АЗБУЧНЫЯ ИСТИНЫ
нашей вѣрности Соборно-Зарубежной Православно-Русской Церкви.

1. Вселенская Церковь Христова даетъ мѣсто въ жизни Церкви соображеніямъ практической цѣлесообразности или такъ называемой «Церковной Икономіи». И вотъ этой-то икономіей и было прежде всего продиктовано зарожденіе Высшаго Церковнаго Управленія на Югѣ Россіи, а позже и Соборно-Зарубежной Церкви какъ объединяющаго начала всѣхъ православно-церковныхъ единицъ и образованій внѣ Россіи.

Начало Зарубежной Церкви, какъ вѣтви Матери Помѣстной Церкви Россійской было положено во время гражданской войны на Руси, когда въ городѣ Ставрополѣ Кавказскомъ, на Южно-Русскомъ Церковномъ Соборѣ, 6 мая 1919 года было образовано Высшее Церковное Управленіе на Югѣ Россіи нашими епископами, очутившимися внѣ общенія съ Патріархомъ Тихономъ и Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ въ Россіи.

Съ потерей Сѣвернаго Кавказа, Высшее Церковное Управленіе изъ Ставрополя переселилось въ Симферополь, а во дни эвакуаціи арміи Врангеля изъ Крыма, Высшее Церковное Управленіе на Югѣ Россіи прибыло въ Константинополь, получивъ согласіе Константинопольскаго Вселенскаго Патріарха на его пребываніе въ Константинополѣ.

Позже, по приглашенію Сербскаго Патріарха Димитрія, В. Ц. У. Соборно-Зарубежной Русской Церкви обосновалось въ Юго-Славіи, въ Сремскихъ Карловцахъ. Тридцать четыре зарубежныхъ русскихъ архіерея объединились въ своемъ подчиненіи В. Ц. У., необходимость котораго, какъ объединяющаго центра, была такъ естественна и законность котораго никѣмъ тогда не оспаривалась. Всѣ эти архіереи участвовали въ созванномъ въ Сремскихъ Карловцахъ Всезарубежномъ Церковномъ Соборѣ, на которомъ дѣятельное участіе принимали и два видныхъ іерарха: Митрополитъ Евлогій и Митрополитъ Платонъ, позже отколовшіеся отъ Единой Соборно-Зарубежной Церкви.

/с. 4/ И стала Зарубежная Церковь отечески предупреждать и охранять вѣрныхъ чадъ своихъ отъ никакой церковной икономіей не оправдываемой попытки нѣкоторыхъ архіереевъ и мірянъ уйти отъ своего Высшаго Священноначалія, въ лицѣ Собора и Синода, для того, чтобы подчиниться мало-разбирающимся въ русской трагедіи патріархамъ другихъ Помѣстныхъ церквей, забывая, что никакая церковная икономія не позволяетъ намъ распыляться и растворяться въ православныхъ церквахъ другихъ національностей, дабы при утратѣ своего гражданскаго подданства сохранить церковное подданство гонимой, но не сдавшейся Помѣстной Церкви Россійской. Только Единая Все-Зарубежная Церковь могла бы вывести Русское Зарубежье съ извилистыхъ дорожекъ пагубнаго церковнаго сепаратизма, самочинія и юрисдикціонныхъ подраздѣленій, разрывающихъ Нешвенный Хитонъ Христовъ и превращающихъ Зарубежную Русь въ эмигрантскую пыль, въ Ивановъ, непомнящихъ своего родства, могущихъ зайти въ дебри сектантскихъ заблужденій. Единая Соборно-Зарубежная Церковь помогла бы русскимъ изгнанникамъ и въ политически-правовомъ положеніи на чужбинѣ, и голосъ Зарубежной Руси зазвучалъ бы авторитетно въ обращеніи къ иностраннымъ кругамъ, правительствамъ и общественнымъ организаціямъ.

Чуждая позорнаго компромисса съ канонами церковными, Соборно-Зарубежная Церковь — Законная носительница чистаго образа Россійской Помѣстной Церкви, не поддаваясь беззаконному и духовно смертоносному искушенію самочинія и самовластія, нужна была Зарубежной Православной Руси, какъ воздухъ, являясь достояніемъ Россійской Церкви и защитницей на свободѣ полноцѣннаго и полновѣснаго Вселенскаго Православія во всемъ величіи его трисіятельнаго, догматически-нравственно-административнаго тройческаго единства.

Такимъ образомъ, мы видимъ, что канонически законная необходимость существованія Единой Соборно-Зарубежной Церкви съ неумолимой логикой здраваго смысла и благоразумно-практической цѣлесообразности прежде всего диктовалась церковной икономіей, рекомендуемой Церковью для блага Ея и процвѣтанія.

И если бы Патріархъ Тихонъ и Высшее Церковное Управленіе Россійской Помѣстной Церкви, будучи лишены свободы дѣйствій сразу же по воцареніи безбожной власти, не смогли бы послать благословенія на самостоятельное бытіе нашей Заграничной Церкви, то и тогда, въ силу одной только церковной икономіи, заграничные архіереи имѣли законное право организовать Высшее Церковное Управленіе заграницей. /с. 5/

2. Но по неисповѣдимымъ путямъ Промысла Божія свершилось великое чудо! И Патріархъ Тихонъ, и Священый Синодъ, и Высшее Церковный Совѣтъ Россійской Церкви мудро и дальновидно предусмотрѣли и до взятія ихъ подъ стражу и надзоръ успѣли благословить заграничныхъ архіереевъ на независимое отъ другихъ Помѣстныхъ Церквей существованіе Соборно-Зарубежной Церкви.

3. Краеугольнымъ камнемъ всей непреложности и незыблемости крѣпкаго стоянія въ Правдѣ Церковной нашей Зарубежной Церкви является Соборность, какъ основа, какъ душа, какъ главный жизненный церковный нервъ вселенскаго значенія. Согласно 34-му правилу Святыхъ Апостоловъ, ни одна епархія не можетъ существовать сама по себѣ. «Признавая перваго изъ епископовъ, остальные епископы ничего, превосходящаго ихъ власть, безъ разсужденія перваго не творятъ; но и первый изъ нихъ ничего, превосходящаго его власть, не творитъ безъ разсужденія всѣхъ». На этомъ мудромъ и гармоническомъ примиреніи единоначалія съ соборностью стоитъ твердо и наша Соборно-Зарубежная Церковь.

