Беседа Сергея Герасимова с Михаилом Назаровым.

Беседа сотрудника радиостанции «Радонеж» Сергея Герасимова с Михаилом Назаровым, прозвучавшая в прямом эфире 22 февраля 2000 г.

– Михаил Викторович, до сих пор в серии «Русская идея» издавались серьезные исследования, такие, как «Тайна России». Но вот появляется изданный Вами исторический календарь «Святая Русь». Насколько этот более легкий, популярный жанр соответствует целям Вашего издательства?

– Этот календарь, конечно, более легкий для чтения, но это не значит, что он легкий по проблемам, которые отражены в нем… Там множество авторов, – это сотни людей, высказывания известных наших соотечественников самых разных эпох, художественные произведения, исторические, богословские…

Это скорее даже не календарь, а альманах, сборник материалов, которые иллюстрируют все ту же тему, что и в моей книге «Тайна России»: историческое призвание России в мiровой истории как Удерживающего, который противостоит антихристу. Только в календаре эта тема подается уже не так аналитически, как в моей книге, а в виде своеобразной исторической хрестоматии к «Тайне России». Это, с одной стороны, мозаика текстов, с другой – справочник православного патриота…

А тематика охватывает период от посещения русских земель апостолом Андреем Первозванным – до наших дней. Скажем, до натовской агрессии против Сербии. И как-то само собой получилось, что вся эта пестрая мозаика обнаруживает единый глубокий внутренний смысл. События разных эпох не только оттеняют друг друга, но и обнаруживают единый, сквозь века, фронт борьбы между силами добра и зла, главной мiровой ареной которой стала удерживающая православная Россия. Именно поэтому, как писал Гоголь – «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский«, – ибо нам, русским, более, чем кому-либо, открыт смысл жизни и смысл истории.

– А если более конкретно: не могли бы Вы в виде примера показать, что в этом календаре приводится к сегодняшнему дню?

– Сегодня 22 февраля – это начало так называемого «Ледяного похода» Добровольческой белой армии в 1918 г. О значении этого похода в календаре говорит писатель Иван Шмелев. Он пишет, что тогда перед горсточкой русских людей, измученных от боев, был поставлен «извечный выбор… – отсвет того далекого Выбора, когда дьявол показывает Христу все царства мiра и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне…». Так и эта маленькая горстка русских воинов стояла тогда перед таким же выбором и решила идти путем Христа, показав и мiру, и будущим поколениям русского народа, «что есть ценности, которые отдавать нельзя, за которые платят жизнью!..» Эта горсточка юных в основном, русских людей ушла в ледяные степи, – в неизвестность! – чтобы продолжать бороться, чтобы собирать силы для борьбы до последнего вздоха, – за Россию. Шмелев писал об этом в 1920-е годы, что значение их подвига «разве на расстоянии поймется»… Впрочем, на расстоянии нам лучше видны и недостатки Белого движения – об этом я пишу в календаре в специальном материале.

– Получается такое интересное совпадение: сегодня, можно сказать, день Белой армии, а завтра, как известно, в нашей стране будет официальный праздник, имеющий совершенно иной смысл – создание Красной армии…

– Это как раз один из контрастов в этом календаре, когда события оттеняют друг друга и помогают лучше понять друг друга. О создании Красной армии в календаре, конечно, тоже дается информация. И она, увы, совсем не праздничного и не героического характера. Поэтому, хотя сегодня этот день уже не «День Красной армии», он превратился в «День защитника отечества», – все-таки обидно за нынешних защитников Отечества, что их днем уже и в посткоммунистическую эпоху все еще остается этот в общем-то унизительный для русской армии день – день создания Троцким антирусской армии. Если позволите, я объясню, что я имею ввиду…

– Это очень интересно, пожалуйста.

