РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (на Западе и в России)

Свщмч. Іоаннъ (Восторговъ), прот. Московскій († 1918 г)

Рождество Христово на Западе и в России. Протоіерей Іоаннъ ВосторговъСлучилось мнѣ разъ раздѣлить путешествіе въ горныхъ странахъ Закавказья съ однимъ братомъ–славяниномъ, родомъ изъ Австріи. Пришлось, за трудностью пути и невозможностью, ѣхать даже верхомъ на лошадяхъ, довольно долго идти пѣшкомъ. Время было только что послѣ Рождественскихъ святокъ. Выдался ясный день; чувствовалось очень хорошо подъ яснымъ солнцемъ, въ ожиданіи скоро грядущей весны, — въ Закавказьѣ очень рано начинающейся. Завязался оживленный разговоръ; мой собесѣдникъ выражалъ мысль, что православный русскій народъ недостаточно проникаетъ въ смыслъ евангельскихъ событій, не различаетъ въ нихъ важнаго отъ неважнаго.

Въ частности, напримѣръ, говорилъ мой спутникъ, — какъ православные понимаютъ Рождество Христово? Вѣдь это первый изъ праздниковъ, воистину, торжество изъ торжествъ. А православные Пасху чтутъ и именуютъ такимъ именованіемъ, но не Рождество. На Пасху и звонъ цѣлую недѣлю, и ликованія, и трогательные обычаи, и вся поэзія религіи. На Рождество — двунадесятый праздникъ, только немногимъ выдѣляющійся изъ круга другихъ. А за границей, въ католичествѣ, сознали всю глубину и превосходящую важность боговоплощенія, — и къ этому воспоминанію пріурочили полноту торжества вѣры и въ церквахъ, и въ семьѣ. Одна елка чего стоитъ…

Такъ разсуждалъ мой собесѣдникъ. Я спросилъ его, какъ народъ на Западѣ отразилъ Рождество Христово въ своихъ пѣсняхъ, стихахъ, сказаніяхъ? Какъ народъ отозвался въ своемъ творчествѣ на вѣковую проповѣдь католичества о важности боговоплощенія?

И собесѣдникъ мой, въ отвѣтъ на мой вопросъ, прочиталъ мнѣ, даже пропѣлъ, народные стихи, распѣваемые въ Чехіи въ день Рождества Христова. Я привожу ихъ по памяти, не ручаясь за вѣрность словъ и ихъ разстановку, но сохраняя вполнѣ ихъ смыслъ.

Смыслъ такой: «Намъ родился «Христосъ Панъ» — будемъ веселиться; расцвѣлъ для насъ прекрасный цвѣтокъ, — будемъ радоваться! Онъ «роду кролевскéго», Онъ жизни пречистой, вотъ Кто намъ родился»!

Стихотвореніе, чрезвычайно характерное для міровоззрѣнія западнаго христіанства и западнаго человѣка. Хочется подойти къ нему съ сужденіемъ православнаго христіанина.

Это вѣрно, что праздникъ Рождества Христова у насъ не столь свѣтелъ, какъ Пасха: онъ второй по Пасхѣ, «трехдневная Пасха». Однако, онъ не въ ряду обычныхъ двунадесятыхъ. Православная Церковь и здѣсь, какъ и во всемъ, осталась вѣрною воззрѣніямъ древняго христіанства, обычаямъ апостольскихъ церквей, въ которыхъ, какъ это достовѣрно извѣстно, до IV вѣка совсѣмъ не было праздника въ 25-й день декабря, а Рождество Христово и Крещеніе Господне соединялись въ одинъ великій праздникъ Богоявленія Ἐπιφανὴ, и праздновались, по свидѣтельству святителя Климента Александрійскаго въ Египтѣ, и по свидѣтельству святителя Іоанна Златоустаго въ Антіохіи, — 6 января. Радость жизни и побѣды, побѣды надъ всѣмъ и всякимъ зломъ и надъ зломъ кореннымъ и послѣднимъ, исходнымъ для всякаго зла, — надъ смертью, святая православная Церковь видитъ въ Воскресеніи Господа. Къ мысли о боговоплощеніи приходило и человѣческое религіозное сознаніе въ религіяхъ Востока и даже въ философскихъ прозрѣніяхъ Греціи и Рима. Но истина воскресенія, воскресенія Іисуса Христа, воскресенія личнаго съ тѣломъ, послѣ издѣвательства человѣческой злобы, послѣ смерти отъ рукъ человѣческихъ, воскресенія силою Божества Своего, — это только достояніе христіанства. Значеніе его въ области религіозно–духовной жизни не намъ указывать; оно указано авторитетомъ апостоловъ, которые свое проповѣдное слово вездѣ и всегда начинали съ вѣсти о воскресеніи, оно возвѣщено и словомъ апостола Павла: если Христосъ не воскресъ, суетна наша вѣра и напрасны всѣ наши надежды, а мы самые жалкіе изъ людей и къ тому же обманщики (1 Кор. XV гл.).

