М.В. Назаров: Святитель Николай Чудотворец и наше время…
Большой ажиотаж на центральных телеканалах вызывало событие, поданное в виде сенсации: «Мощи святого Николая, хранящиеся в папской базилике Бари, впервые в истории были доставлены в Россию 21 мая. Торжественную встречу святыни в храме Христа Спасителя возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. За все 930 лет пребывания мощей в Бари они никогда не покидали города. Святыня доступна для паломников в храме Христа Спасителя до 12 июля, а с 13 июля по 28 июля она будет находиться в Петербурге» (Интерфакс, 29.5.2017). «Желание приложиться к мощам Николая Угодника выразили 72 % россиян» (Интерфакс, 26.5.2017). К храму образовалась многокилометровая очередь верующих (над которой насмехаются СМИ от антихристианского «Эха Москвы» до мультихристианского «Кредо.ру»)
.Более всего этот ажиотаж подогревался церковными властями: «Это событие, – сказал глава отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Иларион, – происходит впервые во всей истории пребывания святых мощей святителя Николая в городе Бари. Они никогда не покидали этого города. Мощи находятся под спудом, то есть они замурованы под землей. Тем не менее специально для этого события часть мощей была извлечена из-под спуда, и она будет доставлена в Москву… Договоренность о таком беспрецедентном деянии была достигнута по результатам исторической встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском 12 февраля 2016 года» (ТАСС, 28.4.2017).
Частицы мощей Николая Чудотворца в храмах Москвы
Можно порадоваться за всех, кто принес Богу и святителю свою скромную жертву, выстояв в многочасовой очереди под дождем для обретения духовной радости. Это само по себе имеет значение независимо ни от чего.
Однако повод для очереди из-за сенсации был надуманным, а ее живописание в СМИ – неверным. В Москву были привезены не полностью мощи свт. Николая в том виде, как они пребывают в Бари, а лишь их частица – ребро святителя. И произошло это не «впервые в истории»: во многих российских храмах в честь св. Николая Чудотворца с дореволюционных времен имелись частицы его мощей.
Сайт «Rublev.com» приводит только в Москве и области неполный список из 26 храмов, где мощи свт. Николая сохранились до наших дней:
В московском Даниловом монастыре в ковчеге из серебра. Ковчег находится в северном, Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Частица подарена монастырю в 1991 году. Адрес монастыря — Даниловский вал, 22.
Сретенский монастырь (улица Большая Лубянка, 19). Частица была передана монастырю 21 мая 2014 года.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1).
Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2). Икона свт. Николая с частицей мощей находится в Успенском соборе обители.
Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82). Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15). У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и свт. Петра, митрополита Московского.
Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). Здесь хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей самого святого, а также нескольких десятков других святых — Иоанна Рыльского, Марии Египетской, Пимена Великого, вмц. Екатерины, апостолов Матфея, Марка и Луки, свт. Спиридона Тримифунтского и др. и частицы пелены с Гроба Господня.
Храм Всех Святых на Кулишках — подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения.
Храм святителя Николая в Котельниках — представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием.
Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе — подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42).
Храм свт. Николая в Толмачах — домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).
Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.
Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая.
Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.
Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др.
Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.
Храм свт. Николая на Трех Горах (Нововаганьковский пер., 9). Здесь хранятся реликварий с частицей мощей святого, который выносят из алтаря по воскресным и праздничным дням, а также икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе.
Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове (ул. Солдатская, 4). Ковчег с мощами находится в главном приделе справа у амвона. В нем хранится частица мощей свт. Николая, а также частица Животворящаго Креста Господня, мощи прп. Исаакия, прп. Алипия иконописца, Печерского, ап. Фомы, мч. Иоанна Воина, вмч. Георгия, мч. Никиты, прп. Сергия Радонежского, вмч. Меркурия, вмч. Арефы, сщмч. Василия Амасийского, прп. Нила, блгв. князя Михаила Тверского.
Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2). Здесь находится крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня.
Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, 18). В храме хранится икона свт. Николая с частицей его мощей.
Храм Архангела Михаила в Тропареве с крестильным храмом Всемилостивого Спаса (просп. Вернадского, 90).
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино (Большая Косинская улица, 29, стр. 3). Здесь хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.
Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (улица Байкальская, 37А). Частица хранится в мощевике, в котором собраны мощи около ста святых. Ковчег расположен с левой стороны солеи.
Домовый храм Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель» (ул. Б. Ваганьковская, 3). В 2010 году крупная частица была отделена от мощей и находилась в базилике Святителя Николая в Бари, а в 2012 г. передана благотворительному фонду. Этот храм посвящен Рождеству святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.
Мужской монастырь Давидова Пустынь (Чеховский район Московской области, пос. Новый Быт).
Николо-Угрешский монастырь (Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1). В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.
Ковчеги и иконы с частицами мощей св. Николая Чудотворца хранятся во многих храмах и монастырях России. Подобные святыни находятся, например, в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге, в целом ряде приходских храмов.
Для чего же раздут этот «исторический» ажиотаж?
Примечательно, что вместе с ребром святителя Николая в Москву прибыла целая делегация католиков, которые, в благодарность за такую «безпрецедентную историческую» любезность, были братски приняты первоиерархом МП и удостоены православных наград.
«Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после встречи с представителями Римско-Католической церкви подарил папе Римскому Франциску икону святителя Николая, а также свои медали.
«Хотел бы попросить вас, ваше высокопреосвященство, передать в качестве подарка эту старинную икону святителя-чудотворца Николая святейшему Франциску, папе Римскому, а также медали, которые связаны с моим патриаршим служением», — сказал патриарх, обращаясь к архиепископу Бари Франческо Какуччи.
Самому архиепископу Франческо в память о его пребывании в Москве предстоятель РПЦ также подарил большую икону святителя Николая, и наградил его церковным орденом преподобного Серафима Саровского I степени.
Кроме того, настоятель базилики святителя Николая в Бари священник Чиро Капотосто был награжден орденом преподобного Серафима Саровского II степени, а губернатор провинции Апулия Микеле Эмилиано — тем же орденом, но III степени. Как говорится в указе патриарха, указанных наград эти и некоторые другие зарубежные гости удостоены «во внимание к трудам по принесению мощей святителя Николая Чудотворца» из Италии в Россию.
Во встрече, которая прошла в помещениях храма Христа Спасителя по случаю принесения в Россию из Бари мощей святителя Николая Чудотворца, также приняли участие председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Челестино Мильор, руководство города Бари, представители Русской православной и Римско-Католической церквей. (РИА Новости, 22.5.2017)
Более того, прибытие ребра святителя Николая в Москву стало поводом для заявления патриарха, что в будущем христиане разных конфессий снова объединятся в одну Церковь:
«»Сегодня мы еще разделены, поелику богословские проблемы, пришедшие к нам из древности, не дают возможности нам воссоединиться», – сказал патриарх в воскресенье в храме Христа Спасителя, где он совершил богослужение у мощей Николая Чудотворца, впервые в истории доставленных из Италии. Как отметил предстоятель, объединение христиан может произойти «не по их усилиям, каким-то церковно-дипломатическим шагам, богословским соглашениям, а только если Дух Святой снова соединит всех, кто исповедует имя Христово». «Верим, что святитель Николай, слышащий молитвы христиан Востока и Запада, предстоит пред Господом, в том числе и прося у него соединить Церкви воедино», – сказал он». (Интерфакс, 21 мая)
Ажиотажная трактовка всего этого «исторического» события с приездом и наградами католической делегации и данное заявление главы МП – всё это вызвало смущение во многих православных СМИ. Ведь если бы первоиерарх сказал хотя бы так: «верю, что христиане разных конфессий в будущем осознают свои заблуждения, обратятся к истине и на ней объединятся в одну Церковь» – то не возникло бы подозрений, что высший церковный чиновник мечтает объединиться без этого условия, а лишь потому, что мешающие «богословские проблемы пришли к нам из древности». Эта оговорка о «древности» показательна: мол, мешает ветхое старье, которое пора отбросить? Проблема сатаны еще древнее – но это не делает его возможным объектом примирения с ним.
