29.08.1769 (11.09). – Установлен День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных
День памяти православных воинов
В Русской Православной Церкви начало особенного поминовения православных воинов было положено в XIV столетии. Московский и Великий Владимирский Князь Димитрий Иванович Донской отправился после победы на Куликовом поле в Московскую обитель Живоначальной Троицы к преподобному Сергию Радонежскому, игумену этой обители. Битва на Куликовом поле совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы, сопровождалась большими потерями с обеих сторон, именно за эту битву князь Димитрий Ростовский получил прозвище Донской.
Историки до сих пор спорят о числе погибших в Куликовской битве: по разным оценкам, на поле брани остались от ста десяти до трехсот шестидесяти тысяч русских воинов. Два инока Московской обители Александр Пересвет и Ослябя пали на поле Куликовской битвы. Среди погибших был ближний боярин князя Димитрия Михаил, прозванный Бренком. Согласно летописным сведениям, они перед битвой обменялись доспехами: Бренк одел великокняжеские, а сам князь надел одежду и доспехи простого ратника. Таким способом святой Димитрий ответил тем своим боярам, которые предлагали ему переждать битву в тылу войска. Как сообщается в Житии святого князя, им руководило горячее желание пострадать за Христа. Однако Господь судил восприять мученический венец в тот день не князю, а его боярину. Князь Димитрий был обнаружен после битвы весь израненный, но живой.
После битвы, прибыв в обитель, Дмитрий Донской воздал молитвенное благодарение Господу и от всего сердца благодарил преподобного Сергия и всю братию обители за молитвы о победе русского воинства в битве с ханом Мамаем. Совершив в обители поминовение убиенных воинов, Дмитрий Донской, по благословению преподобного игумена Сергия, повелел служить заупокойные панихиды за всех убиенных на Куликовом поле воинов, и предложил творить поминовение павших воинов ежегодно в Димитриевскую субботу (субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского 26 октября на ст. ст.).
Позже, в 1769 г., во время войны России с Турцией и Польшей было установлено отдельно совершать поминовение всех православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных, 29 августа по церковному календарю, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Как говорится в Чине поминовения, «сей день в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобнострадающих и о положивших живот свой за веру и отечество».
В Санкт-Петербурге в сей день в Петропавловском соборе служилась заупокойная литургия по случаю кануна памяти Императоров: Александра I, Александра II, Александра III.
Почему же именно этот день русский православный народ выбрал днем поминовения своих убиенных воинов? На эту тему приводим ниже присланные нам размышления кинорежиссера В.П. Виноградова с нашим комментарием. – МВН.
Радость страдания за истину – огромная сила
Редкий православный храм в России не имеет иконы Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Святого, особенно любимого русским верующим народом.
Уже в смиренной позе ног святого Иоанна передана иконописцем вся суть этого образа. Это совершеннейший образ того, что звучит в Церкви Христовой по всей вселенной всякий день: «Жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»!
За что же русский народ страдает более любого другого народа на земле? Ответ на этот вопрос находим как раз в тропаре Святому Иоанну Предтечи: «За истину пострадав, радуяся».
За какой уж такой подвиг пострадал Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн? – усмехнется нынешний «постхристианин»-западник. Всего лишь за слова «не должно тебе иметь ее женой»? Да, стоило ли пророку всемiрного покаяния так «мелочиться»? Своим «не должно тебе иметь ее женой» Святой Пророк на все века научил, что нет маленькой лжи, что самое маленькое поддакивание лжи, самое незначительное непротивление злу особенно в переходный, решающий час приводит к несоразмерной, казалось бы, по масштабам трагедии.
Вот эта радость страдания за истину, свойственная русскому народу и обращающая кажущиеся земные поражения – в небесные победы, и не дает покоя врагам Христа, вызывая к России постоянный гнев. За Истину до сих пор страдает русский народ! А совсем не по байкам о дураках и дорогах, или из-за загадочной русской души, потому что, видите ли, ведем себя не так, как другие народы. Да, вся-то загадочность русской души и сводится, только лишь к радости страдания за истину.
Но, вот как раз радостное страдание за истину и не под силу принять ни Западу, крепко и навсегда отступившему от Христа, ни западникам в России. И тогда они выносят приговор русскому сердцу: «Или прекратите эту нелепую свою радость, или, извините, мы вас будем немножко убивать. Мы готовимся к приходу антихриста и нам, служителям сатаны, только радостного страдания за Истину еще не хватало».
Хотя русский народ уже давно и не стоит за Истину в той степени, как стояли за Истину его отцы, но, нося их гены кротости и смирения, в любой момент он может обратиться и укрепиться, вернув себе сердца отцов. Вот о чем хорошо осведомлен враг рода человеческого. И потому он не позволяет забывать об этом своим служкам. И те неутомимо подкапывают вот уже 1000 лет русский корень, чтобы выкорчевать его напрочь и, тем самым, истребить даже память о нем.
