ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИДЕИ ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКОГО НИКОЛАЯ II

И. Ф. Охотин

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИДЕИ ИМПЕРАТОРА ВСЕРОССИЙСКОГО НИКОЛАЯ IIк 55-летию мученической кончины
,,Орёл летал всё выше и вперёд К Престолу Сил сквозь звёздные преддверья,
И был прекрасен царственный полёт И лоснились коричневые перья.
Он умер, да! Но Он не мог упасть,
Войдя в круги планетного движенья,
Бездонная внизу зияла пасть,
Но были слабы силы притяженья . . .”
Гумилёв

«. .Но слезами крови ведь не смоешь:
Кровь невинных к Небу вопиет!
Совести своей не успокоишь Ты, так долго страждущий народ,
До тех пор, пока ты не слезами За границей уцелевших беглецов,
А в своей стране, своими же руками Вновь не востановишь вековых основ:
Родины своей безгласной, безымянной,
Имени Россия не вернёшь,
Царское, тобой истерзанное знамя Сам опять над ней не развернёшь …”
М. Расловлев

ИДЕЯ САМОДЕРЖАВИЯ
И чем дальше отходят события той ужасной ночи с 16-го на 17-ое июля 1918-го года, всё ярче и величавее выделяется образ ЦарячМученика на фоне далёких, роковых для России и всего человечества, исторических событий!
Ушёл великий Монарх и с Ним — свобода, закон и порядок, но Его деяния, страдания и смерть за Россию — останутся в памяти русского народа.

Царь-Мученик покинул этот грешный мир, но Его некоторые идеи уже осуществились: так например, созданная Его трудами Гаагская конференция 1899 г. дала основание „Лйги Наций”, после 1-ой Мировой войны, а Его идея, что „будущее России в Азии”, с постепенным заселением просторов Сибири, нашла уродливое применение в действиях советской власти, насильственно посылавших русских людей на „целину” диких мест этой страны.
И многие другие государственные идеи Государя Императора Николая II выразились в ряде реформ по обновлению России и ее духовной, социальной и экономической жизни народа, создавших Ему славу великого реформатора Российской Империи.
Самодержавие русских Царей и Императоров не было „деспотией” восточных владык или „абсолютизмом” европейских королей. Русская монархия, в прошлом, возглавляла различные формы государственного управления, наилучшим образом отвечавшие требованию времени, всегда сохраняя характер независимой силы, надклассовой и надпартийной верховной власти.
При первом царе Дома Романовых была „соборная монархия”, когда Земский Соборо помогал молодому царю Михайлу Феодоровичу восстановить Русь, после смутного времени. При императоре Петре I — приняла вид абсолютной власти, позволившей, ему преобразовать и перестроить Московию на европейский лад. При императорице Анне Иоанновне приняла вид „Бироновщины”, т. е., засилия иностранцев. При императрице Екатерине II создалась т. н. „дворянская монархия”. В конце царствования императора Александра I приняла вид „аракчеевщины”, т. е. военной диктатуры и, наконец, в царствование императора Николая II России был дац новый государственный строй, т. н. „Думская монархия”, с народным представительством. Надо заметить, что „Государственная Дума” ничего общего с западно-европейским парламентом не имела (по замыслу реформы), т. к. Царь оставался Самодержцем, лично назначая министров и сохраняя полноту исполнительной власти. Эти примеры показывают, как политическое управление всё время изменялось по форме, оставаясь, в принципе властью самодержавной.
