Будет ли Страшный Суд?
Архиеп. Аверкий (Таушев)
«Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира!..» (Матф. 25, 34). «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его!..» (Матф. 25, 41).
Приближается Великий пост – время покаяния -, и вот в предпоследний воскресный день перед наступлением его, в так называемую Неделю Мясопустную, св. Церковь, с особою силою стремясь расположить нас к действенному покаянию, в евангельском чтении и в живых и ярких образах богослужебных песнопений, напоминает нам о предстоящем Втором Пришествии Христовом и об ожидающем нас Страшном Суде – последнем и окончательном суде Божием над всем человеческим родом.
Коротко и сжато, но, вместе с тем, величественно и грозно говорит о нем евангельское чтение словами Самого Господа нашего Иисуса Христа, в истинности которых мы поэтому не можем сомневаться:
«Егда приидет Сын Человеческий во славе Своей и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси язы́цы: и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ: и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. Тогда речет Царь сущым одесную Его: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира!..» A сущии ошуюю услышат грозный приговор:«Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его!»…
«И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Матф. 25, 31–46).
Чья безчувственная душа не содрогнется при одном только представлении этого воистину страшногозрелища!
Но то, что будет тогда на самом деле, как учит нас св. Церковь, превзойдет всякое человеческое представление и разумение.
Какой ужас охватит сердца всех упорных нераскаянных грешников!
Какой отчаянный вопль исторгнется из груди тех, которые во время своей земной жизни безумно хулили Имя Божие, кощунствовали, издевались над св. верой и Церковью, насмехались и ругались над людьми верующими и даже над этим самым Страшным Судом, в безразсудной гордости своей считая себя слишком «умными», слишком «учеными» и «высокообразованными», чтобы веровать во все то, во что учит веровать св. Церковь! Никакой язык человеческий не сможет выразить того безграничного отчаяния, которое овладеет ими тогда, но…будет уже поздно!..
Ибо «прииде день великий гнева Его, и кто может стати (устоять)?» (Апок. 6, 17).
Это – «день гнева и откровения праведнаго суда Божия, иже воздаст коемуждо по делом его» (Римл. 2, 5–6), ибо «Бог уставил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде» (Деян. 17, 31), «да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2 Коринф. 5, 10).
Злые дела всех, даже самые сокровенные, все тайные мысли и чувства, стремления и пожелания обличатся тогда явно пред всеми, и исполнятся воочию сказанные некогда слова Господа:«Ничтоже покровено есть, еже не открыется, и тайно, еже не уразумеется» (Лук. 12, 2).
Тогда не будет места никаким оправданиям.
Каждый, видя самого себя, в своей уродливой нравственной наготе, будет чувствовать и сознавать, что он видим всеми – таков, как он есть на самом деле, во всех своих делах, словах и помышлениях. Собственная совесть будет мучительно уязвлять каждого. Нестерпимое чувство стыда охватит тех, которые при жизни искусно умели скрывать свои грехи, свои безчестные страсти и пороки и старались казаться перед людьми честными, порядочными, благочестивыми.
Это сознание всеобщности видения грехов, эти укоры совести и осуждения со всех сторон так подавят душу своей тяжестью, что грешнику легче было бы, если бы горы пали и покрыли его, нежели стоять так, представляя собою такое уродливое и постыдное зрелище для взоров небесных и земных. Многие тогда подумают: «Лучше было бы нам и на свет не родиться, нежели переживать такой позор!»
Итак, это будет воистину Страшный Суд: страшный своей неотвратимостью, страшный своей безповоротностью и безусловностью своих определений, страшный по своим последствиям для нераскаянных грешников, ибо не будет для них никаких извинений, никаких оправданий, никаких смягчающих обстоятельств, и ни родство, ни дружба, ни связи, ни богатство, ни слава – ничто не поможет тогда.
«Диавол льстяй их (обманывавший грешников приманкой греха) ввержен будет в езеро огненно и жупелно (серное), идеже зверь (Антихрист) и лживый пророк: и мучени будут день и нощь во веки веков» (Апок. 20, 10).