Но этот прессинг вражий никак не должен смущать русских людей. Потому что, как Предтечево славное Усекновение, смотрение бысть некое божественное, так и наше страдание, усекновение главы русского народа, что совершалось прежде всего отрублением главы Самодержавия, закрепленное гонениями советчиков и продолжающееся свершаться сегодня еще более страшным усекновением – растлением человеческих душ, гонением на сам Дух Веры. Все это должно оцениваться нами, как страдание, устроенное по смотрению Божию для вразумления народа. Как и святой славный Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн за Истину пострадал, радуяся, так и те русские люди, которые и сегодня в числе Малого русского Христова стада продолжают страдать за Истину, должны в подражание ему радоваться столь высокому своему служению Господу.
Но чем же, все-таки, вызвана эта радость страдания за Истину? А вот тем, что, когда кроткий и смиренный русский человек, обретает в своем сердце Христа, то он уже не боится ничьего меча, занесенного над его головой. Радость страдания за истину легко превозмогает всякий страх, – что всегда придавало и Русской Армии столь огромную силу. И вот веру Святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна должна была явить Святая Русь. Именно, таким образом она и сказала свое слово мiру. («Россия скажет свое слово мiру» – Ф.М. Достоевский).
Как и Иоанн Креститель, сказав: «негоже», говорила и продолжает говорить Святая Русь свое «негоже»: и ереси жидовствующих преподобным Иосифом Волоцким, и советчине анафематствовавшим ее Святейшим Патриархом Тихоном, и дивным явлением Новомучеников и Исповедников российских.
А еще русский народ образом склоненного пред мечем Предтечи Господнего Иоанна выразил именно сущность Господа Иисуса Христа, Который ради нас стал немощным, Который отложил Свое могущество, умалил Себя, став рядом с нами, разделив наше страдание.
Эта икона как раз и являет собою образ Предтечи Христа распятого, указуя верующим русским людям и Путь, и Истину, и Жизнь. Готовность к жертве! – вот что изобразил русский народ иконой усекновения главы Иоанна Крестителя.
Готовность русского народа к такой же жертве, которую он осуществил через своих Новомучеников и Исповедников в начале ХХ века, сказав мiру свое слово. Так, эта икона и стала прообразом Новомучеников и Исповедников Российских, ведомых Государем Николаем II. Таким увидел себя народ Святой Руси. Таким, своим, увидел русский народ и своего Государя Николая II. Такого, своего, он его и полюбил.
Но как раз за это его смиренное состояние возненавидели Государя Николая II враги Христовы – и прежде всего так называемая, интеллигенция. «Слабый, нерешительный, трусливый, мягкотелый» – это все отсюда. Но слаб ли, нерешителен ли, труслив ли, мягок ли Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн? Даже у Зинаиды Гиппиус, автора крылатой фразы: «Прогнившая воля Николая сделала нас всех рабами», наверное, не повернулся бы язык назвать Крестителя Господня слабым. И если таков же точно и Государь Николай II, то слаб ли, нерешителен ли, труслив ли он, а, Зинаида? А разве не таков образ Новомучеников и Исповедников российских, добровольно ради Правды Христовой пошедших на смерть?
А все дело в том, что дух нынешнего безбожного времени кротость и смирение почитает за слабость, за нерешительность, за трусливость, за мягкотелость. Вот откуда: «слаб, нерешителен, труслив, мягкотел Государь Николай II» в глазах современников, пораженных духом гордыни, самомнения, духом страха перед ложно принимаемой ими силой.
Святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, в совершеннейшем доверии к Богу, склонивший свою голову для меча, есть образ русского народа, воплотившегося в Новомучениках и Исповедниках российских, сказавших в начале ХХ века то слово мiру, которое предсказал Ф.М. Достоевский в веке ХIХ-м.
Вадим Виноградов
(Статья уважаемого Вадима Петровича опубликована тут с некоторой редакторской правкой РИ. Изменены неудачные места, в которых страдание выглядит смыслом и целью жизни христианина, согласно общей такой философии автора (подробнее здесь). Размышления его применимы к стоянию христианина в Истине в противостоянии силам зла, даже до смерти, как отказ от сохранения своей жизни ценою отступничества. В этом смысле это относится и к воинству. Однако страдание – не самоцель для христианина, тем более в миссию христолюбивого русского воинства добровольное склонение голов перед врагом не входит, у воинства другая профессиональная задача: сопротивление злу с оружием в руках для защиты от страданий своего народа, благополучия Отечества и наших святынь. Личное самопожертвование «за други своя» связано с этой миссией, но это не самоцель для воина и тем более для армии. Ведь Церковь всегда молится о победе и сохранении нашей армии, а не о ее «радостном» самозаклании. И память о павших воинах мы чтим за их жертвенную защиту добра, а не за их стремление к страданию с непротивлением злу. – МВН)
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.