Как только на Престол взошёл Император Николай II, сразу же к молодому Царю обратилась русская интеллигенция с пожеланием участвовать в управлении государством (хотя она составляла всего лишь 87 населения). На эти притязания Государь ответил:
„Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекавшихся беспочвенными мечтаниями об участии представительства земства в делах внутреннего управления; пусть все знают, что Я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой покойный незабвенный Родитель”.
Позже, под давлением революционных беспорядков во время войны с Японией, Царь принуждён был созвать „Думу”, т. е. включить народное представительство в государственный строй, как опору и помощь Себе. При открытии Первой Государственной Думы, Государь произнёс следующее приветствие:
„Всевышним Промыслом вручённое мне попечение о благе отечества, побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа. С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным Моим подданным выбрать от себя. Трудная и сложная работа предстоит вам. Верю, что любовь к Родине и горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас. Я же буду охранять непоколебимыми установления, Мною дарованные, с твёрдой уверенностью, что вы отдадите все свои силы на самоотверженное служение отечеству для выяснения нужд столь близкого Моему сердцу крестьянства, просвещения народа и развития его благосостояния, памятуя, что для духовного величия и благоденствия государства необходима не одна свобода, — необходим порядок на основе права.
Да исполнятся горячие Мои желания видеть народ Мой счастливым и передать Сыну Моему в наследие государство крепкое, благоустроенное и просвещенное. Господь да благословит труды, предстоящие Мне в единении с Государственным Совеом и Государственной Думой, и да знаменуется день сей отныне днём обновления нравственного облика земли Русской, днём возрождения ее лучших сил. Приступите с благоговением к работе, на которую Я вас призвал, и оправдайте достойно доверие Царя и народа. Бог в помощь Мне и вам”.
Но тщеславные лидеры Думы иначе понимали свою роль. Таврический дворец сначало становится центром опозиции Царю, а потом и центром революции „сверху”, т. е. верхов, приведшую к отречению Царя-реформатора. Даже в роковые дни 1-2 марта 1917 г., Государь оставался твёрдым идее Самодержавия. Во время убеждений ген. Русского, продолжавшихся до 2 часов ночи, Царь-Мученик указал ему: „Я ответственен перед Богом и Россией за всё, что случилось и случится — будут ли ответственны министры перед Думой и Государственным Советом — безразлично. Я никогда не буду в состоянии, видя, что делается министрами не ко благу России, с ними соглашаться, утешаясь мыслью, что это не моих рук дело .. .” и добавил, что общественные деятели, которые, несомненно, составят первый кабинет, получив бремя власти, не сумеют справиться со своей задачей.
Это были пророческие слова Царя: уже в мае 1917 г. Милюков (министр иностранных дел) и Гучков (военный мин.) потеряли свои портфели, а премьер Львов в июле сдал эту фиктивную власть организатору и вице-председателю „совета рабочих и солдатских депутатов” социалисту Керенскому. Председателя Государственной Думы Родзянко, ведшего все переговоры с генералитетом об отречении Государя, так вообще не допустили в состав Временного Правительства.
Актом „отречения” Государь Император Николай Александрович не аннулировал царскую власть, Он эту высшую власть передал Своему Брату Великому Князю Михаилу Александровичу, Сам, до конца, оставаясь верен идее Самодержавия!

