Православное самодержавие Н  Рклицкий (Архиепископ НИКОН)

Православное самодержавие Н. РклицкийОТ РЕДАКЦИИ: Настоящая статья принадлежит перу покойного заместителя Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей и духовника Русского Корпуса, Архиепископа НИКОНА, и написана им в начале 1937 году, еще в бытность редактором «Царского Вестника» (Царский Вестник. — 1937. — № 556).

История России, происшедшая с нами катастрофа и пути нашего возрождения отнюдь не могут быть поняты без ясного понимания Православия и его значения в русском историческом процессе. О, конечно, теперь ни один марксист не может отрицать так называемую «роль» Православия в создании Российского государства, но все же истинное значение Православия для нашего великого Отечества мало кто понимает.
История мира может быть рассматриваема как борьба двух социальных начал — личности и общества. Все эпохи могут быть рассматриваемы с этой точки зрения. Говорят: основа бытия есть личность, а общество представляет собой совокупность личностей, и тогда все стремления сводятся к тому, чтобы эту личность обеспечить правами, хотя бы и во вред об-ществу, и затем, после пережитых разочарований, утверждают, что основа жизни есть общество, а личность только его частичка, и тогда все делается для блага общества, как целого, вплоть до полного подавления личности, как это мы видим в советской России. Там происходит непрестанная и неразрешимая борьба личности и общества, и лишь только наше Св. Православие дает гениальное и единственное решение этой проблемы жизни. Православие сохраняет полное значение индивидуальной личности, развивает ее до самых высших пределов и в то же время сливает эту личность с обществом до полною их отождествления. Абсолютное решение этой проблемы дано в Св. Троице, где осуществлено полное сочетание единства и множества. Эта проблема не может быть решена в области правовой, где понятия множества и единства противоположны, но эта проблема решается в области церковной при помощи вдохновенной и благодатной любви, которая сочетает единство и множество в одно новое благодатное бытие. Вот при помощи этой силы и было создано наше грандиозное Отечество.

