О протоиерее Чаплине и о Третьем Риме

М. Назаров

24 декабря 2015 г. сняли с важной должности председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, освободив его также от обязанностей представителя в Межрелигиозном совете РФ. За что?

Неделей ранее уволили почти что его однофамильца (не путать) либерального редактора «Журнала МП» Сергея Чапнина – за выступление в Московском Центре Карнеги с критикой усиливающегося «правого крыла» в Церкви, которое не любит демократию и одобряет «священную войну» (в Донбассе и Сирии). Тут всё понятно – Чапнина сняли за «антиклерикальное» уклонение от генеральной линии влево.

А вот протоиерей Чаплин выглядит рупором этого самого «клерикального правого крыла». Он много выступал публично, его оценки в демократических и западных СМИ воспринимались как мнение всей РПЦ, и причина его опалы очень похожа на пресечение «клерикального уклона вправо».

В частности, о. Чаплин в последнее время от имени Церкви активно призывал искоренить такие пороки:

«Надо, наконец, развенчать химеру так называемого научного мiровоззрения. Нелепо пытаться скрывать от школьников то обстоятельство, что теория эволюции не получила достаточных доказательств в науке и поэтому не может считаться непререкаемой истиной».

Надо пресечь деятельность в РФ прозападных структур, которые нацелены на разрушение нравственности и традиционной семьи, в том числе программы полового воспитания в школах и ювенальной юстиции. «Эти структуры поддерживают идею свободы абортов, индустрию разврата, идеологию чайлдфри (отказ от детей во имя личной свободы и пропаганда бездетного образа жизни), множественности форм семьи, включающую в себя однополые «браки», зоофилию и что угодно еще».

Надо вообще дать отпор западной идеологической агрессии: «Помните, что на самом деле у вас хотят отнять право жить по вере, отнять душу, отнять возможность строить жизнь вашего общества и вашего государства по вечным и неизменным, данным Богом нравственным законам».

Чаплин назвал «очень правильной инициативой» проверку деятельности иностранных НКО как «нежелательных организаций». «Я давно уже призывал отказать в какой-либо поддержке Фонду Сороса и другим организациям, которые действуют в России на иностранные деньги и стремятся насадить здесь давно отвергнутую нашим обществом американскую политическую и экономическую модель».

Надо отказаться от пороков мiровой финансовой системы:

«Неизбежный конец финансового пузыря, работающего по принципу «деньги делают деньги», может привести к катастрофическим последствиям или даже к большой войне, на которую можно было бы списать все. Необходимо в мiре наращивать роль механизмов, не основанных на ростовщичестве. Кто-то пытается оценивать нас не по реальному состоянию нашей экономики, а по правилам информационного пузыря, который сначала надувается, потом спускается. Происходят совершенно немыслимые для христианина и вообще для честного человека истории: люди берут кредиты, начинают жить не по средствам, перекредитовываются на все большие суммы, иногда у неформальных теневых заимодавцев, которые заставляют людей работать фактически только на выплату процентов. В итоге – полное разорение, тюрьма, самоубийство, попытка скрываться».

По поводу войны в Сирии: «Россия всегда стремилась к тому, чтобы содействовать установлению справедливого мiра в самых разных регионах планеты. И для нашей страны это, конечно, нравственная, священная обязанность, которая очень укоренена в менталитете нашего народа».

Надо менять олигархический правящий слой в РФ: «Сегодня нужно приходить на смену уставшим, коррумпированным, циничным элитам, проявлять свое гражданское действие на уровне села, города, региона, страны в целом и всего мiра. Нам нужна сегодня определенная ротация элит. Молодые люди должны приходить на смену тем, кто проворовался, кто свое имущество, свои души и сердце держит где-то вне страны, кто пессимистически смотрит на будущее России».

Надо менять позицию Церкви:

«Церковь не должна бояться говорить правду о грехах разных слоев населения. Не только власти и не только большого бизнеса, а и интеллигенции, а иногда и всего народа. Есть национальные грехи, есть грехи интеллигенции, их очень много, между прочим. Есть грех русофобии среди интеллигенции».