– По официальному объяснению советского времени, скажем в «Большой советской энциклопедии», день 23 февраля 1918 года «ознаменовался массовым вступлением добровольцев в Красную армию» – после декрета Совнаркома о ее создании. Разумеется, о «массовости» тут можно говорить лишь применительно к членам большевицкой партии, которые вступили в красноармейские отряды. Народ же, что прекрасно документировано во множестве воспоминаний, исследований, – народ не воспринимал тогда красных за власть и не желал за них воевать. Хорошо известно, что Красная армия была создана Троцким принудительной мобилизацией: например, на селе применялись показательные расстрелы так называемых «дезертиров» перед односельчанами (это называли «децимациями», то есть расстреливали каждого десятого); в городах широко применялась система заложничества, особенно в отношении семей офицеров, поэтому и оказалось их немало в Красной армии.

И символом Красной армии Троцкий избрал совершенно не русский знак, а антихристианский – масонскую пятиконечную звезду, пентаграмму. Известно происхождение этого знака, – этой печатью, пятиконечной звездой, царь Соломон отметил краеугольный камень своего храма, – храма царя Соломона, – и масоны именно оттуда взяли свой символ как главный в своей символике. Она у них вся связана с воссозданием храма Соломона, в котором и воссядет их всемiрный правитель, в христианской традиции – антихрист. И вот этот знак наша армия несет на себе по сей день…

Нельзя также забыть, что ударным костяком Красной армии, особенно в первый период, когда еще не было принудительной мобилизации, были карательные мобильные отряды интернационалистов, – безжалостные к чуждому им русскому населению отряды, составленные из венгров, австрийцев, поляков, прибалтов, китайцев… Они насчитывали более 250.000 бойцов, хорошо вооруженных, мобильных. Эти отряды, созданные из иностранцев, которыми руководили комиссары, приехавшие тогда в Россию социалисты из разных стран типа известного Бела Куна, который зверствовал в Крыму, – вот эти отряды составляли в 1918 году 19 % численности Красной армии; и только позже, после всеобщей мобилизации населения, их число уменьшилось до 8 % в 1920 году.

Так что Красная армия, день которой будут завтра праздновать, – она воевала не столько против мифической интервенции иностранных государств, которой не было, и я об этом пишу в своей книге «Тайна России», и не столько даже против белых, сколько против подлинно русского населения, подавляя повсеместно тысячи восстаний внутри страны. Это была армия антирусская в самом своем первоначальном значении. Даже американский исследователь этого вопроса, Михаил Бернштам, профессор, в своем подробном исследовании показал, что столь высокий процент иностранцев, во-первых, уникален для гражданских войн, и, во-вторых, что «для войны, в которой основные операции — не стратегические фронтовые, а подавление сопротивления коренного населения, роль 8-19-процентного ударного костяка», сосредоточенного именно на подавлениях, является «ключевой в победе режима над населением».

Чтобы закончить об этом дне я скажу, что мне совсем не хочется лишать наших воинов их профессионального дня. Но не пора ли нам избавляться от нерусских праздников, а не просто перекрашивать их и праздновать под новым названием по сути тот же смысл?

– Какой же день в русской традиции соответствует дню русского воина?

– В дореволюционной России день памяти русского воинства, установленный еще в 1769 г., отмечался 29 августа по старому стилю, то есть 11 сентября по новому. В этот день совершалось молитвенное поминовение всех православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных.

Далее, еще одним, даже особым днем русского воинства было также 26 ноября по старому стилю, 9 декабря по новому – день Георгиевских кавалеров. Это так называемый Юрьев день, установленный в память освящения в 1051 г. в Киеве церкви св. Георгия митрополитом Иларионом.

Да и сам день св. Георгия Победоносца (23 апреля / 6 мая) может считаться днем русского воинства. Поскольку св. Георгий почитался на Руси с самого начала христианства именно как покровитель русской военной мощи. И неспроста Георгий Победоносец в виде всадника, поражающего змия, стал гербом Москвы и потом был включен в герб Русского государства.