ИДЕЯ ЦЕРКОВНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА

Царь-Мученик и Его Августейшая Семья во всё время Их заключения, начиная с марта месяца 1917 г. в Царском Селе, потом с августа по май сл. года в Тобольске и, затем, в Екатеринбурге до той жуткой ночи убийства, с 16-го на 17-ое июля 1918 г., в подвале дома Ипатьева, в этот период засвидетельствовали поразительный пример христианского терпения, смирения и всепрощения.
Но ещё до постигшего великаго несчастья Царской Семьи и России, ещё в дни величия и мощи — Император Николай II и Императрица Александра Федоровна удивляли высшее общество своей глубокой религиозностью и чисто древне-русским благочестием. Известны Их широкая благотворительность и забота о церкви, Их встречи с простыми людьми, побывавших в святых местах, Их поломничества в отдалённые монастыри и, не случайно, что в это царствование было прославлено наибольшее число русских святых :
в 1896 г. — св. Феодосий Углицкий, в 1897 г. — св. муч Исидор, в 1903 г. — преп. Серафим Саровский, в 1911 г. — святитель Иосаф Белгородский, в 1913 г. — свят. Ермоген, Патриарх Московский,, в 1914 г. — свят. Питирим, епископ Тамбовский, в 1916 г. — свят. Иоанн, митрополит Тобольский.
Надо заметить, что в Саровские дни, когда Государь и Царская Семья три дня находились среди сотни тысяч православных русских людей, прибывших прославить новоявленного чудотворца, в эти дни Царь почувствовал близость, тесное единение и веру в русский народ, который восторженно выражал Ему свою преданость. Увы, об этом торжестве православия, в те годы, наша печать старалась умолчать, скрывая от России небывалый подъём духа благочестия и любовь народа к Царю православному.
Государь Император Николай II, будучи Главой Государства Православного, постоянно заботился о благополучии Церкви, думал о реформах, о созыве Собора с целью восстановления Патриаршества.
Известно Его заявление, сделанное ещё когда Он был Наследником Престола: „Царь Пётр I, расчищая ниву русской жизни и уничтожая плевелы, не пощадил и здоровые ростки, укреплявшие народное самознание. Не всё в до-Петровской Руси было плохо, не всё на западе достойно подража- ния”.
Это мнение Государя можно отнести и к указу Им. Петра I об учреждении „Духовной Коллегии” или „Святейшего Правительствующего Синода”, возглавляемого Обер-прокурором, чиновником, подчиненном Сенату.
Таким образом власть Патриарха заменялась этим коллегиаальным учреждением. Но Синод не мог иметь то обаяние, авторитет, той нравственной силы, какую имели наши Первоиерархи. Московские Митрополиты и Патриархи были выразителями религиозного и нравственного сознания и совести русского народа, они не боялись сказать правду и осудить поведение таких строгих Царей как Иван IV и Пётр I (как митр. Филип и патр. Адриан), а в критические моменты русской истории поддерживали царей и, даже, брали власть в свои руки (как митр. Макарий, Филарет).
Сила Самодержавного Царя была в единении царской верховной власти — опирающейся на христолюбивое воинство, и православной церкви — выразительницы духовной силы народа.
Это единение Государь хотел восстановить и уже в 1904 г. особый Комитет Министров разбирает вопрос церковного преобразования, но ввиду разногласия в комитете (между Витте и Победоносцевым), 13. 3. 1905 г. последовала Высочайшая резолюция — передать этот вопрос на рассмотрение Святейшего Синода. Как ни странно, против созыва церковного Собора было не только окружение обер-прокурора, но и церковные круги, не желавшие чтоб вну- трении вопросы церкви решались голосами атеистов и иноверцев в новых законодательных учреждениях России. 31. 3. 1905 г. Государь Император Николай II написал следующую резолюцию:
„Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия и обдуманености, каково со- эвание поместного Собора. Предоставляю Себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам Православных Императоров, дать сему великому делу движение и созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления”.
После этого было организовано при Синоде „Предсоборное Присутствие”, а затем (в 1912 г.) „Предсоборное Совещание”, разработавшие планы ожидаемого Собора и проект высшего церковного управления.
Хотя в царствованиеИмператора Николая II и не было приступлено к основным изменениям церковного управления, заботами царя, духовенство было обеспечено теперь введением жалования и пенсии; открывались новые низшие и высшие церковные школы; росло храмостроительство не только в России, но и во всех частях света сооружались православные храмы за счёт Царя ; развилось книгопечатание религиозно-нравственных книг.
Во время второй русской смуты 1917 г. ореол Самодержавия был затемнён клеветой и лживой пропагандой, верховные водители же наших войск были введены в заблуждение о неразрушимой связи всех трёх слов присяги: „За веру, Царя и Отечество” и они не выполнили свой высший долг, а голос и призыв церкви не был услышан в те критические дни нашей истории и … зло победило.
Царь-Мученик указал нам путь, на который должна вернуться русская православная церковь: к соборности, свободная от контроля государства. Но в те бурные годы думской монархии было невозможно провести эту идею! Всероссийский Церковный Собор всё же собрался 16. 8. 1917 г., перед самым приходом большевиков к власти, и 5. 11. 1917 г. избрал святейшего владыку Тихона — Патриархом Московским и Всея Руси и сделал ряд важных постановлений. Но наша церковь тогда не была свободна, фактически, началось уже истребление иерархов и духовенства (10,000 ч.). Сам Патриарх Тихон всё время находился или под следствием или же в тюрьме, храбро объявляя сатанинскую, антихристову сущность советской власти и анафемат- ствовал большевиков. Святейший патриарх Тихон умер 15. 3. 1925 г., он был отравлен.
Русская Православная Церковь сейчас гонима и ушла в „катакомбы”. Она ждёт обновления и освобождения и, как того желал Государь Император, должна стать соборной и независимой от светского надзора, быть выразителем духа благочестия православной Руси.