4. Свое законное начало наша Церковь почерпнула изъ Указа Святѣйшаго Патріарха Тихона отъ 7/20 ноября, 1920 года, за № 362, которымъ повелѣвается образовать Зарубежное Высшее Церковное Управленіе. Указъ этотъ гласитъ:

«Въ случаѣ, если епархія, вслѣдствіе передвиженія фронта, измѣненія государственной границы, окажется внѣ всякаго общенія съ Россійскимъ Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ, епархіальный архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ архіереями сосѣднихъ епархій на предметъ организаціи Высшей Церковной Власти для нѣсколькихъ епархій, находящихся въ одинаковыхъ условіяхъ». По точному смыслу этого Указа всѣ зарубежные епископы бѣженскихъ массъ, образовавшіе свои епархіи въ Западной Европѣ и на Балканахъ, и всѣ епископы не бѣженскихъ массъ, но тоже оторванныхъ отъ Россіи, образовавшіе свои епархіи еще до «Великаго Исхода» изъ Россіи въ Америку, на Дальнемъ Востокѣ и другихъ странахъ, должны всѣ вмѣстѣ создать Единую Соборно-Зарубежную Церковную Властъ, каковой и является Соборъ Архіереевъ Зарубежной Церкви, съ исполнительной инстанціей — Заграничнымъ Синодомъ.

5. Эту Высшую Церковную Всезарубежную Власть сначала признавали всѣ заграничные епископы, 1) поминая на церковныхъ службахъ Первоіерарха Соборно-Зарубежной Церкви и Предсѣдателя Священнаго Синода; 2) посылая представителей-епископовъ своихъ на Архіерейскіе Соборы; 3) получая титулы архіепископовъ и высшія награды отъ Зарубежной Церкви, признан/с. 6/ной ими Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ; 4) бывали случаи, когда даже послѣ ухода изъ Единой Заграничной Церкви, нѣкоторые архіереи каялись въ своихъ ошибкахъ и снова пользовались высокимъ авторитетомъ Высшаго Церковнаго Управленія въ выгодныхъ и необходимыхъ для нихъ случаяхъ.

6. Занятые «углубленіемъ» революціи и гражданской войной, новые управители Россіи сначала какъ-то, «проморгали» или недооцѣнили огромной церковно-исторической важности Указъ Святѣйшаго за № 362-ымъ, которымъ былъ подведенъ прочный каноническій фундаментъ подъ нашу, уже существовавшую, въ силу церковной икономіи, Соборно-Зарубежную Церковь.

Позже, узнавъ, съ какимъ огромнымъ духовнымъ подъемомъ, пламеннымъ патріотизмомъ и безпощаднымъ осужденіемъ воинствующаго безбожія на Руси прошелъ Всезарубежный Церковный Соборъ въ Сремскихъ Карловцахъ, большевики пришли въ ярость, потребовавъ отъ Патріарха Тихона немедленно положить конецъ этой церковно-патріотической угрозѣ большевикамъ со стороны организованной свободной Зарубежной Руси Православной. И вотъ несомнѣнно подъ этимъ то давленіемъ и былъ изданъ вынужденный и совершенно неожиданный для самого Патріарха Указъ за № 349-ымъ, отъ 22 апрѣля / 5 мая 1922 года, объ упраздненіи Высшаго Церковнаго Управленія заграницей. Вотъ вѣскія основанія для такового утвержденія:

(1) При сравненіи двухъ указовъ, въ послѣднемъ не чувствуется авторитетъ силы перваго указа, призывавшаго заграничныхъ архіереевъ къ организаціи Высшаго Церковнаго Управленія заграницей. Въ то время, какъ первый указъ, видимо, издавался спокойно, обдуманно, былъ подписанъ Патріархомъ, всѣми членами Синода и Высшаго Церковнаго Совѣта, второй указъ не былъ даже подписанъ самимъ Патріархомъ, а Архіепископомъ Ѳаддеемъ. Кромѣ того, въ этомъ указѣ не указано ни одного канона, какъ основанія для закрытія В. Ц. У., и ни одного слова объ отмѣнѣ перваго указа.

(2) Если бы Патріархъ Тихонъ собирался издавать огромной важности указъ, то едва-ли онъ нашелъ бы цѣлесообразнымъ буквально за два дня до объявленія этого указа; т. е. 20 апрѣля / 3 мая 1922 года сказать прибывшимъ изъ Америки съ ходатайствомъ о назначеніи Митрополита Платона правящимъ Архіепископомъ въ С. Ш. А. (Прот. Ф. Пашковскому — будущему Митрополиту Ѳеофилу и американцу Колтону), что онъ — Патріархъ — только «рекомендуетъ» Митрополита Платона, а назначеніе его передаетъ Собору Заграничныхъ Епископовъ, управляющихъ заграничными церковными дѣлами.

(3) Заграничные іерархи хорошо поняли, что Указъ за № 349 былъ изданъ, когда Патріархъ уже былъ ограниченъ въ строго /с. 7/ каноническомъ и свободномъ управленіи Церковью и когда ему такъ и хотѣлось бы сказать заграничнымъ іерархамъ: «Послѣ Указа за № 362-ымъ моихъ дальнѣйшихъ указовъ изъ плѣна не признавать». Митрополитъ Евлогій, напримѣръ, въ письмѣ Митрополиту Антонію, отъ 3/16 іюля, 1922 года опредѣленно назвалъ указъ за № 349-ымъ «политическимъ, а не церковнымъ, никакой силы для Заграничной Церкви не имѣющимъ». Однако, заграничнымъ іерархамъ жаль было Патріарха Тихона, какъ бы ему не пришлось тяжело пострадать за ихъ непослушаніе, а посему Архіерейскій Соборъ Заграничной Церкви 31 августа 1922 года съ сыновнимъ смиреніемъ принялъ къ исполненію этотъ указъ о закрытіи В. Ц. У., а на основаніи неотмѣненнаго перваго Указа образовалъ священный Архіерейскій Синодъ Русской Православной Церкви заграницей, какъ исполнительную инстанцію періодически созываемыхъ Соборовъ Епископовъ Зарубежной Церкви.

(4) Весьма знаменательно, что учрежденіе Священнаго Архіерейскаго Синода не вызвало возраженій ни со стороны Патріарха Тихона, ни со стороны его ближайшихъ преемниковъ: Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола, Митрополита Петра Крутицкаго и Митрополита Сергія, который, до объявленія своей «лояльности» Совѣтскому правительству, не только не возражалъ противъ существованія Заграничнаго Архіерейскаго Синода и Собора Епископовъ, но и считалъ ихъ, какъ онъ писалъ въ 1926 году, «достаточно авторитетными разрѣшать всѣ недоумѣнные вопросы, въ которыхъ онъ отказывается быть судьей въ виду отдаленности отъ него Заграничной Церкви».

