В. Д. Катков
Социализм как надувательство обездоленных классов
«Горе вам, книжники и фарисеи!»
Огромная отрицательная роль, которую сыграли в последнюю русскую смуту социалистические идеи и социалистические организации, заставляет каждого наблюдателя призадуматься над вопросом: насколько можно считать социализм и социалистические организации отражением стремлений и интересов трудящихся народных масс? Социализм употребляет все усилия, чтобы выставить себя перед лицом беднейших классов населения в качестве защитника именно их интересов. Социализм, де, возвышенное бескорыстное учение, ставящее себе целью поднятие материального, умственного и нравственного уровня обездоленных масс рабочих и крестьян. Такое высокое представление о социализме проповедуется устно и письменно: на собраниях, в обществах, в огромном количестве газет, в брошюрах и в больших «научных» трактатах. Нет ничего удивительного, если эта идея о социализме, как о новом евангелии трудящихся и обремененных, прочно засела теперь в голове многих простых людей, доверчивых и слишком мало знающих современную сложную общественную жизнь, чтобы разобраться во всех ее хитросплетениях. Что может быть выше служения тому бедному люду, тем несчастным, сирым, обиженным и обделенным членам общества, которые составляют большинство каждого народа?! Нет задачи более благородной, возвышенной и трогательной… Это основной элемент всякой религии, фундамент всего высокого и прекрасного в социальной жизни. Но соответствуют ли притязания социализма на столь высокое значение действительности?.. Так ли на деле высоки цели и стремления создателей и носителей социализма, как это явствует из их слов!.. Можно ли действительно видеть в нем новую религию бедняков? Учение, которое желает действительно служить народу, должно прежде всего проповедовать правду, как бы эта правда ни была тяжела и неприятна кому-либо… Но правда — это такая вещь, которую люди любят меньше всего: «На солнце, на смерть, да на правду во все глаза не глянешь», — говорит мудрая народная пословица. Народная бедность, об исцелении которой будто бы так много заботится социализм, есть явление, вызываемое очень многими причинами. И вот социализм из числа этих причин замалчивает одни и подчеркивает другие, менее важные, но на которых, для собственных его целей, желательно фиксировать внимание народных масс. Беря для сравнения более счастливые страны Европы, социализм обходит молчанием их более выгодное географическое положение, лучший климат, более благоприятную историческую жизнь, более древнюю культуру, более правильное воспитание народа, его энергию, трудолюбие, деловую честность, благоразумие, предусмотрительность и заботливость о будущем, выражающуюся, между прочим, в гораздо более слабом приросте населения, чем у нас. Все эти важнейшие факторы общественной жизни, являющиеся матерью для населения Запада и мачехой для нас, совершенно упускаются из виду социализмом, особенно приспособленным для рабочих масс. Внимание народных масс усиленно направляется на такие факты и учреждения страны, которые на деле или совсем не составляют причины бедности населения или даже защищают народ от еще больших бедствий, но невыгодны некоторым классам населения. Если мы посмотрим на историю возникновения наиболее распространенных теперь у нас социалистических идей, а также на их проповедников, мы заметим, что творцом и носителем социализма является поднимающийся новый класс общества: образованные и полуобразованные люди, так называемая «интеллигенция». Все мы знаем, что знание есть сила, а наука — одно из лучших достояний человеческого рода. Накопление знаний — одна из благороднейших задач, которую может поставить себе человек. Но когда мы переходим к оценке явлений общественной жизни, нельзя забывать другой стороны дела — нравственной. Знания и науки сами по себе не могут устроить человеческого счастья. Человеческий эгоизм, этот основной источник общественных бедствий, приобретает в науках новое, более усовершенствованное средство делать зло другим для увеличения собственного благополучия. И так как большинство людей, избирающих себе умственный труд как средство к жизни, не менее, если не более, грешны, чем те, которые вынуждены жить работой рук своих, то с нравственной и общественной точки зрения, прогресс знаний, расцвет наук и рост «образованного» класса может вносить не только плюс, но и минус в жизнь тех классов общества, которые не могут занять привилегированного положения интеллигенции. Как общественный класс, интеллигенция в большинстве случаев играет в жизни народов, в нравственном и социальном отношении, роль отрицательную. За редкими исключениями благородных личностей, и современная интеллигенция играет ту же презренную роль, что и софисты в Греции или «книжники и фарисеи» Библии: это «чернильные души» по народному выражению. Их роль направлена прежде всего и больше всего на упрочение собственного привилегированного положения: на защиту своих классовых интересов. Развивая одну сторону человеческого духа — интеллект — за счет других, интеллигент в большинстве случаев представляет из себя тип маленького Вольтера, о котором Фридрих Великий отозвался как о редком уме в скверной душе. И еще хуже, чем Вольтер. У того все-таки жива была в душе своеобразная мысль о Боге; умирая