Вотъ уже 20 лѣтъ, какъ воинствующее безбожіе опол­чилось на христіанскую церковь и на всѢхъ вѣруюіцихъ, съ тѣмъ, чтобы положить имъ конецъ. Кто повѣрилъ бы 20 лѣтъ тому назадъ, что это возможно, что это надвигается и разразится? Кто могъ предвидѣть это?

A нынѣ, когда мы это увидѣли и пережили, мы невольно спрашиваемъ себя: какъ же мы этого не предвидѣли? Вѣдь безбожіе существовало всегда.. Вѣдь противо-христіанское  безвѣріе собирало свои аргументы и свои силы, развивало свое міровоззрѣніе уже въ теченіе полутораста лѣтъ, начиная съ французскихъ энциклопедистовъ (съ Дидеро и Вольтера). Полтораста лѣтъ, если не больше, разсудокъ разъѣдалъ вѣру, а разсудочная наука, оторвавшись отъ сердца и интуиціи, подрывала въ лицѣ протестантскаго богословія самыя основы христіанства… Почему же вѣрующее человѣчество не за­щищало свои святыни? Почему оно не отстаивало права вѣры передъ лицомъ разума ? Почему оно робѣло передъ наступленіемъ разсудочной науки и матеріализма ?

И невольно хочется спросить: не потому ли, что его собственная вѣра была не сильна и не цѣльна? Не потому ли, что сами вѣрующіе были ослѣплены и застрашены голосомъ матеріалистической науки и ея всеразъѣдающей критики?

Не всѣ? Конечно, не всѣ! Россія доказала это. Сонмы мучениковъ и священномучениковъ — пошли на смерть за вѣру и приняли ее. И принявъ, доказали силу и цѣльность своей вѣры. A другіе? А мы, остальные? Развѣ многіе изъ насъ не теряются и не смолкаютъ отъ робости, когда „пози­тивный“ ученый съ превеликимъ апломбомъ заявляетъ, что „христіанство есть легенда“ , или что „Христосъ не могъ во­скреснуть“ , или что „безсмертіе души есть несостоятельная выдумка, равная суевѣрію?“ Откуда извѣстно это „позитивнымъ ученымъ“ ? И почему мы такъ плохо защищаемся (а иногда и совсѣмъ не защищаемся)? Почему мы сами не переходимъ въ наступленіе, не разбиваемъ врага на голову и не разсѣиваемъ его силу? Вѣдь мы знаемъ: кто желаетъ побѣды, тотъ долженъ наступать!

Конечно, что не всѣ ученые такъ думаютъ и говорятъ. Геніальные создатели современной науки (Коперникъ, Бэконъ, Галилей, Ньютонъ, Кеплеръ, Бойль, Либигъ, ІІлейденъ, Дю-Буа-Реймонъ, Менделѣевъ, Павловъ и др.) утверждали и исповѣдывали обратное. Мы знаемъ еще, что существуетъ и не
матеріалистическая наука и что именно ей принадлежитъ будущее. И вотъ, зная это, мы можемъ, мы должны укрѣпить свою вѣру и сдѣлать ее цѣльной.

Мы христіане. И потому мы отвергаемъ всяческій большевизмъ и коммунизмъ. Но отрицать — мало. Мало осужденія и отвращенія. Однимъ „нѣтъ“ , однимъ „долой“ мы не построимъ ничего и не спасемъ Россію. Для этого намъ необходима цѣлъная вѣра, закаленный характеръ и вѣрная идея. И прежде всего — цѣльная вѣра.

Нельзя христіанину двоиться и робѣть передъ доводами безбожниковъ. Достаточно прислушаться къ ихъ аргументаціи, чтобы понять какъ скудны и мелки ихъ души. Скудость и мелкость ихъ состоитъ въ томъ, что они не признаютъ ни­чего, кромѣ матеріи; а между тѣмъ лучшее, что дано человѣку въ жизни, — душа, чувство, любовь, совѣсть, честь, сила мысли, сила воли, художественное созерцаніе, вѣра, духовный очагъ Родины, духовный очагъ семьи, все это не матеріально, и именно потому матеріалистъ всего этого не знаетъ, не признаетъ, отвергаетъ и стремится все это разрушить. И еще ихъ мелкость и скудость состоитъ въ томъ, что они вѣрятъ кромѣ матеріи, одному отвлеченному разсуд­ку; а этому разсудку невозможно увидѣть Бога въ небесахъ, невозможно принять ни Христа, Сына Божія, ни Духа Свя­того, обѣщаннаго и дарованнаго намъ Спасителемъ.

