Борис Львович Бразоль

Сегодня конфронтацию между США и РФ многие называют возобновлением Холодной войны, в чем есть доля правды. Как и тогда, в американской политике присутствует немалая доля лукавой русофобии, а нынешняя власть в нашей стране, наподобие тогдашней КПСС, дает немало поводов для подпитывания этой русофобии. Публикуем документ 1952 г. известного русского эмигранта с анализом американской политики, которая в сущности не изменилась. Разве что те силы, которые США хотели привести к власти после сокрушения СССР ‒ с 1991 года имеют реальную власть в РФ. ‒ РИ

________________________________________________________________________

ПУШКИНСКОЕ ОБЩЕСТВО В АМЕРИКЕ

1841 Бродвей. Нью-Йорк 23, Н.Й.

Нью-Йорк, 5 августа 1952 г.

Адмиралу Алану Г. Кэрку,
Председателю Американского комитета по освобождению народов России

6 Ист 45-я улица
Нью-Йорк 17, Н.Й.

Постоянная клевета на дореволюционную Россию...Дорогой Адмирал Кэрк:

Время от времени наше Общество получало пропагандную литературу, выпускаемую Комитетом, чьим Председателем Вы являетесь. Последний полученный нами материал был брошюрой, содержащей три Ваших публичных речи, в которых Вы полностью раскрыли Ваше политическое кредо и Ваше основное отношение к русской проблеме.

Я уверен, что содержащиеся в данном моем письме заявления точно отражают взгляды всех членов Пушкинского общества, старейшей русской литературной организации в этой стране. С учетом этого я надеюсь, что Вы обратите внимания на нижеследующие замечания.

Первый и весьма важный момент, вызывающий серьезные сомнения в наших умах, ‒ это название присвоенное себе Вашей группой, т. е. «Комитет по освобождению
народов России». «Народы России» является таким же неправильным термином, как если бы Вы говорили о «народах Америки». Но во вступительном параграфе Вашей речи от 30 апреля 1952 г., Вы весьма естественно говорили об «американском народе» как о «самой великой семье в мiре», традиционно противостоящей тирании.

Почему тогда было сочтено нужным испортить самый титул Вашей корпорации термином, который в лучшем случае безсмыслен, но который содержит в себе самые неблагоприятные предпосылки для разделения или балканизации того, что было Российской Империей. Мы, американцы русского происхождения, были частью великой семьи русского народа ‒ славной нации, которая исторически состояла из многих этнических групп, как, например, великороссов, малороссов или т. н. украинцев, одним из которых являюсь и я, белоруссов, грузин, армян, евреев, татар и т.д., обитающих в могучем государстве, традиционно дружественном Вашей республике.

В течение всей Вашей речи Вы постоянно старались очернить дореволюционную Россию, т. е. единственную Россию, которая является непреходящим историческим фактом, нравится Вам это или нет. Это была Россия Великих князей, Царей и Императоров, с ее тысячелетним национальным бытием и, поверьте, нечем гордиться в отношении произвольного аннулирования Соединенными Штатами своего коммерческого договора с Имперской Россией. Лучше забудем об этой печальной странице в американской дипломатии.

Вашу ненависть к Имперской России к счастью НЕ разделяли Ваши предки, которые знали ее лучше и которые имели тесную связь с русским народом и его Царями. В связи с этим позволю напомнить Вам о резолюции, принятой в 1866 г. нашим Конгрессом:

«ПОСТАНОВЛЕНО Сенатом и Палатой представителей Соединенных Штатов в собранном Конгрессе, что Конгресс Соединенных Штатов Америки с глубоким сожалением узнал о покушении на Императора России врагом раскрепощения. Конгресс шлет наилучшие пожелания Его Императорскому Величеству и русской нации, и поздравляет двадцать миллионов крепостных с промыслительным избежанием опасности Государем, чьему уму и сердцу они обязаны благами свободы».

Однако теперь, для вящей славы «демократии», Вы прославляете тех самых убийц, которые были достойными предшественниками Ленина, Троцкого и Сталина.

