Тайна свободы
М.В. Назаров «Русская идея»
Еще размышления на эту тему ‒ к сегодняшнему празднику Собора Архистратига Михаила, победившего сатану, ‒ и при виде бывшего христианского мiра, свободно приближающегося к своему апокалипсическому концу.
Фрагмент гравюры А. Дюрера «Битва ангелов и демонов»
Западный мiр, до сих пор называющий себя «свободным», из былого христианского, затем постхристианского, уже превращается в антихристианский, в котором подлинной свободы становится всё меньше вследствие расчеловечивающей свободы греха. То есть в отличие от СССР, где богоборчество насаждалось запретом на свободу веры в Бога и террором Русского холокоста, на Западе именно свобода была использована и используется силами зла для построения тоталитарного безбожного Нового мiрового порядка антихриста, где прежней гражданской свободы уже не будет. К сожалению, этот западный «цивилизованный» мiр с его благами является идеалом и для компрадорско-олигархического правящего слоя в нашей стране.
То есть свобода, которой нам так не хватало при коммунизме, может лукаво использоваться и сатаной в его целях. И уже можно найти немало заявлений совпатриотов, что коммунисты в СССР поступали правильно, ограничивая народу свободу, а когда Горбачев стал снимать эти благотворные ограничения, ‒ «всё и посыпалось… Следовательно, надо вернуться в СССР».
Но это как бы социально-политическая картина происходящего. Интереснее подумать о том, что такое свобода и виновата ли она в разгуле сил зла.
Трагедия свободы
В этимологическом словаре М.Р. Фасмера происхождение слова «свобода» связывается с церковно-славянским «свобство» [личность], «собство» [отличительное свойство], что значило «положение свободного, своего члена рода», отсюда же происходит «собственный» ‒ и далее: «свободный».
Понятие свободы для человека имеет значения на разных уровнях, в том числе и на прикладном: «свобода от» (от угнетения) и «свобода для» (для совершенствования и достижения главной цели жизни). Но что такое свобода сама по себе на первичном, онтологическом уровне, как религиозно-философская категория, которая неотъемлема от нас в земной жизни так же, как и неотъемлемо время? Этой бытийственной свободы человека нельзя лишить даже в тюрьме. Свобода ‒ это великая религиозная тайна, лежащая в основе Сотворения мiроздания и человечества.
Первое, что приходит в голову: свобода не нужна мертвой материи, которая и не свободна, ибо подчинена физическим законам и детерминированной необходимости.
Свобода нужна только живым мыслящим личностным существам ‒ как необъемлемый атрибут их сущности и для определенной цели, для которой необходима свобода как суверенное состояние (самовластие) и как способность (воля) к принятию решений и действию. (Кстати, в русском языке слово «воля» употребляется в обоих значениях.)
Бог создал такими свободными существами сначала безплотных ангелов и затем человека «по своему образу и подобию» (Быт. 1:27) ‒ чтобы любовно разделить с ними радость вечного бытия как великого блага. И ангелы и человек были созданы свободными в своих решениях и поступках, потому что Богу были нужны только такие насельники Его Царства, которые осознанно выбирают жизнь в нем, не принудительно или запрограммированно (как заводные игрушки), а по своей воле как сознательный благой выбор и цель жизни с Богом. Человек без свободы не был бы человеком.
Именно для этого была необходима свобода, вплоть до возможности иного выбора, хотя божественный дар свободы был также связан и с ответственностью за ее использование, богоугодное или не богоугодное, с соответствующими последствиями, ‒ но это ограничение было не принудительно-физическим, а нравственным, зависящим от самого человека (или ангела).
В этом было общее свойство свободы у ангелов и у людей. Очевидно, что в сравнении с человеком ангелы имели больше свободы, т.к. не были ограничены потребностями материального тела, были способны видеть Бога и быть рядом с ним в Его духовном мiре.
Мы знаем из Священного Писания, что не все сотворенные Богом свободные существа справились с этим даром, он оказался для многих опасным. Часть ангелов во главе с главным их предводителем Люцифером (Светоносным) из зависти к Богу и из гордого властного желания быть равным с Ним («взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». ‒ Исаия 14:13‒14) взбунтовалась и стала противниками Бога ‒ сатаной и бесами. Они были побеждены верной частью ангелов во главе с Архангелом Михаилом (что мы празднуем сегодня). По какой-то причине сатана и бесы в своей злобе оказались не способны к покаянию, но не были уничтожены Богом, а лишь «изгнаны с Небес», и они могли искушать людей.
Очевидно, что это произошло до сотворения человека. Поэтому Бог, создав человека, не ограничивая принудительно его свободу, всё же, наподобие родительского предупреждения неразумным детям, устно запретил неопытным первым людям пользоваться свободой бездумно и сразу по своему хотению есть плоды с «древа познания добра и зла». Можно предположить, что постепенно, по мере возделывания рая, Господь Сам открывал бы людям необходимые для этого знания.
