ГОД УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ — О. Г. СУХАРЕВ
О главных пороках экономической политики России в уходящем 2018 году …
«Как бы Вы охарактеризовали 2018 год? Какие события и тенденции Вы выделили бы как главные, определяющие для этого года? Что Вы ожидаете от 2019 года?» — на эти вопросы отвечает экономист, доктор экономических наук, профессор Олег Сергеевич Сухарев:
Для мировой экономики 2018 год был годом еще одного шага навстречу к кризису. Несмотря на позитивные данные по развитию американской экономики, тем не менее, темп роста китайской экономики понизился. Произошло обострение торговой войны между КНР и США, которая сильно влияет на мировую экономическую динамику. В уходящем году в мировой системе нарастало напряжение по всем линиям: обострение социальных противоречий, конфликтов между трудом и капиталом, усиление подрывной деятельности разведок, военной напряжённости, углубление неравенства, увеличение бедности и конфликтов, дискриминация отстающих в развитии и наиболее бедных стран. Мы наблюдаем обострение конкурентной борьбы мирового капитализма за рынки и ресурсы, доходы.
В 2018 году мир сделал еще один шаг к масштабному кризису. Также остро проявились экологические проблемы, общество индивидуализируется и меркантилизируется, «богатые тоже бесятся».
Для России 2018 год — год упущенных возможностей. К глубокому сожалению, не произошло никаких структурных изменений (я имею в виду начальную фазу таких изменений, так как годового периода для них крайне мало). Существенного улучшения социальных параметров жизни населения за счёт увеличения темпа роста экономики, снижения бедности, расширения рабочих мест и экономических возможностей граждан — одного из основополагающих качеств жизни — ТАКЖЕ НЕ ПРОИЗОШЛО! Возможности — это показатель, когда жизнь становится благостной, благополучной, социально наполненной и органичной, а люди удовлетворены ею — им многое доступно и позволительно по доходу, что входит в круг важнейших потребностей взрослого человека! При этом расширение возможностей людей должно сопровождаться уменьшением затрат на реализацию одной функции, входящей в состав этих возможностей. Вот тогда жизнь упрощается, а не усложняется. Богатство человека в том, кода он может спокойно распорядиться своим временем, и не наблюдается эффекта «исчезновения времени» в силу наслоения правил и общественных изменений.
В 2018 году обострилось напряжение между трудом и капиталом, обострились социальные противоречия, возросло озлобление и неприятие людьми власти. И мне не интересно, подтвердят ли мое мнение социологические опросы. Я делюсь частным наблюдением. Единственное, чем может похвастаться правительство — подавлением инфляции. И возникает вопрос: какова была цена? Инфляция нам обошлась увеличением бедности, социальных противоречий и конфликтов. В стране очень низкий уровень реально располагаемых доходов, высока величина бедных и что самое важное — работающих бедных. Труд не оценён должным образом, мест труда явная нехватка по квалификации и достоинству людей, по их компетенциям — нет применения, всеобщая невостребованность. А ограниченное число мест при значительном числе претендентов воспроизводит коррупцию и блат при назначении и отборе на эти места, какая бы процедура ни была, — демократические выборы, которые превращаются в выборы по блату, или назначение. Избираются и назначаются вторящие — сервилисты! Это большая проблема для системы управления и для того, чтобы реализовывались способности большого числа людей. В этом смысл и назначение экономики, а не в том, чтобы якобы рынок (а на самом деле блат!) отсекал всех остальных ввергая их в фрустрацию!
Еще отмечу успехи 2018 года — прорыв в сельском хозяйстве и обороне. Действительно, в сфере обороны страны было кое-что сделано благодаря режиму секретности и благодаря мощнейшим заделам СССР, которые не успели угробить в лихие 90-ые и в 2000-ые гг. Не будем забывать, что в 2000-ые происходило угробление обороны и промышленности, только чуть медленнее, чем в 1990-ые, зато качественнее! Сейчас не принято это говорить, перекладывая всю ответственность на 1990-ые. Но это не так! Ещё в 1998 году потенциал обороны и промышленности был в разы выше, чем скажем в 2004-2006 гг. Президент любит подчеркивать, что мы добились новых достижений, но, отмечу, что они сделаны на советской научно-технической базе — исходная база та, другое дело, что многие решения предложены сегодня. Но без той базы — они не были бы предложены! Это всегда надо помнить!
