Взлеты и падения архиепископа Луки

Взлеты и падения архиепископа Луки

Архиепископ Лука. Ослепший старец предавался горьким думам о судьбах Церкви.

ПРОТ. СЕРГИЙ КОНДАКОВ: Где-то в нулевые годы, читая книгу об архиепископе Луке (Войно-Ясенецком), я натолкнулся на отчет уполномоченного. В нем представитель богоборческой власти говорил о своей беседе с владыкой Лукой. Архипастырь просил принять меры против незарегистрированного священника. Когда я прочитал это, меня обжег вопрос: «Неужели владыка не понимал, что тем самым он ставит под удар, возможно, смертельный, гонимого батюшку?» И вообще, как-то вся беседа не вязалась с тем образом святителя, который занимал почетное место в моем сердце с отроческих времен.

 

Свт. Лука в тюрьме.


Еще одна тюремная фотография. Владыку подвергали страшным издевательствам, допрашивали конвейером, не давая спать 13 суток подряд.


 

Впервые я узнал об архиеп. Луке (Войно-Ясенецком), слушая сквозь вой глушилок религиозную программу радиостанции «Голос Америки». Личность великого хирурга и архипастыря, проведшего многие годы в Гулаге, вдохновляла. Во время Великой Отечественной войны он ведущий хирург и архиерей Русской Православной Церкви. В 1946 году за книгу «Очерки по гнойной хирургии» архиепископу Луке присвоили Сталинскую премию первой степени. Когда владыке предложили на научной конференции снять рясу и одеть светский костюм, он ответил: «Только вместе с кожей».

Сам факт жизни и деятельности архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) опровергал марксистско-ленинский миф о несовместимости религии и науки. Конечно же, это был акт личного мужества в условиях безбожного и тоталитарного государства.

Однако в 1981 году, когда Русская Зарубежная Церковь прославила всех Новомучеников и Исповедников Российских, архиепископ Лука канонизирован не был. Истинная Церковь не боится говорить правду, какой бы трудной и горькой она не была. И потому, как ни тяжело, мы обязаны сказать очень неприятную вещь. В архипастырской деятельности нашего героя при внимательном исследовании можно найти не только великие взлеты, но и падения.


Икона Новомучеников и Исповедников Российских 2000 года.

На иконе святых Новомучеников и Исповедников Российских, написанной в РПЦ МП, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) стоит рядом с теми, к он кому в определенные моменты своей жизни относился, мягко говоря, неоднозначно.

Когда в годы Второй Мiровой войны под ударами Гитлера сталинская империя затрещала по швам и ей грозила гибель, кремлевский вождь пошел на религиозный НЭП, позволив возродить Московской патриархии церковную жизнь под колпаком карательных органов.


 

Стал издаваться «Журнал Московской Патриархии». Один из самых ярких авторов церковного ежемесячника архиепископ Лука не жалел словесного фимиама для культа Сталина и большевицкой власти. Зато он жесточайшим образом обличал всех, кто шел против Советов. Хулил владыка и православных страдальцев, не склонивших свои колени перед красным зверем. Так в сентябрьском номере ЖМП за 1944 год архиепископ Лука поносил святых Царственных Мучеников и Российскую Империю. Он писал явную ложь против Царя-Мученика Николая, хотя тогда еще жили многие люди, отлично помнившие как расцвела Россия в начале ХХ века, как под руководством Августейшего Вождя стали свободно и сыто жить русские люди. Помнили и то, что в результате цареборчества Россия оказалась в омуте самой страшной кровавой смуты. Но владыка Лука, тем не менее заявлял:

«Ниспровергнув власть царя, помещиков и капиталистов, народы СССР в результате колоссального мирного товарищеского труда создали новый мир на небывалых в истории основаниях социальной правды и всеобщего равенства. Нам нужен был только мир и свобода труда» (ЖМП. 1944. № 9. С. 21).


Красный террор, голодомор, изгнание миллионов лучших людей страны, самые страшные гонения на Церковь, предательство на смерть миллионов русских пленных, культ богоборчества и красных вождей — это и многое другое можно объединить одним словом — большевизм. Таким бичом Господь наказал Россию за измену Помазаннику Своему.

Удивительно, хотя эта статья называется «Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров», тем не менее владыка в ней бросает камни в Царя-Мученика и распятую Россию Христа, повторяя насквозь лживые тезисы. Вот еще один:

«Злые, гнусные перегородки воздвигнуты были при царизме между национальностями и классами».