И тѣмъ не менѣе, православіе въ Рождествѣ Христовомъ видитъ гораздо болѣе, чувствуетъ неизмѣримо глубже, чѣмъ католичество, съ его матеріализаціей всего христіанства. Въ самомъ дѣлѣ, если ужъ сравнивать вліяніе этого событія на народныя воззрѣнія и сказанія, то даже при условіи одного по крови славянскаго происхожденія, у русскаго и у чеха, какая разница въ представленіяхъ и чувствахъ! Можно ли тронуть и удовлетворить русское православное сердце приведенными чешскими стихами? Это банальное и сентиментальное сравненіе Іисуса Христа съ прекраснымъ цвѣткомъ, — что оно говоритъ душѣ и какое собственно отношеніе имѣетъ къ событію? Развѣ нельзя его приложить и къ Богородицѣ и ко всякому святому? Это упоминаніе о томъ, что Христосъ «роду кролевскего», — при чемъ оно въ нашемъ праздникѣ? Не хотятъ ли этимъ упоминаніемъ заставить забыть объ убогомъ вертепѣ, о бѣдныхъ родителяхъ, о ясляхъ, о холодѣ ночи, о соломѣ, бывшей первымъ ложемъ Богочеловѣка? Какая матеріализація чувствъ! Какая узость въ похвалѣ и умиленіи!

Мы очень стѣснены размѣромъ настоящей статьи и не можемъ подробно и во всей широтѣ коснуться, для сравненія, русскихъ народныхъ сказаній о Рождествѣ Христовомъ. Отсылаемъ желающихъ къ соотвѣтственной литературѣ [1]. Остановимся только на нѣкоторыхъ подробностяхъ. Въ сказанія и духовныя стихи русскаго народа перешелъ разсказъ изъ Четьи-Миней о Рождествѣ Спасителя. Къ яслямъ Новорожденнаго привязаны были волъ и оселъ. Ихъ привелъ Іосифъ изъ Назарета. На ослѣ ѣхала Пресвятая Дѣва, а вола Іосифъ привелъ на продажу, чтобы было чѣмъ уплатить царскую подать и содержать себя съ Пресвятою Дѣвою и въ пути, и въ Виѳлеемѣ. И чудо: безсловесныя животныя служили Родившемуся Богочеловѣку! Они какъ бы инстинктомъ почувствовали, что предъ ними Страждущій Творецъ; стоя при ясляхъ, они теплымъ дыханіемъ своимъ согрѣвали Новорожденнаго Младенца отъ зимняго холода…

Радость нынѣ велія мірови явися:
Спасъ человѣческому роду родися
Близъ града Виѳлеема въ вертепѣ глубокомъ
Между воломъ и осломъ на мѣстѣ высокомъ
Въ ясляхъ, на остромъ сѣнѣ, пеленами повитый
Нищъ лежитъ всего міра царь презнаменитый…
Буди благословенный, Боже нашъ, во вѣки,
Яко еси возлюбилъ тако человѣки!
Оставивши на небѣ златыя палаты,
Изволилъ еси пожить здѣ между быдлаты (черный людъ)
На одномъ сѣнѣ лежишь, якъ какой сирота,
Всѣхъ одѣваешь, а Тя покрываетъ нагота!

Такъ не «королевскій родъ», не великолѣпіе цвѣтка, не красоту и пышность, а величайшее снисхожденіе Божества, смирившагося до человѣчества, ради любви къ человѣчеству, прежде всего и болѣе всего, видитъ сердце православнаго въ тайнѣ воплощенія Бога Слова. Иже въ вертепѣ родивыйся и во яслехъ возлегій нашего ради спасенія представляется православному христіанину въ самомъ боговоплощеніи уже предначавшимъ Свой крестный путь земной жизни. Онъ — другъ бѣдныхъ и обездоленныхъ; Онъ — сообщникъ ихъ земного страданія; Онъ освятилъ и освѣтилъ бѣдность и лишенія Своимъ примѣромъ; Онъ близокъ всѣмъ: младенцамъ, — какъ Младенецъ, родившійся въ немощи, слабымъ крикомъ привѣтствовавшій жизнь и принужденный со святымъ семействомъ бѣжать съ родины; богатымъ и мудрымъ, — какъ пріявшій дары злата, ливана и смирны отъ принесшихъ сокровища царей–волхвовъ; простымъ людямъ и бѣднымъ, — какъ пріявшій поклоненіе бѣдняковъ–пастырей; небожителямъ, — какъ воспѣтый ими въ часъ рожденія; всей твари земной одушевленной, — какъ бы представленной животными, согрѣвавшими своимъ дыханіемъ Его младенческое тѣло…

Не «Христосъ Панъ», а Богочеловѣкъ, иже не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу, однако самъ себе умалившій, смирившій себе, послушливый даже до земной жизни и земной человѣческой смерти, — вотъ каковымъ уразумѣло Христа Родившагося православное сердце. И какая здѣсь и глубина прозрѣнія, и глубина чувства! И какая огромная разница этого духовнаго разумѣнія отъ душевнаго и плотского ума запада!

Приди, желанный день радости и праздника! Дохни на нашу усталую душу! Приди и воодушеви служителей Родившагося Богочеловѣка «славить Христа» съ крестомъ въ рукѣ и съ побѣднымъ пѣніемъ въ устахъ, не за то, что Онъ – Царственный отпрыскъ славнаго человѣческаго рода, а за то, что Онъ — Сынъ Божій, что Онъ принялъ вертепъ и ясли, что насъ ради родися Отроча Младо — Превѣчный Богъ!

Протоіерей Іоаннъ Восторговъ

Примѣчаніе:

[1] Пыпинъ «Памятн.»; Калитовскій «Матер. апокр. литер.»; Потебня и Сумцовъ о южнорусск. пѣсняхъ и другія.

ИсточникъПротоіерей Іоаннъ Восторговъ. Рождество Христово! // «Прибавленія къ Церковнымъ Вѣдомостямъ», издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. №№  51–52. — 20 Декабря 1908 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1908. — С. 2481-2483.

См. также в календаре «Святая Русь»:

25 декабря (7.01). — РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
М.В. Назаров. Для чего было Рождество Христово в мiре земном. И.А. Ильин. О приятии мiра.