«Наша страна сформирована православием. И можно быть достойнейшим гражданином России, при этом являясь мусульманином, буддистом, иудеем, католиком, протестантом, атеистом. Но я бы попросил иметь в виду тот факт, что все-таки сама культура, сам исторический образ России сформированы православием – вот такие мы, вот такие у нас исторические, культурные, если хотите, политические и экономические интуиции».

«Россия – это третий Рим. Россия – это единственный центр непорабощенной цивилизации, способной раскрыться как христианская. Поэтому наш патриотизм – это не шовинизм, не зов крови, не лишенное критики эмоциональное пристрастие к родному месту, а это прежде всего понимание важности той уникальной христианской миссии, ради которой, убежден, и живет наш народ. Мы об этом стараемся говорить молодым людям. Считаю очень важным, чтобы они, в том числе молодежь улиц, не книжная молодежь, услышали ясный призыв к свободе и к духовному росту и, следуя этому призыву, научились бы самостоятельно строить свою судьбу и судьбу страны».

Чаплин не стал осуждать протест православных ревнителей против кощунственной выставки в Манеже, который либералы назвали «погромом». «Во всем должна соблюдаться законность. Если Цорионов закон нарушил, пусть отвечает по всей строгости. Но закон должны соблюдать и те, кто устраивает выставки».

И даже в отношении антирусского укроамериканского госпереворота о. Чаплин призывал руководство МП и Кремль к большей решительности:

«Все началось год назад, с моего принципиального разногласия с нашей позицией по Украине: нам нужно было не ждать у моря погоды, а реально добиться того, чтобы власть этой страны услышала голос тех людей, которые считают себя русскими, настаивают на приоритетном развитии отношений с Россией, – говорит Чаплин.

С начала вооруженного противостояния на востоке Украины Чаплин неоднократно делал заявления в поддержку ополченцев и идеологии «русского мiра», призывая к более активной защите идеологии. РПЦ в лице патриарха Кирилла, напротив, заняла миротворческую позицию и выступала с официальными заявлениями о неприемлемости междоусобиц по языковому и национальному признаку и призывала остановить боевые действия. Надо было действовать более решительно, надо было добиться того, чтобы русскоговорящие, русские люди, политически ориентированные на Россию, не оказались бы в том униженном состоянии. Нужно было и церкви и государству отстаивать людей, которые нам поверили», — утверждал Чаплин.

«Я убежден, что говорить иногда нужно прямо, без псевдоцерковной округлости, елейности и важности. Посмотрите, как говорили святой Василий Великий и святой Иоанн Златоуст…».

«Мы вместе, духовенство и мiряне, имеем полное право на то, чтобы наш голос, голос большинства, был определяющим для принятия любых решений, касающихся настоящего и будущего».

«Как человек, двадцать пять лет формировавший отношения церкви с государством и обществом, я имею некое право спорить со святейшим патриархом и иметь свою позицию».

Отец Всеволод Чаплин высказался даже о нелегитимности нынешней конституции РФ, которая противоречит православным ценностям и принята без согласия православного народа…

Публикации, из которых взяты приведенные цитаты:
https://tvrain.ru/articles/takim_my_ego_zapomnim_10_tsitat_vsevoloda_chaplina-400768/
http://www.interfax.ru/russia/482387

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают»


http://grani.ru/Society/Religion/m.247273.html
http://politrussia.com/society/chaplin-386/
http://www.business-gazeta.ru/article/122025/
http://www.rbc.ru/politics/24/12/2015/567c3a6f9a79470e8c24b01b

При этом о. Чаплин выражал свою полную лояльность нынешней государственной власти и предупреждал демократическую оппозицию против надежд на «оранжевую» или «болотную» революцию, которая способна лишь облегчить врагам порабощение России. Но эта лояльность, видимо, не уравновешивала то обстоятельство, что фактически призывы протоиерея к власти РФ были ею невыполнимы из-за материалистической, прозападно-компрадорской, эгоистично-олигархической сути этой власти. Фактически этот «уклон вправо» с призывом к «определенной ротации элит» был отчасти и критикой государственной политики, не соответствующей Православию – этим заметный протоиерей, похоже, стал надоедать и власти церковной, которая еще с советских времен приучена услужливо одобрять любые деяния правителей.

