Неординарный, дерзновенный шаг.
Верующему человеку непригоже унывать. Хотя, после пережитой бури в Зарубежной Церкви и в Белой Эмиграции в целом, не раз, по человеческой немощи, руки падали, но несмотря ни на что продолжали тянуть лямку, делать своё дело. Никогда никому не хочется верить, что не восторжествует наконец-то правда, не раскроются у людей глаза. И вот, после сравнительно долгого затишья жизнь, по видимому, снова забурлила.
Живём мы сейчас в очень интересные времена. Именно, когда нападает уныние, Господь посылает нам знаки. А эти знаки, надо уметь распознавать.
К четвёртой годовщине позорной унии мы именно об этом и писали в статье «Пятилетка завершается». Взывали к совести наших бывших братьев, пошедших за архиереями-предателями в советскую Церковь, зная, что много, а кто знает – может быть и большинство притушивают в себе терзающий голосок совести. Мы не раз писали и твёрдо верили, что и в РПЦЗ МП остались настоящие Зарубежные священнослужители и міряне. Но слова наши оставались до сих пор гласом вопиющего в пустыне.
И вот, как бы в ответ прогремела радостнейшая весть: в Канаде, в Торонто, Свято-Воскресенский приход, во главе со своим настоятелем отцом Георгием Сачевским, в самый юбилейный день четвёртой годовщины приподнес нам (и заодно Вл. Илариону и иже с ним!) подарок, мужественно порвав с ложным путём и вернувшись в Зарубежную Церковь. Мы конечно не приписываем никакой заслуги в этом радостном исходе ни себе, ни нашей статье, о которой они ничего и не знали. Это явно результат долгих, выстраданных размышлений и мучений, приведших к однозначному убеждению. В обращении к Вл. Архиепископу Андронику отец Георгий написал, что после краткого пребывания в заблуждении «наше время настало не смущаться и не страшиться перед агентами лукавого» ! Тут в двух – но веских и выношенных – словах всё сказано. Как и благоразумный разбойник не многословием, а искренним смиренным покаянием заслужил первым войти в рай, так и отец Георгий своим мужественным шагом очистил, омыл свою душу и свою священническую совесть.
Кто нибудь может подумать – стоит ли придавать такое значение тому, что, мол, один приход опомнился ? Безусловно стоит, ибо это не один приход, а первый приход. Первый за все четыре года ! А за первым, мы знаем, теперь уже последуют и другие. Надо было, чтобы кто-то начал. Стоит так же радоваться, потому что возвращение Свято-Воскресенского прихода на путь истины даёт возможность всем тем мірянам-исповедникам, которые ради правды вот уже 4 года, а некоторые и 10 лет, жили без храма, вновь обрести нормальную приходскую жизнь. Возблагодарим с ними Бога за такую радость и утешение.
Другую не меньшую радость принесло нам начавшееся раскрепощение Церкви и умов внутри самой Патриархии. Первой такой ласточкой был в Барнауле переход в Зарубежную Церковь 10 месяцев назад отца Георгия Титова с прихожанами. Важное и ценное событие, так как отец Георгий далеко не из «шатавшихся» безыдейных с сектантским духом клириков, а интеллигентный, уравновешенный священнослужитель и пастырь.
За первым толчком, данным отцом Георгием, по всей России прогремело на всю страну и на весь православный міръ смелое видео-выступление трёх «ижевских витязей», как их быстро окрестили. В выступлении заслуженных священнослужителей, протоиерея Сергия Кондакова, протоиерея Михаила Карпева и иерея Александра Малых есть нечто «солженицынское» в том, как они очутились в положении людей «у которых грудь слишком переполнена, глаза слишком много видели, чтобы можно было выплеснуть это озеро в нескольких безсвязных выкриках», как писал Александр Исаевич в самом начале своего «Архипелага Гулага», говоря о том почему, когда его только арестовали и вели среди толпы, без наручников, как простого обывателя, он ни одного слова не выкрикнул. Он промолчал, потому что был бы он услышан всего несколькими десятками или сотнями людей, а ему смутно чудилось «что когда-нибудь закричу я двумстам миллионам».