Туда же, в это же озеро огненное, вместе с диаволом и служителями его, будут ввергнуты и все нераскаянные грешники, имена которых не были записаны в книге жизни (Апок. 20, 15):
«Страшливым же (боязливым, не имевшим мужества быть христианами) и неверным, и скверным и убийцам, и блуд творящым и чары творящым, идоложерцем и всем лживым, – часть им в езере, горящем огнем и жупелом (серою), еже есть смерть вторая» (Апок. 21, 8).
И это – вполне естественно и понятно, ибо Господь не только безконечно милосерд, но и безконечно правосуден. В Нем, как учит нас Слово Божие, таинственным и непостижимым для человеческого ума образом, «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» (Псал. 84, 11). Всех искренно кающихся грешников Он прощает и милует, а упорных, ожесточенных и нераскаянных, как Праведный Судия и Мздовоздаятель, осуждает и карает.
Но кто из нас без греха?
И что же нам делать, дабы избежать этого праведного осуждения Божия на Его последнем Страшном Суде?
Ответ, кажется, всем известен, всем ясен и понятен:
Каяться надо!
Такова сила истинного покаяния, что оно изглаждает собою все наши грехи и неправды, сколь бы они тяжки ни были, и, убеляя ризу человеческой души, самого великого грешника может представить на суд безгрешным праведником.
Для того-то св. Церковь и приводит нам на память, пред наступлением Великого поста, Страшный Суд, дабы мы пробудились от легкомысленной безпечности и греховного усыпления, в которых обыкновенно живем, и решились по-настоящему покаяться.
«Аще не покаетеся«, как бы так говорит она нам Словами Самого Господа Иисуса Христа, «вси такожде погибнете» (Лук. 13, 3).
Таково, в самых общих и основных чертах учение нашей св. Православно-Христианской Церкви о Страшном Суде и о необходимости покаяния, какое она всегда исповедывала!
Увы! совсем не по душе это учение современному, «модерному» человеку, «истлевающему в похотех прелестных» (Ефес. 4, 22), которому хотелось бы грешить безнаказанно, не каясь и не думая о последствиях. А еще более, конечно, неприятно это учение врагу Божию и врагу человеческого спасения – диаволу и всем тем, кто успели продать ему свою душу, и за разного рода земные блага определили себя на верную службу ему.
И вот, потому-то, в наше лукавое время мы сделались свидетелями появления совершенно-нового, неслыханного дотоле в нашей Церкви учения о том, что и Второе Пришествие Христово и Страшный Суд надо понимать как-то «аллегорически», «иносказательно», а не буквально, и что Страшный Суд, в сущности, совсем не будет страшным. Пропагандирующие такое «учение» утверждают с большим апломбом и авторитетом, что все выше изложенное нами «выдумали темные фанатики-монахи», а современные «просвещенные христиане» не могут и не должны всему этому верить. (А, как же, спрашивается, не верить тому, что ясно и определенно сказано в Свящ. Писании, если уж не верить великим Отцам Церкви и прославленным св. Церковью славным духоносным подвижникам?!), ибо Христос Сам, мол, сказал, что «Он приходил не судить мир, но спасать его» (делается при этом ссылка на Иоан. 12, 47; Матф. 18, 11 и Лук. 9; 56).
Уже давно мы предупреждены, что лукавство сатаны и его служителей, особенно в последние времена, будет проявляться и в том, что они, для погубления людей, станут искусно пользоваться даже текстами Священного Писания, криво их толкуя. (На таком кривотолковании и основаны ведь все многочисленные современные секты!). Так и в данном случае: в первый раз Христос приходил на землю действительно для того, чтобы «спасти мир», но во второй раз Он придет уже не спасать, а судить мир, причем мерилом этого Суда, как Он Сам сказал, будет слово, проповеданное Им: «Слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» (Иоан. 12, 48), то есть: тот, кто не будет соблюдать учения, принесенного Христом-Спасителем на землю, тот подвергнется осуждению на Страшном Суде.
Кому же это может быть не ясно? – Разве только злонамеренно-настроенному уму!