Конечно, первоиерарх время от времени тоже выступал «за все хорошее и против всего плохого», и против абортов, и против эгоизма, призывал олигархов к добродетелям, – но делал это умеренно, как бы «для своих», чтобы церковный народ видел: «Церковь не молчит». А вот глава отдела по взаимодействию Церкви и общества Чаплин стал это делать часто, громко и для других, утрачивая чувство меры. А уж про нелегитимность конституции так и вовсе перегнул палку: выходит, что и сама власть, правящая на основе этой конституции, – нелегитимна…

Вот как объяснил о. Чаплин причину своего увольнения:

«Я давно спорил со святейшим патриархом по вопросам церковно-государственных отношений и вопросам церковного управления. Я считаю, что Церковь с властью должна говорить открытым языком, вместо того, чтобы заискивать перед какими-то чиновниками. Полагаю, его святейшество думает, что в Церкви должен звучать только его голос. Но это больше никогда не будет так. Думаю, сейчас проводится попытка исключить в Церкви любые независимые голоса, любых людей, которые могут громко и самостоятельно высказываться». https://tvrain.ru/articles/vsevolod-400772/

«Мы достаточно серьёзно разошлись с Его Святейшеством в понимании того, какова должна быть роль Церкви в государстве и обществе. Я считаю, что мы должны быть независимы, мы должны критически вести диалог с властью, не поддакивать ей, спорить с ней, спорить с обществом, даже если кто-то не соглашается с тем, что верующие люди говорят, – сказал Чаплин. Он подчеркнул, что продолжит публично высказывать свою позицию».http://rusnovosti.ru/posts/401559

Заметим при этом, что о. Чаплин лишь в последнее время, при виде усугубляющихся опасностей для государства, стал более откровенен – и тем самым «профессионально непригоден». Ранее он был и либералом, охотно общавшимся с инославными, и критиком правых «ревнителей» за их страхи перед глобализацией, и был угоден Чистому переулку, когда оправдывал все грехи и безобразия в МП, в частности – клеймил Крещенское обращение Чукотского епископа Диомида (2007), который тогда всего лишь откровенно назвал своими именами отступления от церковной Истины и призвал к покаянию и очищению Церкви созывом Поместного Собора (это лишь позже вл. Диомида, к сожалению, понесло и он наломал дров, впав в прелесть). Причем о. Чаплин тогда даже отрицал существование Обращения еп. Диомида, обвинив его публикаторов «Душенова и Назарова в попытке захватить власть в Церкви». Вдобавок о. Чаплин разъяснил, что «господин Назаров — это бывший советский перебежчик, который остался на Западе, а в начале 90-х годов вернулся сюда — может быть, с заданием, может быть, без, — чтобы «спасать Россию»».

Что ж, поскольку таким образом мы в некотором смысле знакомы, и оба что-то говорим про Третий Рим, пожелаю и я со своей стороны озабоченному его Высокоблагословению «спасать Россию» на своем месте, начав это благое дело с покаяния в более существенных грехах МП, ибо именно руководство МП как «духовная власть» ответственно за нынешнее удручающее духовное состояние власти и народа в РФ. Для этого о. Всеволоду было бы желательно перечесть то самое несуществующее первое Обращение еп. Диомида (даже если оно, действительно, написано не им, а его игуменом Илией Емпулевым). Там также порицается «Развитие духовного соглашательства (неосергианство), подчиняющего церковную власть мiрской, зачастую богоборческой власти, в ущерб богодарованной свободе… Молчаливое согласие вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящее к распаду государства, демографическому кризису, и другим негативным последствиям…». Но затрагиваются и важные проблемы непротивления церковного руководства Новому мiровому порядку, насаждению в РФ его инструментов контроля.