Но ведь это полная клевета. Как никогда именно при святом Императоре Николае II ощущалось равенство всех народов. Графы «национальность» в паспорте просто не было. Особое лицемерие заключается в том, что эти строки были написаны именно тогда, когда в СССР репрессировались целые народы. Дело неслыханное в империи святого Николая Александровича!

Конечно же, эта статья – кощунство как по отношению к святым Царственным Мученикам, так и к тем, кто оставался вопреки всему верен православной царской России.


Прп. Серафим Саровский пророчески говорил о величии последнего российского Государя и об ужасах бунта против него. Также святой саровский старец предрекал отступничество русских архиереев от чистоты исповедания православной веры.

Потом будут новые статьи, наполненные тем же сергиански-предательским содержанием. Да, конечно, архиепископ Лука жил в исключительно кровавое и лживое время. Тогда казалось, что лгут почти все: деятели партии, интеллигенция, рабочие, колхозники, зеки, охранники – все. Так пытались выжить и спасти своих близких. Если во времена Брежнева ложью покупали благополучие, то во времена Сталина ставка была куда большая – земная жизнь. Даже Анна Андреевна Ахматова, убежденная антикоммунистка, когда в очередной раз бросили в застенки ее сына, написала цикл «Слава миру» – пошлые стихи, прославляющие тирана. Но кто посмеет осудить ее? Она спасала сына.


Анна Андреевна Ахматова.

Однако в случае архиепископа Луки действовал не только страх. Присутствовали и убеждения. Еще в юности он заразился тлетворными левыми идеями. Потом гонения на Церковь помогли поправеть. И вот уже в сороковые архиепископ Лука возвращается к старому. Он по сути своей ведет себя по образу и подобию красных попов. А ведь в двадцатые годы он с ними боролся и за это пошел на голгофу.


 

Бог кого любит, того и наказывает. Господь посрамил заблуждения архипастыря. В пятидесятые годы он смог убедиться, что тот курс, который избрал вместе с другими сергианскими архиереями, привел Церковь к катастрофе.


Архиепископ Лука в Крыму. Как свидетельствуют архивы КГБ Украины, он находился в разработке, его окружали предатели и осведомители. В документах спецслужб он значится под оскорбительным псевдонимом «Мракобес».

Надо отдать должное, несмотря на свои ошибки, заблуждения и падения, архиепископ Лука не стал марионеткой большевиков по одной простой причине: он любил Христа. Когда владыка Лука занимал Крымскую кафедру, власти окружили его многочисленными агентами-стукачами. Архиерею-ученому, несмотря на Сталинскую премию, запретили заниматься преподавательской и медицинской деятельностью. В годы хрущевских гонений против архиепископа Луки развязали откровенную травлю. В крымской печати опубликовали открытое письмо студентов медицинского института архиепископу Луке. Владыка Лука отослал организатору провокации отповедь в марте 1959 года:

«Многоуважаемый Петр Петрович! В ответ на недоумение ваших студентов по поводу моего архиерейского служения им следовало бы сказать, что очень странно отрицать то, чего не знают и не понимают, и судить о религии только по антирелигиозной пропаганде. Ибо, конечно, среди них вряд ли найдется кто-нибудь, читавший Священное Писание.

Наш великий физиолог Павлов, академик Владимир Петрович Филатов, каноник (т.е. священник) Коперник, преобразовавший всю астрономию, Луи Пастер умели же совмещать научную деятельность с глубокой верой в Бога. Глубоко религиозным я был с самого детства, и вера моя не только не уменьшалась, как они думают, по мере приближения глубокой старости (мне скоро будет 82 года), а все более усугублялась. За 38 лет своего священства и архиерейского служения я произнес около 1250-ти проповедей, из которых 750 записаны и составляют 12 толстых томов машинопечати. Советом Московской Духовной Академии они названы «исключительным явлением в современной церковно-богословской жизни» и «сокровищницей изъяснения Священного Писания», и я избран почетным членом Академии. Как видите, это очень далеко от примитивных суждений вашей студенческой молодежи. Свои «Очерки гнойной хирургии» я написал, уже будучи епископом. С почтением, архиепископ Лука. 1959 г.»
Незадолго до своей смерти владыка Лука писал старшему сыну: «Церковные дела мучительны. Наш уполномоченный – злой враг христианской Церкви. Всё больше и больше присваивает себе мои архиерейские права и вмешивается во внутренние дела. Он вконец измучил меня».
Март 1960: «У меня гораздо больше сокращающих жизнь переживаний, чем у тебя».Сентябрь 1960: «Общее положение церковных дел становится невыносимым».