Вышеупомянутое послание Конгресса было преподнесено Императору Александру Освободителю особым американским посланником, господином Факсом, который рассказал следующее о своих переживаниях в России в связи с той оказией.

«Все, что я написал сам, и все, что было написано для прессы более умелыми людьми, чем я себя ощущаю, для описания проявления этих чувств, не может достаточно передать тот энтузиазм, который наполняет народ России по отношению к Соединенным Штатам, и их искренние пожелания продолжающегося благополучия и силы нашей стране. Выражение сочувствия, которое испытывал Император к этой стране в ее великой борьбе за национальное единство, переданное князем Горчаковым в 1861 г., когда несколько могучих государств Европы соотрудничали в своем усилии его уничтожить и принимали меры для получения выгоды от этого уничтожения, было с благодарностью воспринято правительством и народом Соединенных Штатов как своевременная и эффективная демонстрация в нашу пользу. Но только когда я пересек огромную часть Российской Империи и стал свидетелем того, насколько сердечным и распространенным было чувство дружбы к Америке среди всех классов той могущественной страны, я оценил практическое значение сочувствия Императора в его воздействии на ход нашего великого противоборства и его влиянии на отношение других стран к нам.

Толпы, которые собирались вокруг нас на всех общественных встречах, певшие грустные национальные песни; цветы, преподносимые нам руками красоты и невинности; множество подарков, даримых по всем подходящим случаям; имперская честь, оказанная в Костроме через постилание своих одежд, чтобы мы ходили по ним; глубокое чувство, проявляемое великой массой народа при всяком упоминании названия нашей страны, и многие трогательные инциденты, вызываемые этой симпатией, — не были следствием любопытства или наущения со стороны чиновников. Ведь русские были знакомы с царственными посольствами от могучих и великолепных дворов в течение многих столетий. Это было именно сердечное движение народа в пользу нашей страны, которое побуждало эти удивительные проявления к посланцу доброй воли, основанные на их инстиктивном понимании, что хотя наши страны широко отстояли друг от друга на глобусе и по форме правления, у них все же была общность интересов в главных пунктах, которые отождествляли дружбу народа с самим патриотизмом».

Это та Россия, которую Вы, в трогательном согласии с «демократами» типа Ф.Д.Р. и Вальтера Беделл Смита, поносите и много лет поносили под каждым предлогом.

Вы постоянно искажаете слово «демократия». Вы говорите об «американской демократии». Однако, этот термин настолько туманен и настолько злоупотребляем, что может вызывать только замешательство.

По всей справедливости хотел бы Вас спросить: кто из двух был более «демократичен» — Император Александр II, «чьему уму и сердцу» русские крестьяне были обязаны благами свободы, или американский рабовладелец, который яростно воевал с Севером, чтобы закрепить свой тиранический контроль над жизнями своих негритянских рабов?

Кто, скажите, был более «демократичен» — Имперская Россия, которая освободила крестьян вместе с землей, или Конгресс США, который после кровавой гражданской войны освободил негров без земли, таким образом затолкнув миллионы урожденных американских граждан в безпросветные ряды нищих?

Могу Вас заверить, что в Имперской России было больше настоящей «демократии», чем в Англии, Франции и Соединенных Штатах вместе взятых. Даже в наши дни, через столетие после освобождения рабов Юга, с негром на Юге обращаются как с обездоленным человеком. Даже сегодня мы в этой стране имеем дискриминационные иммиграционные законы, препятствующие законному въезду целых наций в Соединенные Штаты. И будете ли Вы утверждать, что мы в этой земле «демократии» предоставили равные возможности образования всем «народам» Америки? Прошу Вас прочитать, когда у Вас будет время, «официальный обзор» Анти-Диффамационной Лиги, этой шпионской и подрывной организации, к которой у меня, конечно, нет никакой симпатии, за 1948 год, о распространении антисемитизма в этой стране (Как обезпечить эти права? — изд. Даблдей и Ко., Гарден Сити, 1949).

И можете ли Вы себе представить, чтобы негр, американец японского происхождения, или римо-католик был выбран на пост президента Соединенных Штатов? Или чтобы цветной человек был назначен на высокий пост в наших вооруженных силах?