В сельском хозяйстве мы добились успеха благодаря антисанкциям, обеспечивающим защиту внутреннего рынка, относительными успехами в отечественном сельхозмашиностроении, но сырьевая база села существенно подорвана и является трудноразрешимой проблемой для дальнейшего роста. Все проблемы известны: семенной фонд, селекция, поголовье стада — отечественный скот, дающий молоко, чтобы не разбавлять сегодня пальмовым маслом — творог, молоко, сыры.
Теперь о технологическом рывке России. Проект, связанный с нанотехнологиями, почил в Бозе — мы имеем серьезные проблемы в микроэлектронике и средствах её производств. Наиболее передовые отрасли т.н. 5 и 6 уклада развалены и не восстановлены (даже 4-ый уклад имел большой ущерб). В этой сфере (высоких технологий, наукоёмких производств) нет успехов: ни кадровых, ни фондовых, ни по научным направлениям. Мы имеем провалы по физике полупроводников, микроэлектронной технологии, спецтехнологии и т.д. Успехи локальные, высокие технологии не приводят к тиражированию в производстве. Это большая проблема для страны!
К сожалению, в уходящем году лишь окрепла старая философия макроуправления, связанная с выводом больших финансовых ресурсов из экономики. Вновь вернулся отток капитала из страны на прежнюю отметку в 50-60 миллиардов долларов (в 2017 году отток был примерно 20-25 млрд. долл.). К 2021 году планируют вывезти до 11 триллионов рублей в Фонд национального благосостояния — это почти половина бюджета страны. Также планируется профицит — 1,1% ВВП и почти каждый год на протяжении 2019-2021 гг. профицит будет около процента ВВП. Россию покидают большие ресурсы, поэтому вновь повторяю, что 2018 год — Год упущенных возможностей. Капитал должен оставаться в России и работать на наше благосостояние. За год ничего не было сделано в этом направлении, как впрочем, и в 2017 году.
Главный порок — окрепла политика «кубышки», вывода средств и институционально-управленческой чехарды. Бардак связан с национальными проектами и программами. С 90-ых годов экономисты РАН и ваш покорный слуга твердят, что они внутренне не проработаны и не согласованы. Проблема в том, что проектировки эти проектов и программ всегда исходили из бюджетной необходимости и макроэкономической его сбалансированности. В итоге по этим проектам и программам субъектам хватало впритык на пополнение оборотных средств и исполнение программы. Кстати, часто она не выполнялась в полном объёме, эффективность была невысокой. Этот же подход применён и к национальным проектам. Общие суммы выделены, внутренности проектов — не ясны. Появились отдельные «гуру экономики», которые недавно выползли на поле экономической дискуссии волею судьбы или блата с заявлениями, что мультипликативные эффекты национальных проектов не работают. Какой может быть мультипликативный эффект, если финансы выделяются по бюджетному ограничению впритык, не позволяя ни заменить кадры, ни фонды, ни обучить, ни осуществить инвестиции в человеческий капитал? Властвует прежняя финансовая философия планирования. Нацпроекты занимают менее 2% ВВП в год, затыкают лишь отдельные технологические разрывы и в основном социальные направления: культура, образование, здравоохранение, а также секторы услуг. Какая мультипликация? Если у них другое назначение?! Все действия не согласованы. Проект «Наука» один, в Здравоохранении — что нет науки? Подобных нестыковок много! Премьер-министр не ответил томской журналистки о таких нестыковках! Но проблема ещё и в том, что эти причины назывались экономистами, начиная с 1990-ых гг. и все 2000-ые. Но появившиеся с 2016 года «гуру» вдруг заявляют о качестве институтов, о том, что нет мультипликации. Что они не наполнены и неэффективны. Робко так заявляют с оговорками, чтобы сильно правительство не критиковать, якобы научно заявляют, как сказал Президент РФ, «анализируют со стороны»! Однако анализ со стороны анализу со стороны — рознь! Так же, как и не со стороны! Вы бы лучше слух и глаза включили — читать научились бы, а также затем совесть и «понималку», чтобы оценить тех, кто уже про это писал! А вы слова расставляете, и стороны определяют, кто с какой стороны! Позор России такое отношение к её трудолюбивым и честным людям!