И еще я хочу подчеркнуть, что в изображении Георгия Победоносца, поражающего змия, то есть сатану – отражено уникальное значение русской армии, отличной от армий всех других народов. Те просто военной силой отстаивали свои эгоистичные интересы, и даже когда они защищали себя от агрессии – то в основном в территориально-имущественном смысле, защищали свои богатства. Русское же православное воинство защищало самого Удерживающего, удерживающую власть Православного Монарха и его духовную миссию сопротивления антихристу. В таком противостоянии вселенскому злу русская армия обретала тот же всемiрный смысл, что и русская православная монархия в целом, – и это единственная такая армия в мiре.

Вот какое самосознание надо, мне кажется, восстанавливать у русской армии, а не праздновать разные троцкистские децимации, расстрелы интернационалистами русских крестьян – и все это под эгидой все той же масонской пентаграммы… Печально видеть, когда в этих празднествах из года в год нередко участвуют и представители духовенства, поздравляя наши войска и не вникая в духовный смысл и происхождение этого праздника…

– Вскоре будет ведь еще один праздник – так называемое 8 марта. Что в Вашем календаре говорится о нем?

– Одно из главных назначений этого календаря-справочника – показать, чем неприемлемы для православного человека коммунистические праздники советской эпохи, в том числе и 8-е марта. Они сейчас перекрашены в российские, но сути своей не изменили.

Другая цель календаря – хотелось показать истинные русские аналоги этих праздников. В частности, «женский день» на Руси – это третья неделя по Пасхе, когда Церковь отмечает память святых Жен Мироносиц. Они первые услышали от Ангела радостную весть о Воскресении Христа, потом сами увидели воскресшего Господа и благовестили о том Апостолам. По Вознесении Господа на небо Жены Мироносицы пошли проповедовать о Нем. И Марию Магдалину за особенные миссионерские труды Церковь назвала равноапостольной. Чем это не истинный русский женский день?

Можно также вспомнить, что на Руси испокон веку множество праздников связаны с Богородицей. И первым христианским правителем тоже была женщина – св. Княгиня Ольга. То есть христианство не ущемляет женщину, а возвеличивает ее, так что нет такой уж необходимости в специальном женском дне. Это, мне кажется, всё атеистические выдумки: заменить христианские праздники светскими – вот и напекли дней работников торговли, и речного транспорта, и шахтеров…

Что же касается конкретно дня 8 марта, то он изначально был введен как праздник антитрадиционный, названный «Международным женским днем». Это был революционный праздник, установленный по инициативе Клары Цеткин на конференции социалисток в Копенгагене 8 марта 1910 года. А в России впервые он был отмечен 23 февраля 1917 года (8 марта по новому стилю) в виде политических демонстраций как важное событие начинавшейся тогда Февральской революции.

И что примечательно для этого первого празднования 8 марта – случайно или нет, но на этот же день тогда пришелся еврейский праздник Пурим, связанный с еврейской национальной героиней Эсфирь. Как мы знаем из Библии, она, будучи любимой женой персидского царя Артаксеркса, добилась от него защиты своего народа. Тогда это был, впрочем, богоизбранный народ, и ему угрожали язычники. И, наверно, в этом смысле намерение Эсфири не может вызывать неприятия, даже если евреи при этом, как мы знаем из описания этих событий, проявили большую жестокость – это сейчас оставим в стороне, это отдельный вопрос.

Однако в христианскую эпоху евреи, отказавшись от Христа и тем самым от своей богоизбранности, трактуют это событие уже как свой национальный праздник казни 75.000 «антисемитов» с женами и детьми. И тем самым эта их трактовка того библейского события, этот праздник Пурим, который сопровождается шумным весельем – он с христианской точки зрения выглядит кощунственным, эгоистичным, когда восхваляется уже сама жестокость этого события. Известно, что нередко празднование Пурима сопровождалось глумлениями над христианами, над христианской верой. И, возвращаясь к февралю 1917 года, в столь символический момент начала активных действий революционеров с целью свержения российской православной монархии, эти два праздника – Пурим и международный женский жень – они в сознании революционного еврейства соединились в один, что и вылилось в расправы их и нового Временного правительства, масонского, над русскими монархическими и православными деятелями, полицейскими, государственными чиновниками и другими подобными «антисемитами» – то есть защитниками царского строя.