Однако в Имперской России люди из крестьян продвигались невзирая на лица на самые высокие посты в русской армии, равно как и на гражданской службе, а еврей граф Канкрин занимал положение министра финансов в «реакционное» царствование Николая I (1825‒1855), и много было евреев в законодательных и исполнительных органах имперского правительства.

Можете ли Вы честно сообщить Вашим слушателям, что позорные и вульгарные махинации на наших двух недавних национальных съездах — «демократическом» и «республиканском» ‒ являются чем-то, чем наша «демократия» может гордиться? Махинации мелочных и корромпированных политиканов, играющих свою скверную игру за шелковым занавесом; махинации, которые насильно насадили в этой стране двух равно некомпетентных и ущербных кандидатов в президенты, за кого и Вы, и я, и миллионы наших обманутых соотечественников будут вынуждены голосовать; а если совесть помешает более просвещенному и более порядочному избирателю отдать свой голос за любого кандидата, тогда он, этот избиратель, будет лишен своего конституционного права участвовать в выборах президента Соединенных Штатов. Итак ‒ называете ли Вы эти безобразные цирковые представления выражением «воли народа»?

Чем в таком случае является «демократия»? Ваши мудрые предки, те, которые создали эту страну, никогда не мечтали о «демократии» ‒ как бы они могли, ввиду узаконенного рабства? ‒ и, соответственно, этого пустого и вводящего в заблуждение слова нет в нашей Конституции, которая сегодня почти что не существует.

В одной из Ваших речей Вы обещали оказать всяческую помощь тем русским беженцам, жертвам красного террора, которые являются «демократами». Почему такая дискриминация? Те сотни тысяч русских, которые боролись против коммунистических палачей во время гражданской войны в России, никогда не заявляли себя «демократами» или «социалистами» типа трусливого Керенского. И что Вы предлагаете делать с теми тысячами и тысячами русских иммигрантов и беженцев, которые, будучи заклятыми врагами Сталина, все же настойчиво отказываются быть названы «демократами», т. е. термином, который ни они, ни Вы даже не можете объяснить; термин, который еще более противен рядовому думающему русскому человеку ввиду того, что Сталин вычленил из тела Рейха «демократическую» республику, а Тито, этот международный подлец и явный коммунист, бахвалится тем, что превратил Югославию в блаженный приют для «демократии».

Ваш Комитет делает вид, что противостоит криминальной кремлевской банде, а Вы и Ваши помощники как будто стараетесь привлечь к Вашему делу русских антикоммунистов, рассеянных по всему мiру.

Тогда почему же Вы нарочно игнорируете тех безчисленных русских, которые доблестно боролись против советчины с самого начала ее жуткого появления на политическом горизонте Европы? Почему самые выдающиеся американцы русского происхождения ‒ профессора, солдаты, священники, писатели, художники, люди изысканного интеллекта и культуры ­‒ почему их держат на задворках Вашего Комитета? Почему Вы не сотрудничаете с Российским антикоммунистическим центром, который представляет свыше пятидесяти русских национальных антикоммунистических организаций? Почему?

Нет, такая узкая пристрастная политика вряд ли привлечет к Вашему лагерю самые лучшие, самые решительные, самые безкомпромиссные элементы русского народа по эту сторону железного занавеса.

Подавляющее большинство из нас, родившихся и обучавшихся в Имперской России, горячо предано принципу свободного и независимого мышления, и мы не терпим, когда небольшая группа дезинформiрованных американцев, замаскированных под «демократов», говорит нам каково будет политическое будущее России. Чем бы оно не было, это дело самого русского народа.

И в заключение позвольте мне сказать, что постоянная клевета на дореволюционную Россию и нудное талдычение про ее национальные идеалы и исторические традиции однозначно порицаются теми русскими, которые преданно и с любовью служили своей изначальной родине и боролись за нее и которые сейчас являются безоговорочно верными гражданами нашей великой страны.

С почтением,

БОРИС БРАЗОЛЬ

П.С. Касательно моих личных данных можно справиться в «КТО ЯВЛЯЕТСЯ КЕМ В АМЕРИКЕ и КТО И ЧТО ЗНАЕТ».