7. Сомнѣвающимся въ наличіи каноническаго обоснованія для организаціи Зарубежной Церкви, оторванной отъ Матери Помѣстной Церкви Россійской, (1) напомнимъ 39-ое правило Шестого Вселенскаго Собора, гдѣ повѣствуется, какъ Архіепископъ Кипрскій — Іоаннъ, по причинѣ нашествія варваровъ бѣжавшій купно со своимъ народомъ въ Геллеспонтскую область, входившую въ юрисдикцію Константинопольскаго Патріарха, не поступилъ такъ, какъ Митрополитъ Евлогій, передавъ свой Западно-Европейскій Экзархатъ въ юрисдикцію Константинопольскаго Патріарха, но сохранилъ всѣ свои прежнія права самостоятельной власти для управленія своей церковью и окормленія покинувшаго съ нимъ островъ Кипръ народа.

(2) Св. Іоаннъ Златоустъ свидѣтельствуетъ, что Епископъ Евгеній Самосатскій, бѣжавшій въ солдатскомъ одѣяніи отъ гонителей, сохранилъ свои права епископской власти.

(3) 18-ое правило Антіохійскаго Собора и 37-ое правило Шестого Вселенскаго Собора свидѣтельствуютъ, что бѣженцы-епископы сохраняютъ свои святительскія прерогативы на чужой зе/с. 8/млѣ рукополагать въ разныя степени священства, т. е. и въ епископы, сохраняя преимущество и старшинство соборнаго управленія.

(4) Вѣруя, что лучше убѣжать отъ гонителей, чѣмъ быть ихъ послушнымъ орудіемъ, убѣгали Великіе Святители и Отцы Церкви: Св. Григорій Неокесарійскій, св. Кипріанъ Карѳагенскій, св. Николай Мѵрликійскій, св. Аѳанасій Великій. Во дни же антихриста, по ученію Церкви, вся Истинная Церковь будетъ бѣжать отъ преслѣдованія.

(5) «Остерегайтесь же людей», — говоритъ Спаситель, — «ибо они будутъ отдавать васъ въ судилища и въ синагогахъ своихъ будутъ бить васъ (Мѳ. 10, 17). Когда же будутъ гнать васъ въ одномъ городѣ, бѣгайте въ другой» (Мѳ. 10, 23).

8. Ошибаются утверждающіе, будто Соборно-Зарубежная Церковь не можетъ охватить собой и окормлять разсѣянную по всему міру паству и будто въ канонахъ церковныхъ указанъ строго территоріальный принципъ для организаціи Единаго Высшаго Церковнаго Управленія.

(1) Конечно, въ нормальныхъ условіяхъ это вполнѣ естественно. Однако, Церковное Управленіе не связано съ территоріей безусловно: Церковь состоитъ изъ людей, а не изъ бездушной территоріи. Вотъ почему и въ 34 Апостольскомъ правилѣ сказано: «Епископъ всякаго народа (а не территоріи) долженъ знать перваго изъ нихъ».

(2) Интересно въ данномъ случаѣ вспомнить свидѣтельство отъ внѣшнихъ; т. е. внѣ-русское, внѣ-православное свидѣтельство судебной власти, вникшей въ церковный споръ юрисдикцій въ дѣлѣ Свято-Преображенской церкви въ Лосъ Анжелосѣ.

По авторитетному заключенію Joseph’а W. Vickers’а — Судьи Верховнаго Суда, несомнѣнное каноническое бытіе Зарубежной Русской Церкви есть уже «Рэсъ юдикта», т. е. судомъ рѣшенное дѣло. Наша Соборно-Зарубежная Церковь, по заключенію Судьи Виккерса, есть единственное законное, каноническое и дѣйствительное вполнѣ обоснованное Высшее Церковное Управленіе, обязательное для всѣхъ частей Православной Русской Церкви внѣ Россіи. Учреждено это Высшее Церковное Управленіе на основаніи каноновъ и законовъ Церкви. Всѣ епископы, духовенство, міряне всѣхъ частей Церкви внѣ Россіи обязаны признавать и подчиняться авторитету Высшаго Церковнаго Управленія» (См. Рѣшеніе Высшаго Суда по Лосъ-Анжелосскому дѣлу 1949 года.)

9. Глубоко заблуждаются и утверждающіе, будто съ перемѣной мѣстожительства наше В. Ц. У. уже не пользуется благословеніемъ Сербской Церкви и черезъ то потеряло (?) связь съ Вселенской Церковью. /с. 9/

(1) Да будетъ вѣдомо такъ мыслящимъ, что Сербская Патріархія никогда не считала нашу Зарубежную Церковь въ какомъ-либо смыслѣ зависимой отъ Сербской Церкви. Нашедшая себѣ только гостепріимный пріютъ на территоріи Юго-Славіи, наша Зарубежная Церковь всегда мыслилась Сербской Помѣстной Церковью совершенно независимой отъ нея вѣтвью Помѣстной Россійской Церкви.

И когда Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній — знатокъ церковныхъ каноновъ, по долгу вѣжливости и такту, попросилъ у Патріарха Димитрія разрѣшенія для дѣятельности В. Ц. У. въ предѣлахъ Сербской Патріархіи, Святѣйшій Патріархъ канонически-мудро отвѣтилъ, что онъ не въ правѣ вмѣшиваться въ внутреннее управленіе Соборно-Зарубежной Русской Церкви, какъ законной и получившей благословеніе на самостоятельное бытіе вѣтви отъ Старшей Сестры Сербской Церкви, т. е. отъ Помѣстной Церкви Россійской.

(2) Святѣйшій Патріархъ Варнава тоже признавалъ полную независимость отъ Сербской Церкви нашей Соборно-Зарубежной Церкви въ административно-каноническомъ устроеніи и самобытномъ бытіи ея. Какъ великій другъ Россіи, получившій высшее богословское образованіе въ Россіи, Патріархъ Варнава принималъ самое дѣятельное участіе въ нашей Церкви, но не какъ административное лицо, а какъ почетный гость и великій другъ нашей Церкви, одно время сыгравшій неоцѣнимую роль своимъ авторитетомъ и умомъ въ возстановленіи мира и единенія всѣхъ митрополичьихъ округовъ Соборно-Зарубежной Церкви. И да будетъ Самъ Господь, а не мы — грѣшные, Судьей тѣхъ, кто въ насмѣшливомъ тонѣ называютъ насъ «Карловацко-Мюнхенско-Нью-Іоркскимъ» церковнымъ образованіемъ, потерявшимъ связь со Вселенской Церковью, лишившись покровительства Сербскихъ Патріарховъ.

10. Наша Соборно-Зарубежная Церковь не мнитъ себя автокефальнымъ древомъ церковнымъ, а только частью Автокефальной или Помѣстной Церкви Россійской и черезъ то вмѣстѣ съ Матерью своей пребываетъ на стволѣ Единой Вселенской и Древле-Апостольской Христовой Церкви.