Но как же можно извращать то, что в Свящ. Писании так ясно сказано?
«Се, грядет со облаки, и узрит Его всяко око, и иже Его прободоша, и плач сотворят о Нем (и возрыдают пред Ним) вся колена земная. Ей, Аминь». (Апок. 1, 7 – сравни это с Деян. 1, 11),
«Се, гряду скоро, и мзда Моя (возмездие Мое) со Мною, воздати коемуждо по делом его» (Апок. 22, 12), говорит Сам Господь.
Что еще может быть яснее и понятнее этих слов?
Итак, и Суд страшный несомненно будет, и возмездие каждому по делам его будет, и ад с вечными муками для нераскаянных грешников будет.
Этого ведь требует Высшая Божественная Справедливость, которую так ясно чувствует и безусловную необходимость признает и каждое неиспорченное, не отравленное лживыми мудрованиями, человеческое сердце.
Но представителям новоявленной ереси современности, называемой нами «неохилиазмом», которые верят в «прогресс человечества» и в «устроение Царства Божия на земле», никак не хочется думать о кончине мира, о Втором Пришествии Христовом, о Страшном Суде и о предстоящих им, если они останутся при таком своем настроении, вечных адских муках. Они ублажают сами себя и пускают пыль в глаза другим криво-проповедуемой ими идеей «любви», которая якобы упраздняет Божественную Истину и Правосудие, и более чем наивно утверждают, будто Страшный Суд весь сведется лишь к тому, что «мы ужаснемся нашего жестокосердия и скудости в нас любви», что «нам страшно будет увидеть в нас малость любви» (?!!).
Спрашивается: почему же мы не ужасаемся этому, еще теперь, живя на земле? Почему злобным кровожадным палачам миллионами уничтожавшим так жестоко и безжалостно ни в чем неповинных людей на нашей несчастной Родине, оказавшейся под властью сатанистов, нисколько не страшно было «видеть в себе малость любви»? – Или все лютые злодеи, потерявшие облик человеческий, на Страшном Суде внезапно изменят свою заматоревшую в кровавых преступлениях природу и мгновенно превратятся в кротких и незлобивых агнцев?
Но такого учения мы нигде не находим в Свящ. Писании. Не знала его никогда на протяжении веков и наша Св. Церковь! Она всегда учила и учит лишь о праведном воздаянии каждому по делам его.
Ох, уж эта мнимая, слащавая, лицемерная фарисейская любовь, о которой так любят постоянно твердить эти современные фарисеи, держащие, в действительности, «камень за пазухой» против своих братьев, и которой хотят превзойти Самого Бога, Человеколюбивого, но и Правосудного!
Мы же знаем, что все истинные христиане, всех веков, всегда побуждали себя к добродетельной жизни, именно ужасаясь мысли о предстоящем Суде Божием. «Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю? Коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя!»- так молитвенно взывали они к Богу со всею Церковью (Седален Нед. Мясопустной). А святые отцы-подвижники наставляли христиан словами Премудрого Сираха: «Поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши!» (7, 39).
Эти же современные еретики почему-то настойчиво внушают людям, что на Страшном Суде ничего страшного не будет и что, следовательно, бояться Страшного Суда не нужно.
Кажется, всем благоразумным людям должно быть ясно, откуда ведет свое начало такое учение, кто вдохновляет его и таких «проповедников!»
Это учение находится в полном контакте с тем характерным направлением современности, которое стремится примирить людей с диаволом, внушив им, что диавол совсем не страшен. Начав даже с идеализации диавола, теперь это направление старается представить диавола, как самое безобидное существо, с которым можно иметь самые добрые отношения; или – существо мифическое, над которым можно потешаться, шутить, но бояться которого не следует: его именем называют рестораны, торговые фирмы и даже учащихся в школах, повсюду притом изображая его мефистофельский лик, дабы всех приучить к его виду.