(Перевод на русский язык м. Наталии Жениловой.)
Находится в архиве
Библиотеки Конгресса США, Вашингтон:
https://lccn.loc.gov/mm81013672#holdingsTop
Boris Brasol papers, 1919-1954, Box 4

+ + +

Борис Львович Бразоль (1885–1963) происходил из старинного дворянского казачьего рода, юрист и общественный деятель. В современной РФ он известен в основном своей брошюрой «Царствование Императора Николая II в цифрах фактах (1894-1917 гг.)». Однако он занимает важное место в истории Русского Зарубежья, и не только как известный правовед, криминалист, литературовед-пушкинист, член попечительского совета Восточно-Американской епархии РПЦЗ, но и как видный борец против мiровой закулисы. Его биография имеется в Википедии, хотя и не объективная, но основные биографические факты там приведены. Для лучшего понимания содержания данного письма Бориса Львовича привожу отрывок из книги «Миссия русской эмиграции», гл. 13. На фронтах «холодной войны».

«…Американская «конъюнктура»

С началом так называемой Холодной войны – впервые за всю историю Русского Зарубежья ведущая страна демократического мiра, США, примерно в 1948 г. стала противодействовать СССР как своему врагу и рассматривать русскую эмиграцию как важный пропагандный инструмент в этом противодействии. (К этому времени и развитие информационной техники, прежде всего радио, дало новые возможности для пропаганды.)

Внимание американцев, конечно, привлек эмигрантский контингент в Германии, которая стала «передним краем» в назревавшем конфликте. Поэтому именно там в последующие годы происходили основные политические события в жизни Русского Зарубежья.

Прежде всего американцы решили создать в русской эмиграции новые организационные структуры. Было решено объединить все подходящие группы, образовав нечто вроде правительства в изгнании. Начали с создания готового «правительства» у себя под боком – в Нью-Йорке, который превратился в важный эмигрантский центр. Эмигрантами, уехавшими за океан в 1933–1941 гг., там уже были основаны «Новый журнал» (редакторы М.О. Цетлин, М.М. Карпович, затем Р. Гуль), новые эмигранты оживили «Социалистический вестник» и «Новое русское слово» (редактор с 1922 г. М.Е. Вейнбаум). Последующий редактор НРС, А. Седых, пишет, что «с начала сороковых годов в газете начали сотрудничать видные евреи-меньшевики и эс-эры – Б. Двинов, С.М. Шварц, Д.Ю. Далин, Р.А. Абрамович, С.М. Соловейчик, Д.Н. Шуб, М.В. Вишняк – эти же имена мы встречаем и на страницах «Нового журнала». Это – очень характерное явление для зарубежной печати, начиная с эпохи второй мiровой войны: при довольно большом разнообразии печатных органов и их политических направлений, мы встречаем почти повсюду одних и тех же сотрудников. Множество общих сотрудников можно найти у «Нового русского слова», «Русской мысли» в Париже, «Нового журнала» и «Социалистического вестника». Общий либеральный дух этих изданий определяет естественно и состав сотрудников»[53]. Все они оказали большое влияние на американскую советологию при ведущих университетах.

Эти круги и имеет в виду Римша, когда пишет, что «демократические и социалистические группы русских эмигрантов, чьи партийные лидеры уже давно жили в США, благодаря своим связям с политиками и журналистами, несомненно, имели лучшие исходные позиции» в американских планах. Эти «»левые» круги выдвинулись на первый план в американском пропагандном аппарате, в прессе и радио, во всяком случае они могли частично использовать эти средства информации и привлекли к себе внимание мiровой общественности. Вследствие этого возникло не совсем верное представление о составе и весе отдельных политических групп в русской эмиграции: протежируемые американцами группы выступали перед неинформiрованной общественностью в качестве наиболее важных или наиболее представительных кругов от имени всей эмиграции»[54]. (Поэтому после войны политический спектр эмиграции оказался в зеркале прессы еще более искажен, чем раньше.)