Что касается неосергианства, то в последнее время оно в РФ активно возрождается и без приставки «нео». Вместо четкого разделения добра и зла в нашей недавней истории руководство МП вместе со светской властью пытается замести под ковер нераскаянные преступления богоборческого режима и сотрудничества церковного руководства с ним. И в этом отношении о. Чаплину, к сожалению, тоже не хватает нравственной точности.

С одной стороны, он говорит верно:

«Сам по себе термин «десталинизация» достаточно лукавый. Да, есть преступления, которые нужно осудить не только на уровне нравственности, но и на уровне права и политики. Речь идет не только о преступлениях Сталина и сталинских лет, но и о красном терроре, о репрессиях хрущевского и брежневского времени, о преступных деяниях Ленина, Троцкого, Дзержинского, того же Хрущева. Так что выделять из круга лиц, совершивших преступления, только Сталина, по-моему, некорректно. Нужно говорить обо всех преступлениях». http://www.pravmir.ru/onlajn-intervyu-s-protoiereem-vsevolodom-chaplinym-chem-dalshe-tem-bolshe-media-mne-nadoedayut/

Более того: в феврале 2012 г. на встрече со студентами Высшей школы телевидения МГУ о. Всеволод заявил: «Я на самом деле считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков. Нравственное дело, достойное поведения христианина, — уничтожить как можно больше большевиков, чтобы отстоять вещи, которые для христианина являются святыми, и свергнуть большевистскую власть. Вся православная традиция и Евангелие Христово в данном случае заповедует людям защищаться, в том числе силой оружия, против беззакония псевдовласти, которая была узурпаторской и никогда не была по большому счету законной». http://simvol-veri.ru/xp/protoiereie-vsevolod-chaplin-veruyushie-ne-doljni-ostanavlivatsya-ne-pered-chem.html

Но ведь немалая часть нашего народа именно с оружием в руках защищала свою верность Богу и России – это была основа и цель как Белого движения, так и тысяч крестьянских восстаний «против жидов и большевиков», подавлявшихся красными интернациональными войсками. Зачем же добавлять: «Наверное, нужно говорить и о преступлениях, которое совершало белое движение в ходе гражданской войны», – говорит о. Чаплин. Наверное, в пылу борьбы у белых отдельные эксцессы были, и евреев многие не любили (а за что их было любить?), но ведь не в виде организованной сверху карательной политики с «Декретом о красном терроре», Декретом о расстреле за т.н. «антисемитизм», Декретом об ограблении Церкви, чистками по социальному признаку, заложничеством, децимациями, расстрелом крестных ходов и применением отравляющих газов, с программой марксова «Манифеста коммунистической партии» по уничтожению частной собственности, семьи, нации, государства, религии…

С другой стороны, вопиющие масштабы преступления незаконного антирусского богоборческого режима, унесшие только вследствие прямого государственного терроризма 66 миллионов жизней (см. «Три цифры» И. Курганова), протоиерей пытается уравновесить советскими достижениями – в русле идеологии нынешнего президента и своего первоиерарха:

«В тоже время нельзя мазать весь период с 1917 по 1991 гг. только черной краской. Была одержана великая победа, были достигнуты выдающиеся свершения, многие люди в нашем народе жили счастливо, и об этой стороне правды тоже нужно говорить».

Онлайн-интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным: «Чем дальше, тем больше медиа мне надоедают»

Протоиерей Чаплин вторит в этом отношении своему патриарху в его стремлении соединить из разных эпох «ценности, на основе которых нам нужно строить систему, которая бы объединила монархию и социализм». Социализм, разумеется, может быть разным, но речь-то идет о конкретном социализме в СССР и богоборческой революции, в которой предстоятель МП видит «стремление людей к справедливости».