Замечу, что некоторые авторы выдвинули гипотезу, что уже установление этого «женского праздника» 8 марта в 1910 году еврейкой-социалисткой Кларой Цеткин было связано с героической для евреев личностью Эсфири.

Вот что русские женщины будут и в этом году праздновать через две недели 8 марта.

Возможно, что и 23 февраля было избрано праздником «революционного красного воинства» с аналогичным смыслом. Ведь 23 февраля никаких военных событий не было, к которым понадобилось бы привязать день основания Красной армии. Но этот день по старому стилю соответствовал 8-му марта по новому, и революционная общественность, возможно, не захотела терять эту дату как праздник и после перехода на новый стиль… И назначили: тот женский день, этот – мужской… [См. также в книге «Вождю Третьего Рима».]

– 1-е мая тоже ведь антихристианский праздник…

– Да, если мы дальше по календарю пойдем, мы их много найдем. А уж 1 мая – известный день нечисти: по западно-европейской легенде, в этот день, в Вальпургиеву ночь, вся нечисть собирается на горе Брокен в Германии и устраивает грандиозный шабаш ведьм…

Горестно смотреть на все эти «праздники», когда наши русские люди, даже не догадываясь о скрытой антихристианской сути подобных «праздников», совершенно искренне поздравляют друг друга, шлют открытки… А ведь скрытая духовная суть таких акций, наверно, не исчезает, если их просто перекрасить, переименовать в «мужской» или «женский» день, или «день весны»… Наверное, бесы радуются, глядя на то, как одураченные ими когда-то люди даже уже после падения коммунизма все еще топчутся на том же черном духовном поле, поскольку лишены знания истинной русской православной традиции. Вот она и есть основное содержание календаря-альманаха, а не просто критика советских праздников.

Должен сказать, что незнание истинных русских праздников у нас огромное. Скажем, церковные праздники все-таки трудно не знать, православные люди их знают. А я имею в виду наши исторические, национальные праздники. Скажем, установили день города Москвы праздновать в начале сентября. Ну, почему в начале сентября, когда 4 апреля по старому стилю, 17 – по новому, это и есть день первого упоминания в летописи о Москве в 1147 году

Я уже не говорю, сколько у нас величественных, красивых праздников, которые до сих пор не восстановлены, как скажем, День основания Русского государства – 8/21 сентября. Или День Крестителя Руси св. Князя Владимиiра – наш подлинно национальный главный праздник, 15/28 июля

– Кстати, сколько было праздничных дней в дореволюционной России?

– Об этом в календаре есть справочный материал. Из него следует, что крестьяне, например, работали в году лишь 280 дней и соответственно 85 дней у них были выходными и праздничными. Это – воскресенья и все церковные праздники. Для сравнения можно отметить, что в немецких колониях на территории России тогда же праздников было на 20 дней меньше. То есть, с одной стороны, можно сказать, что немцы более трудолюбивы, но русский народ в отличие от них тоже умел трудиться, однако не зацикливался на производстве ради производства; он не забывал и главного – для чего человек живет на свете.

