году, когда члены этой секты (Филатчев и Салиенко) опубликовали в своем ЖЖ статью, что «Христианство – целиком и полностью расовое учение», затем вступили со мной в дискуссию уже на форуме новосозданного сайта Агафангела «Интернет-Собор», защищая «священную свастику» и идеи Демина, ‒ Агафангел заявил: «Я сомневаюсь, после всего здесь написанного, в православности московского прихода, окормляемого о. Валерием. Это действительно, настоящий позор для нашей Церкви… К сожалению, там действительно все запущено. Я в этом убедился, читая то, что они здесь пишут… Если там все такие, то весь приход надо закрывать, к сожалению…».
21 марта 2013 года митрополит приехал в Москву (проездом в США). Но проводить обещанное ранее общее приходское собрание побоялся, встретился лишь с кружком Леоничева. И согласно торжествующему сообщению Леоничева об этом собрании, Митрополит «пожелал христианского великодушия в терпении неправд и оскорблений, которые случились в последнее время относительно нашего прихода и его настоятеля»... То есть митрополит изменил свое мнение о «позоре нашей Церкви», потому что сектанты его заверили: они «придерживаются традиционных взглядов Зарубежной Церкви и осуждают все, что этим взглядам противоречит». ‒ Эта фраза была записана в протоколе заседания тогдашнего Епархиального Совета (будучи в нем единственным представителем нашего прихода, я, к сожалению, не смог участвовать из-за приступа обострившейся болезни). В протоколе было вскользь сказано об «ошибочности» публиковавшихся чьих-то мнений, но отмечена непричастность к ним их публикатора о. Леоничева и было предложено всем прекратить полемику. Так митрополит вновь всю проблему замел под ковер, защитив секту и лично Леоничева.
И он в дальнейшем продолжил не только защищать хилиазм, но еще и опровергать, что антихрист будет евреем. Начал утверждать, что антихрист будет в русском народе, потому что антихрист придет в самом коммунистическом, красном, советском народе, а это только русский народ.
В: Михаил Викторович, простите, это Агафангел так утверждал?
О: Агафангел. У него на эту тему несколько статей было на сайте, и Леоничев на эту тему писал, и его матушка покойная. У меня есть на «Русской идее» статьи с критикой всего этого. (Например: ««Антихрист придет в России»?», 5.9.2013; Сообщество «Митрополита Нью-Йоркского» на службе антихристу, 2.12.2014).
Такое поведение митрополита лишь ободрило секту, которая повела против меня новую атаку: якобы по моему доносу был закрыт их летний лагерь юных гитлеристов в вологодской епархии епископа Афанасия, покровительствующего Леоничеву… В мае Агафангел вызвал меня и о. Леоничева для судебного разбирательства в Одессу. На этом суде Леоничев неожиданно покаялся в том, что он два года поддерживал еретика Дёмина, оправдывая это тем, что надеялся обратить его в Православие. И он приносит в этом раскаяние. (Если бы он надеялся, он бы не печатал его галиматью на сайте без всяких возражений.)
И тогда я сказал, ну раз так, у меня нет к этому претензий, я готов тоже примириться, написали мы какое-то заявление, оба подписали. И еще там одна проблема была мною затронута, что Леоничев, как священник, недостоин сана, потому что он часто разглашал тайну исповеди прихожан. И он разгласил мою ‒ это, собственно говоря, не тайна, я этого не скрывал, ‒ что у меня в Ставрополе есть брат, который свихнулся сначала на гороскопах, потом на оккультизме. И ушел из Церкви, он певчим в церкви был, и стал вот таким оккультистом, даже попал на некоторое время в психбольницу. Я с ним не общаюсь после того, как он выгнал из дома нашу мать угрозой ее убийства, она переехала ко мне в Москву жить. И я рассказал Леоничеву, что я отчасти в этом виноват, потому что из Германии посылал брату ту литературу, которую он у меня просил якобы для критики восточных религий ‒ книги о дзен-буддизме по-английски. А брат мой закончил московский иняз, он английский знал. И вот в этом я каюсь, что я невольно способствовал укреплению его оккультно-еретических взглядов. Это я на исповеди Леоничеву сказал, так-то мне незачем было об этом особенно говорить в приходе, так как я стыдился бывшего брата и перестал его считать таковым. А Леоничев об этом стал всем рассказывать после нашего ухода от него и даже где-то написал. И когда я на этом суде сказал, что Леоничев разглашает тайну исповеди, то привел этот собственный пример. Леоничев же соврал: якобы это ему сказал не я, а прихожанин Бочкарев, который тоже из Ставрополя был, знал моего брата, даже жил в нашем доме как-то (я уже был в эмиграции). И вот в поезде я возвращаюсь из Одессы, в тот же день я приехал и вернулся. Звоню Бочкареву Виталию, спрашиваю – ты говорил вот это вот про меня? «Да нет, никогда об этом не было разговора».
