Кто спасётъ Россію? (1906г)

М. Ф. Таубе.

Кто спасётъ Россію?

Было время, когда въ Россіи государства не было (въ 1612 г.), ибо не было его выразителя — Государя.
Но была семья и община, — оне спасли Россію.
Народная сила освободила Москву великимъ ополченіемъ; народный голосъ выбралъ Царя Земскимъ Соборомъ, и вели­кая община снова сомкнулась въ государство. Прошли века, государство крепло, но новое нашествіе надвинулось съ за­пада. Это — нашествіе не меча и силы, но злоученія и зло-мысли. И противъ этихъ нашествій безсильна всякая веще­ственная оборона и сильно одно только глубокое духовное убѣжденіе. Опасность угрожала не только государству, не общине и семье.

Иныя ученія отрывають человѣка отъ естественныхъ узъ семейства и братскаго круга естественной общины и отпускаютъ его на полную свободу безроднаго сиротства, пре­доставляя ему право примкнуть къ новому произвольному обще­ству, созданному слѣпою самоувѣренностыо; другія ученія принимаютъ человѣка, какъ вещественную численную единицу, годную только на поступленіе въ вещественный и численный итогъ (большинства голосовъ), иначе во власть этой бездуш­ной случайности числа. И оба ученія, подъ разными видами и разными именами, находятъ себѣ последователей и приверженцевъ. Но Россія и отъ этихъ нашествій отвернется, если Богу угодно будетъ ей послать испытаніе, и непріятель дол­женъ погибнуть; ибо никогда даромъ не пройдетъ посягатель­ство на внутреннюю жизнь Россіи.
Такъ примѣрно писалъ 60 лѣтъ тому назадъ русскій мудрецъ *). Что видимъ мы теперь?
Новое нашествіе, горшее прежнихъ разнообразныхъ отсталыхъ западныхъ ученій, смыслъ которыхъ — либерализма, или, какъ теперь величаютъ, — освобожденство; но на этотъ разъ представители освобожденства наводнили всю Россію брау­нингами и динамитными бомбами, и ведутъ они упорнѣйшую «партизанскую войну» на темные капиталы. Не разумъ и  сила слова, а бомбы и преступленія сопровождаютъ ученія и мысли новыхъ освобожденцевъ. кои освободились сами отъ стыда и совѣсти.
Кто же спасетъ Россію отъ этого кроваваго и вѣроломнаго нашествія освобожденцевъ?
Вѣдь нынче, какъ будто, одинъ только подобный либерализмъ и пользуется всеобщимъ уваженіемъ; громко хвалится имъ и мать семейства, у которой сынокъ смотритъ на бракъ либерально, а потому предпочитаетъ самъ обзавестись внѣбрачнымъ семействомъ; хвалится имъ и общественный дѣятель и чиновникъ, хвалится и судейскій, а потому на судѣ либе­рально оправдываетъ и смягчаетъ неблаговидный продѣлки другихъ либераловъ; хвалится, наконецъ, иной служитель ал­таря, который надѣваетъ на себя трауръ но случаю роспуска либеральной Думы и т. д. А на самомъ дѣлѣ, отъ чего соб­ственно освобождаетъ либерализм!? Онъ освобождает!, семью
отъ святости брака, иныхъ думщиковъ — отъ чести, и совѣсти, служащихъ — отъ присяги, народъ отъ чувства братства и святости сосѣдства, рабочихъ:—отъ труда и дѣла, учениковъ— отъ ученія, учащихъ— отъ преподаванія, но не отъ оклада 20 числа, и т. д. Плоды-же освободительной цивилизаціи на­лицо: бунтъ, мятежъ, крамола, погромы, пожары, измѣна, не­прерывный убійства и т. д. и т. д.,— и все это потому, что освободительная либеральная цивилизація освобождаетъ религію отъ духовности, науку отъ разумности и логичности, удо­влетворяясь аналогіями, человѣка отъ совѣсти, народъ отъ повиновенія.
Сами же служители либеральной цивилизаціи, вооружив­шись на чужія деньги съ ногъ до головы, не знаютъ иного пріема, какъ деспотическое требованіе абсолютнаго повиновенія: либералъ требуетъ непротивленія злу, требуетъ уничтоженія русскаго патріотизма, требуетъ раздѣла Россіи, требуетъ роспуска каторжниковъ изъ тюремъ, однимъ словомъ требуетъ отъ Россіи собственная самоуничтоженія.., и Россію насильно освобождаютъ отъ русскихъ, освобождая русскихъ отъ ихъ Жизни; ихъ бьютъ, рѣжутъ, разстрѣливаютъ, жгутъ, разрываютъ бомбами, крошатъ младенцевъ, растерзываютъ стариковъ. Освобожденцы громятъ, грабятъ, устраиваютъ «иллюминаціи» дворянскихъ гнѣздъ и владѣльческихъ усадебъ, и все во имя свободы, во имя освобождены, во имя обновленія европейская.
Семья и община спасли Россію въ 1612 году. Любовь, русскихъ къ Родинѣ, Царю и Церкви спасла ее въ 1812 г. Кто спасетъ теперь Россію?
Спасетъ Россію самъ-же русскій народъ; онъ въ концѣ концовъ истребить и выгонитъ изъ своихъ предѣловъ непрошенныхъ освободителей, либеральныхъ преступниковъ и прочихъ крамольныхъ бомбоносцевъ. Да, одинъ только русскій народъ спасетъ Россію, какъ спасъ онъ ее въ лихое смутное время.