А вот когда стал забывать о Боге, – а упадок религиозности накануне революции был очевиден, прежде всего у интеллигенции и у бюрократии, вплоть до правительства, – вот тогда и обрушилась православная России, лишившись Божией помощи. Причем это было время небывалого экономического роста в России, – я привожу об этом в календаре обширные данные статистические, там в виде приложений к некоторым месяцам напечатаны отрывки из моей работы, еще не публиковавшейся, «Россия накануне революции» – там и об экономике, и социально-культурной жизни, о национальном вопросе, о еврейском вопросе, о погромах, о черносотенцах…

Короче – одни лишь экономические успехи (даже если таковые будут у нас в ближайшие годы) не обезпечат выхода России из нынешнего кризиса. Только успехи в восстановлении православного самосознания и наших русских традиций – вот основа возможного оздоровления. Поэтому я и издал этот календарь и надеюсь, что этот юбилейный альманах «Святая Русь» сохранит свое значение и за пределами 2000 года – не только как памятный сборник об этой редкой круглой дате. Она как символическая веха на переломе двух тысячелетий – лишь удобный повод показать в ней, как в капле воды, суть русской истории. Вот назначение этого календаря.

+ + +

Дискуссия: можно ли «отмыть» коммунистическую символику?

После этой радиопередачи два уважаемых монархиста – видный православный публицист и известный священник – высказали 23 февраля в эфире свое несогласие с приведенным выше выступлением:

«Вчера, к сожалению, М.В. Назаров смутил наших слушателей», ибо «1918 год, гражданская братоубийственная война, действительно война с русским народом, она перекрыта подвигом всенародным в Великой Отечественной войне… и в день 23 февраля вспоминают прежде всего героев нашей Отечественной войны».

Далее по поводу прозвучавшей критики советской символики было сказано:

«Назаров… недостаточно продуманно рассуждал о символах вчера. Он, например, пентаграмму, пятиконечную звезду, называет главной коммунистической символикой, масонским знаком… Но знает ли Михаил Викторович, что пятиконечные звезды были у царских офицеров на погонах?.. Что на многих древних иконах Божией Матери мы можем встретить изображение пятиконечной звезды?.. Над храмом Рождества Христова в Вифлееме какой знак? Пятиконечная звезда. Что, снять ее?..

Враг пытался похитить знак Божий, он всегда занимается только похищением, поскольку дьявол, как известно, «обезьяна Бога», своего он ничего не может придумать, наполняя этот знак своим уже искаженным содержанием… Точно также звезда могендовид, звезда шестиконечная… эта звезда бывает на звездице, той, которой совершается литургия, на священнических облачениях… Что же мы должны отказаться от своих знаков, потому что кто-то хочет их исказить и похитить?..

Ну, вот, возьмите знак свастики, которым фашисты пользовались. Это же крест христианский, древнее изображение креста… У меня было самое праздничное облачение золотого шитья со свастикой… Находились люди, которые косились на это облачение. Я понимаю, если бы шла война с немцами, то момент был бы довольно неприятный… Но идет борьба за наполнение содержания символов и знаков, и мы не должны сдавать наших позиций, так говорить, что это масонский знак – пятиконечная звезда. Да над Вифлеемом горит эта звезда, святыня наша великая! И звезда Давида наша великая христианская… И эта, величайшая святыня – свастика, связанная с подвигом Царственных Мучеников… Задача врага, конечно, понятна – это осквернение святынь. Это его последняя цель, последний этап той духовной борьбы, которая идет на земле: осквернить святыню, наполнить ее каким-то другим содержанием. А наша задача – спасти святыню, не дать ей быть оскверненными, наполнить ее тем реальным духовным содержанием, которые она имеет…

И 23 февраля, и этот знак… после крушения коммунизма имеют совершенно другое значение…. В советские годы еще как-то можно было понять такие рассуждения, но теперь… Вот эту тонкость не чувствует Михаил Викторович не только в высоком плане, но и в самом простом, историческом».

Таковы аргументы наших опонентов. Не называя их по имени из уважения к их деятельности в других областях (в которых наши позиции сходны), а также в надежде, что со временем они изменят свое мнение по данному вопросу, попробую им возразить именно с такой целью. Ибо после их выступления по столь общественно важному вопросу об этом меня просили очень многие радиослушатели.

