И. Друзь о русских православных движениях на Украине
Мы публикуем интервью с Игорем Михайловичем Друзем, долгие годы бывшим одним из лидеров православного прорусского движения на Украине.
— Игорь Михайлович, вы до известных событий на Украине активно занимались общественно-политической деятельностью в Киеве. Образно выражаясь — представляли православно-патриотические сообщества в жизни страны. Возможно ли было создание серьезной православно-патриотической силы на Украине, достаточно влиятельной чтобы противостоять событиям, случившимся на Майдане, или хотя бы корректировать ситуацию?
— Действительно на Украине, и, как ни странно теперь прозвучит, в Киеве было мощное православное движение. Его частью была в том числе и наша организация «Народный собор Украины», были православные братства разного рода, «Союз Александра Невского», казаческие организации, масса иных объединений. Мы старались действовать общим фронтом, но все-таки внятной иерархии и стратегии борьбы у нас не было. Мы проводили огромные крестные ходы, в том числе против евроинтеграции. Один из таких ходов в день Архистратига Михаила в 2013 году, с Божией помощью увенчался огромным успехом, потому что именно в этот день была приостановлена ассоциация Украины с Евросоюзом, которую нам навязывал Запад, и которая была совершенно грабительской.
Именно в это время и начался Евромайдан как реакция укронацистов на то, что им не дали надеть на страну колониальное ярмо. Тем не менее, приходится констатировать факт, что создать движения, способные сколько нибудь серьезно конкурировать с бандеровцами в тогдашних условиях было невозможно. У нас не было таких ресурсов, как у них.
Бандеровщину целенаправленно развивала государственная машина США и ЕС, Израиля. Они получали колоссальную поддержку (не только финансовую). Только по публичным данным, озвученным США, они затратили пять миллиардов на поддержку так называемой демократии на Украине. В дополнение к финансовым ресурсам, у них были еще и все информационные, оказывавшие им всестороннюю пропагандистскую поддержку.
Поэтому и получалось, что если на массовую акцию собирается сто неофашистов, то эту акцию освещают все телеканалы Украины или большинство из них. А если идет наш крестный ход — по три, пять, десять тысяч человек, то он полностью игнорировался. Так русские православные люди вытеснялись на периферию общественной жизни. Более того, если происходили какие-то кощунства, например, несколько дегенератов из Femen срезали православный крест. Это тоже освещали все телеканалы, а акции протеста возмущенных этим тысяч людей не освещал никто.
Это первая причина — недостаток ресурса. Я назову вторую еще более значительную причину: дело в том, что революционным вирусом была заражена значительная часть епископата Украинской Православной Церкви Московского патриархата. При тяжело болящем митрополите Владимире все ключевые посты в Церкви, в том числе информационные ресурсы церкви были захвачены врагами Русского мира. Такими, как например, скандально известный Александр Дробинко и его подельники.
Когда люди выходили на площадь, заявляя себя православными, то тут же следовало заявление из официальных церковных структур, о том, что это так называемое политическое православие, что это чуть ли не враги Церкви. Причем руководитель Союза православных братств Валентин Лукьянник был отлучен от причастия по совершенно вздорным лживым предлогам.
То есть эти зараженные революционным вирусом украинства структуры, заявляли от имени Церкви, что мы якобы не имеем к христианству никакого отношения. Хотя в наших рядах все были верующими людьми разных национальностей: малороссы, великороссы, которые ассоциировали себя с Русской цивилизацией. Именно конъюнктурное препятствие помешало организовать на Украине большой православный фронт. Он был огромным по численности, но он не обладал информационным ресурсом.
Церковь не только не помогала православным патриотическим движениям, а нередко просто клеймила их позором. То же самое делала и административная верхушка, представлявшая интересы РФ.
Доходило до того, что когда наши активисты заходили на порог Российского посольства, их встречали иногда с хамством.
Вспоминаю посла Черномырдина: при нем был такой советник Лоскутов он мне начал вычитывать, почему же я выступаю против НАТО — значит я необразованный темный человек, не знаю, насколько НАТО позитивное. Я не понимал, куда я вообще зашел — в посольство России или в посольство США?
Так, несмотря на весь размах и массовую поддержку православные патриотические движения не могли совладать с государственной машиной. Дальше больше! Мало того, что Запад помогал бандеровщине, так этим занималась еще и Партия Регионов.
Политтехнологи Януковича, частью были безумными, а частью откровенными врагами и предателями. Они посоветовали Януковичу вывести на политическую орбиту, провести в парламент партию «Свобода» Тягинбока. Им также был предоставлен огромный информационный ресурс для пропаганды неофашистских идей на Украине. Эти брошенные в почву ядовитые зерна нацизма, конечно же взошли буйным цветом.
