Антон Хилькман (1900 – 1975) — немецкий мыслитель, культуролог. Противник национал-социализма с католических и федералистских позиций. Был арестован нацистами. После трех лет тюремного заключения Хилькман был переведен в концентрационный лагерь Заксенхаузен, затем в Бухенвальд 6 февраля 1945 года, а оттуда в лагерь Лангенштайн-Цвиберге откуда был освобожден 11 апреля. Вместе с тем в фашизме видел христианское возрождение Италии. К сожалению, эта потенция в фашизме, которую хорошо увидел Хилькман, не оказалась в итоге преобладающей.
Критика гитлеризма. Часть 1
Из газеты «Antieuropa», 1931:
Материалистическая концепция расы
Нетрудно доказать, что германский национал-социализм — это культурная ересь, а, следовательно, и опасность для Запада. Запад может быть только христианским. Если христианство пропадёт из нашей цивилизации, а его основы рухнут, то голое варварство в той или иной форме будет определенным следствием этого. Только христианский Запад защищён от опасности удушения со стороны марксизма и либералов. Итальянский фашизм это ясно признал.
Но какова религия национал-социалистов? Еретическая вера в кровь, расовая мистика. Национал-социалисты являются не только еретиками с точки зрения культуры, но и еретиками с точки зрения религии. Их концепция мира — язычество в наиболее выраженной форме. Мысль о добросовестности и благородности убеждений национал-социалистов далека от меня.
У меня есть полное понимание концепции расы и большой актуальности проблемы расы в наше время. Это понимание вопроса расы, сильно распространено в Германии, но оно не является монополией национал-социалистов. Впрочем, положительная сторона национал-социалистических доктрин должна действительно может быть признана без каких-либо оговорок. Я очень хорошо понимаю мыслителей, которые поддерживают национал-социализм именно за то, что гитлеристы желают посредством концепции образования расы спасти даже в мире без Бога чувство ценности жизни.
Но дискуссия не об этом. Нет никаких сомнений в том, что национал-социалисты ценят хорошую репутацию и достоинство людей. Так национал-социалисты воспринимают мир: не верой в Дух, а фанатизмом крови и расы. Как мы уже говорили, мы признаем высокую ценность кровных уз и того, что обусловлено расой, но понятие расы становится ересью, если расу рассматривают как опору, если дух рассматривают как чистую функцию крови. Раса — самая важная вещь для тех, кто обожествляет её; все остальное: религия, мораль, закон, концепция чести, социальный и культурный менталитет — это нечто отличное или выходящее от расы. Нет равной человеческой ценности для всех, в национал-социалистической концепции. Нет никакой возможности понимания между различными расами. Благородная раса [cогласно гитлеристам]- это скандинавская [судя по всему, нордическая] раса, которая находит свое чистое выражение в германизме, поскольку в ней «нет примесей чужеродной крови». Любая другая раса, даже средиземноморская, по сравнению со скандинавскими странами является будто бы несовершенным проявлением цивилизации. Дети средиземноморской расы никогда не должны забывать об этом менталитете национал-социалистов и сравнивать его с неоднократными попытками гармонии с фашистской Италией.
Нордическая раса является якобы истинным создателем цивилизации для национал-социалистов, а все остальные на самом деле не являются создателями, а поэтому и высшие выражения человеческого духа каждой цивилизации являются, как гласят национал-социалисты, «проявлением северной души». Для гитлеристов только вопрос расы даёт реальный ключ к пониманию мировой истории. В этом и заключается смысл национал-социалистической историко-антропологической концепции.
Мы признаем, что расы не были замечены или, по крайней мере, слишком мало учитывались в прошлом историческими исследованиями. Вопрос о расе, росте и уменьшении некоторых элементов рас равной крови, о приливе и отливе волн расы — это один из ключей к пониманию мировой истории, который человек не может полностью понять. Но «гонка рас» не единственный и даже не главный ключ. Достоверность концепции расы дискредитирована огромными преувеличениями, к которым многие её восторженные представители отпускают себя. Историко-антропологическая концепция, как охотно заявляют её представители, не является преодолением материалистической концепции истории; в любом случае, это снова контрастирует бездушную плоскую материалистическо-марксистскую концепцию истории, снова контрастирует с материализмом механической интерпретации истории, но другим материализмом, более тонким и глубоким, но который всё же является материализмом. Наряду с плоским и механическим материализмом у нас, таким образом, есть другое специфическое состояние материализма, «органический материализм», который ориентирован на биологию и антропологию. Тем не менее, ни один материализм не принимает во внимание всю историческую и культурную реальность.