Безбожникъ не видитъ Бога потому, что онъ пытается воспринять Его невѣрно. Его доводы мертвы и безсильны потому, что они идутъ изъ невѣрнаго опыта и слѣпой души. И если пропаганда безбожника имѣетъ „успѣхъ» и „побѣждаетъ“, то не потому, что онъ силенъ, а потому, что другіе люди слабы духомъ и вѣрою. Мы не повѣримъ слѣпому, если онъ будетъ отрицать красоту Божьяго міра или смѣяться надъ картинами великихъ живописцевъ. Мы не повѣримъ глу­хому, если онъ будетъ отрицать музыку или издѣваться надъ пѣніемъ ликовъ ангельскихъ. И вотъ также мы не имѣемъ никакого основанія теряться передъ мнимыми „доказательствами“ безрелигіозной науки, когда она начинаетъ ирони­чески отвергать христіанскія основы вѣры и жизни.

Вотъ уже 20 лѣтъ мы видимъ, какъ „невѣръ“ пытается разбить и покорить малодушнаго „полу-вѣра“ ; какъ послѣдовательный и фанатичный матеріалистъ издѣвается надъ робѣющимъ полу-матеріалистомъ, заставляя его склониться и уступить; какъ коммунистическій нигилистъ изобличаетъ невѣрующаго буржуазнаго интеллигента. Мы слышимъ, какъ большевикъ говорить ему: „я искренный и цѣлостный врагъ Бога, а ты — неискренній и половинчатый безбожникъ; мы съ тобой сдѣланы изъ того же матеріала; мы одной крови и одного качества, и потому ты ничего не можешь возразить мнѣ.“ И далѣе большевикъ поясняетъ еще: „ты — мой предшественникъ: это ты подготовлялъ мнѣ пути; это у тебя я научился вѣрить только матеріи и разсудку; но ты — трусъ, ты боишься послѣдовательности; ты — безволенъ и не рѣшаешься дѣлать всѣ выводы, а я послѣдователенъ и храбръ, и не останавливаюсь ни передъ чѣмъ“…

Я никогда не забуду нашихъ встрѣчъ съ коммунистами въ Москвѣ, особенно на допросахъ въ Чека, гдѣ они пытались, съ кривой, вызывающе-кощунственной улыбкой на лицѣ, доказывать намъ, русскимъ ученымъ, что они храбры и послѣдовательны въ своемъ безбожіи, а что мы… мы неискренны, трусливы, лкцемѣрны, притворяемся будто вѣримъ въ Бога и во Христа, а на самомъ дѣлѣ являемся просто фальшивыми защитниками жадной буржуазіи. Антихристъ, изобличающій полу христіанина. Сатана, пытающійся сдернуть маску съ грѣшника. И все это — въ видѣ искушенія, соблазняющаго бездною и зазыаающаго въ предательство.

Отвѣчагь надо было изъ вѣры… Забыть угрозы и опасности, собрать свои духовныя силы и отвѣтить сильнымъ, спокойнымъ, властнымъ исповѣданіемъ. Судьбу же свою отдать въ руки Божія. Тогда кривая улыбка исчезала съ лица коммуниста; онъ блѣднѣлъ, терялся и опускалъ глаза. А когда онъ рѣшался поднять ихъ, то въ нихъ свѣтилось, помимо ненависти, еще и растерянное уваженіе. A далѣе слѣдовалъ иногда смертный приговоръ, но иногда и освобожденіе.Только цѣльная вѣра можетъ побѣдить невѣріе.

Только мужественное исповѣданіе вызываетъ уваженіе и отверзаетъ слухъ. Только искренняя работа надъ своей совѣстью можетъ открыть намъ пути къ возсозданію Россіи на новыхъ основаніяхъ. Человѣкъ сможетъ вложить въ общественную и государственную жизнь лишь столько добра, справедливости и братства, сколько онъ возрастать и воспитаетъ въ своей душѣ. Чтобы создавать строй, приближающійся ко Христову ученію, надо установить этотъ строй прежде всего въ самомъ себѣ. Это совсѣмъ не значитъ, будто „все исчерпывается“ личною добродѣтелью“ . Нѣтъ, отъ этой сентиментальной наивности мы, русская интеллигенція, давно уже освободились. Но это значитъ, что поколѣніе жадное, свирѣпое и двоящееся во всѣхъ чувствахъ и мысляхъ создастъ строй жестокій и несправедливый, не возродитъ Россію и не приблизитъ ее къ Христову закону.

Тамъ, гдѣ человѣкъ дѣйствительно вѣруетъ, тамъ онъ цѣленъ и не двоится. Именно тамъ онъ и силенъ. И только отсюда удастся ему всякое жизненное творчество.

ВѢРА РОДИНА СЕМЬЯ   СБОРНИКЪ  СТАТЕЙ.

Изданіе  Русскаго  Трудового  Христіанскаго  Движенія

Ж Е Н Е В А   1941 . сс.11-14

file:///C:/Users/USER/Downloads/Vera_Rodina_semya.pdf