Владыка страдал за судьбы Церкви и эта боль свела его в могилу. Можем ли мы говорить о том, что он умер как настоящий исповедник, поскольку несомненно страдал за Христа и пытался противостоять как умел богоборческому режиму? Дерзну предположить, что да. И поэтому не случайно его так не любили деятели советской власти, в особенности в период хрущевских гонений.

Взлеты и падения архиепископа Луки
Проводы владыки. Несмотря на противодействие властей, множество людей шествовало за гробом архипастыря. 1961 год.

Знаю и отчасти понимаю контрдоводы из неподконтрольных Московской патриархии юрисдикций Русской Церкви. Но в то же время, если быть вполне откровенными, разве священномученик Владимiр, митрополит Киевский, в дни Февральской революции не действовал заодно с Сергием (Страгородским)? Разве не Святейший Синод Российской Церкви отрекся от Царя и запретил народу молится за еще живых Царственных Великомучеников? А как можно назвать другое решение этого же Синода, объявившего Временное революционное правительство благоверным? Да, об этом тяжело и не хочется говорить, но говорить надо.

Взлеты и падения архиепископа Луки
Лидеры обновленцев Антонин (Грановский), Александр Введенский, Владимир Красницкий. Вопреки распространенному в наше время мнению главное, что объединяло разные течения обновленцев, был не модернизм, но общая просоветская позиция. Поэтому верующий народ называл их презрительно красными попами.

Святой патриарх Тихон вел себя в 1918 году почти как священномученик Ермоген, но уже в 1919 году Ермогеном его назвать уже было никак нельзя. После тюрьмы и угрозы расстрела святой патриарх Тихон вступает в общение с самым одиозным главарем красных попов Красницким, и благословляет перейти в Церкви на новый стиль. И все же мы почитаем патриарха Тихона именно как святого. Почему? Да потому, что он умел каяться. В 1917 году свт. Тихон оказался среди архиереев, отступивших от Царя, но уже в 1918-м он безстрашно прославил подвиг Царя-Мученика и осудил цареубийц.
Да, свт. Тихон связался с Красницким, но он же имел мужество порвать с ним. То есть святой патриарх Тихон умел каяться и критически относиться к самому себе. Упасть – дело человеческое, оставаться лежать во грехе – дело дьявольское.

Взлеты и падения архиепископа Луки
Святой патриарх Тихон.

ПРОТ. АЛЕКСАНДР МАЛЫХ: Признаюсь, когда я ознакомился со статьями архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Журнале Московской патриархии, я был шокирован. Казалось, это пишет не духовное лицо, а советский пропагандист, нещадно обличающий капиталистические страны и всячески восхваляющий советский строй. Вот, к примеру, такой пассаж:

«А другая великая сила — это, как признано уже всем миром, глубоко честная политика, которую проводят представители СССР в Организации Объединенных Наций и в Совете Безопасности.

Позорной неверности своему слову правительств, подписавших Ялтинское и Потсдамское соглашения, противостоит неизменная, величавая честность и всегдашняя верность нашего Правительства»
(Архиеп. Лука (Размышление о правде и лжи (К первой сессии Всемирного Совета Мира)/ ЖМП. 1951. № 5. С. 8).

Или цитата из статьи 1948 года «К миру призвал нас Господь», посвященной заседанию Генеральной ассамблеи ООН:

«Но, как ни важны для американцев их планы экономического и политического господства над миром, как ни велика власть доллара, — это не единственный мотив их решимости прибегнуть к атомным бомбам. Еще важнее их страх пред неотвратимо надвигающимся социализмом и коммунизмом. Только этим страхом можно объяснить тот факт, что правительство, считающее себя самым демократическим, всеми силами поддерживает самые антидемократические, и даже фашистские правительства других стран.

Страх основательный. Раскрепощенной мысли народов нельзя удержать никакими силами. Можно искоренять «вредные мысли» жестоким террором, кровью и виселицами… но не надолго.

И как сказал Галилей: «а все-таки она вертится», так скажем и мы: «а все-таки демократия неизбежно победит». Значит ли это, что мы отождествляем демократию с коммунизмом? Нет, не значит; но коммунизм, идущий дальше демократии, включает в себя и демократию, не такую, которая уживается в дружбе с Франко и называет фашистское Греческое правительство демократическим»
(ЖМП. 1948. №1. С. 61).

Ведь никто владыку Луку за язык, как говорится, не тянул. Мог бы и не писать. Видимо, таковы были его убеждения. Но дело в том, что то, о чем он писал, является неправдой. О какой демократии можно было говорить в СССР, да еще при Сталине? О какой честной советской международной политике может идти речь, если СССР стремился насаждать по всему мiру богоборческие, коммунистические, тоталитарные режимы?