Так и наши Батюшки – обратились бы они к своему архиерею или написали бы в «Чистый переулок», то первый попавшийся сvнодальный чиновник выбросил бы письмо в мусорный ящик и распорядился бы о немедленном наказании «бунтарей». И на этом всё кончилось бы. Кто стал бы потом слушать опальных священников ?
А тут, в результате неожиданности все глаза пристально на них уставились и слова их никого не оставили безучастным, тем более, что выдвигаемые критика и претензии были изложены без всякой натяжки, крикливости и экстремизма, а спокойно, убедительно и даже с подобающей теме торжественностью и серьёзностью. В Московской Патриархии встрепенулись. Во всех «осколках» и прочих ИПЦ внимательно стали вслушиваться к каждому слову, направлять им письма поддержки с плохо скрытой надеждой, что именно к ним ижевцы примкнут.
После двухмесячного неопределённого ожидания, ижевские священнослужители решили встать под омофор Мирополита Агафангела в качестве клириков и приходов Московского Патриархата. И тут потоку критики, возмущениям, насмешкам не стало предела и некоторые, кто вчера ещё называли их «героями-витязями», в одночасье переименовали их в пятую колонну МП, а Митрополита Агафангела, заодно, за второго Лавра и либерала готового продать Церковь советам.
Но мы-то, когда впервые услышали о таком возможном чиноприёме, признаться, ужаснулись, и как можно вежливее написали Вл. Митрополиту, что не лучше ли воздержаться, но Вл. Агафангел ответил и убедил в обратном.
На самом деле убедились, что сделан дерзновенный и мудрый шаг. Но признаёмся – неординарный.
Как мы понимаем, идея следующая : Зарубежная Церковь никогда не говорила о безблагодатности официальной Церкви. Она отрицала в ней и разоблачала сергианство, экуменизм, нравственный разврат и не признавала высшую иерархию, в частности ни одного из пяти советских патриархов. Эти 3 ижевских священника именно это во всеуслышание говорят и вместе с нами отвергают, а к тому же безоговорочно признают истинность нашего зарубежного пути.
Можно задать себе вопрос – почему же они тогда не переходят просто в Зарубежную Церковь ? В ответ на такое недоумение всё же следует нам понять, что советская пропаганда на умы действует (не на их умы, а народа) и такие понятия, как «зарубежный», «заграницей» многих настораживает. Переход в Зарубежную Церковь, как правило, тут же клеймится, как продажа американцам. Это, что-то «чужое», «не своё», «западное», тогда как местная Церковь остаётся «своей» ! Поэтому-то они и утверждают, что от поместной Русской Церкви они не уходят, а только отмеживаются от её извращений.
Таким образом они делают намного больше, чем если бы просто перешли к нам : они заявляют, что они остаются в этой очищенной от советской примеси местой Церкви, и просят нас её возглавить. Они не уходят из неё, но тем не менее немедленно обрушилась на них советская клевета. К тому же, по их словам, многие смогут последовать их примеру, который психологически более приемлем, нежели, как выше указано, переходить в «заграничную американскую Церковь», каким бы вздорным ни было такое утверждение.
И ещё раз надо понимать и помнить, что они принесли покаяние и полностью отреклись от всей патриархийной советчины. Чего больше надо ? А одновременно какой духовный урок они дают всем пребывающим прямо или косвенно в Патриархии, когда говорят : «Мы не можем закрыть глаза на чудовищное разложение высшей иерархии Московской Патриархии, которая зашла столь же далеко, что и разложение верхов государственного чиновничества. /…/ Молчаливое согласие убивает совесть людей – в чём мы и покаялись». Молчаливое согласие – это что ныне называется послушанием и выдаётся за высшую форму благочестия, а на самом деле является трусливым, недостойным священнической совести соучастием в грехах, творимых этой административной структурой, выдаваемой за «Церковь». «Не путайте ваше сотрудничество с КГБ, ваши предательства, роскошный образ жизни с Церковью», безстрашно обращаются они ко всему «митрополитбюро», можно сказать, прямо нашими же словами, десятилетиями повторяемыми Зарубежной Церковью.
