Всё чаще стал замечать в городе (а живу я в Петербурге) молодых людей с лицами и шеями, покрытыми татуировками. Часто это даже не рисунки, а какие-то росписи, надписи, значки, символы. Не то чтобы меня это фраппирует. Просто нельзя не заметить, что в последнее время носители такого «интерфейса» кучно пошли. А значит, мы наблюдаем проявление некой тенденции. Какой?
Мода на покрытие своего тела несмываемыми рисунками возникла у нас ещё в 90-е, и я писал о ней в те годы. Так, татуировщики рассказывали, что после выхода на экраны фильма Роберта Родригеса «От заката до рассвета» с Джорджем Клуни в главной роли, очень многие наши парни возжелали заполучить тату, как у его героя – чтобы орнамент переползал на шею, торча из-под ворота.
Татуировки наносят по разным причинам. Чтобы указывать на принадлежность к той или иной субкультуре (околофутбольной, крайне правой, тюремной, панковской) или профессии (моряка, рок-музыканта). В армии набивали на тело символы рода войск, в которые тебя призвали (так было, когда я служил – не знаю, как сейчас). Но чаще – это просто следование моде.
Но тату на плече или ягодице – всё же не тоже самое, что тату на лице. Лицо – наиболее индивидуальная часть человеческого тела, на котором отражаются все наши эмоции, в том числе – ликование. По лицу определяется человек. Вот и в паспорт пока ещё вклеивается портретное фото лица. В русском языке так вообще лицо – синоним понятия «человек».
Тату на лице – это манифест. Вызов. И одновременно попытка скрыть свои характерные черты или видоизменить их до неузнаваемости. Психологи утверждают, что тату на лице делают люди истероидного типа, чтобы привлечь к себе внимание. Хорошо. Но почему именно сейчас их так много? И вообще с чего вдруг произошёл всплеск моды на татуировки?
Мода не появляется сама по себе. Как верно заметил Бернард Шоу, «мода – это управляемая эпидемия». «Мода – это массив информации, который содержит в себе определённые образы, алгоритмы поведения и мышления. Мода – способ устойчивого распространения информации в обществе», – разъясняют авторы очень интересного сетевого проекта «Научи хорошему», который нацелен на «изменение вектора развития массовой культуры с деградационного на развивающий в интеллектуальном и нравственном аспектах». «Модой движут две противоположные человеческие потребности: потребность выделяться и потребность быть таким, как все», – утверждает норвежская исследовательница моды, автор книги «Дресс-код. Голая правда о моде» Мари Гринде Арнтцен.
Кольца в нос начали вставлять ещё в 90-е. Но это была субкультурная мода – отрыжка панк-рока. Сейчас трудно встретить девушку без кольца в носовой перегородке. На лицо массовая мода на эти кольца. Ныне это украшение подчёркивает что угодно, но только не оригинальность человека.
То же с покраской волос в неестественные для них цвета. Когда-то это было эпатажем – ходить с красной или зелёной копной волос. А ещё в советские годы в фиолетовое красили седые волосы некоторые пенсионерки. Сейчас и это массовая мода. И большей частью её носителями являются боди-позитивные лица. Проще говоря – молодые толстяки. А их всё больше и больше. Порой ожирение приобретает такие формы, что сразу и не определить пол персоны.
В последние годы расцветает пластическая хирургия. Порой она помогает людям, избавляя их от врождённых изъянов. Но хейлопластика (увеличение губ), наоборот, всё чаще уродует. И тем не менее женщин с рыбьими губами становится всё больше. Мода? Да. Как и на тату, и на пирсинг
А ещё есть подростково-юношеские субкультуры, где принято придавать себе зооморфные черты или черты сказочных персонажей. Безобидное подростковое развлечение – приделать себе ушки эльфов или подобие кошачьего хвоста и кошачьих ушек?
Словом, нельзя не заметить, что современная мода предполагает агрессивное внедрение в физиологию человека и его внешность. А коли так, то, может быть, это как-то связано с трансгуманизмом?
Трансгумманизм подразумевает искусственное изменение человека якобы с целью улучшения его природы. На самом же деле для большинства людей реализация его парадигмы обернётся тотальным за ними контролем, в том числе контролем за их репродуктивной функцией.