Приведем возражение на это из опубликованного на нашем сайте открытого письма Вашему первоиерарху в связи с такой его компромиссной сергианской идеологией:

«Но разве Церковь Христова не учит нас, что примирение возможно только на основе Истины с осознанием и преодолением сотворенного зла через покаяние? Примирение разбойника и убийцы с ограбленным и семьей убитого возможно, только если преступник искренне осознает свой грех перед Богом и попросит прощение у своих жертв. Искать же только то, что было положительного в мыслях и действиях преступника, не может привести к примирению, а только к компромиссу со злом, с грехом! А каждый христианин знает, что такой путь приводит к утрате понимания, что есть добро и что есть зло, и к беззащитности перед злом.

Так и с историей нашей многострадальной страны. В Киевской и Московской Руси грехи наших правителей и всего народа приводили к нашествиям иноплеменных, но они покаянно преодолевались, возводя Русь на новые ступени служения Богу. Но уже в петербургский период накопилось много разрушительных антиправославных влияний, социальной неправды, утраты «удерживающего» национального самосознания ведущим слоем, в том числе в Церкви – что и привело к крушению великого государства. Такова была цена «державности», в которой, говоря известными словами, «Великая Россия Петра заслонила Святую Русь»… И, к сожалению, это до сих пор осознано лишь малой частью нашего народа.

А уж пытаться найти положительные ценности в богоборческом антирусском перевороте 1917 года просто кощунственно для русского православного человека. Напомним, что уже на первом, февральском, этапе главная цель этого переворота заключалась именно в уничтожении культурно-традиционной идентичности России, в сокрушении исторического Российского государства которое веками стояло на трех столпах: Православие, Самодержавие, Народность. Масоны-февралисты ослепили народ грядущими «свободами» взамен богоосвященной власти, их преемники, сатанисты-большевики, на следующем этапе объявили открытую войну Богу и Церкви, убили Царя Помазанника Божия, а боголюбивый русский народ частично уничтожили, оставшихся превратили в обезличенную интернациональную советскую рабочую массу.

Верно, что антирусская революция 1917 года не была только, как Вы сказали, «тупым следованием указаниям из-за рубежа через соответствующие политические силы внутри страны»; то есть первопричина была в греховном состоянии нашего народа и его ведущего слоя. Враги России смогли осуществить свои разрушительные планы по нашим грехам отступления от Православия. У Вас же получается, что эти враги оказались успешны благодаря нашему достоинству – «стремлению к справедливости», которой якобы в царской России не было… Неужели не понятно православному человеку, что революция была прежде всего сатанинским нападением на удерживающий оплот Православия – Третий Рим и на православный русский народ. Сущность революции была дьявольской с использованием всего арсенала «отца лжи»: финансирования всех антирусских сил, дезинформации, обмана, предательства, жесточайшего террора. В числе этих средств был лукаво использован и лозунг «социальной справедливости», обман которого рабочим и крестьянам стал очевиден сразу же, и народ повсеместно воспротивился новой антирусской, оккупационной власти.

Это были и сотни народных восстаний по всей России с самого начала советской диктатуры (что поныне в РФ замалчивается, как и ужасные методы расправы Красной армии с ними), и пятилетнее сопротивление преданных «союзниками» Белых армий, которые при всех своих первоначальных ошибках добровольно жертвовали своими жизнями за единую историческую православную Россию. Это было стихийное народное ополчение марксистским богоборческим оккупантам, которое подавлялось мобильными интернациональными карательными войсками (250 000). Очевидцы мне рассказывали в эмиграции, как даже старики-ветераны Турецкой войны с Георгиевскими крестами на груди, защищая свои храмы и села от «Рабочее-Крестьянской Красной Армии», шли на пулеметы с кольями, вилами и топорами в руках. Вот только силы были неравными. К сожалению, все эти народные восстания были жестоко подавлены «народной» РККА, даже с применением удушающих газов.