Антихристианство национал-социализма
Языческая «расовая гордость» является в конечном итоге концепцией мира национал-социализма — не связь народов под властью Креста, которая является областью величайшей любви, но гордость расы, ненависть рас. Книга Розенберга, директора одного из отделов партии, полна невероятных словесных преступлений против христианства. Раннее христианство для Розенберга — не что иное, как продукт связи сирийско-римских народов. У Розенберга (его работа: «Миф двадцатого века» — это не только его личное убеждение, оно вдохновляет всю идеологию гитлеровцев) такое видение мира в будущем, которое обязано превзойти христианство. Для учений христианской религии у него есть только слова, характеризующие его абсолютное недопонимание (…)
Не может быть никаких сомнений в отношении враждебности национал-социализма к христианству. Даже епископы Германии единодушно осудили национал-социализм и запретили католикам вступать в эту партию. Наконец, судить о том, какие элементы обращаются в Германии против христианства, зависит не только от национал-социалистов, но и от представителей христианства. Пасторы католической церкви высказались достаточно ясно, так что для католика больше не может быть никаких сомнений, особенно если он видит, какая река грязи исходит от национал-социалистической прессы о епископах.
Действительно, верно, что даже среди национал-социалистов есть более взвешенные элементы, но не их менталитет является решающим, а у официальных партийных лидеров. Не только Розенберг, которого некоторые более спокойные национал-социалисты считают лишним в партии, но даже сам Гитлер произносил слова, которые должны подтолкнуть в определённым мыслям. Предложение, произнесенное Гитлером на собрании лидеров в Веймаре:
«Если я приду к власти, католической церкви в Германии не придется смеяться, но для получения власти я не могу обойтись без ее помощи.»
Это очень даже согласуется с духовными прецедентами Гитлера, которые берут свое начало в австрогерманском движении «Los-von-Rom», поскольку даже в протестантских кругах ясно виден враждебный характер гитлеризма по отношению к христианству, хотя некоторые круги протестантизма и симпатизируют национал-социализму. Протестантские верующие, правда, сожалеют о том, что законные представители евангелической церкви до сих пор не заняли столь же четкую позицию, как католические епископы — в качестве свидетельства достаточно прочитать статью «Церковь и национал-социализм» протестанта Гельмута фон Герлаха, завершающуюся выводом: «Католическая церковь снова намного проницательнее своей протестантской сестры». Поэтому нельзя отрицать, что есть и протестантское духовенство, которое придерживается антигитлеристской точки зрения Герлаха.
Борьба католической церкви против национал-социализма далека от того, чтобы поставить новый клин между немецкими католиками и протестантами: напротив, в защите против общего врага, национал-социалистического язычества, консервативных католиков и протестантов, которых в Германии еще достаточно, они оказываются по-братски сплочёнными.
Критика гитлеризма. Часть 2
Из журнала «Antieuropa», 1931:
Духовный вотанизм
Неужели я был так неправ, говоря в открытом письме Гравелли, что в идеологии гитлеристов мрачный мистицизм германского язычества празднует свое воскресение? Вотанизм не существует только там, где пара профессоров собирается, чтобы призвать его на уединенной горе, в форме, которую они считают древнегерманской. Этот Вотанизм относительно невинен.
Никто не утверждал, что национал-социалисты вернулись в лес, чтобы принести жертвы древним языческим богам. Но это не имеет значения — языческий мистицизм и антихристианское обожествление крови и расы являются симптомами одной болезни.
Розенберг и его последователи не говорят достаточно ясно, когда заявляют о банкротстве христианства. Когда они провозглашают христианство самой низшей и «ублюдочной» религией, они не только играют с концепцией новой германской религии, созданной на основе веры в кровь, но ставят её в качестве основы обновления, «перерождения» немецкого народа. Я знаю, что немецкая молодёжь, пронизанная идеалистическими чувствами, которые в повседневной политике Германии не могут обнаружиться, идёт сегодня национал-социалистическими флагами. Но соблазнители этого нового идеализма злоупотребляют чувствами молодёжи, чтобы продвигать своё антихристианство. Эти действия против уверенного идеализма немецкой молодёжи также являются грехом.
Более того, и всё остальное поведение национал-социалистов вызывает серьёзные опасения по поводу благородства их чувств. Способ «борьбы» гитлеристов — не путь искренних людей, которые ценят честь и достоинство. В своей «борьбе» они [гитлеристы] не отличаются от коммунистов.
Между фашизмом и национал-социализмом нет моста
Фашизм, который занял дружественную позицию по отношению к Церкви, положил конец печальной эре ссор между Церковью и государством, в христианских кругах Германии выражается в самом искреннем и тёплом чувстве солидарности. Политическая изобретательность Муссолини признала, что Италия может быть великой и могущественной, только если она является христианским государством. Это повлекло за собой исключительно положительные последствия.