Вживление в человека чипа неизбежно изменит его личность. Массовое чипирование может спровоцировать сопротивление общества. Чтобы этого не произошло, трансгуманизм насаждается исподволь и постепенно. Ненарочито. В том числе через распространение моды на тату или, как минимум, пирсинг. Нынешняя мода на изменение внешности – это «трансгуманизм на минималках». Человек, думая, что, нанося тату на видное место, на лицо, он подчёркивает своё творческое начало и свою индивидуальность, на самом деле отказывается от своей индивидуальности, от той самой индивидуальности, что заложена в него от рождения. Он – добровольный участник эксперимента. Подопытная крыса.
Паранойя? Очередная теория заговора? На самом деле доведение до логического конца процесса развития, а точнее – деградации, общества потребления. Рано или поздно в этом обществе человек начнёт потреблять самого себя, снедая в себе всё человеческое.
«Это хорошо упитанный полудикарь, неспособный на сильные эмоции, обворованный в человеческих взаимоотношениях, мещанская марионетка, действиями и поступками которой искусно управляют от самой колыбели до могилы» – такой портрет типичного представителя общества потребления нарисовала британская коммунистическая газета “Morning Star” в июле 1968 года в рецензии на произведение философа Герберта Маркузе «Одномерный человек». Прошло почти 60 лет. Чтобы представить, что собой представляют наследники хорошо упитанного полудикаря, достаточно оглянуться вокруг.
Современная мода на изменение физиологической внешности зиждется на либеральной установке «Моё тело – моё дело!». Реализация этой установки приводит к вырождению человечества.
«Человек – совокупность общественных, социальных связей, отношений. Он реализует себя лишь в контексте чего-то большего, чем он сам: семьи, рода, коллектива, государства, великой идеи. И лишь в той мере, в коей человек включён в процесс реализации коллективного замысла, он и является личностью. Исходя из этой точки зрения на личность, человек вовсе не имеет никакого права распоряжаться собственным телом, как ему заблагорассудится, ибо его тело включено в процесс решения общего задания, в коллективный проект», – объясняет современный мыслитель Андрей Кузьмин. «Личность, вырванная из контекста общности, вневременная единица – абстракция, возникшая в эпоху Возрождения, – продолжает он. – И сегодня эта абстракция лежит в основе либерализма и напрямую связана с культом собственности. Личность отождествлена с частной собственностью, свобода личности со свободой иметь, а не быть. Такое утилитарное отношение распространяется на всего человека, особенно на его тело. Тело понимается как некая собственность, которой можно распоряжаться по своему желанию. Тело десакрализируется. Индустрия моды культивирует образы современной красоты, которые форматируют сознание обывателя. Тело – инструмент личного успеха, а не частица коллективного проекта. Над ним можно и нужно работать, и даже не грех осуществлять его апгрейд с помощью медиков. Современный капитализм обращается к телесному началу нашей природы, провоцируя самые низменные потребности. Тело есть главная цель».
В буржуазное либеральное учение о свободе заложен трансгуманистический подвох. Науськивая нас на «оригинальное» изменение нашего тела, он преследует цель вообще лишить нас его, точнее, лишить нас права управлять им по собственной воле. Манипулируя нами, трансгуманизм, по сути, распоряжается нашими телами. «Сделай пирсинг», «набей тату», «вставь имплантаты в ягодицы», «увеличь грудь» – с установок на это трансгуманизм начинает нас подводить к мыслям о перемене пола или вообще к отказу от пола и человеческого облика.
Недавно прошла экологическая кампания под девизом «Меняй себя, а не планету!». Конечно, мы должны многое изменить в своём отношении к природе. Но девиз больно уж двусмысленный. Что значит «менять себя»? Я намеренно избегаю религиозного пафоса и не напоминаю банальности вроде – «Человек создан по образу и подобию Божьему». Но если мы не будет руководствоваться этой «банальностью», планета достанется монструозным существам – бывшим людям. Недаром трансгуманизм перетекает в постгуманизм. Планету если и надо менять, то очень осторожно. А вот порядки, принятые на ней, менять необходимо. И чем скорее, тем лучше.
Дмитрий Жвания
ИЕРОМОНАХ РОМАН (МАТЮШИН)
КЛЕЙМЁНЫЙ РОД
*****
Во дни ветхозаветной были
Рабов и скот всегда клеймили.
А нынче наступает ад:
Рабы страстей себя клеймят.
И край, прославленный народом,
Изводится клеймёным сбродом.
Все словно тронулись умом:
Кичатся, жалкие, клеймом.