Византийская мозаика XII в. в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Монреале, пригороде Палермо (Сицилия)
Но и первые люди, соблазненные сатаной, нарушили запрет Бога – не есть от древа познания добра и зла (Быт. 2:17) – то есть рискнули вступить на путь непослушания (а значит, недоверия к Богу) и самостоятельного познания добра и зла, не имея на то должной мудрости и не желая покаяться в своем проступке. Причиной этого греховного своеволия опять-таки стала гордыня: «будете, как боги» (Быт. 3:5), ‒ обманул их сатана. А всё, что отходит от Бога и его Закона – лишается благодати, перестает удерживаться Божиим замыслом от деградации и распада в хаос. Поэтому рано или поздно такой мiр должен разрушиться. Только в Боге – источник жизни, а все, что отделяется от этого источника, становится смертно – вот в чем смысл предупреждения Бога о запретных плодах: «не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3). Так в поначалу совершенный земной мiр были впущены болезнь и смерть его хозяином ‒ «венцом творения», для которого и был сотворен земной мiр; его природа стала «проклятой», наполненной «скорбью», в ней стали «произрастать тернии и волчцы», а человеку суждено было стать смертным: «возвращаться в землю, из которой взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Вот почему «весь мiр лежит во зле» (1 Ин. 5:19).
Однако, несмотря на обреченность греховного мiра, Бог из любви к человеку не прекратил его существование сразу, дав людям еще определенное время (его мы называем земной историей), ибо большинство ангелов сохранили верность Богу и множеству людей была оставлена возможность свободного воссоединения с Богом в Царствии Небесном – для восполнения определенного их числа. Бог хотел, чтобы таким образом могли спастись в Царство Божие все, способные спастись. Хотя это давалось людям уже труднее из-за противодействия сатаны.
В этом трагедия свободы ‒ как великого дара Божия, имеющего и опасную обратную сторону…
Почему так? ‒ это очень сложная область богословия, в которую, не будучи образованным богословом, не дерзаю вторгаться своим несовершенным умом. Тем более что в этой теме существуют и еретические толкования, и некоторые разномыслия даже у Отцев Церкви. Но и простецкий человеческий ум грешного мiрянина требует какого-то осмысления этого вопроса, по крайней мере для себя, для своего понимания того, в каком мiре мы живем, ‒ так уж человек устроен со стремлением к познанию.
Решение проблемы теодицеи в Христианстве
Итак, первый уровень тайны свободы в том, что происшедшее из нее зло не было сотворено Богом (то есть оно не имеет онтологической сущности). Зло появилось в виде греха по воле свободной твари как злоупотребление даром свободы: истоком и носителем зла стали те духовные силы, которые воспротивились замыслу Божию. (Отметим тут в скобках, что в талмудическом иудаизме, в хасидском учении каббалы, утверждается, что якобы зло в мiре порождено самим «б-гом» наравне с добром, ‒ и уже это является свидетельством того, что у талмудических евреев-антихристиан не Истинный Бог, а диавол (Ин. 8:44). Также и язычники считают, что их бог одновременно является и диаволом для испытания людей злом, и что якобы понятия добра и зла относительны.)
Общеизвестные религиозные основы излагаются вступающим в Церковь людям в катехизисе, разъясняющем причины зла и проблему «теодицеи», т.е. оправдания благости Бога, не создававшего зло в мiре.
Но у кого-то возникает следующий вопрос: почему именно так случилось с ангелами, человеком и земным мiром, ведь Всеведущий и Всемогущий Бог знает всё, что было и будет во Времени в созданном им мiре, тем не менее он допустил это злоупотребление свободой? Вплоть до того, что затем допустил даже убийство Своего Сына ‒ Мессии, Христа-Спасителя? Это великая тайна. Даже образованные богословы и святые не способны постичь все тайны мiроздания, да это людям и не нужно для спасения. Великие Отцы Церкви смиренно сознавали это и благоговели пред непостижимым Величием Бога и таковой Его волей.
Примечательное мнение, связанное со свободой, мне встретилось у святителя Филарета (Вознесенского) в размышлении о причине того, почему для спасения людей понадобилось добровольное принятие Сыном Божиим крестной смерти:
«Человек свободно подчинился сатане, и говорят святые отцы, если бы Господь просто силою Своего всемогущества отнял человека от сатаны, то диавол бы Ему сказал на Страшном Суде: «Ты не правосуден! Они мои, а не Твои, они добровольно ко мне перешли»…». То есть даже в этом Бог желал только свободного обращения к Себе людей, и побудил их к этому Своей крестной победой над смертью в Своем Воскресении. «И теперь сатана ничего не сможет сказать Ему на Страшном Суде, не сможет обличить Его в неправосудии, ибо Он призвал свободную волю человека, а не принудительно заставил его следовать за Собой».
(Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, т. 2)
Это, конечно, только один аспект крестного подвига Сына Божия, он дополняет другие в многогранной тайне Искупления.
Совершенно ясно, что Всеблагой Господь не стал бы допускать появления зла в мiре, если бы этого было возможно избежать. Можно предположить, что другого варианта сотворения мiроздания и именно такого свободного человека у Бога не было как и «другой» свободы «с предохранителем». Ведь человек в условиях безальтернативности выбора и поведения и тем более в виде автоматически движущегося робота ‒ такой человек не был бы человеком, созданным «по образу и подобию Божию», свободно избирающим благое единение с Творцом.