То есть Леоничев даже на церковном суде солгал насчет того, что он разгласил мою тайну исповеди. Я тут же звоню владыке Софронию, который присутствовал на этом суде, но молчал. Был архиепископ Андроник из Америки, ‒ он сказал на суде, что он не был в курсе всей этой истории с Деминым. Я говорю: как же не были? Я все время посылал Вам информацию. «А я ее не читал». То есть ушел в кусты. Короче говоря, суд этот в своем заключении ни словом не упрекнул настоятеля прихода за двухлетнее потакание еретику-язычнику, а меня упрекнул за то, что я виноват в этом публичном скандале, который нанес ущерб нашей Церкви и, в частности за то, что запретили лагерь молодежи в Вологодской области под омофором епископа Афанасия, которого Агафангел принял из «секачевцев». (Секачёвцы, как потом было доказано – это вообще неканоничная странная структура.) Хотя я об этом лагере и его местонахождении ничего специально не писал, а только упомянул об их существовании, поскольку они в интернете сами разместили свой лагерный сайт, на котором (и на приходском сайте Леоничева) призывали родителей присылать детей в этот лагерь. Этот их сайт был украшен символикой национал-социализма, а текст был иллюстрирован множеством фотографий лагеря, где дети с оружием и в военной форме, «зигуют», и знамя на мачте очень похоже на гитлеровское – красное, только внутри белого круга у гитлеровцев была свастика, а у них внутри крест с загнутыми концами. И когда родители всё это увидели, что это за лагерь, они воспротивились, чтобы их дети там участвовали. Местные родители, вологодские. А в опубликованном протоколе агафангеловский суд обвинил во всем только меня: «Констатировать, что в той или иной мере опрометчивые слова и действия М. Назарова нанесли ущерб церковной жизни Вологодской епархии. Предложить М. Назарову испросить прощение у Правящего Архиерея, клира и мирян Вологодской епархии и удалить из сети интернет все соответствующие оскорбительные материалы». При этом Афанасий предъявил на суде заявление 150 своих прихожан о том, что «Назаров – агент КГБ»… Чада Леоничева стали утверждать, что я «донес» властям на их лагерь…
И вот после этого «суда» Агафангел отказался опубликовать мое опровержение и разъяснение всего этого. Что я еще мог сделать?
Такова история нашего ухода, не только моего, три четверти прихода ушло от Леоничева по причине его оккультно-языческого гитлеризма. А потом обострилась эта проблема уже в 2014-м году, когда на Украине был государственный переворот и Агафангел его поддержал, фактически это было укро-американское сергианство, его доверенным лицом тогда был бывший посол США на Украине Хёрбст, которого он сделал иподьяконом и своим заместителем по Америке. Он и сейчас там в этой должности.