Велик и грандиозен был замысел русской истории. Замысел этот создавали люди и притом вполне реальные, но люди, умом своим взлетевшие выше земли и стремившиеся землю поднять к горе.
Творцы русской истории в основу русской жизни, в область бытия России, в область ее внутренней и внешней политики положили Евангельскую идею и притом в таком ярком и сильном воплощении, в котором она еще никогда не была на земле.
Этой идеей и определяются все особенности русской жизни — грандиозность русской территории, особая способность ассимиляции народов, свойства русского характера и русского быта, особенность русских дарований и, наконец, устройство русских учреждений, начиная с Православного Самодержавия.
Из всех форм государственного устройства, когда-либо существовавших на земле, самой христианской, или лучше сказать единственно христианской, является Самодержавие. Этот строй государственной жизни в своем классическом выражении специально приспособлен к нравственному совершенству жизни и государства по пути исполнения им Евангельского закона. Особенность этого строя заключается в том, что Православный Самодержец не диктаторствует и даже не управляет, а проходит Царское служение. Он является равнодействующей силой страны и исполнителем в жизни Божественного закона. Будучи самодержцем, он как бы устраняет из своего служения свой произвол и является только отразителем и охранителем жизни — он ведет войны не из личного самолюбия или по личному капризу, а лишь тогда, когда того требует ход событий, осуществляющий основную идею государства, он назначает на посты не по личной симпатии, а по соответствию данных и способностей, он награждает не тех, кого бы ему хотелось, а тех, кто этого заслужил. В основе Православного царского служения лежит принцип: «князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою. И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом.» (Матф. 20, 25-26).
Опорой Православного Самодержавия является совесть самодержца, и поэтому Самодержавие и управляемая им страна не может существовать, благоденствовать и развиваться без хранителя и опоры совести, блюстителя ее — и такими в русской истории были великие иерархи и святые.
Кн. Владимир Святой отнюдь не мог бы совершить своего подвига, если бы с ним не был Митрополит Михаил. Димитрий Донской, свергнувший Татарское иго, вырос из Святителя Алексия. Иоанн Грозный не мог бы основать русское царство без Митрополита Макария. Михаил Федорович не мог бы устроить Россию после смутного времени без Патриарха Фи ларета. Алексий Михайлович отнюдь не мог бы присоединит!. Малороссию и объединить Россию без Патриарха Никона, и вообще вся русская история отнюдь не могла бы создаться безэтого единства христианской пламенной любви, объединявшей в одно целое носителей государственности и церковности. Замечательно при этом, что они не были друг другу подчинены, а были свободными и вдохновенными — одни блюстителями совести и благовестниками правды, а другие — осуществителями великих христианских идей в государственной жизни, и по такому же чувству любви и преданности за ними шел весь народ, и поэтому развитие русского государства слагалось почти стихийно.
С Петра 1-го Православное Самодержавие искривилось и превратилось постепенно в полицейскую диктатуру, державшуюся отчасти на великой традиции, а отчасти вынужденную вести неустанную борьбу с обществом, не находившим себе простора в полицейско-бюрократических рамках жизни. Последняя возможность возвратиться к самобытному бытию была дана России после освободительной войны 1812 юда, но Россия не поняла своего истинного пути. Император Александр 1-й , хотя и был благословен Богом, но он наполнил свою душу мистицизмом. Московский Митрополит Филарет был более бюрократическим церковным сановником, нежели пастырем душ, а общество увлеклось французскими и немецкими идеями, считая Православие годным лишь для простого темного народа, не успевшего приобщиться к Европейской культуре, и весь русский процесс в исторической науке был объявлен как постепенный переход от примитивных общинных диких форм жизни к современным европейским. Все православное казалось отставшим и отжившим, пригодным лишь для темного народа, образованная же интеллигенция должна выла жить по-европейскому, т.е. фактически по-безбожному. Это и создавало пропасть между народом и образованным Классом и делало последний чуждым и непонятным для народе-
Реформы Императора Александра II, хотя по своей основной идее и были осуществлением замыслов XVI века, но фактически они подрывали основной строй русской жизни и отщипли народ в руки врагов России. Царствование Александра III явилось лишь реакцией на убийство Императора Александра II, и такая реакция долго продолжаться не могла, рано или поздно, но Россия обязательно должна была погибнуть или же вернуться к своей нормальной жизни. Вот в такой раздвоенности наступило царствование Императора Николая II. Православие к этому времени не было основой русской государственной политики. Трон опирался на Православие лишь формально, в министерских же кабинетах Православие занимало одно из самых последних мест в виде «Ведомства Православного Исповедания», представленного светским чиновником и распространявшим свое влияние на сословные интересы ведомства. Духовенство продолжало иметь влияние в низших слоях населения, но совершенно не имело никакого влияния в интеллигентном обществе, которое и по своему мировоззрению, и по своей жизни далеко было от Православия. Иерархия в подавляющем большинстве сохраняла свое личное благочестие и подвижническую жизнь, но не имела широкого влияния на государственную жизнь и должна была держаться в стороне от этой жизни, все более и более уступая свое влия-ние течениям противоположного характера. Почти все народное образование, вся сознательная общественная жизнь, вся наука — все с каждым днем уходило все дальше и дальше от Православия.
Вот при таком положении русской жизни в Россию прибыла будущая Императрица Александра Федоровна. Она получила философское образование, была убежденной протестанткой, и Она приняла Православие лишь только после того, как всем Своим сердцем уверовала в его непреложную истинность, убедилась в том, что Православие является основой Самодержавия, и поняла, что Россия без Самодержавия существовать не может. Она поняла Свой нравственный и религиозный долг в том, чтобы помочь Своему Августейшему Супругу действительно быть на троне Благочестивейшим и Самодержавнейшим Православным Царем, Отцом Своего народа, и для этого Она беззаветно принесла все силы Своего ума и Своей воли, пройдя тернистый путь и украсив Себя венцом великомученицы, ибо в истории мира мы не знаем более великого мужества, которые перенесла и обнаружила последняя Русская Царица.
Тяжесть Своего креста Императрица Александра Федоровна усугубила еще тем, что Она невольно на Своем пути совершила роковые ошибки, за которые невозможно Императрицу-Великомученицу осуждать, но которые нужно объяснить, чтобы не оставалось более никаких сомнений в том, что произошло с Россией.
(Царский Вестник. — 1937. — № 556).
Из книги: РОССИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ СБОРНИК Выпуск 12 МОСКВА ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Независимый военно-научный центр «ОТЕЧЕСТВО И ВОИН» РУССКИЙ ПУТЬ 1997 )  (В сокращении).