О границах любомудрия
Нужно еще сказать, что онтология свободы, то есть ее сущность, манила своей тайной философов-любомудров, которые, в познании этой до конца не постижимой тайны, нередко впадали в еретические построения; например, Н.А. Бердяев предположил, что свобода якобы существует до Бога и независимо от Бога, якобы всему предшествовал первичный хаос. Но если так считать, то у Бердяева свобода неорганизованного безсмысленного хаоса первичнее Бога, Который, стало быть, не Вечный и не Всемогущий, чего не может быть по определению.
В лучшем случае философы приходили к выводу, что «Непостижимое постигается через постижение его непостижимости»,‒ так это сформулировал С.Л. Франк, и таким смирением, с моей точки зрения, можно удовлетворить человеческое любомудрие («Сова Минервы вылетает в сумерки…» Опыт философской автобиографии).
Тем не менее, для особенно дотошных любомудров даже из этого вырастает следующий вопрос: но почему же свобода вообще создана Всемогущим Богом столь опасной, без какого-то «предохранителя»? На это можно ответить: а только ли свобода такова? Любым даром, любым знанием, любой вещью в мiре и просто частями своего тела человек может опасно злоупотреблять в силу своего разного духовного состояния. То есть, видимо, в раю свобода даровалась людям «на вырост», под Божием водительством, а зло как злоупотребление свободой попускалось в педагогических целях вразумления людей от обратного, поскольку нападение на себя сил зла люди вызывают своими грехами. Во всяком случае, Господь, не лишая людей дара свободы, способен мудро обратить и действие зла на пользу ‒ но не для восхваления и освящения этого зла (как еретичествуют «православные сталинисты»), а для его распознания и отвержения. Чтобы из этого распознания человек осознанно вернулся к жизни по Закону Божию и создавал себе ограду у края открывшейся ему пропасти, куда бросаться нельзя.
Но и тут встает еще один вопрос: почему Господь попускает силам зла поражать также и верных чад, которых не нужно убеждать «от обратного»? Видимо, для увенчания их святости (ведь смерти нет) и для пробуждения совести у других, как об этом говорил священномученик прот. Иоанн Восторгов: «Грех требует искупления и покаяния. А для искупления прегрешений народа и для пробуждения его к покаянию всегда требуется жертва. А в жертву всегда избирается лучшее, а не худшее. Вот где тайна мученичества». Впрочем, и тут остается тайна, начиная со смысла всех используемых в этом объяснении богословских понятий. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11).
Хотя, конечно, далеко не все и не всегда способны вразумиться даже на опыте от обратного или жертвой лучших. (Нынешняя ресоветизация в Олигархате РФ тому пример: такая укорененность правителей в грехе, старом и в своем новоприобретенном, ведет к неспособности покаяться перед Богом за богоборческий коммунизм и к отвержению Божией помощи.)
Альбрехт Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса (1498)
О конце мiра
Ненарушимое отношение Господа к свободе воли человека не только стало причиной допущенного богоубийства «детьми диавола», как это объясняет свт. Филарет, но и является причиной конца мiра. Людям был предоставлен выбор Свыше: «Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» (Иер. 21:8). То есть, можно предположить, что не Бог намеренно уничтожит материальную землю (она и сейчас во многом сохраняет природную красоту), а прежде того сами люди своим выбором: хищничеством и вторжением в законы строения материи и жизни, Бог лишь не станет этому препятствовать, оставляя свободному человечеству возможность даже свободного самоуничтожения, в том числе и земного мiра как не нужного Богу в неисправимом греховном состоянии ‒ это, таким образом, тоже есть неизбежное следствие злоупотребления свободой, но при ее ограничении в этом она тоже не была бы полной.
Так зло в земном грешном мiре разовьется до своего логического конца, и когда в нем уже станет невозможным появление праведников ‒ последних спасет Господь в Своем Втором Пришествии, и не Господь будет «виноват» в гибели пораженной злом земли и живущих на ней отступников. Главное же: мiр Божий состоит не из одной материи, но и из духовного Царства, которое уготовано спасенным и превосходит земной мiр в великолепии своих даров. Земной же мiр ‒ это временная больница для людей и арена для их борьбы со злом ради своего духовного становления. И поскольку смерти нет, как учит Священное Писание, после конца мiра судьба отступников от Бога незавидна…
А сама великая тайна свободы остается для нашего ума непостижимой… Как и познание безконечного Величия Божия в его положительном описании (для этого в нашем языке даже нет и соответствующих понятий). Поэтому в богословии утвердилось познание Бога путем отрицания за Любящим Творцом-Вседержителем ограничений и недостатков, несовместимых с Его Величием (это называется апофатическим богословием). Для спасения от зла и достижения жизненной цели, для которой мы созданы Богом, открытого нам в земном мiре знания вполне достаточно.
С праздником Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных!
8/21 ноября 2024 г.
М.В. Назаров
ПС. Заранее прошу прощения у сведущих богословов, если по неграмотности допустил ошибочные суждения, и буду благодарен за указания на них.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.