+ + +

Символ слово греческое, оно означает условный опознавательный знак. То есть, в нем важна не внешняя материальная форма (она второстепенна), а вложенное в него духовное содержание, которое призвано давать ориентиры и выражать различные идеи, вплоть до государственных и религиозных.

Символы имеют разную степень признанности. Одни известны лишь посвященным и умирают вместе с ними, они также могут использоваться другими людьми в ином значении. Но есть такие, которые становятся всеобщими символами какой-либо постоянной идеи, от которой они уже не в силах освободиться, даже если кто-то попытается такой символ перетолковать. Значение такого символа становится особенно устойчивым, когда его «приватизируют» влиятельные духовные силы для религиозно-мiровоззренческой самоидентификации своих адептов и концентрации их усилий.

Все это можно отнести и к пентаграмме, и к свастике. Эти знаки дохристианского происхождения. Потом они встречаются на церковных предметах, – но лишь как заимствованные орнаменты и украшения, наряду с многими другими. Эти знаки никогда не были в Церкви святынями и не заменяли собою главного христианского символа – креста. (Свастика означала не крест, а была связана с языческим культом солнца у многих народов; в качестве креста – изломанного? – она Церкви была не нужна.)

Масоны же использовали пятиконечную красную звезду, а нацисты свастику – как главенствующие в их обрядности (для выражения своих разновидностей идеи «земного царства») и как замену креста. Тем самым эти знаки приобрели антихристианское значение,сохранившееся по сей день, поскольку сохраняются использующие их идеологии. По сути, только тогда пятиконечная звезда и стала широко известным символом. Вряд ли ее после этого можно вернуть к статусу безобидного орнамента – это стало бы даже опасной маскировкой богоборческой сущности такой символики, действующей в окружающем мире.

Диавол действительно, не умея творить, может только похищать не им созданные знаки и придавать им свое значение. Так же, как он похищает у Бога все новые части Его творения в развитии земной истории, он похищает и слово и символы, превращая их в свое оружие. Для привлечения своих подданных ему ведь тоже нужна определенная символика. Но мы-то должны различать разные смыслы в символике, в истории ее развития – в соответствии с меняющейся линией фронта в идущей духовной борьбе между добром и злом.

Эта линия фронта менялась не раз. Все может быть извращено диаволом и безвозвратно наполнено иным содержанием, начиная с самих бесов, бывших ангелов, которые уже никогда не вернутся в прежнее состояние. Ведь и сам диавол, и бесы раньше были ангелами – но с тех пор, как превратились в бесов, они изменили свою сущность. Можно ли после этого отстаивать в них прежние ангельские лики?.. Точно также и еврейский народ, отвергнув Христа, утратил свою богоизбранность, став предуготовителем царства антихриста («Ваш отец диавол») – вследствие чего изменила свое значение и шестиконечная звезда: она стала символом антихристианского государства Израиль, а иудейский «мессия» будет лжемессией-антихристом. И три шестерки когда-то не имели сатанинского смысла, но когда он оказался связан именно с этой цифрой – безсмысленно теперь было бы пытаться реабилитировать ее ссылками на все случаи ее раннего иного использования… Так же изменила свое значение и пятиконечная звезда.

Что касается Вифлеемского храма, то над ним, как и положено, возвышается крест. Место рождения Христа отмечено 14-конечной звездой. Пятиконечная же звезда, о которой говорит наш оппонент, не заменяет собой креста, она сооружена ниже, на краю храма в виде некоей инородной металлической конструкции (хорошо бы выяснить, кто, когда и для чего ее сделал). Вообще же Вифлеемская звезда в христианской традиции обычно имела число лучей более пяти, ее редко изображали в виде пятиконечной и уж тем более в Новое время, когда пентаграмма стала главным символом масонов, связанным с восстановлением ими храма Соломона для лжемессии-антихриста (см. масонские источники в наших книгах).

