Богоборческий декрет: 100 лет назад большевики «отделили» Церковь от государства и школу от Церкви

Богоборческий декрет: 100 лет назад большевики "отделили" Церковь от государства и школу от Церкви 

Святитель Тихон Патриарх Московский. Фото: patriarchia.ru, www.globallookpress.com

5 февраля 1918 года в большевистской «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства» был опубликован документ, официально положивший начало десятилетиям кровавых антицерковных гонений

АВТОР  Тюренков Михаил

«Измите злаго от вас самех»

Властию, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем и всех вас, верных чад православной Церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое-либо общение…»

 

Казалось бы, от этих слов способна застыть кровь в венах. «Анафема!» Слово столь же страшное, как и малопонятное для абсолютного большинства. Проклятие? Нет. Лишь констатация того, что тот или иной человек или группа людей — вне Церкви Христовой. А где? Да где угодно: в еретической секте, своем собственном антицерковном учении — толстовском, блаватском или рериховском, наконец, в псевдоправославной националистической организации наподобие так называемого Киевского патриархата… Анафема — это законное, каноническое выведение подобных персонажей, творящих беззакония и абсолютно не склонных к покаянию, за церковную «ограду».

Именно так 1 февраля 1918 года (по новому стилю) поступил кроткий старец (и вместе с тем мудрый архипастырь) Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон с большевиками, творившими в те зимние дни 1918 года кровавые расправы по всей стране. Поступив не по злобе дня сего, не исходя из собственной политической позиции, но в полном согласии со словами первоверховного апостола Павла: «Измите злаго от вас самех» (1Кор. 5, 13).

Не думаю, чтобы среди большевистских главарей кто-то сильно расстроился из-за этого послания Московского Первосвятителя. Тем более, что в недрах новоявленного советского правительства, получившего дикое для русского слуха наименование «Совнарком», уже родилась идея своей, богоборческой «анафемы» — отделения Церкви от государства. Формально-декларационно — устанавливая светский характер власти и провозглашая «свободу совести и вероисповедания», в реальности же — лишая Русскую Церковь прав собственности и юридического лица. Именно этот антицерковный декрет был принят ровно 100 лет назад — вечером 2 февраля, а вступил в «законную» силу с 5 февраля 1918 года.

От «секвестра» до кровопролития — один шаг

Еще за несколько недель до издания большевиками Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви был опубликован его проект, из которого для людей верующих все было ясно. Новая власть, на тот момент еще не разогнавшая «Учредительное собрание» и жонглирующая словечками в духе «демократия» и «права человека», в отношении Церкви Христовой миндальничать не собиралась:

«12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

  1. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ…»

Одним из первых ударил в набат митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), святитель, четырьмя годами позднее оказавшийся на скамье подсудимых по первому массовому антицерковному процессу, а затем и в расстрельной яме: обритый наголо, в лохмотьях и… с мученическим венцом. А тогда, в январе 1918-го, владыка Вениамин выступил на страницах еще не закрытых «Церковных Ведомостей»:

Осуществление этого проекта угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу… Считаю своим нравственным долгом сказать людям, стоящим в настоящее время у власти, предупредить их, чтобы они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета об отобрании церковного достояния…»

Не прошло и нескольких дней, как возглавляемая им епархия узнала слово «секвестр»: 18 (31) января 1918 года в святые стены Александро-Невской Лавры явились комиссары (судя по всему, «в пыльных шлемах»). Их цель была по-шариковски проста: отнять и поделить. Священнослужители воспротивились и были тут же арестованы, но православный народ, тогда еще не запуганный реками крови, в буквальном смысле ударил в набат. Церковные колокола заставили большевиков временно отступить. Вот как описывает события тех дней газета «Русские Ведомости»:

Сегодня к настоятелю Александро-Невской лавры, епископу Прокопию явились большевистские комиссары и предложили немедленно приступить к сдаче лаврского имущества. Епископ Прокопий категорически отклонил это требование, заявив, что он может сдать лаврское имущество только лицам, законно назначенным церковными властями, но не светскими властями. В ответ на это комиссары заявили, что они обойдутся и без участия епископа Прокопия…»

К слову, владыка Прокопий, как и митрополит Вениамин, впоследствии станет священномучеником. В кровавом 1937-м. За «контрреволюционную монархическую агитацию и организацию нелегальной молельни».

Богоборческий декрет: 100 лет назад большевики "отделили" Церковь от государства и школу от Церкви

Россия. 1918 г. Александро-Невская Лавра. Секвестр. Фото: www.globallookpress.com

«Как завещал великий Ленин»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

10:04 — 24 ДекабряДорога к храму: Основы православной культуры в московской школеУченикам московской школы № 2030 в рамках урока основ православной культуры была организована экскурсия в …

Казалось бы, что было, то быльем поросло: антицерковный декрет утратил силу постановлением Верховного Совета РСФСР еще 25 октября 1990 года. Ан нет: антиклерикалы всех мастей продолжают ссылаться именно на этот документ, пытаясь обосновать все, что угодно. От своего храмоборчества — попыток не допустить строительства новых храмов в густонаселенных районах столицы и других городов — до борьбы против допущения в российские школы курса «Основы православной культуры».

И в какие бы идеологические одежды ни рядились нынешние богоборцы, все они служат кровавым заветам «Ленина», того самого большевистского вождя, который в своем секретном письме в Политбюро ЦК РКП (б) от 19 марта 1922 года дал указание:

Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству… Чем большее число представителей… реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше…»

Тогда, ровно 100 лет назад, в своем декрете большевики только обнажали свои клыки. Впереди — сотни разрушенных храмов и монастырей, тысячи расстрелянных священнослужителей и многие миллионы русских православных людей, по вере которых прошлись комиссарские сапоги. А уже в январе 1918 года — анафема от Святителя Тихона, забывать о которой мы не имеем права и сегодня, в 2018-м.

Конечно, это не значит, что уже можно «воссоединить» Церковь с государством и школу с Церковью, это нельзя делать искусственно, таким же «декретом». Но с начатого пути их сближения сходить нельзя, что бы об этом ни говорили либеральные и прочие богоборцы-антиклерикалы.

Источник:https://tsargrad.tv/articles/bogoborcheskij-dekret-100-let-nazad-bolsheviki-otdelili-cerkov-ot-gosudarstva-i-shkolu-ot-cerkvi_108720