Сколько же еще власти нашей страны будут врать новым поколениям, повторяя советскую пропаганду, что большинство русского народа поддержало большевицкий богоборческий переворот, поверив в справедливый «рай на земле» без Бога «своею собственной рукой»? Сколько еще под лукавым предлогом некоей обещанной, но не осуществленной «социальной справедливости» будут глумиться над памятью тех, кто пытался защитить от этого сатанизма наше Отечество?

Не забудем и то, как антирусской власти удалось расправиться с бунтовавшим народом руками самих выходцев из народа, которые вскоре уже составили большинство в отмобилизованной Троцким (Бронштейном) РККА. Это удалось через террор и децимации, заложничество офицерских семей и главное – через целенаправленную лживую пропаганду для народа. Голодных рабочих агитировали против «жадных» крестьян, якобы отказавшихся отдавать хлеб – «убей кулака!»; самих крестьян настраивали против «жестоких» казаков и помещиков-«эксплуататоров» – «убей врага народа!», а весь народ – против «эксплуататоров»: интеллигенции, промышленников, купцов, офицеров бывшей Российской армии и священнослужителей как «представителей старой власти», – «убей буржуя!», «награбь награбленное!».

Вот какое было «стремление к справедливости», которое по Вашему «присутствовало в революционном процессе, и разве мы можем сказать, что это плохо…» (Н.Н. Селезнева. От трактовки нашего прошлого зависит наше будущее в мiровой духовной брани).

Без государственного осуждения этого преступного режима и без церковного покаяния невозможно получить Божию помощь для сопротивления тем мiровым антирусским силам, строителям Нового мiрового порядка, противостоять которым Вы, о. Всеволод, призываете, стремясь соединить несоединимое: «Мы должны здесь, в России, осуществить лучшие идеалы Святой Руси, халифата, СССР, то есть тех систем, которые бросают вызов несправедливости и диктату узких элит над волей народов, – заявил священник во вторник на слушаниях в Общественной палате РФ». http://www.interfax.ru/russia/481242

Неужели в Православии нет того «лучшего», что есть только у «халифата» и было в СССР – и нигде больше? Такое неразличение духов роднит Вас, уважаемый о. Чаплин, и с нераскаянными коммунистами КПРФ, которые объединяют русскость и советскость с целью оправдания своего преступного режима, и с западными русофобами, которые объединяют русскость и советскость с целью демонизации русского народа в новой Холодной войне, и с нынешними либералами-борцами против «несправедливости и диктата узких элит», которые, как Вы это правильно понимаете, своей «болотно-оранжевой революцией» способны лишь обезпечить победу русофобов и внешних врагов России. Не случайно после увольнения Вам предоставили главную трибуну в либерально-русофобских западнических СМИ: «Эхо Москвы», «Дождь», даже еврейская «СОВА». Они могут и будут использовать Ваши высказывания для своих целей очернения Православия, армии и разрушения государства. Поскольку Ваша критика государственной и духовной власти в РФ – не по существу. Но Вы можете это исправить.

Вы сейчас, о. Всеволод, заявили в одном из интервью, что теперь у Вас будет больше свободного времени и Вы будете еще откровеннее говорить правду. Надеюсь, что Вы выполните свое обещание. И раз уж Вы упомянули, что «Россия – это Третий Рим», буду Вам признателен как «коллеге» в этой области за ознакомление с моей книгой «Вождю Третьего Рима», или хотя бы за прочтение моего краткого выступления «О восстановлении самосознания Третьего Рима» на Рождественских чтениях МП в том самом 2007 году за месяц до того, как Вы почтили меня своим вниманием по поводу моей засланности с заданием для «спасения России». Удастся ли нам теперь «спасать» вместе и вместе с Новомучениками Российскими, чтобы хотя бы деятельная часть нашего народа покаялась в отступничестве и заслужила Божию помощь в устроении и обороне последнего «стана святых и града возлюбленного» (Откр. 20)?

М.В. Назаров
25 декабря 2015

Истчник: http://rusidea.org/?a=300047