После этой его русофобской измены я уже не мог оставаться в структуре Пашковского. Моя критика его действий становилась всё более резкой по мере того, как он, со своей стороны, объяснял ее обвинениями меня как «врага Церкви и агента КГБ», а на «Интернет-соборе» одобряли даже массовое убийство русских в одесском Доме профсоюзов. В 2014 году Агафангел выпустил три или четыре указа об отлучении меня от причастия, от Церкви, о запрете общения со мной и еще что-то. Был «секретный доклад» Синоду о якобы признания меня агентом КГБ западным судом, когда я был в эмиграции (хотя было всё ровно наоборот: О судебных процессах в связи с клеветнической кампанией Чикарлеева в 1980-е гг.). К сожалению, эти решения у в Одессе выносились от имени Архиерейского Собора, члены которого не могли не знать всех моих аргументов и не понимать сути проблемы, но поддакивали или отмалчивались. Несмотря на то, что Пашковский во всей своей церковной политике многократно разоблачил себя как патологический лжец. (Всё это опубликовано на форуме РИ, ниже даю ссылки, по которым желающие могут всё найти и прочесть.)
В: Простите, я немного Вас перебью, нить рассказа. Вы используете термин «укросергианство», раньше такого не было, теперь вот приходится. Насколько нам известно, «сергианство», если очень кратко сказать, ‒это искажение учения Православной церкви о власти. «Нет власти не от Бога» в смысле ее богоугодности ‒ таково неправильное понимание этого тезиса. Соответственно во «власть от Бога» сергиане могут записать кого угодно, вплоть до антихриста. Хоть масонов, хоть коммунистов, лишь бы они были облечены властью и имели какие-то властные регалии.
Но в случае Агафангела с его укросергианством проявлением его явилось что? Его активное участие в украинской политике тогдашней? Его взаимодействия с украинскими, точнее, американскими кураторами в каких-то своих целях?
О: Да, он стал активно оправдывать в своих и украинских средствах массовой информации этот государственный переворот, осуждал так называемую «аннексию» Крыма Путиным, собирал пожертвования и оказывал помощь амуницией, берцами – карателям АТО («антитеррористической операции»). Всё это было, конечно, против совести всех (за редкими исключениями), приходов на территории России. И они, в 2014-м году, уже осенью было совещание в Навережье, в монастыре владыки Софрония, и в декабре у нас дома собрались. Без моей инициативы, это они сами уже так решили и выпустили Обращение от российских приходов, где объясняют, что причиной отхода от Агафангела стали не только его измена по отношению к традиции Русской Зарубежной Церкви по отношению к Русскому народу, к Украине, которой никогда ранее не было, но эти причины заключаются также в вероучительных отступлениях: «митр. Агафангел в своём управлении Церковью обнаружил множество неправд: вероучительные, канонические, нравственные, пастырские, исторические» (Обращение российских приходов от 5.12.2014.) Нас поддержали и некоторые другие клирики РПЦЗ(А).
Таким образом, отвечаю на Ваш первый вопрос: мы ушли от Агафангела не только по политическо-административным причинам, всё началось именно с вероучительных, с его оправдания хилиазма и с его покровительства ереси секты Демина-Леоничева. Отношение к теме антихриста у Агафангела тоже не соответствует церковному учению – откуда он будет, приписывание этого русскому народу. И его презрительное отношение к русскому народу и переход на вражескую сторону в войне не соответствует христианским пастырским нравственным обязанностям и названию Русской Церкви. Таких изменников в Русской Церкви анафематствовали (как Мазепу).
Агафангел не раз заявлял письменно, что русских больше нет. И его клирики, начиная с Леоничева, твердят, что русского народа больше нет. Есть советский. И поэтому антихрист придет в этом бывшем русском народе, советском. Однако они все время проклинают именно русский народ. Один из материалов на «Интернет-соборе», это была запись выступления профессора Алексея Осипова, Агафангел поместил под своим заглавием, что именно русский народ инициирует приход антихриста. То есть не советский, а русский. Русская Зарубежная Церковь всегда отделяла народ от безбожного правительства, всегда протестовала против отождествления правительства исторической России и Советского Союза. И, в частности, протестовала против американского закона о расчленении России 1959 года, в годы Холодной войны. Известно также резкое осуждающее Послание Митрополита Виталия, когда была агрессия НАТО против Югославии, бомбардировки. Такова традиция Русской Зарубежной Церкви. Агафангел ей изменил.