„ИДЕЯ ВЕЛИКОДЕРЖАВНЫХ СТРЕМЛЕНИИ РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ”
В 1890 г. Наследник Цесаревич Николай Александрович, будущий Император Николай II, сделал большое путешествие (посетив Грецию, Египет, Ин- до-китай, Японию, где на Него был совершён атен- тат японским фанатиком) и возвратился, проехав через всю Сибирь.
31-5-1891 г. Он сделал закладку конечной станции Великого Сибирского пути — во Владивостоке, Он же был и председателем Комитета по сооружению этой дороги. Эта самая длинная железнодорожная линия в мире должна была стать главной связью Сибири с Европейской Россией, значение которой не только экономическое, но и стратегическое и политическое в нашем стремлении на восток.
Государь считал, что будущее России в Азии, куда мы, постепенно, раздвигали свои границы, предоставляя новые земли избытку нашего населения, и создавая могущественное Евро-азиатское государство. Была создана большая переселенческая программа; была запрещена ссылка в Сибирь, чтоб не засорять нежелательным элементом новый край; были приняты меры к развитию этой окраины России и т. д.
Ещё в 1895 г. Император Николай II сделал такую резолюцию на докладе министра иностранных дел:
,,России безусловно необходим свободный в течение круглого года и открытый порт. Этот порт должен быть на материке (юго-восток Кореи) и обязательно связан с нашими прежними владениями полосой земли”.
Мысль ясна: Россия должна была, наконец, найти свободный выход на океаны ! Порт Владивосток большую часть года закрыт льдами и, кроме того, Япония заслоняла собой выход в Тихий океан. Выход из Балтийского моря закрывали Дания и Швеция, выход из Чёрнаго моря закрывала Турция.
В японо-китайскую войну 1894 г. Россия стала на сторону Китая, не допустила Японию утвердиться на материке и получила право от богдыхана занять Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и полосу Манжурии для постройки железной дороги. Таким образом, мы укреплялись на береге Печилий- ского залива и имели свободный выход на просторы Тихого океана. Позже, в 1912 г. мы получили и Внешнюю Монголию.
Эти успехи России озлобили не только Японию, но вызвали недоброжелательство со стороны Англии и Америки к нам. В 1902 г. был заключён англо-японский союз; Англия начала вооружать Японию, при поддержке американского капитала. Назревала война! Несмотря на осуждение и полного непонимания русского общества нашей дальневосточной политики, называвшего её авантюрой придворных кругов, мы просто не могли отказаться от занятой нами позиции великого государства.
Вот, что писал американский историк С. Гейлер на эту тему: ,,Россия должна была найти свой собственный выход к освободным гаваням Печилийско- го залива, иначе все труды и жертвы долгих лет оказались бы бесплодными и Великая Сибирская Империя осталась бы гигантским тупиком”. Даже враги Царя — большевики в Красном Архиве писали: ,,Нет более убогого взгляда на вопрос, чем взгляд буржуазных радикалов, сводивших всё дело к концессиям на Ялу” и дальше ,,Концепция об авантюрах различных придворных клик является не только недостаточной, но и убогой”!
Нам теперь приходиться просто поражаться при каких условиях Царю-Мученику приходилось проводить свои идеи, одинако трудясь о величии России! В ночь на 8-2-1904 г. японские миноносцы, без объявления войны, атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре. Наша Первая Тихо-океанская эскадра, разъединённая (часть в Порт-Артуре и часть во Владивостоке) не могла равняться ни по количеству, ни по скорости, ни по силе огня новейшим кораблям японского флота. Она не смогла остановить десант японских армий. Началась осада Порт-Артура (стоившая японцам 92,000 ч.), начались тяжёлые бои в Манджурии, с отходом к Мукдену. Балтийская эскадра пришла уже после сдачи Порт-Артура и по пути во Владивосток, у островов Цусимы, потерпела поражение. После боя у Мукдена, японцы шесть месяцев не могли собраться с силами и бездействовали, в то время как наша армия крепла (сибирская дорога уже пропускала по 20 поездов в день), во главе с новым командованием, русские войска стремились в бой.
Но мятеж 1905 года, как и смута 1917 г., лишили русское оружие ожидаемой победы над врагом!
При посредничестве американского президента — Рузвельта, Государь согласился на переговоры о мире с Японией, проявив при этом непоколебимую твёрдость, защищая достоинство и интересы России. Нашим делегатам указывалось : ни гроша контрибуции, ни пяди русской земли не давать.
Японцы, неожиданно, согласились на наши условия и мир с Японией был заключён. Вот телеграм- маг гр. Витте из Портсмута на имя Царя:
„Япония приняла Ваши требования относительно мирных условий и таким образом мир будет восстановлен, благодаря мудрым и твёрдым решениям Вашим и в точности, согласно предначертаниям Вашего Величества. Россия остаётся на Дальнем Востоке великой державой, каковой она была до днесь и останется во веки!”.
Если мы взглянем на южную границу Сибири теперь, то увидим, что важная железнодорожная магистраль этого края идёт вблизи рубежа с сильным государством. Никакая национальная Российская власть не потерпит угрозы разрыва этой насущной линии связи, и, безусловно, идею Государя Императора Николая II: „через Манджурию к Печи- линскому заливу” снова вспомнят будущие Вожди России!