он писал: «Je meurs en adorant Dieu [я умираю, обожая Бога (фр.)]»; у современного же мятежного интеллигента нет больше веры ни в Бога, ни в загробную жизнь: всеми своими помыслами он привязан к земле, земному существованию и земным благам. Становясь во главе народа, занимая привилегированное положение, такая интеллигенция оказывает всегда только дурное влияние на жизнь страны. Еще Библия говорит, что «любящий золото не будет прав, и кто гоняется за тлением, наполнится им» (Сирах., 31, 5). Этим нравственным «тлением» и полна современная интеллигенция. Для блага страны очень важно, чтобы над образованным классом высилась твердая, железная рука, достаточно просвещенная, чтобы извлечь из нее возможную пользу для общества, и достаточно крепкая и мудрая, чтобы удерживать развитие ее хищнических и эксплуататорских наклонностей. Такой твердой и мудрой рукой было в России Самодержавие ее Императоров. В сильной власти русских Государей наша интеллигенция всегда находила узду для своих «господских» » вожделений. Лишенная внутренней дисциплинирующей силы, даваемой религией и моралью, наша интеллигенция видела в этой узде «угнетение» и «лишение свободы», а потому в тайне всегда была скрытым врагом Самодержавия, естественного представителя беднейших и обездоленных классов. Интеллигенция строила козни против Царей и Императоров, стремилась в захвату власти при Анне Иоанновне, убила народолюбивого Павла, устраивала заговоры при Александре Благословенном, бунт при Николае Первом, цареубийство Александра Освободителя, революцию при Николае Втором. Алчная и высокомерная, она чувствует свое бессилие и ищет себе союзников. С этой целью она бросается в последнее время на социализм, это измышление хищного и холодного иудейского ума Маркса, Лассаля и сподвижников. Презирая в душе обездоленный люд, эту «черную» сотню (как она назвала его теперь, забывая свои «демократические» уверения), наша интеллигенция, эти белоручки, заигрывают теперь в народолюбие. Им нужно сбросить с себя узду, надетую на них Верховной Властью в интересах всего народа. Они, все эти доктора, адвокаты, инженеры, профессора, учителя и прочие, получающие гонорары и жалованье, о котором не смеет и мечтать средний крестьянин и рабочий, все еще чувствуют себя обделенными и употребляют все усилия, чтобы подчинить своему влиянию обездоленную массу и ее руками выгрести себе из огня еще большее вознаграждение, еще более прочное и почетное положение. Отсюда все эти крокодиловы слезы в газетах и журналах, на митингах и в школах, слезы о бедности крестьянина и рабочего, о прогрессивном ухудшении их положения и уверения в своем искреннем желании добраться до государственного руля и общественного сундука, чтобы показать на всей свободе свое народолюбие. Только дайте им власть писать угодные им законы и назначать министрами, губернаторами, исправниками и урядниками людей из своей среды, а там уж они покажут всю свою необыкновенную любовь к бедному народу. Правда до сих пор это народолюбие выражалось как-то странно: с одной стороны слезы о постоянном обеднении народа, а с другой — постоянные просьбы об увеличении жалованья и всякого вознаграждения на счет этого все беднеющего народа. Но… но все это дела: черный народ приглашают следовать и судить о белоручках по их словам, а не делам… Свое собственное дело освобождения от власти, сдерживающей их в интересах всего народа, они обманным образом стараются представить в виде общенародного дела. Образованному обществу нужна свобода одурачивать устно и печатно темные массы обездоленного люда, чтобы иметь в своем распоряжении пушечное мясо. Ему нужны такие перемены в управлении государством, чтобы окончательно упрочить свое господство и безнадежно поработить более слабых. Отсюда крики о всяких свободах, о реформах и об упразднении Самодержавия. Все это, конечно, нужно, но не народу, а творцам и проповедникам социалистических идей. Все те необычные, ни в одной стране не проведенные, реформы «обобществления средств и орудий производства» и «национализации земли» никогда не уничтожат, по сознанию самих же социалистов, экономического неравенства, этой основной причины недовольства жизнью. Не уничтожат они и бедности, так как многие из коренных ее причин не зависят от общественного устройства и уничтожают плоды самого лучшего общественного управления. Но господам белоручкам нет в сущности никакого дела ни до бедности масс, ни до оскорбления их неосновательным экономическим неравенством. Им нужно защитить свои классовые интересы, а для этого — одурачить по возможности лучше народные массы. Средством для этого является распространение социалистических идей, надежд и вожделений. С точки зрения их классовых интересов они действуют очень умно. Но для народа этот интеллигентский социализм — яд; сами интеллигенты — волки, нарядившиеся в овечьи шкуры; а вся их мудрость человеческая — «мерзость перед Господом». Истинным представителем и защитником обездоленного народа может быть только неограниченный Самодержавный Государь. Но и он не все может сделать, так как и сам Бог не может спасти нас без нас… Во всяком случае, только сделав Государя свободным и всемогущим (в государственном смысле) не на бумаге, но и на деле, могут добиться улучшения своего положения обездоленные массы!
Бог все может.