Эта часть его измены не вероучительная, кто-то может сказать ‒ не каноническая. Но это – измена пастырская, ценностная, потому что Русская Зарубежная Церковь всегда считала своим пастырским долгом просвещение русского народа, печалование о нем, в надежде на его образумление. И никогда не утверждала, что русского народа больше нет.
В этом отношении показательны статьи, проповеди архимандрита Аверкия (Таушева) и его ученика архимандрита Константина (Зайцева) о том, что в наше время уже слепо поступают те, кто видят причину мiрового зла в Советском Союзе. Это было даже в 1960-е годы, в годы Холодной войны. Потому что СССР ‒ это только ответвление от главного ствола мiрового зла, которое и революцию в России совершило в своих целях, и Запад другими средствами ведет в царство антихриста.
То есть это не просто политическая измена Агафангела, это тоже измена духовная. Измена и пастырская, и нравственная, и вероучительная тоже, насчет того, где будет антихрист и какие силы его готовят. И вот это, конечно, главное у Агафангела, что стало причиной отхода от него российских приходов.
Правда, к этому я должен добавить, что так называемый Шестой Всезарубежный Собор (в январе 2017 года в США), ‒ хотя конечно, он не был Всезарубежным, там очень мало было народу и, в основном, все из США, кто отошел от Агафангела только к этому времени, ‒ они, несмотря на мои предложения по этому Собору, не указали в своих причинах отделения самые существенные причины, которые позволяют отделение от священноначалия согласно 15-му правилу Двукратного собора, ‒ вероучительные. Они на Соборе указали только административные: что он был самодур, проявлял своеволие, назначил по своему усмотрению настоятеля одного из приходов у них в Америке вопреки желанию паствы и прочее. Но это не было убедительно для тех, кто не следил за этой историей и, соответственно, остался с Агафангелом, а остались многие люди порядочные, и русские патриоты, и понимают всё, что происходит на Украине, однако не решаются Агафангелу в этом возражать.
В: Сейчас во всех «осколках», наследниках Русской Зарубежной Церкви… либо молчание по поводу Украины, такое смущенное, либо мнение, что Российская Федерация – это агрессор и оккупант, все станем на защиту несчастной Украины, сплотимся за свободу украинского народа. Почему?
О: Это в основном развивается на основе «истинного антикоммунизма», поскольку Путин форсирует ресоветизацию (см: Моральный Кодекс коричневого Белосовкизма).
К сожалению, проукраински настроены и наши епископы, я имею ввиду Андроника в США и Андрея в Австралии, потому, что они питаются в основном западными средствами массовой информации и совершенно не имеют представления о причинах этого конфликта. Он ведь начат не Путиным в феврале этого года, он начался гораздо раньше, как минимум в 2014-м году этим антирусским госпереворотом. И они не хотят этого видеть и осознать, даже когда им возражаешь фактами. Ну, чтобы не портить, наверное, отношения со своими властями и со своей озападненной паствой. И такие есть, которые просто молчат об этом, мол, это политика, она нас не касается… И это тоже печально.
Вообще я пришел уже к выводу, в эти последние месяцы этих украинских событий, что Зарубежная Церковь кончилась, и ее уже трудно восстановить нашими человеческими усилиями. Она уже выполнила раньше свою миссию в советское время, передала в Россию опыт своего познания мiра, духовного состояния мiра: что такое Запад и где система мiрового зла. И на этом ее миссия кончилась. Остаются лишь те, кто следует ей или не следует ‒ уже не в юрисдикционном смысле. Мне даже в Московской Патриархии известны такие прихожане и клирики, в том числе священники, которые относятся к этому так же, как традиционно относилась Зарубежная Церковь. И не только из патриотизма относительно нынешней РФ и Путина, а из четкого понимания системы мiрового зла, в отличие от Агафангела. (Подробнее: Разговор о миссии и судьбе Русской Зарубежной Церкви, август 2019)
И большинство «осколков» РПЦЗ (я, правда, не слежу за всеми), они либо уклоняются в сторону осуждения «путинской агрессии», по той причине, что Путин тоже не тот правитель, которого мы можем считать русским – это правда. Но нужно всегда отделять права и цели народа от его неправедных правительств. Так всегда считала Русская Зарубежная Церковь и русская антикоммунистическая эмиграция. И вот, в частности, НТС, где я работал десять лет в издательстве «Посев», даже когда им говорили относительно войны в Афганистане, что вот вы должны разлагать российскую армию своими листовками, то руководители НТС отвечали – не мы разлагаем российскую армию, это советская власть ее разлагает вот такими войнами для распространения богоборческого коммунизма. Мы хотим наоборот, чтобы российская армия существовала, возвращалась к своему историческому пониманию Русской армии. Потому что армия нужна любой стране, и когда кончится советская власть, то у России останутся многие враги и только армия может еще как-то гарантировать безопасность. Так оно и оказалось.
