«День смеха» с православной точки зрения
1 апреля. – «День смеха» с православной точки зрения
С днем 1 апреля во многих странах связан обычай подшучивать над друзьями, обманно разыгрывать их всевозможными способами – ради веселья и смеха. Этот день так и называют «днем смеха». А еще – «днем дурака», что уже несет в себе не просто веселье, но издевку. В России этот обычай был заимствован из Европы во времена Петра I. Причем этот день приходится на время Великого поста у православных. Как же нам относиться к этому дню и к смеху вообще?
Многие отцы Церкви отмечали, что шутка и смех как особенность человеческой психики могут иметь разную природу, разные формы и цели и различную нравственную окраску. Разумеется, преобладают строгие высказывания святых отцов о смехе, которые прежде всего напоминают о цели жизни человека как борьбы со своими грехами с печалью о них ради спасения к жизни вечной. И в этом смех не помощник. Напомним хотя бы несколько фраз из того, что в Священном Писании говорится о смехе.
«Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья. Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых» (Еккл. 7, 3-5).
«Глупый в смехе возвышает голос свой» (Сир. 21, 23).
«Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам…» (Еф. 5, 4).
Святые отцы осуждали смехотворство как грех неуместного смеха, связанный с грехами празднословия, осуждения, злословия, сквернословия, кощунства. За эти грехи человеку приходится отвечать в посмертных мытарствах.
Св. Василий Великий пишет:
«Грех, творимый языком и на деле, весьма удобен и многообразен. … Язык для тебя и оружие неправды, если он не от сердца говорит, но для обмана других… Жизнь наша наполнена грехопадениями языка: постыдные, смехотворные, глупые, непристойные речи, пересуды, празднословие, лживые клятвы, ложные свидетельства (наговоры, оклеветания) – все это и гораздо еще большее число зол – это произведение языка. …
Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы… Праздное слово есть слово несообразное с делом, ложное, дышащее клеветой, а также… и пустое слово, например, возбуждающее смех, срамное, бесстыдное, неблагопристойное»…».
Преп. Симеон Новый Богослов:
«Кто верует, тот не смеется, но рыдает и плачет о грехах своих, ибо слышит, что смеющиеся в этой жизни будут плакать и рыдать в будущей. Кто верует, тот не причащается недостойно Пречистых Таин, но очищает себя от всякой скверны, от чревоугодия, от злопамятства, от дел злых и слов срамных, от смехов бесчинных, от скверных помыслов, от всякой нечистоты и от всякого греховного внутри движения, – и таким образом приемлет Царя славы».
Преп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк объясняют причины смехотворства:
«Вопрос 451. Один христолюбивый муж спросил того же старца: нередко случается, что, когда я нахожусь с некоторыми людьми … нередко к словам присоединяется и бессмысленный смех, и как то делается совершенно вопреки моему желанию, то я весьма скорблю о сем и недоумеваю, что мне делать. …
Ответ. Так случается с нами от зависти диавола. Он, желая, чтобы ни мы не получили пользы, ни беседующие с нами, приносит нам такие плевелы для того, чтобы, если возможно, соблазнить и беседующих с нами. Страх же Божий бывает чужд всякого смущения, всякого беспорядка и молвы. Итак… вникнем тщательно в свое сердце, отчего мы смущаемся и смеемся, ибо в страхе Божием нет смеха. Писание говорит о безумных: «глупый в смехе возвышает голос свой» (Сир. 21, 23). И слово безумных бывает смущено и лишено благодати. О праведном же говорит: «муж благоразумный едва тихо улыбнется».
Преп. Ефрем Сирин учит о разрушительном действии смеха:
«Начало душевного развращения… – смех и вольность. Когда увидишь в себе то, … знай, что пришел ты в глубину зол. Не переставай молить Бога, чтобы избавил тебя от той смерти… смех лишает человека блаженства, обещанного плачущим (Мф. V, 4) разоряет доброе устроение внутреннее, оскорбляет Духа Святого, вредит душе, растлевает тело. Смех изгоняет добродетели, не имеет памятования о смерти, ни помышления о мучениях».