— Вернемся к религиозному контексту. Насколько известно, Церковь активно прибегала к помощи православных патриотических организаций в деле защиты храмов от филаретовцев и униатов. Насколько это достоверно?
— Несмотря на происки некоторых предателей, как говорил Патриарх Кирилл, «изменников в рясах» Церковь в целом, в лице большинства духовенства и мирян, безраздельно принадлежала и принадлежит к Русскому миру. Она сохраняет свою святость. Проблема в том, что ключевые посты удалось захватить изменникам. Кстати, при новом руководстве Церкви ситуация значительно исправлена. Но правда сформирована модель отношений, которая по-прежнему работает против нас. При захватах храмов, духовенство конечно же обращалось к помощи братств и казачеству. Но это больше наблюдалось в девяностые годы и в начале нулевых. А потом все успокоилось — и это был еще один повод, чтобы обливать грязью православные патриотические движения, как это делал уже упомянутый мною недостойный человек, страдающий алкоголизмом священник Георгий Коваленко.
— Если бы российское государство активно поддерживало конструктивные русские силы, то дело бы не дошло до крови, и стоило бы это гораздо меньше пяти миллиардов. Как вы думаете, сыграло ли свою негативную роль невнимание российских православно-патриотических объединений? Не было ли это для нас далеко и непонятно?
— Не могу с этим согласиться. Со стороны официальных структур действительно царило благодушие и глупость. Мало кто понимал в России из официальных властей, что происходит. В православных кругах в Москве в целом понимали ситуацию. Правда, когда я рассказывал о том, что будет гражданская война даже в русской патриотической среде к этому относились с сомнением. Мне отвечали, что у украинцев мягкий менталитет. Но, вспомните историю — самое кровопролитное начало ХХ века, во всей красе проявилось именно на Украине. Да, это сельский менталитет во многом. Но крестьянин убивает, как косит капусту. Это опасный менталитет сержанта, фельдфебеля. Если им овладели какие-то генералы и отдают приказы, он начинает безропотно исполнять. На Украине была масса предпосылок для возникновения гражданской войны. Ситуация была очень похожа на предвоенную Югославию. Один к одному. Там на самом деле сходилось три цивилизации — русская православная цивилизация, заходил клином исламский мир в лице крымских татар и Западная Украина как анклав Запада, который сыграл значительную роль в Майдане вместе с крымско-татарскими эстремистами. Татарское присутствие в виде худших представителей этого народа на Майдане сыграло свою разжигающую роль.
— Я не помню ни одного политического заявления, русских общественных организаций до революции на Украине. Любой захват храма мог бы быть информационным поводом. Не было финансирования печатных изданий на Украине. Одно дело поддерживать на словах, другое на деле…
— Объемы помощи, оказываемой нам, были несопоставимы с возможностями наших врагов. Православно-патриотические организации по определению не обладают такими средствами. Даже для издания простой газеты требуются колоссальные вложения. Если речь идет не о стенгазете. Кстати, у нашего движения на Украине имелась собственная газета, правда ее тираж был достаточно скромным.
— Игорь Михайлович, среди огромного количество ваших соратников, были ли случаи перехода на сторону врага, по идеологическим мотивам?
— Именно в нашей организации таких примеров не зафиксировано. А в целом, в православной среде такие случаи бывали. Их мало зато это случаи просто фантастические. Из одной православно-монархической организации человек на почве ненависти к Путину перешел на сторону так называемой АТО. И мало того, что переменил свои взгляды, еще и пошел воевать против нас. Он попал в плен к нашим ополченцам. Это чистая правда. Я не раскрываю имен и подробностей, поскольку меня не уполномочил человек, который возглавлял эту организацию.
Если брать людей из обычного светского мира, то подобное метание очень распространено. В любой стране мира большинство людей готовы смириться с любой властью, ради того чтобы жить спокойной мирной жизнью.
— Вы принимали участие в боевых действиях в Славянске в первый период обороны города. Как много ваших соратников из Киева пошло по аналогичному пути? — то есть покинули свои дома, оказались в Крыму или на Донбассе?
— Таких немало. В Славянске в первые дни погиб один из наших соратников — это был Сергей Журиков — позывной «Ромашка». Много людей с такой судьбой — например, командир «Кедр» Дмитрий Жуков из Киева. Была Маргарита Зайдлер, фактически киевлянка (немка, которая жила на Украине). Парень с позывным «Вандал», Андрей Савельев, человек очень достойный. В 16 лет ушел воевать, сначала в крымское ополчение из Киева, потом в Славянск. Не кланялся минам, сначала воевал в качестве медбрата, потом сам участвовал в боевых действиях.