На такие подозрения счел необходимым откликнуться даже редактор лояльно-патриархийного сайта РНЛ (курсив наш):
«Нельзя не заметить, что эту сенсационность активно поддерживают и некоторые церковные чиновники, особенно сотрудники ОВЦС… Поэтому когда делают акцент на сенсации, это вызывает недоумение и, как следствие, подозрение, что устроители этой акции имеют и другие цели, которые прямо не объявляются... Дутая сенсационность события, а особенно тот факт, что мощи прибывают из Католической церкви, породили сомнения в чистоте замыслов организаторов. Среди православного народа распространяется мнение, что столь широко разрекламированный привоз частицы мощей святителя Николая из Бари – часть кампании, целью которой является пропаганда унии Русской Православной Церкви с Ватиканом. Основания для такого рода слухов и предположений есть. Мы видим, что мощи сопровождает католический епископ, а от некоторых церковных чиновников из ОВЦС мы слышим комментарии, типа: «прибытие частицы мощей – шаг к церковному единству», «скоро будет преодолено церковное разделение Запада и Востока», «доброта католиков, согласившихся на привоз мощей, свидетельствует о намерении Ватикана соединиться». Неудивительно, что такая активизация наших доморощенных филокатоликов тревожит многих православных.
Конечно, подобные утверждения абсолютно неприемлемы для православного сознания. Церковные русские люди понимают, что католики являются еретиками, а церковное единение возможно только после отказа католиков от искажений в догматике, исправления экклезиологии Католической церкви. Это все прекрасно известно, как и оценки католичества многими святыми Русской Православной Церкви. Никакой унии с католиками не будет, по крайней мере в обозримом будущем, поскольку это вызовет небывалый раскол в Церкви. Поэтому спекуляции на реальности угрозы унии – просто провокация людей духовно нетрезвых.
Весьма печально, что некоторые публицисты используют эту ситуацию для кампании против Священноначалия, для дискредитации иерархии и в целом Русской Православной Церкви. При этом не чураются ничем, начиная с вороха версий конспирологического характера и заканчивая откровенным бредом и оскорблениями. И весьма тревожно, что некоторые православные верят этим «ревнителям не по разуму»…
[Далее о критическом мнении О.Н. Четвериковой] … Оказывается, «встречу мощей превратили в магическое действо, ритуал поклонения папе Римскому», – ни больше ни меньше… Четвериковой «это всё напоминает оккультное магическое действо, в котором должны участвовать все»… «Я думаю, что они (кто эти «они», – мировое правительство, Ватикан или все, кто не разделяет хода мыслей Четвериковой? – А.С.) готовятся к какому-то очень серьёзному событию…».
Если Патриарху не доверяешь, можно интерпретировать и так, домыслив отсутствующие логические ходы. Но если Патриарху доверяешь, то можно это прочитать и как вполне православный, но не очень удачный ход мысли Предстоятеля нашей Церкви (может ведь и Патриарх выразиться неудачно)… Патриарх говорил о необходимости молиться за воссоединение, но ничего не сказал о том, как может и должно произойти воссоединение… О. Четверикова, В. Соколов и некоторые иные «ревнители»… сразу заподозрили Патриарха в предательстве. Но это проблема этих «ревнителей не по разуму», а не Патриарха…
Экуменизм, неообновленчество, филокатолицизм и модернизм – эти болезни есть в нашей Церкви. Мы их знаем и по мере сил стремимся им противостоять. Но с другой стороны, мы видим и другие болезни в нашей Церкви – радикализм, духовную экзальтацию, нетрезвость ума, нетвердость веры. Эти болезни не менее опасны.
