В Киеве убит петлюровцами Келлер
21.12.1918. В Киеве убит петлюровцами граф генерал Федор Артурович Келлер (род. 12.10.1865)
Граф Ф.А. Келлер: «Прикажи, Царь, придем и защитим Тебя!»
Федор Артурович Келлер (12.10.1857-21.12.1918) – граф, генерал от кавалерии (15.1.1917). Племянник героя русско-японской войны графа Ф.Э. Келлера. Потомок обрусевших немцев, рожден лютеранином. Образование получил вриготовительном пансионе Николаевского кавалерийского училища, выдержал офицерский экзамен при Тверском кавалерийском юнкерском училище (1878). С началом русско-турецкой войны 1877–1878 гг. ушел добровольцем на фронт, за выдающуюся храбрость был награжден солдатскими Знаками отличия ордена св. Георгия 3-й и 4-й степени. Выпущен в 1-й лейб-драгунский Московский Его Величества полк. Командовал эскадроном, Крымским дивизионом. С февраля 1904 г. – командир 15-го драгунского Александрийского полка (Киев).
Во время волнений в 1905-1907 гг. исполнял обязанности временного Калишского генерал-губернатора, был ранен и контужен взрывом брошенной в него террористами бомбы. С ноября 1906 г. командир лейб-гвардии Драгунского полка, с июня 1910 г. командир 1-й бригады Кавказской кавалерийской дивизии, с февраля 1912 г. – 10-й кавказской дивизии, с которой вступил в Великую войну.
Келлер выделялся среди других кавалерийских начальников своей личной храбростью и пользовался большой популярностью в войсках. Бывший его офицер, Андрей Шкуро вспоминал: «Воин с головы до пят, богатырь двухметрового роста Федор Артурович Келлер в трудные моменты лично водил полки в атаку и был дважды ранен. Когда он появлялся перед полками в своей волчьей папахе, чувствовалось, как трепетали сердца обожавших его людей, готовых по первому его слову, по одному мановению руки броситься куда угодно и совершить чудеса храбрости и самопожертвования». В начале войны его дивизия вошла в состав 3-й армии ген. Н.В. Рузского. 8 августа в бою у Ярославице разбил 4-ю австро-венгерскую кавалерийскую дивизию. В ходе Галицийской битвы организовал преследование неприятеля и 31 августа взял у Яворова 500 пленных и 6 орудий. За боевые отличия награжден орденами св. Георгия 4-й (сентябрь 1914 года) и 3-й (май 1915) степени.
С апреля 1915 г. командир 111 конного корпуса. В ночь на 17 марта атаковал неприятельскую группу, осуществлявшую обход левого фланга 9-й армии Юго-Западного фронта, и нанес ей поражение под Хотином. Сыграл выдающуюся роль в Заднестровском сражении 26–28 апреля. 27 апреля провел знаменитую конную атаку у Баламутовки и Ржавенцев силой 90 сотен и эскадронов в конном строю, взяв около 4 тысяч пленных. Во время наступления Юго-Западного фронта в начале июня 1916 г. на корпус Келлера вместе с корпусом ген. М.Н. Промтова возложено преследование отходившей южной группы 7-й австро-венгерской армии. Занял Кымполунг, взяв 60 офицеров, 3,5 тысяч нижних чинов и 11 пулеметов.
Узнав об отречении Государя Николая II и предполагая его насильственный характер, Келлер направил Царю телеграмму: «Третий конный корпус не верит, что Ты, Государь, добровольно отрекся от престола. Прикажи, Царь, придем и защитим Тебя!». (Телеграмма, разумеется, не была передана Государю его изменническим окружением.)
Когда был получен текст присяги Временному правительству, Келлер отказался приводить к присяге корпус: «»Я христианин, и думаю, грешно менять присягу!». 5 апреля он был уволен «за монархизм» и уехал в Харьков. Здесь летом 1918 г. ген. Б.И. Казанович тщетно убеждал Федора Артуровича уехать на Дон в Добровольческую армию – ее демократические вожди и политики были верному царскому генералу не по душе. По его мнению, Добровольческая армия обязана была вести борьбу под монархическим флагом, ибо большевицкому материализму могла быть победно противопоставлена лишь его одухотворенная антитеза – православная монархия.