Короче говоря, эта новая, «модерная» идеология «нео-христианства», или, что то же, «нео-хилиазма», сводится к лозунгам (конечно, так прямо и откровенно не высказываемым): «Живите в свое удовольствие! Грешите себе напропалую, сколько хотите и как хотите, и ничего не бойтесь! Бог есть любовь, и Он всем все и так простит! А какого-то страшного диавола и Страшный Суд выдумали фанатики-монахи, на бредни которых не стоит обращать внимания!»
Отсюда же, конечно, все из того же самого источника (сознательно ли это или безсознательно) идет и усиленная пропаганда в нашей эмигрантской среде «балов-маскарадов», приурочиваемых к «маслянице», то есть как раз ко дням воспоминания Страшного Суда и затем изгнания Адамова из рая (Неделя Сыропустная). Это – якобы «праздничная традиция царской России», которую мы«особенно должны беречь». А ведь как боролись в царской России наши прославленные святостью жизни архипастыри и пастыри с этой антихристианской традицией, унаследованной от мрачных времен язычества! Достаточно вспомнить хотя бы сильное и вдохновенное слово нашего «Российского Златоуста», святителя Тихона Задонского «о сырной седмице», в котором этот наш великий угодник Божий требует от русских людей «безчинное масляницы празднование опровергать и искоренять», как «обычай злой», установленный в честь языческих божеств пьянства и распутства. А христианская «масляница» – это «светлая предпразднства воздержания», «светлая предпутия поста», то есть постепенная подготовка себя к наступающему Великому посту.
Вот как все это в современной жизни идет совсем наперекор истинному христианству!
И это, конечно, не случайно, не спроста! Все это – искусная «обработка» человека, направленная к отторжению его от Христа-Спасителя и к охотному принятию им имеющего придти противника Христова. «Обработку» эту, весьма ловко играя на слабостях, страстях и похотях людских, в последнее время особенно напряженно проводят слуги «его» – увы! – нередко облекающиеся теперь и в ризы священнослужителей.
А что касается ада с его вечными муками, то сомневаться в его существовании нам не приходится: мы ведь видели настоящее преддверие его у нас на нашей несчастной родине – особенно те из нас, которые посидели в большевицких тюрьмах и концлагерях.
«Ту будет плач и скрежет зубом» (Матф. 8, 12) – так неоднократно, образно представляя ад, говорил о нем Сам Христос-Спаситель.
Поэтому, единственно-верный путь спасения для нас – это, не мудрствуя лукаво, следовать во всем исконному, неизменному учению нашей св. Церкви, веровать так, как веровали все, всегда и везде (св. Викентий Лиринский), и гнать от себя прочь всех новоявленных лже-учителей, дерзко провозглашающих какую-то «новую» эпоху в христианстве, хотя бы и облечены они были в священные одежды. Ведь мы знаем из Слова Божия, что и «сам сатана преобразуется во ангела светла», «а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Коринф. 11, 14–15).
И современные «модернисты» – «нео-хилиасты» и явные богоборцы-сатанисты – это, в общем, одного духа, «одного лагеря» люди. Вот почему они так легко, в случае нужды, находят общий язык и даже примиряются друг с другом: отсюда же и инстинктивное расположение их и какое-то тяготение к церквам и религиозным организациям, сотрудничающим с богоборцами. Их душа – там, а не вИстинной Церкви Христовой!
А должна быть полная определенность: или – или! В наше время еще более, чем когда бы то ни было прежде, недопустима какая-то двойственность, двусмысленность, какое-то шатание «туда и сюда», «хромание на оба колена» и «сидение между двумя стульями»… В мире уже так явно происходит «отсеивание».
С кем мы? – Боимся ли мы Страшного Суда, диавола и вечных мук – или верим в наступление какой-то «новой», «светлой», «пост-христианской эпохи» – в «прогресс человечества»?
От этого будет зависеть и наша участь в вечности.
«Господи, избави нас всякаго неведения, и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия!» (Из 24 молитв св. Иоанна Златоуста).
«Человеколюбче Спасе, Царю веков, прежде даже кончина не приспеет, покаянием обратив, помилуй мя!» (Стихира в Нед. Мясопустную).
Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. — Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. — 713 с. (Русская цивилизация).
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.