Подобные заявления владыки Луки, «освящающие» церковным авторитетом лукавые мероприятия богоборческой власти, расходятся с тем, что он говорил на следствии в 1923 году. Тогда его слова гораздо более соответствовали достоинству православного христианина и архиерея, хотя и в то время они были не лишены изрядной доли левизны:

«… Я тоже полагаю, что очень многое в программе коммунистов соответствует требованиям высшей справедливости и духу Евангелия. Я тоже полагаю, что власть рабочих есть самая лучшая и справедливая форма власти. Но я был бы подлым лжецом перед правдой Христовой, если бы своим епископским авторитетом одобрил бы не только цели революции, но и революционный метод. Мой священный долг учить людей тому, что свобода, равенство и братство священны, но достигнуть их человечество может только по пути Христову — пути любви, кротости, отвержения от себялюбия и нравственного совершенствования. Учение Иисуса Христа и учение Карла Маркса — это два полюса, они совершенно несовместимы и потому Христову правду попирает тот, кто, прислушиваясь к Советской власти, авторитетом церкви Христовой освящает и покрывает все её деяния»
(Лисичкин В.А. Лука, врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). – М.: Издательский Совет РПЦ, 2009. С. 125-126).

В завещании своей пастве, переданном владыкой Лукой из ташкентской тюрьмы в 1923 году, он писал:

«Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всём ей смиренно повиноваться»
(Лисичкин В.А. Лука, врач возлюбленный. Жизнеописание святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). – М.: Издательский Совет РПЦ, 2009. С. 123).

Тогда владыка признавал, что советская власть была попущена Богом по нашим грехам. Очевидно, что-то с ним произошло, поскольку впоследствии он стал говорить как обновленец. А впрочем, такую эволюцию в сторону обновленчества, которое превозносило завоевания Октября и достижения советской власти, претерпела сергианская Московская патриархия в целом. Вот еще цитата из статьи вл. Луки 1944 года «Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров (По поводу великих успехов Красной Армии и наших союзников)»:

«Злые, гнусные перегородки воздвигнуты были при царизме между национальностями и классами. Для угнетателей «сарт», «киргиз» и всякий «инородец» был низшим существом. Рабочих, мастеровых, прислугу и «мужиков» называли простонародьем, чернью, и «господа» резко отмежевывались от них.

Ядом антихристианской гордости и чванства было пропитано почти все так называемое «высшее общество», а «простой народ» это озлобляло. Эти антихристовы национальные и классовые преграды не давали места христианской любви и братству. Но, несмотря ни на какие преграды, эта любовь то теплилась, то ярко горела в сердцах тех, кто ненавидел неправду. А в чистых сердцах, в которых крестом Христовым была разрушена основная преграда между Богом и людьми, и совсем не было места этим вторичным, меньшим преградам»
(ЖМП. 1944. № 9. С. 21).

Неужели архиеп. Лука не знал, что социальное неравенство сложилось исторически? Оно не было изобретено царями. В правление Царя-Мученика Николая низшие классы получали всё больше прав и возможностей и делалось это без раскулачиваний, ссылок и убийств, как это было во времена превозносимой архиепископом Лукой советской власти. Правой рукой Императора, как Верховного Главнокомандующего, в годы войны был генерал Алексеев, сын выслужившегося из крепостных крестьян унтер-офицера. Генерал Деникин тоже происходил из крестьян. И эти примеры можно продолжать. Они говорят о том, что социальные перегородки становились всё более тонкими.


Антон Иванович Деникин, герой Первой Мiровой войны, один из лидеров Белого движения.

Клеветой на царскую Россию является и то, что к людям других национальностей относились как низшим существам, что их угнетали. Слово «инородец» не имело отрицательного и уничижительного оттенка, какой оно получило при советской власти. Инородцы занимали самые высокие посты в правительственной иерархии Российской Империи. В паспорте тогда не было графы «национальность». Представители разных народов в Российской Империи имели право жить в соответствии с их собственным укладом. Ни о какой эксплуатации и тем более геноциде, как это было с северо-американскими индейцами или с африканскими неграми, ни о каких массовых выселениях, как это было с крымскими татарами или чеченцами в СССР при Сталине, не может быть и речи, когда мы говорим о царской России.


 

Клеветой является и утверждение о том, что «ядом антихристианской гордости и чванства было пропитано почти все так называемое „высшее общество“». Вся русская литература, которой зачитывалось это самое «высшее общество», бичевала сословную гордость и чванство, не говоря уже об учении Церкви о любви к ближнему. Конечно, было немало общественных грехов и пороков. Но неужели при царях всё было настолько чуждо «христианской любви и братства», что достойно было только революционного террора и насилия, и правы были большевики, безпощадно уничтожая старое общество?