Тем не менее Келлер принял приглашение генерала Деникина самостоятельно сформировать Северную группу Добровольческих войск в районе Пскова и Витебска. Находясь в пути в Псков, он также получил предложение гетмана П.П. Скоропадского командовать его войсками на Украине для обезпечения порядка в обороне от самостийников-петлюровцев. (Скоропадский также был русским офицером-монархистом, а не самостийником, но он был вынужден подчиняться требованиям немецкого оккупационного командования, желавшего «независимости» Украины, нереальность чего для всех была очевидна.) Учитывая, что район Пскова был оккупирован немецко-австрийскими войсками, а также неустойчивость общей обстановки, граф Келлер принял решение остановиться в Киеве и рассмотреть предложение Скоропадского – нельзя ли и его использовать для выполнения поставленной ему задачи. 5.11.1918 гетман Скоропадский назначил Федора Артуровича главнокомандующим войсками на территории Украины с подчинением ему также и гражданских властей, однако уже 13 ноября граф перемещен на пост помощника генерала князя А.Н. Долгорукова. Ведь Келлер открыто заявлял, что будущее России – в восстановлении монархии и возрождении «великой и неделимой» Империи – и потому многим самостийным политикам и немцам он был неприемлем.
Следует отметить, что Келлер принял предложение возглавить формирование Северной армии с благословения на это св. Патриархом Тихоном шейной иконкой Державной Богоматери и просфорой. (Факт этот был обнародован десятилетия спустя Е.Н. Безак, женой Ф.Н.Безака, тогда назначенного Келлером председателем Совета обороны при главнокомандующем.) Патриаршие дары были доставлены в Киев владыкой Нестором Камчатским. В своем обращении к военным соратникам Федор Келлер говорил: «Настала пора, когда я вновь зову вас за собою. Вспомните и прочтите молитву перед боем – ту молитву, которую мы читали перед славными нашими победами, осените себя крестным знамением и с Божией помощью вперед за Веру, за Царя и за неделимую нашу родину Россию». Символикой Северной армии Келлер утверждает в качестве нарукавного знака белый восьмиконечный православный крест. (В гражданскую войну этот знак появится еще только раз – на груди у бойцов из дружин «Святого Креста» генерала М.К. Дитерихса в Сибири. А патриаршего благословения на Белую борьбу удостоится позже еще адмирал А.В. Колчак.)
В 1918 г. на северо-западе и юге вполне реальной была возможность создания антибольшевицкого фронта под монархическими знаменами совместно с армией гетмана Скоропадского, Донской армией генерала Краснова, Южной армией генерала Н.И. Иванова в Воронежской губернии и Астраханской армией полковника князя Тундутова и будущей армией генерала Юденича на северо-западе. Были надежды, что при успехе этих планов и Добровольческая армия Деникина под влиянием преобладавшего в ней монархического офицерства войдет в этот общий фронт.
К сожалению, германская поддержка большевиков как своих ставленников и ориентация Деникина на верность Антанте, требовавшей восстановления восточного фронта против немцев (тоже при тайной ставке Антанты на жидобольшевиков) не позволили этому плану осуществиться. На практике создание Южной и Астраханской армий свелось лишь к образованию штабов будущих полков и немногочисленных кадровых частей, включенных позднее в состав Вооруженных сил Юга России. Самостоятельной роли сыграть им было не суждено.
Граф Келлер не успел отбыть к месту развертывания Северной армии. Накануне занятия Киева войсками масона-самостийника С. Петлюры он взял на себя руководство обороной, однако сопротивление оказалось невозможным. После занятия города петлюровцами как руский патриот-монархист, не срывавший своих убеждений, Федор Артурович был убит выстрелами в спину на Софийской площади у памятника Богдану Хмельницкому.
Граф Ф. А. Келлер с детьми: Павлом (1883-1980) – справа; Александром (1887-1944) и Елизаветой (1885-1965) – сидят
Будучи по рождению немцем-лютеранином граф Ф.А. Келллер стал истинно русским православным монархистом и явился в этом образцом для многих русских по крови. Командир лейб-гусар и дворцовый комендант, друг Келлера В.Н. Воейков в своих воспоминаниях отзывается о нем как об «истинно русском, кристально чистом человеке, до мозга костей проникнутым чувством долга и любви к Родине». Именно благодаря таким людям Белое движение развивалось от первоначального непредрешенчества к православному пониманию своей исторической задачи, которая и стала определяющей как для Белого дела на его последнем этапе и затем в эмиграции, так и для нас, потомков и преемников белогвардейцев.
Использованы материалы:
Максим Воробьев, Михаил Фомин (Общество памяти генерала Келлера, СПб).
Генерал Келлер, православный христианин. Пояснения по вопросу о вероисповедании генерала Ф.А. Келлера, героя Великой войны и единственного русского военачальника, сохранившего верность Царю в феврале 1917 года.
Василий Цветков, Руслан Гагкуев. Генерал Ф.А. Келлер в годы Великой войны и русской смуты. //Граф Келлер. Москва, издательство «Посев», 2007.
Источник: https://rusidea.org/25122104
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.