Гитлер, с другой стороны, пишет в своей книге «Майн Кампф»:
«Сегодня человек должен признавать, что в куда более свободном древнем мире с появлением христианства также возник и первый духовный террор, и он [человек] не может оспорить тот факт, что мир, который был навязан, может быть уничтожен только так, как и появился — террором и только террором. Только тогда может быть создано новое государство.» (А. Гитлер, «Майн Кампф», с. 506).
В то время как фашистская Италия заключает Конкордат, который гарантирует религии привилегированное положение во всей общественной жизни, гитлеризм в принципе отвергает каждый Конкордат. В Прусском Сейме национал-социалистический депутат В. Кубе мотивировал отклонение конкордата национал-социалистами следующим образом:
«Мы, национал-социалисты, принципиально отвергаем любой договор с Церковью, поскольку считаем, что вопросы воспитания и формирования церковной жизни являются вопросами государственного законодательства».
В согласии с марксистами они также проголосовали в рейхстаге за предложение коммунистов, чтобы Берлин отменил баварский нунций силой и запретил в дальнейшем заключать подобные соглашения.
Благодаря Муссолини распятие было размещено в школах и судах. Под знаменем фашизма Крест был восстановлен на Капитолии Вечного города. Для Розенберга (Mythus, p. 577) христианский крест — это «образ, который напоминает нам о коллапсе каждой силы…он угнетает нас так, как этого хочет Церковь, жаждущая господства».
Розенберг также говорит, что свастики, символ германского воскресшего язычества, является «ключом к освобождению человека» (Mythus, p. 646).
Этого может быть достаточно. Только попытки гитлеристов скрыть правду могут объяснить интерес и, возможно, стремление национал-социалистов сгладить огромные разногласия между ними и итальянским фашизмом. В то время как фашизм осознаёт себя защитником христианства, гитлеризм является подготовителем нового германского язычества. В то время как фашизм одобряет христианский Рим, сам Рим ненавидит и борется с национал-социалистами. Мир итальянских фашистов и мир национал-социалистов различны и, более того, противоположны, между ними не может быть моста, пропасть останется глубокой и непроходимой.
Точки соприкосновения итальянского фашизма и гитлеризма являются только внешними: отмена парламентской демократии, антимарксистская позиция (антимарксизм гитлеристов — это отдельная тема), идея корпоративного государства, к которому у гитлеристов всё же есть отдалённая отсылка. Это всё.
О философской основе германского национал-социализма мы считаем, что сказали достаточно. Если итальянцы удивлены обострением борьбы с национал-социализмом в Германии, они должны подумать, что для верующего христианина, будь то католика или протестанта, нет смысла контактировать с гитлеризмом. Победа национал-социализма принесет новый «Культуркампф», что будет означать первый этап ликвидации христианства в Германии. Наконец, национал-социализм и большевизм — это два особых случая одной и той же глобальной антихристианской опасности.
Причины национал-социалистического успеха
Мы спросим себя: как был возможен успех национал-социализма в Германии? Причин много. Выступление за национал-социализм было для многих лишь актом духовного отчаяния. Наконец, рассмотрим внешнеполитическое давление на Германию: спасения от экономических страданий, последствий мировой войны и её непосредственных последствий пока не видны. Отношения немецкого народа с его врагами осложняются рядом недоразумений — так много случаев отсутствия здравого смысла с обеих сторон (один не может быть объявлен полностью виновным, а другой невиновным или наоборот) от взаимного недопонимания сломал, так сказать, все мосты. От этого и пострадал немецкий народ, который должен был вынести серьезное экономическое бремя. Следует добавить, что даже в Германии слабости парламентской системы иногда были очевидны. Целые социальные слои разваливаются, а государство, которое должно их спасти, действует неэффективно. Эксплуататором всего этого отчаяния является национал-социализм, который, по крайней мере, на данный момент, обязан показывать, что способен оказать помощь.
Но всё это не до конца объясняет, почему это движение, не столь политическое, но являющееся новой еретической религией, могло вызвать такие мощные волны. Чтобы понять это, мы должны подумать о страшном религиозном упадке. В первую очередь, среди молодежи есть много людей, которые находятся за пределами какой-либо религиозной веры, но все же со здравым юношеским идеализмом в голове они стремятся к захватывающему идеалу, к новой мысли, которая поддерживает всю их жизнь и служит путеводной звездой в каждом действии, надежде и желании. Розенберг также увидел это стремление людей, которые ждут нового идеала, поэтому для них, ещё не видевших свет древних звёзд христианства, он создал новый миф — миф о крови и расе.
Теперь мы можем очень хорошо понять духовный мир лидеров и последователей национал-социализма. Мы не можем ни в коем случае, даже если у нас появятся определённые симпатии к гитлеризму, забывать, что их мир не наш. Человек или Бог — это главный выбор. Исповедующие радикальную концепцию крови и расы определяют своим стержнем человека. Таким образом они обожествляют кровь, но истинный Бог остаётся скрытым для них.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.