Ответ для всякого непредвзятого человека очевиден, однако архиеп. Лука считал по-другому. По его мнению богоборческая советская власть ближе ко Христу, потому что ею «разрушены все преграды к товарищескому труду, и это товарищеское единение многих миллионов людей и отдельных народов, входящих в состав СССР, впервые достигнутое в истории человечества, имеет огромное нравственное значение; ибо искреннее и глубокое товарищество в труде и жизни приближает людей к великому христианскому идеалу братства и любви»
(ЖМП. 1944. № 9. С. 21).

Это «разрушение преград» стоило жизни миллионам ни в чем не повинных людей. Да и насколько товарищеским был труд в СССР, когда он был несвободным, принудительным, особенно в колхозах. О каком нравственном значении принудительного равенства, каковым оно было в СССР, можно говорить?

В статье «Защитим мир служением добру» владыка Лука пишет:

«Господь наш Иисус Христос поставил перед нами закон высшего духовного совершенства, закон любви к Богу и ближним. Поэтому тот, кто идет за Христом, не может быть защитником социальных несправедливостей, не может равнодушно взирать на то, как бедняков эксплоатируют, подавляют и унижают богатые и сильные; он всегда будет на стороне угнетенных, будет другом свободы, другом всякой правды; он не будет равнодушно взирать на то, как льется кровь голодных крестьян южной Италии, которые посмели пахать землю, пустовавшую у помещиков.

Не могут быть христиане и на стороне колониальных держав, творящих кровавую неправду в Индонезии, Вьетнаме, Малайе, поддерживающих ужасы фашизма в Греции, Испании, насилующих волю народа в Южной Корее»
(ЖМП. 1950. № 5. С. 32).

Пожалуй, наиболее удручающим для христианского слуха является упоминание гражданской войны в Греции 1946-1949 годов, в которой коммунистические партизаны сражались с войсками православного правительства Греции. Правительственные греческие войска, на стороне которых сражались православные (в частности, будущий старец Паисий Афонский), архиеп. Лука объявляет фашистскими, его симпатии всецело на стороне греческих коммунистов.


Греческие войска, в которых сражались с коммунистами православные греки, желавшие жить не под красной звездой, но под Крестом Христовым. Фашизм здесь не при чем.

В Испании, которую также клеймил вл. Лука, у власти находился Франциско Франко, ревностный католик, антикоммунист, прекративший антирелигиозный погром, который учинили в 1930-х годах леваки всех мастей в этой стране.

Мы знаем, как теперь живет народ в Южной Корее, и как в Северной. В последней пришедшими к власти при поддержке СССР коммунистами христианские храмы были уничтожены, тогда как в Южной Корее сейчас очень много христиан. Агрессия была проявлена именно со стороны Северной Кореи при поддержке маоистского Китая. И тем не менее владыка Лука считал, что воля народа насилуется именно в Южной, а не в Северной Корее. То же самое можно сказать и о Вьетнаме.

Взлеты и падения архиепископа Луки
Коммунистический плакат.


Справа налево: Мао Цзедун, Ким Ир Сен. Живые коммунистические идолы. Именно маоистские солдаты были главной ударной силой в войне в Корее.


Северо-корейцы обязаны поклоняться как богам статуям коммунистических идолов. В то же время в Северной Корее и сегодня жестоко преследуют христиан.

На все эти цитаты можно еще ответить словами самого архиепископа Луки, которые он, к сожалению, применяет не к себе, а к католикам:

«Не слыхали мы от св. апостолов и отцов Церкви, что надо нам готовить из своей среды знатоков социологии, политической экономии, международного права, истории дипломатии, политических ораторов. А научены мы совсем другому. Кровь мучеников, молитвы праведников должны мы противопоставить страшному змию, а не вмешательство в политику»
(Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий). Защитим мир служением добру / ЖМП. 1950, № 5, с. 32).

Взлеты и падения архиепископа Луки
Архиепископ Лука в конце жизни.

Несмотря на ошибки владыки Луки, мы должны помнить, что он в конце своей жизни, окруженный со всех сторон секретными сотрудниками КГБ в рясах, снова приобщился к подвигу новомучеников и исповедников Российских, ибо претерпел много скорбей, поношений, притеснений от советской власти, стремясь противостоять разложению церковной жизни руками самих церковных людей, руководимых богоборцами.

Источник: http://kondakov.ws/blog/Vzlety-i-padeniya-arhiepiskopa-Luki