Чуждая какого-либо позорнаго компромисса съ церковными канонами, Зарубежная Соборная Церковь — Носительница чистаго Образа Россійской Церкви, не поощряетъ, не признаетъ и не поддерживаетъ никакого беззаконія, сепаратизма, самочинія и самовластія, являясь незыблемымъ достояніемъ нынѣ на крестѣ распятой, но не сдавшейся врагу Церкви Россійской, говоря отъ Ея имени на свободѣ и оберегая всю полноту и чистоту Вселенскаго Лучезарнаго Православія во всемъ величіи его догматически-нравственно-каноническаго тройческаго единства. /с. 10/

11. Мы знаемъ, что Россійская Помѣстная Церковь лишена нынѣ присущей Ей, по Ея Божественной природѣ, истинной свободы, а Московская Патріархія находится въ противоестественномъ союзѣ съ безбожными управителями Россіи. Вотъ почему наша Зарубежная Церковь не можетъ найти въ себѣ нравственнаго оправданія для общенія съ Патріархіей и подчиненія ей, памятуя, что ничтожная свобода куплена Патріаршей Церковью цѣною уступокъ и униженій, не отвѣчающихъ высокому достоинству Истинной Церкви. Замалчивая горькую правду о страшныхъ гоненіяхъ на Русскую Церковь, Патріаршая Церковь, выражаясь словами св. Григорія Богослова «молчаніемъ своимъ предаетъ Бога».

Еще Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній писалъ Митрополиту Сергію, что напрасно большевики стараются гоненія на вѣрующихъ затуманить «политикой» (?), говоря, что заключенные и сосланные на каторгу святители и міряне будто-бы страдаютъ за «государственныя преступленія» (?). Вѣдь такъ точно говорили и гонители христіанъ въ первые вѣка. Однако сами-то мученики знали, что когда ихъ жгли на кострахъ, якобы за поджогъ Рима, то на самомъ дѣлѣ это «міроправитель тьмы вѣка сего» гналъ и мучилъ ихъ за вѣрность Спасителю. Такъ и теперь клеймо контр-революціонеровъ ставится на тѣхъ, кто «провинился въ твердости вѣры».

Гонимая, ушедшая въ катакомбы Помѣстная Русская Церковь и наша Соборно-Зарубежная Церковь, считая Патріарха Тихона послѣднимъ, послѣ революціи, законно избраннымъ Патріархомъ, не могутъ признавать Патріаршую Церковь законной и въ силу совершенно незаконнаго избранія въ Патріархи Митрополита Ленинградскаго Алексія, при гробовомъ молчаніи избирателей не единогласно, а «одногласно», по волѣ Сталина, провозглашеннаго Патріархомъ. Вотъ какъ происходило это избраніе: Представитель совѣтской власти Карповъ, открывъ собраніе, доложилъ, что имѣется единственный кандидатъ-патріотъ, за свое геройское поведеніе во время осады Ленинграда достойный занять этотъ высокій постъ. Всѣ поспѣшили согласиться и Патріархъ былъ «избранъ» (?). Даже иностранцамъ такіе выборы показались очень странными. Такъ, напримѣръ, въ журналѣ “Life” (Лайфъ), 2 іюля 1945 года, въ статьѣ: “Enssia’s own Church elects a Patriarch” дается снимокъ Карпова на торжественной «интронизаціи» Патріарха, а подъ снимкомъ разъясненіе: “Real boss of the Church is an atheist, Ceorgi Karpov, chairman of the State Council of Church Affairs — a communist official, who really governs the Church, gave Patriarch Alexei his blessing”.

Если безуміе первыхъ анти-христіанскихъ группировокъ — живоцерковниковъ, обновленцевъ, григоріанъ легко было понять /с. 11/ даже рядовому церковному человѣку, то лесть, предательство и скрытую измѣну Истинной Христовой Церкви въ наши дни не такъ легко понять. И ломаютъ Ее — нашу Великую Молчальницу — Церковь Россійскую, стараясь приспособить Ее къ чуждой Ей по духу и несовмѣстимой съ Ея божественностью и духовной свободой диктатурѣ матеріализма и абсолютнаго воинствующаго безбожія.

Служители же Патріаршей Церкви, купившіе себѣ ничтожную свободу за признаніе данной имъ легализаціи со стороны безбожной власти, утратили присущій Истинной Церкви духъ вселенскости, увѣровавъ въ возможность легализаціи Христовой Церкви въ царствѣ абсолютнаго безбожія.

Неужели же забыли эти лояльные епископы, развѣ можно было думать о легализаціи служенія Истинному Богу во дни Пророка Иліи, когда государственнымъ культомъ было служеніе Ваалу и когда Св. Пророкъ Илія жаловался Богу: «Пророковъ Твоихъ убили; остался я одинъ, и моей души ищутъ» (3 Царствъ, 10, 14)?

Развѣ можно было думать о легализаціи православной вѣры въ періодъ аріанской и другихъ церковныхъ смутъ, во дни иконоборства, когда весь государственный аппаратъ во главѣ съ императоромъ былъ на сторонѣ еретиковъ?

Но никогда еще въ исторіи человѣчества не было такого вызова Богу и всему Вселенскому Православію, какъ это творится нынѣ на залитой кровью Русской Землѣ. И доходятъ отъ оставшихся тамъ въ живыхъ русскихъ безстрашныхъ исповѣдниковъ вопли о совершившемся тамъ отступленіи (апостасіи), объ открытомъ и сокрушительномъ наступленіи на Церковь Христову, приводимую къ полному Ея физическому уничтоженію.

И только въ свободныхъ странахъ Стараго и Новаго Свѣта остается совершенно безкомпромисной Соборно-Зарубежная Церковь, во главѣ со своимъ пламеннымъ обличителемъ всѣхъ идущихъ по наклонной плоскости патріарховъ свободныхъ Помѣстныхъ Церквей — Митрополитомъ Филаретомъ — истиннымъ продолжателемъ непоколебимыхъ столповъ и защитниковъ истиннаго православія — Митрополита Антонія и Митрополита Анастасія.

12. Всѣмъ же говорящимъ, что насъ, соборянъ, мало — чуть-ли не одна десятая процента (0,1%) во всемъ мірѣ, напомнимъ, что вѣдь съ нами вся многомилліонная, полоненная, но не сдавшаяся врагу Помѣстная Церковь Россійская, превратившаяся въ дѣйствительно существующую неуязвимую, подспудно-тайную Катакомбную Церковь, не живущую въ катакомбахъ и пещерахъ временъ Нерона и Діоклетіана, но и въ двадцатомъ вѣкѣ соверша/с. 12/ющую службы Божіи въ потаенныхъ мѣстахъ, наипаче же въ чертогахъ и лабиринтахъ своего чистаго и не тронутаго духомъ тьмы вѣка сего оправославленнаго сердца.