Преп. Иоанн Лествичник:
«Многословие и смехотворство порождают ложь… Ложь есть истребление любви. Как воск тает от огня, так и плач легко истребляется от молвы, телесных попечений и наслаждений, в особенности же – от многословия и смеха».
«Если ничто так не согласно со смиренномудрием, как плач, то, без сомнения, ничто столько не противится ему, как смех».
Преп. авва Исаия:
«Не отверзай уст своих… для смеха, ибо это есть признак рассеянной и нерадивой души.
Где смех, там нет ни благочиния, ни страха Божия, ни внутреннего душевного хранения.
Если прорвется между вами какое смехотворное слово, остерегайтесь позволять гласу (смеха) вашему возвыситься до услышания, ибо это знак необученности и бесстрашия Божия, потому что нет стражи внутри вас».
Преп. Нил Синайский:
«Берегись излишнего смеха; он расслабляет душу, а душа, расслабев, легко свергает с себя узду закона».
Св. Иоанн Златоуст называет смехотворство «демонской работой» и говорит о его губительности:
«Оттого всё низвратилось и пало; смехотворством сделалось у нас всё – и взаимное обращение, и вежливость; нет ничего обстоятельного, ничего твердого. … и к удивлению, даже во время самой молитвы многие не перестают смеяться; диавол всюду торжествует, всех связал, всеми обладает; Христос безчестится и изгоняется; Церковь ставится ни во что. Ужели вы не слышите слов Павла, который говорит: «сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам]» да изъемлются от вас (Еф. 5:4)? …А ты все же смеёшься? … скажи мне: чему ты смеёшься? Слышал ли ты, чтобы Христос когда-нибудь делал это? Никогда, – напротив скорбел Он часто. Когда Он смотрел на Иерусалим, плакал; когда представлял себе предателя, возмущался; когда намеревался воскресить Лазаря, плакал; а ты смеёшься? Если тот, кто не скорбит о грехах других людей, достоин осуждения, то может ли удостоиться прощения тот, кто не скорбит о своих собственных грехах и смеётся? Настоящее время есть время печали и скорби, сокрушения и смирения, борьбы и подвигов; а ты смеёшься? Ужели не знаешь, как обличена была Сарра? Ужели не слышишь слов Христа, который говорит: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лук. 6, 25)? … Но, быть может, некоторые до того рассеянны и легкомысленны, что даже смеются и при этой укоризне, именно потому, что мы говорим теперь о смехе; таково свойство легкомыслия таково – разнузданности, что даже укоризна нечувствительна».
«Не наше дело постоянно смеяться, забавляться и жить весело; это дело лицедеев, зазорных женщин, и людей на то предназначенных, тунеядцев, льстецов; не званным на небо, не написанным в горнем граде, не приявшим духовное оружие свойственно это, но тем, которые обрекли себя дьяволу. Это он, он самый изобрел такое искусство, чтобы привлекать к себе воинов Христовых, и ослаблять силы их духа. На то и построил он в городах театры и, обучив смехотворов, этою язвою поражает целый город. Чего Павел велел бегать (Еф. 5:4), – я разумею пустословие и шутки, – то дьявол убеждает любить; и что в этом есть самого худшего, то бывает поводом к смеху. Когда представляющие смешное в театре скажут что-либо богохульное и срамное, тогда многие, будучи еще безумнее их, смеются, забавляются этим… и за такое удовольствие сами себе готовят огненную пещь… Ведь те, которые хвалят говорящих такие речи, тем самым поощряют их к ним; а потому и наказанию, которое назначено для смехотворцев, справедливее падать на смеющихся, потому что если бы не было ни одного зрителя, то не было бы и действующего… Поистине не столько грешит тот, который представляет в театре, сколько в сравнении с ним ты, который заставляешь это делать; и не только заставляешь, но и заботишься о том, радуешься и смеешься, хвалишь представление, всячески пособляешь демонской работе».