Именно в таком значении пятиконечная звезда используется и сейчас в западном мире, и прежде всего в масонских США – оплоте Нового мирового порядка антихриста. Возможно, и на погоны в русской армии звезду ввели масоны, в подражание Западу – если учесть сильную промасоненность русской знати в то время (это было в 1827 году). И уж несомненно, что Троцкий, целый год изучавший масонство (так он признает сам), ввел пентаграмму для Красной армии не из уважения к Вифлеемской звезде, а в богоборческом значении.

Конечно, незачем сейчас возражать против того, что эти звезды или свастика сохраняются на старых церковных предметах – там эти символы имеют прежний, всего лишь орнаментальный смысл. Но ведь над Кремлем пятиконечные «пылающие звезды» (буквальное отображение масонского термина!) были установлены с другой, совершенно однозначной целью: в виде замены сброшенного двуглавого орла, русского государственного герба.

Поэтому, при всем уважении к моим оппонентам я не могу понять, почему эти звезды над Кремлем теперь «изменили свое назначение» – и на какое же иное? Или почему праздник 23 февраля, установленный как день создания интернационалистической армии для войны против русского народа, смог изменить свой смысл после победы СССР над нацистами в 1945 году. Ведь эта победа не имеет никакого отношения к «празднику» 23 февраля.

Разумеется не два наших уважаемых оппонента ответственны за нынешнее положение с символикой. И по сути спор этот мы ведем не с ними лично. Грустно видеть, как и в нынешнем году 23 февраля духовенство во главе с самим патриархом участвовало в этом «празднике» в Александровском саду и молилось перед пентаграммой, из которой вырывается подземный «вечный огонь» – этот языческий символ тоже был заимствован с масонского Запада. В Священном же писании о вечном огне говорится только в одном смысле: «вечный огонь, уготованный диаволу и аггелам его» (Мф. 25, 41). Поэтому в чине отпевания православные молятся: «и вечного огня исхити»

Мы далеки от того, чтобы обвинять участников сего поразительно наглядного ритуала в сознательном служении бесам и геенне огненной. Но легче ли от того, когда оно совершается безсознательно – теми, кто призван быть духовным водителем народа? Неужели можно ритуальное наследие богоборческого режима наполнить иным содержанием – даже вопреки словам Священного писания? Что мешает сегодня попросту сбросить его как шелуху «и в высоком плане, и в историческом»?

Вопрос этот, к сожалению, уже давно стал риторическим: что мешает – хорошо известно…

После развала Советского Союза правители нашей страны сохранили всю эту коммунистическую символику, поскольку сами были причастны к системе тогдашней власти. Поэтому они постарались затушевать ее богоборческую сущность, чтобы самим не каяться. Церковное руководство, по той же причине, светским властям перечить не стало, да и не привыкло. В этом – важнейшая причина того, что оздоровления жизни в нашей стране не произошло. Зло не было названо злом, грех не был назван грехом. Соответственно не было утверждено в обществе и истинное понимание призвания России и ее исторического пути.

В результате вакуум, образовавшийся на месте коммунистической идеологии, лишь заполнился новой ложью. Обличения ее с церковных верхов народ по-прежнему не слышит, оттуда доносятся лишь благословения на «инаугурациях»… Отсюда и все разрушения последнего десятилетия: они прекратятся лишь тогда, когда будет восстановлена легитимная преемственность власти и государственной идеологии от исторической православной России. Борьба за  нравственное возрождение Отечества, которую сегодня ведут православные патриоты, должна, по нашему убеждению, включать в себя это важнейшее положение – от его выполнения будет зависеть и все прочее.

Опубликовано:
Журнал «Имперский вестник». М., 2000. № 50.

См. также на эту тему заявление Союза Русского Народа:
Вопрос очищения от антихристианской символики – принципиальный для возрождения России

Источник: https://rusidea.org/10002