На фонѣ царящей тьмы горитъ и свѣтитъ на весь міръ и, какъ неопалимая купина, горитъ и не сгораетъ, нашъ духовный брилліантъ, наша жемчужина непобѣдимаго и несокрушимаго Вселенскаго лучернаго православія въ лицѣ мужественно удержавшейся отъ отступленія помѣстной Церкви Россійской, которая, не взирая на всѣ скорби и лишенія извнѣ и извнутри, избѣжала всѣ соблазны антицерковныхъ группировокъ и, будучи распыленной и разсѣянной, внутренне представляетъ собой подлинное живое Тѣло Христа.

Тѣмъ же умникамъ и маловѣрнымъ, которые не допускаютъ возможности существованія Церкви въ такомъ распыленномъ и физически разъединенномъ состояніи, напомнимъ, что не разъ сходившая съ историческаго горизонта и засыпаемая пескомъ духовной пустыни и изгнанія Церковь Христова, оживотворяемая благодатью Пресвятаго Духа, и въ двадцатомъ вѣкѣ остается непреоборимо вѣчной по завѣту Христа (Мѳ. 28, 30) Церковью.

Напомнимъ маловѣрамъ, что принципъ Вселенскости Церкви не въ цѣлостности Ея внѣшней организаціи, а въ единеніи вѣры и любви хотя и не собирающихся вмѣстѣ и разсѣянныхъ въ своей странѣ и во всемъ мірѣ, но уповающихъ на обѣтованіе Спасителя о неуничтожимости основанной Имъ Церкви, какъ Тѣла Христова.

Въ исторіи Вселенской Церкви бывали случаи, когда православные Христіане никакъ не объединялись кромѣ какъ причащеніемъ отъ Единаго Хлѣба Христа и когда оставалось только невидимое возглавленіе невидимаго Спасителя сущаго на небесахъ, а вотъ это-то возглавленіе и есть самая главная сила Церкви во дни гоненій, а не цѣлостность внѣшней организаціи — вотъ классическое выраженіе нашей вѣры въ нерушимость Церкви.

Такимъ образомъ, наша, на крестѣ распятая и ничего общаго съ патріаршей Церковью не имѣющая, помѣстная Церковь Россійская и является безусловно канонической Церковью, заливающей весь міръ своей духовной красотой, мужествомъ голгоѳскихъ страданій новомучениковъ за вѣру и вѣрностью истинной вселенской Церкви Христовой.

Врагамъ же Христа не будетъ подъ силу втиснуть въ свои наскоро сколоченныя кощунственныя ладьи-душегубки Вселенскій Корабль Христовъ, въ царственно-спокойномъ величіи побѣдоносно шествующій по волнамъ огненнодышащаго злобой всѣхъ горделивыхъ заблужденій вѣка сего. Не пойдетъ, какъ купленная рабыня, Вся Вселенская Церковь на службу безбожію и ложно-Христіанскимъ суррогатамъ. Никогда не будетъ такого /с. 13/ мгновенія, чтобы вся Вселенская Церковь отступила отъ Истины. По мѣрѣ увеличенія отступленія во вселенной, украсится Церковь новыми катакомбными церквами въ другихъ странахъ. И вотъ эти-то подвижники во всѣхъ помѣстныхъ Православныхъ полоненныхъ Церквахъ, вмѣстѣ съ вѣрными исповѣдниками въ свободныхъ странахъ, въ роли вселенскаго собирательнаго лица — Максима Исповѣдника, съ безстрашнымъ исповѣданіемъ: «Аще и вся Вселенная причастится, азъ не причащуся во вѣкъ съ еретиками» — и будутъ составлять непреоборимо вѣчную, по Завѣту Христа (Мѳ. 28, 20) Истинную Церковь до новаго взлета вселенской Церкви, если на то будетъ воля Божія, или же до второго славнаго пришествія Спасителя на землю и до Страшнаго Суда.

13. Много смущенія, часто граничащаго съ безпомощностью дать отвѣтъ вопрошающему, вноситъ въ умы нашихъ вѣрныхъ соборянъ заявленіе нѣкоторыхъ не-соборянъ, будто подчиненіе Православной Церкви богоборческому правительству, не за страхъ, а за совѣсть требуется апостольскимъ завѣтомъ, въ силу Богоустановленности власти.

Постараемся кратко изложить, какъ понимаетъ Православная Церковь ученіе объ установленіи власти отъ Бога:

(1) Святые Отцы и Учители Церкви никогда не высказывали мысли о Божественномъ установленіи всякой власти. Св. Іоаннъ Златоустъ, толкуя слова Апостола Павла о Божественномъ установленіи власти, говоритъ, что здѣсь рѣчь идетъ не о каждомъ начальникѣ въ отдѣльности, но о самомъ начальствѣ, объ институтѣ власти, а не о всякой власти, могущей дѣйствовать противъ заповѣдей Божіихъ. Таинство брака тоже отъ Бога, но изъ этого совсѣмъ не слѣдуетъ, что Богъ сочетаваетъ каждаго, вступающаго въ бракъ. Многіе вступаютъ въ бракъ съ худыми видами и не по закону, чего никакъ нельзя вмѣнить Богу.

(2) Блаженный Августинъ говоритъ: «Если власть приказываетъ что-либо противъ Божественнаго Закона, — презирайте власть».

(3) По духу апостольскаго наставленія не всякая власть является предержащей или удерживающей властью, а только та, которая своимъ разумнымъ распоряженіемъ задерживаетъ развитіе и распространеніе зла. Только эту власть Ап. Павелъ называетъ «Божіимъ слугою, намъ на добро», то есть являющейся защитницей Божественнаго нравственнаго Закона въ мірѣ человѣческомъ. Вотъ слова Апостола:

«Всякая душа да будетъ покорна высшимъ властямъ: ибо нѣтъ власти не отъ Бога, существующія же власти отъ Бога установлены. Посему противящіеся власти, противятся Божію установленію, а противящіеся сами на себя навлекаютъ осужденіе, /с. 14/ ибо начальствующіе страшны не для добрыхъ дѣлъ, но для злыхъ. Хочешь ли не бояться власти? Дѣлай добро, и получишь похвалу отъ нея, ибо начальникъ есть Божій слуга, тебѣ на добро. Если же дѣлаешь зло, бойся, ибо онъ не напрасно носитъ мечъ; онъ Божій слуга, отмститель въ наказаніе дѣлающимъ зло. И потому надо повиноваться не только за страхъ наказанія, но и за совѣсть» (Рим. 13, 1–5).

Спрашивается, такой ли является власть совѣтская, власть, родившаяся изъ мятежа и творящая беззаконіе по всему міру?

(4) Въ отношеніи къ государственной власти общимъ принципомъ для христіанъ является наставленіе Самого Спасителя міра: «Воздадите убо кесарева кесареви, а Божія Богови» (Мѳ. 22, 21).