И вот сегодня я придерживаюсь той традиционной точки зрения, что русский народ, расчлененный большевиками, имеет право на воссоединение независимо от идеологии наших правителей. Мы никогда не признавали в эмиграции, в Русской Зарубежной Церкви коммунистические границы республик, Российской Федерации и других. И те, кто сейчас защищает эти «священные границы» на стороне Украины как раз отстаивают антирусское коммунистическое наследие. И не им говорить о нарушении каких-то там международных законов, правил и так далее. Потому что даже по международным законам, в частности, по различным конвенциям ООН и европейским конвенциям, народ в составе какого-то государства, если не обеспечиваются его права на национальную культуру, национальный язык, имеет полное право на провозглашение самостоятельности, на самоопределение. Что и произошло на Украине с Крымом, а затем с Донбассом, когда там официально русский язык запретили, стали в документах имена переводить на мову. И это не только на Донбассе было, запретили все русские школы на всей Украине, и Европа на это закрывает глаза, молчит. К сожалению, и нынешние российские власти тоже на это практически не обращали внимания. И вообще они ведут свою пропаганду очень глупо, неубедительно для многих и на Западе, и на Украине. Тем более, когда мы видим по телевидению, на всех телеканалах, что там часто и красное знамя Интернационала водружается на освобожденных территориях, восстанавливается советская символика и топонимика, имена советских палачей. Что же тут можно сказать… Этим Путин во вред себе питает всю антирусскую пропаганду.
И хуже всего сейчас то, что измена традиции Русской Зарубежной Церкви Агафангелом вписывается в эту русофобскую мiровую компанию. Он этим выступает уже не против путинской ресоветизации, он выступает против прав русского народа на единство, и вообще, против русского народа как якобы несуществующего и исторически варварского. Который антихриста будет из своих недр производить…
Это уже измена и государственная, и измена Русской Зарубежной Церкви, и измена Русскому Православию. Потому что Русское Православие никогда не отвергало как ценность, как ступеньку в иерархии ценностей – русского народа, русской нации между человеком и Богом. Нация – это соборная личность, о которой в Священном Писании говорится, что она тоже будет давать отчет перед Господом, когда на Страшном Суде соберутся народы..
В: Соберутся языки, говорит Евангелие… Скажите пожалуйста, М.В., есть теория или концепция, перефразируя Ф.М. Достоевского – православный, значит русский, русский ‒ значит православный. То есть взаимооднозначное соответствие. И некоторые аналитики говорят – посмотрите, русский народ прошел столетний путь безбожия, развращен, обескровлен духовно, разнообразно осквернен. И большинство верующих, люди, которые в церковь ходят хоть как-то более-менее регулярно, это Московский патриархат, который тоже не является православной организацией, а является организацией еретической. Ну, а раз такое дело – сколько вас тех православных, единицы, если строго говорить. Поэтому о каком можно говорить православном русском народе, коль скоро большинство населения в духовном смысле, в церковном смысле находятся в такой ситуации. Вот Вы говорите, что Зарубежная Церковь, ее отцы, понимали и знали, какова ситуация здесь, на территориях, временно занятых большевиками и тем не менее признавали существование русского народа?
О: У них было больше оптимизма, чем у нас сейчас, потому, что они полагали, что под прессом этого антихристианского режима – этим как бы выковывается стойкое ядро русского православного народа. Отец архимандрит Константин Зайцев писал, что советская власть, наподобие ордынского ига, невольно предохранила разложение России по западному апостасийному образцу и сохранила возможность возвращения на истинный путь.