Недавно я услышал от одной мудрой церковной женщины такие слова: одни мощи привозят и шум поднимают, а другие истерику закатывают, но и те, и другие делают общее дело – разрушают нашу Церковь. Справедливые слова. И с теми и с другими мы должны бороться. И тем, и другим мы должны противостоять. (А.Д. Степанов, РНЛ)
Противостоять – чему?
Вот взял бы товарищ Степанов и начал свое противостояние с основных проблем в МП, которые заключаются далеко не только в «историческом» привозе ребра святителя и о которых не раз говорилось (в традиции РПЦЗ), в том числе и с критикой шумных «ревнителей», например, по подобному поводу в связи с их возмущением Гаванской декларацией:
«При этом нас удивляет, что лишь данная символическая встреча в Гаване вызвала протесты, тогда как еще полвека назад уния была фактически узаконена в ряде официально опубликованных документов МП: «Определения Священного Синода Русской Православной Церкви» от 16 декабря 1969 г. и «Разъяснение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима… о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков» от 17 марта 1970 г.: «…Православная и Римско-Католическая Церкви имеют одинаковое учение о Святых Таинствах и взаимно признают действенность этих таинств, совершаемых в них… [это] облегчит следование по пути к вожделенному вероисповедному единству, заповеданному Христом Спасителем всем, кто исповедует Его всесвятое Имя» (Журнал Московской Патриархии. 1970. № 5. С. 25). Эти документы до сих пор не дезавуированы.
Не вызвали протестов и недавние заявления второго лица в МП, митрополита Иллариона (Алфеева, председателя Отдела внешних церковных связей МП), что «Православная Церковь признает всю полноту благодати в католической Евхаристии», что с католиками «мы должны, не дожидаясь решения всех проблем, научиться действовать как единое целое, как единая структура», – Как же возможно единое благодатное целое при разных пониманиях самого важного: Боговоплощения, человеческого происхождения и достоинства Божией Матери, сущности греха, посмертной судьбы людей и проблемы антихриста? Не говоря уже о непогрешимости Римского папы, не собирающегося отказываться от своей богословской непогрешимости в этих вопросах.
Не вызывали в духовенстве такого же широкого отторжения, как Гаванская встреча, и давние вопиющие факты еретических искажений Православия руководством МП посредством его участия в руководстве и финансировании «Всемiрного Совета Церквей». ВСЦ провозглашает себя «содружеством Церквей» и в своих документах определяет себя как «тело», имеющее свой «экклезиoлогический смысл» (т.е. церковный), который «не может быть основан на какой-либо одной концепции Церкви». «Всем участникам нравится равный статус в межконфессиональной общей молитве. Будь это клирик или мiрянин, мужчина или женщина, какой бы ни была наша конфессиональная основа – как простые паломники в экуменическом путешествии мы участвуем как равные в межконфессиональной общей молитве». В Правилах ВСЦ в главе 2 утверждается: «Членство в ВСЦ означает… приверженность экуменическому движению как составной части миссии Церкви. Предполагается, что церкви-члены ВСЦ… поощряют экуменические связи и действия на всех уровнях их церковной жизни». (http://rusidea.org/?a=300023)
В сравнении с этими еретическими документами Гаванская декларация просто меркнет… Еретическое отношение к экуменической деятельности с поклонением «единому Всевышнему» было уже выражено на многих совместных молитвенных мероприятиях «за мир и безопасность», – и опять-таки против этого не было заметных протестов духовенства внутри МП. Как и против совместных торжественных заседаний православных архиереев в главном храме столицы вместе с представителями «традиционной» христоненавистнической религии, готовящей царство антихриста.