Нашъ обездоленный и полуголодный, ограбленный до послѣдней нитки народъ не только «воздаетъ», но буквально все отдалъ и отдаетъ поработившему его непрошенному кесарю. Эту половину наставленія Спасителя онъ выполняетъ стопроцентно. Но вся трагедія въ томъ, что русскому народу, подъ угрозой смерти или страшнаго наказанія безбожники не даютъ возможности «воздавать Божія Богови». Значитъ, не отъ Бога эта власть. Въ данномъ случаѣ русскіе люди въ церковно-религіозной жизни имѣютъ право не подчиняться власти, слѣдуя примѣру апостоловъ Петра и Іоанна, которые не подчинились приказу начальниковъ «отнюдь не учить объ Имени Іисуса».

Апостолы отвѣчали:

— «Судите сами, справедливо ли предъ Богомъ слушать васъ болѣе, нежели Бога? И стали они съ великой силой свидѣтельствовать о Воскресеніи Господа Іисуса Христа» (Дѣян. 4, 5–19, 33) и великая благодать была на всѣхъ ихъ, не подчинившихся неразумному и незаконному требованію власти. Вотъ классическій примѣръ вполнѣ законнаго неповиновенія власти, данный намъ самими апостолами. На всѣ времена этотъ примѣръ является руководящимъ началомъ для служителей Церкви и мірянъ. И какъ неправы служители Московской Патріархіи, которые даже въ отвѣтъ на запрещеніе преподавать Законъ Божій дѣтямъ не только не протестовали противъ такого беззаконія, но продолжали и продолжаютъ выносить всенародно свою благодарность управителямъ Россіи за постоянное «удовлетвореніе» (?) нуждъ Церкви.

Стоитъ только вникнуть въ смыслъ деклараціи лояльности Митрополита Сергія отъ 16/29 іюля 1927 года, чтобы понять всю ложь этой анти-Евангельской деклараціи о возможности нормальнаго существованія Церкви въ безбожномъ государствѣ. Вѣдь не даромъ же со всѣхъ концовъ раздались протесты: «Лояльность Ваша приведетъ Васъ на дно адово и Церковь до конца своего /с. 15/ земного существованія не забудетъ Вашего предательства» — писалъ Митрополитъ Антоній своему бывшему ученику и другу. «Церковь возликуетъ, идя за Вами на новую Голгоѳу» — писалъ Митрополитъ Кириллъ. «Даже въ страданіяхъ своихъ благословитъ Ваше имя, зная, что главный источникъ разлагающаго Церковь начала уничтоженъ. Если же Вы не откажетесь отъ лояльности, Церковь, продолжая крестный путь, откажется отъ Васъ, какъ соучастника съ ея распинателями». — «Одно изъ двухъ: или Церковь дѣйствительно непорочная и чистая Невѣста Христова, и тогда Истина — это воздухъ, безъ котораго мы, Ея члены, не можемъ дышать; или же она, какъ весь міръ, лежитъ во злѣ, живетъ во лжи и ложью, и тогда все ложь, каждое слово, каждая молитва, каждое таинство» — такъ писалъ Епископъ Дамаскинъ — Викарій Архіепископа Пахомія Черниговскаго. Въ такомъ же духѣ писали десятки другихъ епископовъ, частью умученныхъ, частью ушедшихъ въ катакомбы, но не пожелавшихъ подъ видомъ «воздаянія Божія Богови», подчиниться безбожной власти.

(5) Защитники законности всякой власти на землѣ говорятъ, что апостолы писали свои посланія во времена гоненія на христіанъ и тѣмъ не менѣе апостолы призывали повиноваться Нерону и властямъ, отъ него поставленнымъ.

Приходится и въ этомъ случаѣ разочаровать ревнителей подчиненія всякой власти, во всѣхъ требованіяхъ власти: подчиняясь власти въ гражданскихъ дѣлахъ, первые христіане не подчинялись ей въ распоряженіяхъ, противорѣчашихъ Закону Божію и повелѣнію Господа «воздавать Божія Богови». Послушные ученію апостоловъ о власти, первые христіане никогда не славословили гонителей за вѣру и во всякомъ случаѣ не именовали языческую безбожную власть «лучшей изъ всѣхъ прочихъ властей», какъ то дѣлаетъ Московская Патріархія. Первые христіане восхваляли только мучениковъ за вѣру, а самого Нерона и другихъ гонителей не боялись называть богомерзкими мучителями.

Да и какъ можно допустить, чтобы Богъ, какъ Существо Совершенное и Святое, установилъ институтъ власти безбожной! Въ первомъ соборномъ посланіи Апостола Петра (гл. 2, ст. 13) мы читаемъ: «Будьте покорны всякому человѣческому начальству»; но какъ? «для Господа», т. е. Господа ради. Мы должны подчиняться правителямъ, существующимъ «для наказанія преступниковъ и для поощренія дѣлающихъ добро.

14. Какъ, по ученію Церкви, мы должны относиться къ еретикамъ, раскольникамъ и всѣмъ инославнымъ исповѣдникамъ вѣры Христовой?

(1) Церковь Вселенская ясно и безоговорочно запрещаетъ намъ объединяться, т. е. имѣть молитвенное, а тѣмъ болѣе литургическое и евхаристическое общеніе не только съ далеко, но /с. 16/ и около стѣны Православной ограды находящимися, т. е. со всѣми, кто не являются чадами Вселенской Церкви и не желаютъ войти въ Единый Отчій Домъ Вселенской Церкви, на Божественной стражѣ которой стоитъ Вселенское Восточное Православіе.

(2) По ученію Церкви, — послѣ перваго и второго вразумленія отвращаться отъ еретика мы должны (Тита 3, 10).

(3) Намъ запрещено имѣть молитвенное общеніе съ «содержащими Истину въ неправдѣ» и хотя сила Божія дана ко спасенію всякаго вѣрующаго, однако открывается гнѣвъ Божій съ неба на всякое нечестіе и неправду человѣковъ, «подавляющихъ Истину неправдой» (Рим. I, 16. 18).

(4) Всепрощающая любовь Божественная покрываетъ всѣ грѣхи, кромѣ лжи и неправды, особенно когда ложь вторгается въ нѣдра Церкви, Которая есть столпъ и утвержденіе Истины (1 Тим. 3, 15), а посему «любы (любовь) не радуется о неправдѣ; радуется о Истинѣ» (1 Кор. 13, 6).

(5) Запрещая намъ молиться вмѣстѣ съ еретиками, Церковь Православная не запрещаетъ молиться за всѣхъ, внѣ Церкви нашей пребывающихъ. Св. Праведный Батюшка Іоаннъ Кронштадтскій, признавая, что спасающая Истина только въ Православіи, съ любовью молился за всѣхъ: инославныхъ, іудеевъ, мусульманъ и язычниковъ по ихъ просьбѣ и совершалъ чудеса исцѣленія силой Божественнаго Животворящаго Православія.