Сейчас, конечно, гораздо хуже ситуация. Тогда под насилием люди отходили от Церкви, сейчас – добровольно. Вина в этом, конечно, руководства Московской Патриархии. Но я повторю, что немало людей в Московской Патриархии, которые тоже эту власть свою, патриархийную, считают в этом смысле жреческой, сервильной и думают совсем не так, как предписано официальными функционерами. Я не знаю, сколько таких людей осталось в русском народе, включая рассеянные песчинки из Русской Зарубежной Церкви – мы ведь тоже члены Русской Церкви, я не знаю, сколько таких людей, но я думаю, что с Божией помощью всё возможно. И если мы вспомним из Священного Писания пример того, что Господь мог пощадить Содом и Гоморру, если бы там нашлось очень малое количество праведников, до числа десяти, на которых остановился этот обмен мнениями, то я думаю, что у нас в России больше десяти, конечно. И в любом случае, даже если не будет того возрождения России, которое чаяли наши многие подвижники – они связывали это с условием, если Россия покается и вернется на истинный путь, если вернется русский народ к вере, к Православию.
Сейчас этому мешает, я думаю, что в большей даже степени, чем ресоветизаторская государственная власть, мешает церковная власть, которая всему этому потакает и считает, что не время выносить мумию богоборца Ленина с Красной площади. Вот они с начала 1990-х годов, когда у народа был порыв искать истину в Православии, они оттолкнули очень многих искренних, честных, ищущих людей от Церкви. И эти люди ушли – либо часть в какие-то секты, либо просто отошли от осознания этого спасительного пути.
Но Господь Бог может, если сочтет нужным, оказать Свою помощь тем, кто достоин этой помощи, для того, чтобы что-то изменить. Хотя лично я уже в это мало верю. Но мы должны в любом случае делать то должное, что должны, и не поддаваться унынию, пассивности, а выполнять свой долг перед Россией, это ведь и долг перед Богом.
В: Да, нельзя не согласиться. О страхе Божием: нет ли роста религиозности в русском народе в связи с военными событиями…
О: Думаю, что такой страх может быть где-то в вооруженных силах, которые все время в огневой обстановке рискуют жизнью и видят смерть, в Донбассе у людей, которых постоянно обстреливают, убивают. Но в нашем народе в РФ этого, к сожалению, нет. Ведь идет действительно Мiровая война, которую в РФ назвали спецоперацией и всячески это подчеркивают, даже тупо запрещают слово «война». В телепрограммах идут прежние всякие юморины, даже реклама не изменилась, осталась та же часто совершенно безнравственная. И что еще хуже, что нынешняя власть начала эту войну и ведет ее не для воссоединения русского народа, а для защиты своей власти, когда она осознала, что вот уже близится реальная угроза. Из-за этого Путин ее и начал, вопреки всем рискам, тут и импортозамещение сейчас страдает, причем об этом не говорят в телевидении, что у нас огромная зависимость от импорта даже в сельском хозяйстве ‒ от семян, от инкубаторных яиц, гербицидов, техники. А главное – микроэлектроника, которая в той же армии нужна, и как они из этого выйдут – неизвестно.
Вообще-то, эта ситуация могла бы подтолкнуть правителей к действительной реформе, к изменению всей государственной системы, к введению государственной идеологии, которая запрещена в конституции. Которая дала бы людям духовный стержень, если уж не может МП этого, ну и церковь бы тогда подключилась, я имею ввиду Патриархию. Хотя многие люди уже не верят этому. Но, как видим, до сих пор никаких попыток изменить экономическую систему, идеологическую, государственную – не предпринимается.