Что будет происходить внутри национальных проектов и государственных программ? Где единый план развития страны? Где единая стратегия? Только к 2022 году мы восстановим некоторые параметры 1990 года. Поэтому 2018 год — Год упущенных возможностей и год, когда мы закрепили «стагнатную модель роста», риторически рассуждая о рывках! Принятый трехлетний бюджет — это бюджет по выводу из страны ресурсов. Бюджет на три года — это провозглашение лозунга: уходите из России! Бюджет — сдерживает рост! Я рад, что представитель старой советской школы академик Аганбегян А.Г. как-то недавно отметил это, поправляя представителя либеральной команды, утверждавшего, что бюджет поддерживает рост. Мои расчёт также подтвердили, что государственные расходы вносят весьма малый вклад в темп роста ВВП.
Бюджет не помогал, а тормозил экономический рост! И никакие паллиативы, наподобие институтов развития и снижение ставки при нынешней ситуации институционально-управленческой чехарды не помогут, они лишь являются локальными облегчениями. Хотя Ваш покорный слуга давно ратует и за снижение ставки, и за дифференциацию ставки (процентный портфель). Тем более, ставку не снизили по факту, а дважды повысили в конце 2018 года под видом ожидания рисков. Продолжается локальная поддержка лишь отдельных направлений. Успехи только в сельском хозяйстве и оборонке — они относительные, их можно считать «внесистемными успехами», и системной основы для наращения успехов они, к сожалению, не создают. И если так дальше пойдет, то рост сельского хозяйства захлебнется.
Все перечисленные мною проблемы создают общий фон и итог года. Пусть лучше скепсис, чем головокружение от успехов, которое уже возникает и пропагандируется в СМИ. Это втройне опасная штука! Отдельные локальные успехи получены с большим напряжением и бременем для населения — увеличением налоговой нагрузки, увеличением пенсионного возраста. Гасят инфляцию с помощью повышения ставки, урезая инвестиции и осуществляя демонетизацию экономики. Инфляцию, вызванную не монетарными факторами, давят монетарными. Собираются гуру-ученые и обсуждают экономическую ситуацию, при этом думают, как бы не критиковать правительство. А что делать, и не знают. Постоянное перемалывание и пережевывание одного и того же.
Поэтому, обобщая, скажу так: в 2018 году мы наблюдали провал экспертного и академического сообщества России, а также чиновничьего аппарата. Впервые к провалу правительства присоединяется провал академического сообщества. Степень отсутствия слуха и зрения возрастает! Это опасно! Блат, сервилизм, отсутствие открытости и искренности в научных исследованиях, злоба, я бы даже сказал, и формализм — также увеличиваются, дискредитируя экономическую науку, которая итак в этом смысле не была на высоте! У меня пессимистический прогноз на 2019 год. Многие агентства дают представления о небольшой рецессии. Я думаю, что всё же рецессии не будет, хотя экономический рост будет весьма и весьма скромным, около 1%. Вероятность рецессии я оцениваю 50 на 50, потому что «стагнатный рост» быстро может быть свёрнут, но также при изменении политики можно придать и новый динамизм — такая возможность пока сохраняется, однако потенции нет её задействовать — вот в чём основная проблема!
Ещё одна основополагающая проблема страны — не создана база развития в смысле системы управления развитием (аналитического управления!). Это и отображает трехлетний бюджет. Это главный порок планирования макрополитики в России. И с этим пороком нам придётся жить, возможно, «стагнатно», но жить и пытаться решать проблемы, включая и перечисленные!
Источник: http://reosh.ru/o-g-suxarev-god-upushhennyx-vozmozhnostej.html
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.