Из этих кругов американцы и решили сделать всеэмигрантское «представительство» – Лигу борьбы за народную свободу, которая, как пишет Римша, «с большой пропагандной помпой» была провозглашена в марте 1949 г.: «Многочисленные демократические организации всего мiра… публиковали пышные статьи и слали поздравительные адреса… Все крупные американские газеты подробно сообщали об этом, радио передавало речи на многих языках, а «Голос Америки» транслировал их в виде специальной передачи по-русски для СССР. Британский и французский информационный аппарат также участвовал в привлечении к этому событию мiрового внимания. Возникало впечатление, что речь идет об объединении всей или, по крайней мере, большей части русской эмиграции. Но это было совсем не так»[55].

Эффект в Русском Зарубежье скорее был обратным, в частности потому, что в созданной Лиге «на политическую арену выступила чрезвычайно непопулярная среди русской общественности личность – Керенский» (он стал главным редактором «Грядущей России» – печатного органа Лиги, выходившего в виде приложения к «Новому русскому слову»). Кроме Керенского, в группу вошли эсеры В. 3ензинов и 80-летний В. Чернов, меньшевики Р. Абрамович, Б. Николаевский, Д. Далин и другие подобные деятели, «очевидно, переоценившие свой авторитет в кругах русской эмиграции»[56], – пишет Римша. Они заявили о приверженности идеалам Февральской революции и выступили против сотрудничества «с открытыми или скрытыми реакционерами, фашистами и монархистами». Многие меньшевики были против сотрудничества с власовскими организациями, отвергая их как «гитлеровских коллаборантов» (исключение делалось для СБОНР); отвергали и НТС за его идеологию: «очень консервативную, очень антинародную, очень антидемократическую, в духе реакционного славянофильства, насквозь пропитанную русским национализмом, антисемитизмом и шовинизмом»[57], – писал Абрамович.

Таким образом, выбор возможных союзников у Лиги оказался небольшим, тем более что Абрамович вообще считал «чрезвычайно опасным» превращение Лиги «из центра демократической концентрации в элемент концентрации общенациональной». Он не скрывал и уже знакомую нам причину этих опасений левых кругов: они откровенно боялись преобладающих в эмиграции правых настроений[58].

Тогда американцы решили действовать иначе, но ориентируясь все на того же «премьера». В 1951 г. Керенский покинул Лигу и возглавил РНД – Российское народное движение (существовавшее с 1948 г. в Париже под руководством Р. Гуля и издававшее журнал «Народная правда»; с 1950 г. оно также обосновалось в Нью-Йорке). РНД тоже было антимонархическим и считало своими предтечами Герцена, Белинского, Михайловского. Теперь Керенскому предстояло сколачивать объединение из уже существующих организаций, обещая им американскую финансовую поддержку, широкие издательские возможности, мощную радиостанцию. Для такой «технической и материальной поддержки антибольшевицких сил в эмиграции и в СССР» американцы создали «Американский комитет борьбы за свободу народов СССР» (его также называли «Комитет друзей русского народа»). Как пишет Римша, это были связанные с Гарвардским университетом «американцы русского происхождения, среди которых был сильно представлен еврейский элемент – обстоятельство, которое имело значение для дальнейшего развития: …они склонялись к тому, чтобы смотреть на русские дела американскими глазами», – в чем их упрекал даже Николаевский, отмечая, что при этом «кое-что видится иначе, чем если смотреть русскими глазами»[59]. Солоневич прямо вопрошал по поводу главных американских кураторов этой акции: «Оба они евреи… Понимают ли Ю. Лайонс и Дон Левин, какие бурные потоки льют они на мельницу антисемитизма..? Будет сказано, или уже сказано, что, вот, на деньги двух еврейских безпочвенных космополитов продажные души белогвардейской эмиграции… собираются распродавать Россию и оптом и в розницу»[60].

Комитет решил объединить (с помощью денег) под одной крышей не только русские, но и нерусские и даже антирусские организации…».

(Подробнее см. в книге.)

ПС. В отдельной статье я завтра предложу свою гипотезу о возможном авторстве Б.Л. Бразоля под псевдонимом «Александр Уайт».