Вот западные страны ввели санкции, запретили импорт в Россию высокотехнологичной продукции – так мы найдем это в Китае, в Индии. И ищут, и находят. Однако надеяться на Китай ‒ это лишь менять направление импортозависимости. Китай Россию не возродит. И это, к сожалению, уже беда нашего правящего слоя, у которого сохраняются, в том числе у Путина, иллюзии на то, что удастся примириться с Западом. Ведь президент, как и вся его команда, они все западники по мiровоззрению. У них идеал и государственного устройства, и мiроустройства – это западный идеал: материалистический Новый мiровой порядок. Вот сейчас Путин в своем выступлении перед депутатами Госдумы, перед окончанием очередной сессии, сказал, что мы пытались дружить, но Запад нас не воспринимал, потому что Западу Россия просто не нужна. То есть он пытался войти в Новый мiровой порядок со своими представлениями о том, что его на равных туда примут как менеджера Великой сырьевой колонии. Но оказалось, что Западу даже это не нужно. Россия не нужна даже такая, все-таки сильная в каком-то, пусть энергетическом плане. Они хотят Россию расчленить, освоить, колонизировать и вот такая Россия им подойдет. Она именно в этом смысле им и нужна.
В этом отношении Путин не прав, потому, что если вспомнить формулу Бжезинского в книге «Великая шахматная доска», что «Евразия – это главный приз для Америки», а Евразия – это Россию он, конечно, имел в виду. И карту он опубликовал соответствующую с расчленением России. И вот то, что Путин до сих пор не понял духовного масштаба этой действительно Мiровой войны, в которой он даже признает, что Запад плохой, что Запад начал эту войну, Запад стремится сохранить свою гегемонию, то есть Америка в основном. Но он не хочет признать духовную цель всей этой гегемонии, антихристианскую сущность Нового мiрового порядка.
В: Ну может быть, если прижмет их… Когда встанет вопрос жизни и смерти, может быть, тогда зашевелятся, если не будет поздно…
О: Уже прижало. Сейчас в мiре такая антироссийская, даже более – антирусская в этническом смысле пропаганда, какой никогда не было. В годы Холодной войны этого не было. И мне трудно себе представить, как западные средства массовой информации и политики могут повернуть это вспять. Для этого им придется покаяться в том, что они сознательно лгали, что они в нарушение собственных принципов клеветали на Россию и на русский народ, но не вижу, чтобы они были на это способны. Даже замолчать всё просто так, это уже им трудно, слишком далеко зашли…
И в этом отношении Медведев говорил, что Запад уже так себя разоблачил, что у нас к нему нет доверия. Доверия-то нет, но иллюзии есть, что Запад изменится, осознает свои ошибки, как они любят говорить только об «ошибочности». Эта особенность отражается и на том, что назвали войну спецоперацией и демонстрируют всякие жесты доброй воли в этой спецоперации, якобы для спасения жизней, но, от того, что война затягивается, жизни не спасаются, особенно наших военнослужащих.
Воскресенское, 10 июля 2022 г.
Вопросы задавал Сергей Чуприн (Магадан)
+ + +
По основной теме нашей беседы, вынесенной в заглавие, желающие могут посмотреть временный файл, скопированный в формате html с пока еще не работающего форума РИ:
«Как нам защищать истину в РПЦЗ» https://rusidea.org/forum-tmp
Там авторами-участниками отображено развитие конфликта российских приходов РПЦЗ с Агафангелом Пашковским в хронологическом порядке.
Часть 1 (21.12.2012 ‒ 18.9.2013)
Часть 2 (4.12.2013 ‒ 6.4.2014)
Часть 3 (6.4.2014 ‒ 5.5.2014)
Часть 4 (5.5.2014 ‒ 21.5.2014)
Часть 5 (8.3.2-2014 ‒ 17.6.2014)
Часть 6 (17.6.2014 ‒ 5.10.2014)
Часть 7 (5.10.2014 ‒ 14.11.2014)
Часть 8 (14.11.2014 ‒ 30.1.2015)
Часть 9 (9.2.2015 ‒ 18.7.2016)
Часть 10 (18.7.2016‒ 4.8.2016)
Часть 11 (4.8.2016 ‒ 31.8.2016)
Часть 12 (1.9.2016 ‒ 31.10.2017)
Часть 13 (7.12.2917 ‒ 20.2.2022)
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.