Владимир ТИМАКОВ
Наша эпоха несет с собой множество заблуждений. Большинство из них являются следствием того колоссального морального шока, который обрушился на миллионы наших соотечественников в годы т.н. «реформ». Потерпев поражение в «холодной войне», потеряв статус Великой Державы и превратившись в государство среднего ранга, наша страна быстро становится сырьевым придатком и политической колонией Запада. Русские не контролируют сегодня землю и недра, банки и экономику, крупные средства массовой информации, научные центры и силовые структуры России. В России господствует антирусская власть.
Следствием такого тяжкого положения является грех уныния, неверия в собственные силы и разум, отрицание отечественной истории и национальных традиций. Одним из наиболее распространенных заблуждений является то, что «русская Вера» — Православие — якобы хуже католицизма, протестантизма или ислама, которые мобилизуют народ на борьбу, активизируют конкуренцию и борьбу за выживание. Есть люди, которые всерьез считают: чтобы догнать Запад по уровню материального благополучия, русские должны сменить веру. Но это — величайшее и очень вредное заблуждение, следствие тяжелой духовной болезни нации.
Православие — не инструкция на тему «как достичь жизненного успеха». Православие — это религия вечной вселенской Истины. Это — религия Правды, а правду русский человек всегда ценил не меньше военного могущества и больше материального процветания. «Ищите прежде всего Царства Божия, а все остальное приложится вам», — говорил Христос.
К сожалению, очень многие люди сегодня потеряли этот основополагающий смысл человеческого бытия. Их прежде всего интересует «все остальное». Наши предки были мудрее. Ведь Христос, искушаемый сатаной, отверг земные богатства и власть над народами, предпочтя смерть на кресте во имя Истины. Но прошли века, и сотни народов поклонились Христу, принесли к стопам Его все принадлежавшие им сокровища. С точки зрения сиюминутной логики поступок Сына Божия казался безумием, но с точки зрения Вечности — только он и был оправдан.
Когда проводят сравнение между боеспособностью православного и исламского миров, часто обращаются к свежему в памяти примеру чеченской войны. Крошечная Чечня победила огромную Россию… И отсюда делается нелестный для Православия вывод.
Но вывод-то должен быть как раз прямо противоположным. Бандиты по сути и по происхождению, чеченцы все-таки осознали необходимость простых, ясных и понятных принципов, оправдывающих все их действия. Эти принципы, в том числе идеи войны с неверными, им дал ислам. В период боевых действий чеченцы были большими мусульманами, чем когда бы то ни было в своей истории, быть может, за исключением времен Шамиля. У них была моральная основа войны — борьба за Веру. Русских же солдат преступная кремлевская клика бросила в огонь войны на фоне всеобщего нравственного и духовного разложения «демократической» России. Не зная, за что умираешь, трудно проявлять героизм и мужество. Но очень многие прошедшие Чечню русские солдаты и офицеры приняли Православную Веру именно там, на войне. Армии, состоящей из твердых в Вере и сильных Духом русских людей, боевики не страшны. И если когда-нибудь в Чечню или в любой другой регион, где правит бал агрессивный мусульманский фундаментализм, войдут войска Русской Православной Армии — победа будет за нами.
Когда русский народ хранил Веру Христову, наше оружие не знало поражения от исламского мира. Православная Москва одолела и Казань, и Османскую империю, встала твердой ногой на Кавказе. Причем следует заметить: на заре этого единоборства Русь имела примерно равный людской и экономический потенциал со своими мусульманскими соперниками. Значит, решающим оказался не материальный, а духовный фактор — та сила Духа, которую дает православному человеку Вера.
Именно русская Православная Армия дала миру непревзойденный никем тип суворовского чудо-богатыря и героя Шипки. О русском солдате, демонстрировавшем великолепные боевые качества, неизменно уважительно отзывались не только наши союзники, но и враги.
Русский православный воин завоевал свою боевую славу в степях Туркестана, в горах Кавказа, на равнинах Европы. Но можно рассмотреть и другой, столь же ясный пример — ситуацию в Югославии. Там один народ разделился на три ветви, принявшие разные религии. Католики стали называться хорватами, мусульмане — босняками, православные — сербами. И вот эти три народа, совершенно равные в физическом отношении, столкнулись в войне. Кто же оказался сильнее? Сомнений нет — православные сербы. Чтобы победить их, объединенной хорватско-боснийской коалиции пришлось прибегнуть к помощи всего западного и всего исламского миров. А самыми плохими бойцами оказались именно босняки-мусульмане.