Если бы у русских патриотов в Киеве были какие-то ресурсы, то мы могли бы стать и большинством. Бандеровщина в Киеве была совершенно маргинальным явлением всего двадцать лет назад. Их были единицы. И даже десять лет назад неонацистов было немного. Лишь в последние годы пошел массовый процесс под воздействием информационных технологий.
— Вы в Славянске довольно быстро перешли из статуса обычного ополченца в советники Стрелкова. Сам Игорь Иванович свидетельствует, что один из наиболее известных приказов, о запрете сквернословия исходил от вас. Расскажите эту историю.
— Здесь заслуга Стрелкова. Он верующий человек и прекрасно понимал, что брань вредит и духовному и даже телесному здоровью. Впервые в этом указе, возможно впервые за сто лет прозвучали слова о том, что мы «православная русская армия» и мы поклоняемся Христу. Этот духовный заряд сыграл огромную роль на первоначальном этапе. Вообще вся первая волна добровольцев была идейной. Костяк ополчения составляли идеалисты. Да, некоторые из них заблуждались в области своих политических пристрастий, но мировоззренчески были едины. Это помогло Стрелкову не отстоять Донбасс в критический момент, когда его могли слить.
— Слышал разные суждения, причем как от людей высокого интеллектуального профиля, так и от обычных шахтеров, которые ехали в Славянск по идейным соображениям. Отправились туда на два дня и остались до конца…. В чем на ваш взгляд, феномен этого периода борьбы в Славянске?
— Люди поверили в то, что Россия пробудилась, в то, что они делают историю. И они действительно ее делали. В тот период, вопросы мировой истории решались именно в том небольшом городке. Царила непередаваемая атмосфера боевого братства перед лицом опасности. Все помогали друг другу. Население нас любило за дисциплину и порядок. Исключительные случаи злоупотребления силой против мирных жестко карались. Когда мы вошли в Донецк, то, к сожалению, было хуже.
Я например, вошел с автоматом в супермаркет, мне просто негде его было оставить, и увидел, что люди начинают шарахаться от меня. Я понял, что не все благополучно с кадрами в ополчении. У нас в Славянске, если ты заходил с оружием в магазин, люди только улыбались и даже уступали очередь.
— Славянск, помимо высокой идеологической мотивации, интересен еще и качеством военной дисциплины. Роль Стрелкова в этом явлении какова?
— Он подавал пример бескорыстия, служения общему делу. Сейчас многие, кто поливает грязью Стрелкова и ополченцев заявляют, будто идеализм — это вообще глупость. Что православные имперские идеи являются неправильными, а мы не компетентными. Но на самом деле если начальник не вор, а при этом еще и хороший организатор и идеалист, то это тут же зажигает огнем всех его подчиненных.
Я много раз убеждался на примерах этой гражданской войны, что какой командир, таким же будет и все подразделение. Если попадается недостойный командир, все войско его начинает воровать и мародерствовать. Если же он достойный, то даже те отрицательные личности, которые к нему под начало попали, под него вольно или невольно подстраиваются.
— В 2003 году на Рождественских чтениях проходила первая секция по военно-патриотическому воспитанию. Я ее тогда организовывал. На это мероприятие приехал владыка Львовский Августин. Он сказал хорошие слова, что это самая главная секция на всех чтениях. Потом я услышал, что этот архипастырь встал на антироссийские позиции?
— Я был его советником по Верховной Раде. И мы вместе даже искореняли некоторые вредоносные законопроекты. В том числе и по ювенальной юстиции. Помогали запретить игорный бизнес, рекламу табака и алкоголя. Он не сразу встал на путь отказа от прежних идеалов. Но я замечал, что у него бывают корыстные склонности. Возможно по любви к деньгам, власти, славе он дошел до той жизни, которую ведет сейчас. Действительно, если стоять на позициях Русского мира, живя в Украине, то непременно останешься бедным и обделенным благами мира сего. А быть таким как первые христиане способен далеко не каждый.
— Какие у вас прогнозы по политическому будущему Украины?
— Существуют тенденции к естественному распаду этого государства, но его будут поддерживать на плаву любой ценой и максимально долго. Конечно, они не дадут Украине процветания, но выделят достаточно ресурсов, чтобы украинское государство продолжило влачить свое существование против нас.
Война продолжится в более удобный момент. Это лишь вопрос времени. Они пойдут и на Приднестровье и на Крым, потому что им так велят их кураторы. Этот режим будет продолжать делать то, ради чего он создан.
И.М. Друзь
Беседовал Александр Кравченко
Источник: http://pereklichka.livejournal.com/
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.