(6) Слова Ап. Павла: «Не преклоняйтесь подъ чужое ярмо съ невѣрными, ибо какое общеніе праведности съ беззаконіемъ? Что общаго у свѣта со тьмой?» (2 Кор. 6, 14), наше Церковь толкуетъ въ томъ смыслѣ, что здѣсь запрещается церковно-молитвенное общеніе, но не запрещается коринѳскимъ христіанамъ имѣть житейское (бытовое) общеніе въ дѣлахъ даже съ язычниками, ибо въ противномъ случаѣ, по словамъ того же Апостола, «намъ надлежало бы совсѣмъ выйти изъ этого міра» (1 Кор. 5, 10).

(7) Вѣрнымъ соборянамъ не разрѣшается имѣть церковно-молитвенное общеніе съ ушедшими изъ лона Единой Соборно-Зарубежной Церкви, а тѣмъ болѣе обращаться къ нимъ за совершеніемъ Святыхъ Таинствъ и церковныхъ требъ.

Въ «Православной Руси», отъ 15/28 мая, 1957 года была напечатана резолюція по докладу «О догматѣ Церкви въ свѣтѣ современности», въ которой сказано: Зарубежная Церковь является истинной носительницей церковной Каѳоличности и со скорбью смотритъ на нарушеніе церковнаго единства въ Православно-Русскомъ Зарубежьѣ, приводящее отдѣлившихся къ постепенному ослабленію у нихъ всѣхъ сторонъ церковной жизни. Не теряя надежды на возвращеніе отшедшихъ отъ Соборно-Зарубежной Церкви частей, 9-ое Епархіальное Собраніе напоминаетъ, /с. 17/ что «каноны Церкви запрещаютъ литургическое общеніе съ нарушителями церковнаго единства. Всѣ же дѣйствія, имѣющія цѣлью возстановленіе единства съ отколовшимися частями Церкви исключительно принадлежитъ компетенціи церковной іерархіи и требуетъ ея полнаго соборнаго единомыслія».

(8) Соборно-Зарубежная Церковь не находитъ никакого каноническаго обоснованія для вступленія въ церковное единеніе съ моднымъ Экуменическимъ движеніемъ, тщетно мечтающимъ, что въ сліяніи всѣхъ называющихъ себя Христіанами, засіяетъ (?) полнота Христовой Истины и что теперь ни въ одной Церкви, въ томъ числѣ и въ Православной, нѣтъ полноты Истины Христовой.

Мы же вѣруемъ, что только въ Первобытной, Истинной Древле-Апостольской Церкви Вселенскаго Христова Православія на всѣ времена открыта вся полнота Христовой Истины и Путь къ этой Истинѣ.

Памятуя грозное предупрежденіе, что «Аще мы (апостолы) или ангелы съ небеси благовѣстятъ вамъ паче, еже благовѣстихомъ, анаѳема да будетъ», мы твердо стоимъ на нерушимой скалѣ всецѣлой вѣрности Истинѣ Христовой, Святыми Отцами истолкованной и Вселенскими Семью Соборами разъ и на вѣки утвержденной для нашего спасенія, а посему весь жаръ богословствующей мысли долженъ направляться не на «открытіе» новыхъ, чуждыхъ неповрежденному Вселенскому Православію мудрствованій лукавыхъ, а на истолкованіе для правильнаго усвоенія вѣковѣчныхъ и глубинныхъ основъ навѣки данной намъ Вселенской Правды Христовой.

Прочно покоясь на недвижимомъ камнѣ, на нерушимой скалѣ подлинной Вселенскости нашей вѣры, единственно, что можетъ дать наша Церковь желающимъ возсоединиться съ нами во Вселенскомъ Православіи, это съ радостью пріобщить возвращающихся къ Единой Вселенской Церкви. Повторяемъ, Истинное Православіе требуетъ не какого-то совершенно утопическаго объединенія всѣхъ именующихъ себя христіанами еретиковъ и раскольниковъ, а возвращенія ихъ въ лоно Единой Соборной и Апостольской Церкви, въ разныя времена и по разнымъ заблужденіямъ покинувшихъ Единый Отчій Домъ.

Иного дать инакомыслящимъ пребывающіе въ Истинной Церкви Христовой дать не могутъ, дабы и самимъ не лишиться спасительной воды живой, текущей въ жизнь вѣчную только въ Первобытной Вселенской Церкви.

(9) Не по пути намъ и съ модернизированной «церковной правдой», будто вся суть Православія только въ догматически-нравственномъ ученіи и будто принадлежность къ разнымъ юрисдикціямъ и оріентаціямъ особаго значенія для спасенія нашего /с. 18/ не имѣетъ. «Эти юрисдикціонныя «перегородки» существуютъ только на землѣ» — говорятъ клюнувшіе на приманку новой правды двадцатаго вѣка, — «а въ Церкви Небесной ихъ не существуетъ».

Для насъ же — соборянъ каноническое административное устроеніе Церкви, законная Преемственность епископства и Высшей Церковной Власти отъ времени святыхъ апостоловъ является такимъ же важнымъ и неизмѣннымъ догматомъ о Святой Церкви, какъ и догматы о Богѣ единомъ, Троичномъ въ Лицахъ, и о Воплощеніи Сына Божія.

Если въ первобытныя христіанскія времена всѣ ереси и расколы возникали главнымъ образомъ вокругъ неправильнаго ученія о Лицѣ Господа нашего Іисуса Христа, то въ наши лукавые дни камнемъ преткновенія сдѣлались умствованія, искажающія догматы объ административно-каноническомъ устроеніи Церкви. Отсюда возникло самочиніе и самовластіе въ устроеніи Церкви, забвеніе этой своеобразной Троичности догматически-нравственно-каноническаго бытія Вселенской Церкви и уходъ многихъ изъ Единой вѣчной ограды Вселенскости Церкви.

Нашимъ «младенцамъ вѣры», поэтому трудно иногда понять, что кажущіяся имъ вполнѣ православными разныя церковныя юрисдикціи, на самомъ дѣлѣ являются погрѣшающими противъ канонически-административнаго устроенія Церкви и забравшимися въ дебри заблужденій своего якобы автономнаго или автокефальнаго бытія, самочинно или незаконно полученнаго.