В чем же секрет? Ведь мы знаем, что Православие учит терпимости, представители православных народов в драку лезут с неохотой, а поклонники аллаха вспыхивают моментально, в любую минуту готовы к столкновению. Может быть, разгадка кроется в словах Наполеона, воевавшего в 1799 году с египетскими мамелюками. «Один мамелюк в отдельной схватке побеждает одного француза, пять мамелюков бьются на равных с пятью французами, тридцать французов могут обратить в бегство сотню мамелюков».
Христианское воспитание оказывается залогом армейской дисциплины, обеспечивает способность к коллективному действию. Неспроста православные народы, несмотря на мелкие сиюминутные раздоры, стремились соединиться под скипетром одной державы — будь то Византия или Россия, а Арабский халифат рассыпался, просуществовав не более века. Нынешняя Чечня тоже сразу после хасавъюртского мира покрылась трещинами внутренних конфликтов.
Почему в России до сих пор нет мощного русского патриотического движения? Может быть, как утверждают некоторые, потому, что русские расслаблены «православным всепрощением и любовью к ближнему»? Как раз наоборот! Многие люди, претендующие на лидерство в патриотическом движении, забыли основы православного мировоззрения и почем зря колотят своих же ближних. Девяносто, а то и все сто процентов их энергии уходит на внутрипатриотические разборки.
Митрополитом Филаретом Московским в свое время были сказаны замечательные слова: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими». Умение прощать личным врагам (говоря по-нынешнему, конкурентам) избавляло русский народ от напрасных склок и обид, превращало его в несокрушимый, могучий внутренней целостностью монолит, о который разбивались волны внешних нашествий. Более того, удивленные этой поразительной особенностью русских людей, многие наши враги меняли веру, крестились и переходили на службу к русскому государю. Так в свое время татарские мурзы во множестве преклонили головы перед всепобеждающей силой Православного Креста, дав начало немалому числу российских дворянских родов, а остзейские немцы дали России целую плеяду ярких военных и государственных деятелей.
Православный мир побеждал агрессивный Восток и самоуверенный Запад не только силой оружия, но и подвигом терпения, жертвенности и Любви. Было бы глупо думать, что эти качества присущи в основном слабым. Много ли надо ума и силы, чтобы погибнуть в отчаянной и заранее обреченной на неудачу схватке? Но нужно обладать поистине огромной силой ума и воли, чтобы не дать увлечь себя и свой народ на неоправданные авантюры, верно оценить соотношение сил своих и противника и выстроить не яркую и не броскую, но неотвратимую и грозную стратегию конечной победы. Именно такими вождями русского народа были Александр Невский и Дмитрий Донской. И их дело восторжествовало в веках.
Еще один залог непобедимости православного народа — стойкость. В киевском и волынском наречиях сохранилось меткое древнее слово — «перемога». Так по-древнерусски называлась победа. В православном понимании победить — значит не сбить противника с ног петушиным наскоком, «блицкригом», а именно перемочь, перестоять в долгой изнурительной борьбе. И здесь такое невоинственное с виду качество, как терпение, становится главным фактором победы.
Когда поляки осадили Троице-Сергиеву Лавру, они были уверены, что иноки через месяц сдадутся, обессилев от голода. Они не ведали о великих традициях изнурения плоти, которыми славилось русское монашество. Больше года стояла Лавра в осаде, почти не имея еды и питья. И наконец обессилели сами поляки, разорив и пожрав съестные припасы во всей округе. Это была перемога православного Духа.
В последнюю Великую войну наш народ не утратил еще Духа Православия, потому наши воины сражались тогда, когда не выдерживали зимней стужи гордые «сверхчеловеки», когда теряли терпение наследники рыцарей. Скромные труженики ратных полей, привыкшие довольствоваться малым, и здесь одержали перемогу.
Мы видим, что исконно христианские качества — смирение, любовь к ближнему, терпение, жертвенность — становятся факторами неодолимой силы. Качества, которые в личном спортивном турнире могут привести к поражению, в историческом, национальном масштабе работают на победу.
Поэтому задача ныне живущих поколений русских людей заключается не в том, чтобы посыпать голову пеплом и позволять «демократам» формировать у нас комплекс национальной неполноценности, а в том, чтобы восстанавливать и развивать в себе лучшие качества наших предков, которые позволяли им не только выжить в чрезвычайно суровых и неблагоприятных условиях, но и одолевать всех своих врагов и преодолевать невзгоды, укрепляя Великую Русскую Православную Цивилизацию.
Статья была опубликована в газете «Рубеж» № 4 (12), 1999 г.
Благодарю за прекрасную статью! Спаси Господи!