Не менее кощунственной выглядит почти вековая уния церковного руководства МП даже не с инославной структурой, а с открыто богоборческой партией КПСС. Эта богопротивная уния возникла не добровольно, а под насилием власти, однако в наши дни продолжается уже добровольно и сохранила свою еретическую основу в виде ложно толкуемых слов апостола: «Нет власти не от Бога», то есть якобы любая власть богоугодна. В оправдание этой явной ереси (ведущей к принятию и власти антихриста) по сей день продолжается восхваление коммунистического богоборческого режима, сущностью которого якобы были не сатанинское разрушение православной государственности с убийством десятков миллионов людей и программой уничтожения религии, а «солидарность» и «стремление к справедливости», – такую сущность провозгласил в нем глава МП в 2015 году (http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html).
Почему же это оправдание сатанизма до сих пор не вызывает у ревнителей в духовенстве МП столь же непримиримого отношения, как Гаванская встреча?
Мы опасаемся, что концентрация протестов только на Гаванской встрече не станет достаточно убедительной для основной части церковного народа (которую нетрудно успокоить аргументами, что «святейший не поступился нашей верой, но разрушил антироссийский фронт Запада», как в этом убеждают и целый хор «патриархийных папистов» на «Русской народной линии», и проповеди в храмах, – этот хор обширнее, чем разрозненные голоса протестов). Кроме того, возможны и успокоительные «уступки» церковного начальства с некоторым декларативным отыгрыванием назад.Всё это продолжит маскировать более существенные пороки нынешней структуры МП, не способной быть духовной властью для нашего народа и надеющейся вместе с «мiровыми религиями» найти себе нишу в Новом мiровом порядке – царстве антихриста. Вот в каком масштабе, по нашему разумению, следует отстаивать церковную истину, в то же время спокойно, с трезвомыслием, без кликушеских преувеличений и домыслов, опираясь на доказательные факты. (А это, к сожалению, не всегда так, да и причины некоторых протестов могут быть не вполне искренними, а преследовать какие-то личные или местечковые цели…) (Заявление Главного Совета Союза Русского Народа в связи с протестами православных верующих против Гаванской Декларации)
Не стану тут в очередной раз говорить о возможной и необходимой общественно-политической солидарности православных с западными инославными христианами (но без религиозных униатских или экуменических крайностей) в защите традиционных ценностей перед надвигающимся молохом Нового мiрового порядка, подробнее об этом я написал в статье «Между христианской солидарностью и вероотступничеством«; там же приводил информацию о работе «Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Католической Церковью и Православной Церковью», которой еще в 2008 г. был разработан совместный секретный православно-католический документ, признающий главенство папы с первенством не только чести, но и власти. Для доработки этого документа был сформирован специальный комитет, в состав которого вошел митрополит Волоколамский Иларион. (См. источники в указанной статье.)
Нетрудно предположить, как реагировал бы на это в наше время святитель Николай, известный тем, что дал пощечину еретику…
А что же РПЦЗ?
Русский храм во имя Святителя Николая Чудотворца, Бари, Италия
Что касается упомянутого традиционного отношения РПЦЗ к этим проблемам, то оно, к сожалению, к сегодняшнему дню столь же раздробилось, как и сама РПЦЗ. Патриархийная РПЦЗ МП лояльно молчит, не протестует даже против незаконного захвата патриархией имущества РПЦЗ в этом самом Бари (см. об этом в конце статьи «Св. Николай Чудотворец»).
А критика со стороны некоторых «осколков» доходит до объявления русского народа «инициирующим приход антихриста».
Никогда еще в истории Церкви не было столь удручающего состояния, которое предвидел прп. Серафим Саровский: «архиереи так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиеерев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что главнейшему догмату веры Христовой и веровать уже не будут»; и о котором свт. Феофан Затворник предупреждал: «имя христианское будет слышаться повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это – только видимость, внутри же отступление истинное». Время, о котором Сам Господь Иисус.Христос предрек: «Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земле» (Лк. 18:8)…
Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.
М.В. Назаров
5 июня 2017
Источник: http://rusidea.org/?a=310103
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.