Забыли ли критикующие нас исповеднические слова священномученика Митрополита Кирилла Казанского : «Ни от чего святого и подлинно церковного я не отделяюсь; страшусь только приступать и прилепляться к тому, что признаю греховным по самому происхождению, и потому воздерживаюсь от братского общения с митрополитом Сергием и ему единомышленными архипастырями». Не по стопам ли сего великого священномученика поступают ижевские Батюшки ? Забыли ли критикующие нас, что когда приснопамятный протоиерей Лев Лебедев решительно вышел из родившей его Патриархии, он сочинил труд, озаглавив его «Почему я перешёл в Зарубежную часть Русской Церкви». Не тождественно ли это поступку трёх ижевских Батюшек ?
Вполне можно понять, что в первое время могли быть высказаны недоумения, но когда сегодня продолжаешь читать истерику по этому поводу, то убеждаешься, что это может только быть от слабоумия или лицемерия. Или, естественно, от досады, что «не туда» обратились Батюшки … Какую долю неискренности надо питать, чтобы делать вид, что не замечаешь постоянно проводимое различие между Московским Патриархатом и Московской Патриархией. Ведь это не случайно. А сколько фарисейской фальши дано читать под пером разных канонистов, рядившихся в тогу добродетельных блюстителей Зарубежной чистоты … Нет, интереснее прислушаться к словам самих ижевских клириков : «Для нас очевидно, что по настоящему дух русского Православия всегда выражала именно РПЦЗ, и поэтому мы, даже находясь в МП, смотрели на Зарубежную Церковь как на духовный камертон, задающий правильный тон всей современной христианской жизни».
Конечно, словосочетание «Московский Патриархат» не существовало в эпоху святого Патриарха Тихона, однако серьёзно ли не видеть, что оно ничего иного не обозначает, как «Русская Церковь» в противопоставлении «Московской Патриархии». Верим ли мы в слово или в носимый словом смысл ? Есть фарисейское буквоедство и евангельский подход к жизни. Пусть каждый выбирает свой путь.
Все истинные Зарубежники могут только радоваться, что этим неординарным и дерзновенным шагом мы можем принести непоправимый удар советчикам и способствовать настоящему раскрепощению русских душ. Ведь всё больше слухов ходят о том, что МП на грани развала и в данной обстановке, когда по швам трещит МП, этот шаг может быть путеводительным ответом для всех несогласных с Кириллом Гундяевым и его командой. И это когда каждый день приносит новые доказательства антихристианской и антинародной сущности сергианской патриархии. За примерами далеко идти не приходится, взять хотя бы на этой неделе поздравительное письмо постоянного члена Сvнода, управляющего делами МП митрополита Варсонофия, по случаю 80-десятилетия учреждения жутких Мордовских лагерей … Уму непостижимо. Или случай несчастного, покончившего с собой священника Вятской епархии, доведённого до самоубийства жестокосердием своего нового архиерея (ещё одного, другого, архиепископа Марка), отправившего уже сотню клириков за штат … Долго ли такое может продолжаться ?
Поэтому можно только приветствовать сvнодальное решение, принятое точно в духе равновесия заключительного 102-го правила Трулльского Пято-Шестого Вселенского Собора. В каждом деле, в каждом решении следует придерживаться основного правила : не рубить с плеча канонами, и преследовать не выгоду, а наибольшую конечную духовную пользу. Что в данном случае было сделано. И к тому же радуемся, что Церковь Зарубежная обогатилась тремя новыми культурными, учёными, добрыми пастырями.
Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
«ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКИЙ ВЕСТНИК», 14 июня 2011 г.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.