Спасетъ Россію Русскій Царь, помазанникъ Божій, ко­торый по вдохновенію Божьему скажетъ русскому народу Свое властное слово и прикажетъ повиноваться какъ встарь, Себѣ, Русскому Царю, а не крамольнымъ либералами какъ уже и сказалъ Онъ Своимъ воинамъ и Своему народу, когда говорилъ лицомъ къ лицу о томъ, что «Самодержавіе останется, какъ встарь».
Спасетъ Россію Вѣра Святая Православная и добрая проповѣдь служителей алтаря въ церкви и внѣ церкви. Пока, къ сожалѣнію, такіе священнослужители терпятъ за предан­ность Богу, Царю и народу всяческое поношеніе, а иногда и изгнаніе. Наше либеральное время удаляетъ этихъ доблестныхъ проповѣдниковъ святого слова отъ народа. Въ изгнаніе удалены твердые духомъ священнослужители, въ то время, какъ либеральные гапоновскаго образца прогуливаются на свободушкѣ… Но не всегда такъ будетъ. Поборниковъ слова Истины и Правды вызовутъ съ почетомъ обратно, ибо ихъ пастырское слово и самоотверженное апостольское служеніе нужны русскому народу, русскому обществу, русскому Пра­вительству, дабы словомъ мира и истины убѣдить заблуждаю­щихся въ неправотѣ освобожденія себя отъ налоговъ, отъ работы, отъ ученія и учительства… Ихъ слово необходимо и для общества интеллигентныхъ либераловъ, ибо интеллигенту нужно, наконецъ, понять, что онъ своимъ подстрекательствомъ къ либеральной распущенности самъ куетъ крамолу и гото­вить себѣ палачей, которые убьютъ его дѣтей, да и его самого истребятъ безъ жалости. Вѣдь боевой либералъ-бомбоносецъ доберется до смирнаго либерала-собственника. И действи­тельно, перемѣна въ убѣжденіяхъ интеллигента-либерала не произойдетъ иначе, какъ когда онъ самъ, наконецъ, опомнится, освѣжится отъ дурмана этого гипноза и самъ обратится къ своей совѣсти, а для этого слово Божіе, выслушанное отъ священнослужителя,—великая помощь.
Кто, спрашивается, воспитываетъ либерализмъ своихъ соб­ственныхъ дѣтей, которыя, вмѣсто книги, взялись за браунинги?
Тотъ же отецъ —- либералъ-интеллигентъ! Пора ему осво­бодиться отъ кошмара преступнаго либерализма.
Спасетъ Россію Богъ, ибо у русскихъ не изсякъ источникъ Вѣры истинной, Православной.
Кромѣ злоученія гр. Л. Толстого о непротивленіи злу и крамолѣ, кромѣ злоученія теургиста и психургиста Вл. Со­ловьева о космополитизме и объ отреченіи Россіи отъ искон­ныхъ своихъ основъ, есть православное высокое ученіе Истины, преподанное Церковью и ея учеными священнослужите­лями, о непрестанной брани со зломъ и лукавымъ, о постоянствѣ вѣчной неизмѣнной истины и вредѣ прогресса лжи и мятежа, ибо божеская, т. е. святая истина неизмѣнная, дана разъ навсегда полностью и обрѣтается въ нашей Церкви.
При всемъ видимомъ распространены дурмана и гипноза либеральнаго интеллигентнаго общества, при всей наглядной кровожадности боевыхъ либераловъ, оевобожденцевъ, какъ бы на видъ поглотившихъ и всѣхъ, и все, истинная вѣра въ Россіи не погасла, Вѣра Православная не изсякла.
Не взирая на всякія временныя отклоненія, духовная личность народа не можетъ выразиться иначе, какъ въ образахъ, созданныхъ русскою-же жизнью, а не заморскою подража­тельностью неудачнымъ и вреднымъ образцамъ. А либерализмъ всякаго оттѣнка, если только либерализмъ этотъ не понимается, какъ добровольное подчиненіе Самодержавной Верховной Власти, есть образчикъ заморскій, иноземный, непригодный для пере­садки на православно-русскую почву. Замѣчательны выводы, сдѣланные недавно знаменитымъ химикомъ Менделѣевымъ: «Россія назначена помирить и слить два разныхъ міра, найтв способы уравновѣшенія между передовымъ, но кичливымъ и непослѣдовательнымъ индивидуализмомъ и азіатскою покор­ностью — твердою государственно-соцiальною сплоченностью». Эту сплоченность можно достигнуть только тогда, когда жизнь русская будетъ согласована съ русскими основами и истинною Православною вѣрою. Тутъ ея несомнѣнное спасеніе. Вѣра Православная, и одна только вѣра всего народа, вѣра отдѣльныхъ лицъ, вѣра общества и общины, вѣра православнаго Правительства, вѣра самого Царя-Помазанника освободить Россію отъ освобожденцевъ-либераловъ всѣхъ сортовъ и наименованій, смирныхъ или бомбоносцевъ. Ибо вѣра эта есть источ-никъ животворящей жизни, а динамитный либерализмъ—источникъ смерти и разрушенія. Мы вѣримъ въ непобѣдимую силу Духа и божественной Истины и вѣримъ въ выздоровленіе многострадальной, все еще усыпленной западомъ Россіи, ибо Россія окончательно своей въры не утратила, а сила вѣрующаго — безгранична.

*) Хомяковъ.

Баронъ М. Ф. Таубе.

«Голосъ Русскаго» № 3, Понедѣльникъ, 4 сентября 1906 г.