 

„ИДЕЯ МИРОЛЮБИВОГО СОДРУЖЕСТВА НАЦИИ”
Государь Император Николай II вступил на Престол после смерти Императора Александра 1П, царствование которого прошло в редком, для Европы, общем мире. Молодой Царь хотел продолжать путь Царя Миротворца — политику мирного содружества со всеми народами. Эта политика отвечала личному характеру и убеждению, и мировозрению Ца- ря-Мученика.
Иностранным государствам сразу было заявлено:
„Россия пребудет неизменно верна своим преданиям: она приложит старания к поддержанию дружеских отношений ко всем державам, и по-прежнему в уважении к праву и законному порядку будет видеть верный залог безопасности государства”.
Государь Император Николай Александрович искренно желал поддержать мир в Европе, т. к. Его взоры и стремления были обращены на еостск. Но, после целого века затишья, почти все великие государства Европы видели необходимость свести счёты между собой. Они страховали себя не только союзами и тайными договорами, но и усиленно вооружались, что ложилось тяжёлым бременем на население и создавало определённую угрозу неминуемой войны!
Тогда, 24-8-1898 г., Русский Царь смело выступил со Своим историческим предложением ко всем народам: прекратить вооружаться и свои недоразумения передать на решение международного, три- тейского суда. Все правительства отнеслись к этой идее Государя с недоверием и, даже, считали эту идею утопией.
Но благодаря настойчивости Государя, мирная конференция всё же состоялась в мае 1899 г., в -Гааге, в столице нейтральной Голландии. После долгих обсуждений были приняты следующие декларации о запрещении : § I — бомбометания с воздушных шаров, § 2 — употребление разрывных пуль, § 3 — применение удушливых газов в войне, а также утверждались решения женевской конвенции 1864 г., в отношении морской войны.
Таким образом, благородное и человеколюбивое стремление Царя-Мученика о создании новой эры вселенского мира, на этой конференции 26-ти государств, идея эта исказилась в простую постановку правил ведения войы, т. к. всеми считалось, что война — есть неизбежное зло.
Всё же, начатое Российским Императором доброе дело имело большое историческое значение. Гаагский международный суд ещё до сих под существует. В 1907 г. была созвана вторая Гаагская конференция, в составе 44-х государств, что позволило ещё больше регулировать международные отношения. Если эти конференции не достигли желаемого Царём мира среди наций, всё же Он показал путь к которому должны стремиться все правительства: путь мирного содружества. Будущее показало насколько был прав Российский Император. Фактически, Он положил основание символу демократий наших дней: и Лигии Наций и Объединённым Нациям, этим международным учреждениям.
В 1921 г. президент С. Ш. А. Гардинг, открывая Вашингтонскую конференцию, сказал: ,,Предложение ограничить вооружения путём соглашения между державами — не ново. При этом случае быть может уместно вспомнить благородные стремления, выраженные 23 года назад в Императорском рескрипе Его Величества Императора Всероссийского”, и зачитав обращение Царя от 1898 г., президент добавил: „С таким сознанием Своего долга Его Величество Император Всероссийский предложил созыв конференции, которая должна была заняться этой важной проблемой”.
А вот итальянский историк Г. Ферреро свидетельствует: „Россия была с 1815 по 1914 год великой силой равновесия в Европе и охранительницей порядка и мира в Азии”.
После двух мировых войн и угрозы новой, атомной, войны, теперь, можно с уверенностью сказать, что спокойствие и мир в прошлом столетии человечество переживало только потому, что Российские Императоры упорно и постоянно охраняли мир против злой воли!
Тот же историк Ферреро делает такой вывод: „Прочного мира на земле теперь нет не оттого даже, что в России засела коммунистическая диктатура, а оттого, что нет Всероссийской Императорской Власти” !