15. Грѣхъ на свою душу берутъ тѣ, кто насъ, соборянъ, называютъ раскольниками (?), внесшими и вносящими смуту въ Единую Соборно-Зарубежную Церковь. Но вѣдь всѣмъ, даже не обучавшимся въ Духовной Семинаріи, извѣстно, что раскольниками называются не тѣ, кто остаются на прежнемъ мѣстѣ, а тѣ, кто уходитъ отъ нихъ. Наша сила соборянъ именно въ томъ, что мы со дня зарожденія В. Ц. У. еще на югѣ Россіи никогда не мѣняли и не мѣнялись, но всегда пребывали въ лонѣ Зарубежной Церкви. Говорить, что наши Предсѣдатели Сѵнода и возглавители — Первоіерархи Зарубежной Церкви — Митрополиты: Антоній, Анастасій и нынѣ здравствующій Владыка Филаретъ суть раскольники, это такъ же странно и несправедливо, какъ если бы кто-нибудь, передѣлывая по своему Евангельское повѣствованіе, сталъ бы утверждать что не блудный сынъ ушелъ на «страну далече» отъ своего отца, а Евангельскій отецъ ушелъ изъ своего дома отъ блуднаго сына. Да, Евангельскій Отецъ, быть можетъ, не разъ выходилъ на дорогу, чтобы встрѣтить любимаго, возвращающагося домой сына

Вотъ такъ, болѣе чѣмъ полвѣка, Единая Соборно-Зарубежная Церковь оставалась съ протянутыми руками въ сторону отколовшихся и ушедшихъ отъ Нея, чтобы встрѣтить и облобызать возвращающихся въ Единое лоно Соборно-Зарубежной Церкви. А /с. 19/ вѣдь было золотое время въ Зарубежной Церкви, когда митрополиты четырехъ округовъ, Высокопреосвященные: Евлогій, Анастасій, Ѳеофилъ и Димитрій, Епископъ Хайларскій — представитель Дальневосточнаго Округа — родитель нашего Первоіерарха Митрополита Филарета — на фотографическомъ снимкѣ навѣки запечатлѣны, что они были вмѣстѣ, въ Единой Соборно-Зарубежной Церкви, только что подписавшіе Положеніе объ административномъ управленіи Единой Зарубежной Церкви въ 1935 году.

Что же мѣшало и мѣшаетъ нынѣшнимъ замѣстителямъ покойныхъ возглавителей митрополичьихъ церковныхъ округовъ вернуться въ Единое лоно Зарубежной Церкви?

Наша Церковь много разъ слезно умоляла вернуться отколовшихся. Можно много привести примѣровъ этого трогательнаго со стороны нашей Церкви призыва къ миру. Мы приведемъ одинъ только классическій и потрясающій примѣръ очутившагося въ воздухѣ призыва къ миру Первоіерарха нашего, Блаженнѣйшаго Митрополита Анастасія къ Архіепископу Леонтію, отъ 18 ноября (1 дек.) 1950 года.

— «Не безъ Божіей промыслительной воли Архіерейскій Соборъ нашей Зарубежной Церкви и созванный Вами Всеамериканскій Соборъ происходятъ почти одновременно на благословенной территоріи Америки. Самъ Господь указуетъ намъ благопріятный моментъ къ возстановленію церковнаго мира, который отъ насъ — архіереевъ — настойчиво хотятъ церковные міряне — наши пасомые и мы сами…

«Не для господствованія однихъ надъ другими, но для совмѣстнаго соборнаго нахожденія Богомъ даруемой Правды Его и для дружеской работы на нивѣ Церковной призываетъ всѣхъ насъ Господь. Станемъ на путь соборности, въ духѣ единенія и любви исканія отъ Бога прямыхъ и правдивыхъ отвѣтовъ на основные запросы нашего церковнаго бытія, въ исконномъ каноническомъ духѣ, и Господь дастъ намъ радость найти отвѣты, не по мудрствованію человѣческому, но по духу канонически истинной Церкви. Миръ въ нашихъ рукахъ, мы достойны его, и если искренно захотимъ, Господь укажетъ намъ практическіе пути къ миру и единенію»…

Архіепископъ Леонтій отложилъ встрѣчу съ Митрополитомъ Анастасіей до окончанія Всеамериканскаго Собора. Каноническая же комиссія Восьмого Всеамериканскаго Собора постановила: «Притязанія Карловацко-Мюнхенскаго Сѵнода и его домогательства подчинить себѣ православную Русскую Церковь въ Америкѣ признать не имѣющими подъ собою основанія и не подлежащими удовлетворенію».

Однако, Церковь наша не можетъ согласиться съ ревнителями мира не по разуму, готовыми купить его, во что бы то ни стало, /с. 20/ т.е. любой цѣной. Истинный миръ не можетъ быть купленъ цѣною отступленія отъ Правды Церковной. «Мы хорошо знаемъ цѣну церковнаго мира и единенія» — писалъ Митрополитъ Анастасій — «но бываютъ обстоятельства, когда раздѣленіе становится нравственно-обязательнымъ. Вотъ почему и Спаситель сказалъ: «Не думайте, что Я пришелъ принести миръ на землю, не миръ пришелъ принести Я, но мечъ» (Мѳ. 10, 34).

Влюбленные всѣмъ существомъ нашимъ въ чудо однажды добытой, было, огромнымъ трудомъ жемчужины мира церковнаго, подобно влюбленному въ небо морю, дрожащему, по словамъ Жуковскаго, за это небо даже въ тихую погоду, и мы, «Миромъ любуясь, дрожали за него», и, какъ видимъ, не напрасно дрожали.

Съ уходомъ изъ Единой Соборно-Зарубежной нашей Церкви Западно-Европейскаго Экзархата и Американской Митрополіи, нынѣ облекшихся въ броню своего автокефальнаго бытія, мы потеряли вѣру на возможность животворящей радости церковнаго единенія съ ними.

Грѣшные изъ грѣшныхъ, мы не превозносимъ себя, какъ ошибочно думаютъ некоторые. Мы только радуемся, что крѣпко держимся за нерушимую скалу чистаго Вселенскаго Православія. О себѣ же, выражаясь словами Апостола Павла, мы не хвалимся, а только думаемъ о немощахъ своихъ и молимъ Господа Бога помочь намъ хоть на одну іоту отблагодарить Его за данную намъ — недостойнымъ помощь удержаться въ Истинѣ Христовой.

Будемъ же не только знать нашу вѣру и вѣрность Церкви, но и защищать эту вѣру, памятуя, что, по словамъ Св. Григорія Богослова, «Защита вѣры выше, цѣннѣе и славнѣе всѣхъ добродѣтелей, а по словамъ Св. Григорія Двоеслова, «Защита вѣры выше всѣхъ чудесъ, спасительнѣе всѣхъ молитвъ и подвиговъ».

 

Проф. Г. А. Знаменскій.

Источникъ: «Православный Путь». Церковно-богословско-философскій Ежегодникъ. Приложеніе къ журналу «Православная Русь» [за 1970 годъ]. — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1970. — С. 3–20.