Неужели не поймём мы, что давно уже ясно осознали иностранцы?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заканчивая этот краткий и очень неполный отчёт идей и идеалов, которые проводил и к которым стремился Государь Император Николай II, надо упомянуть ещё о Его внутренних государственных реформах (мой доклад 15. 3. 71 г.). Идею Царя о крестьянине — как о свободном хлебопашце, собственнике, помог осуществить Столыпин; законы по защите интересов рабочих — удивляли и, даже, пугали Европу либеральностью идей Государя; идеей всеобщего народного обучения — Россия опередила, даже, некоторые культурный государства; идея введения золотой валюты — доказала всему миру экономическую мощь России в царствование последнего Императора.
Все эти идеи Царю-Мученику приходилось проводить почти без хороших помощников, часто наперекор общественному мнению. Некоторые прекрасные идеи Государя уже имели практическое применение, другие же ещё пригодятся при строительстве свободной, национальной России!
Одобряем мы или нет, хотим мы или нет, желаем того или нет, всё равно, государственные идеи Императора Николая II должны быть вложены в основу будущего Русского Государства, т. к. прошлое, каково бы оно ни было, есть фундамент того, что ожидается в будущем. И те, кто отрицает это положение, те кто старается вычеркнуть тысячу лет со страниц русской истории, или даже 22 года великого, хотя и бурного, царствования Царя-Мученика, становятся беспочвенными, безнравственными, жестокими экспериментаторами над великим русским народом.
И будущие мудрые строители России должны внимательно и с уважением изучить прошлое нашего государства ; понять как наши князья, цари и императоры это маленькое славянское племя „Русь”, придавленное его врагами к самому дикому северу Европы, вывели свой народ к берегам двух океанов, создав самое обширное государство в мире, самое мощное и военной оилой, доминируя и в духовном смысле силой талантов наших мыслителей и творцов русской культуры.
Внимательный исследователь нашей страны увидит, что главная доля этого успеха достигнута трудами Царей-Самодержцев.
В „протоколах сионских мудрецов” роль и значение высшего руководства определяется так : „Только у самодержавного лица планы могут вырабатываться обширно ясно, в порядке, распределяющем всё в механизме государственной машины из чего надо заключить, что целесообразное для пользы страны управление должно сосредоточиться в руках одного ответственного лица. Без абсолютного деспотизма не может существовать цивилизация, проводимая не массами, а руководителями их, кто бы он ни был. Толпа — варвар, проявляющий своё варварство при всяком случае. Как только толпа захватит в свои руки свободу, она вскоре превращает её в анархию, которая сама по себе есть высшая степень варварства”. (Тут, конечно, подразумевается царь израильский).
Так вот, только с высоты верховной самодержавной власти Государь мог проводить в жизнь Свои идеи. На вопрос были ли эти идеи оригинальны, соответствующими отвечающих мировоззрению Царя, нам отвечает французский президент Эмиль Лу- бэ: „О русском Императоре говорят, что Он доступен различным влияниям. Это глубоко не верно. Русский Император Сам проводит Свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой. У него есть зрело продуманные и тщательно выработанные планы. Над осуществлением их Он трудится беспрестанно … Под личиной робости, немного женственной, Царь имеет сильную душу и мужественное сердце, непоколебимо верное… Он знает, куда идёт и чего хочет!”.
Итак, всё сказанное доказывает, что Самодержавный Монарх Император Николай II проводил Свои идеи на благо государства Российского, а революционные течения лишь задерживали спокойный ход прогресса и, даже, лишили русское оружие двух побед над внешними врагами.
За заботу, за труды и жертву принесённую за простой русский народ, память и благодарное чувство сохранятся вечно о Царе-Мученике !
Вечная Ему память!
Мельбурн И. Ф. Охотин

ЗНАМЯ РОССИИ   Орган независимой монархической мысли под редакцией Н.Н. Чухнова, New York, N. Y.,№348, июль, 1973