В наше время профессиональные смехачи-лицедеи (в том числе участники и члены жюри КВН) вообще очень низко опустили правила приличий, до уровня ниже пояса. Множество юмористических программ на всех телеканалах изливают на зрителей потоки пошлого, вульгарного, даже кощунственного «юмора», который превращается в заразительный стиль жизни. Об этом говорит современный церковный автор архимандрит Рафаил (Карелин):
«Шутки и брань представляют собой карикатуру на человека. В каждой шутке – надругательство над человеческой личностью, унижение ее, стремление заменить его лицо уродливой рожей, как в кривых зеркалах, которые показывали в балаганах. В шутке исчезает уважение к человеку как образу и подобию Божиему…
Во время шуток и смеха ум человека помрачается, он не может мыслить о чем-либо высоком и святом, он ищет в других уродства… Первым шутником был Хам, который надсмеялся над наготой отца, а еще раньше – демон, посмеявшийся доверчивости первозданных людей. Недаром демона называют шутом и нередко изображают в одежде скомороха. Шутка – это короткий приступ истерики, при котором человек освобождается от какой-то накопившейся в его душе энергии… Этот выброс энергии, связанный с помрачением сознания, приносит видимое облегчение… Говорят, что от шуток бывает хорошее настроение, – это неправда. После продолжительных шуток и смеха человек чувствует опустошение.
Отмечено, что карикатуристы и клоуны в своей личной жизни отличаются угрюмым и раздражительным характером, а нередко и приступами черной меланхолии, как будто шутки и смех – это темные провалы души, в которых гаснет свет ума и исчезают духовные силы. Если человек, выслушав дюжину анекдотов и вдоволь посмеявшись над ними, станет на молитву, то он воочию увидит безобразие своей души. Есть психический комплекс шутника, который везде и всегда ищет несоответствия и уродства; для него вся жизнь – постоянный парадокс. Если он не шутит в течение одного часа, то чувствует какой-то внутренний дискомфорт, как пьяница, лишенный алкоголя, или наркоман, оставшийся без наркотиков, словно какие-то силы распирают изнутри его душу. Ему в полном смысле этого слова становится плохо. Он начинает шутить с такой жадностью, с какой голодные набрасываются на пищу. Человек настолько привыкает шутить, что шутит почти машинально. В его подсознании происходит постоянный поиск и обработка шуток. Он шутит даже неожиданно для самого себя. Когда такой человек начинает молиться, молитва у него порой превращается в кощунство. Привычка заставляет его искать уродливые ассоциативные образы, как бы некое передразнивание молитвенных слов.
Диавол – любитель и ценитель шуток. Это – невидимый режиссер той клоунады, которая происходит в уме человека. Самое страшное последствие греха в том, что он удаляет от души благодать Духа Святого. Нигде на иконах не изображены смеющиеся или улыбающиеся святые, ибо смех лишает человека самопознания, а шутки – покаяния. Зато диавол нередко изображается с оскаленными в улыбке зубами. … Господь сказал: «Горе смеющимся» (ср.: Лк. 6, 25) – горе, потому что они изгоняют Духа Святого из своей души; горе, потому что они насмехаются над человеком – образом и подобием Божиим, а через творение – над Творцом; горе, потому что они теряют драгоценное время жизни; горе, потому что лишают себя глубины покаяния и чистоты молитвы».
В то же время святыми порицается не сама природная веселость и смех, а их неуместность, неумеренность, злонамеренность.
Св. Иоанн Златоуст:
«Но скажешь: что за зло – смех? Не смех – зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен…». «Я говорю это, не запрещая смеяться, но удерживая от неумеренного смеха. Скажи мне, чему без меры радуешься и смеешься, когда подлежишь такой ответственности, должен некогда предстать на страшный суд и дать строгий отчет во всем, что сделано тобою в жизни? Мы должны дать отчет во всех произвольных и непроизвольных грехах своих… Тебе нужно будет дать такой строгий отчет, а ты сидишь и смеешься, шутишь и думаешь о забавах? Но скажешь: какая польза, если вместо этого буду плакать? Громадная польза, – такая, что нельзя и выразить словом. На суде человеческом, сколько ни плачь, не избежишь наказания, когда определение сделано; а здесь, если только вздохнешь – и приговор уничтожен, и прощение получено. Вот почему Христос так часто и говорит нам о слезах и называет плачущих блаженными, а смеющихся бедными».
Св. Василий Великий:
«Душевную радость изъявить светлою улыбкою не противно приличию, поколику только выражается написанное: сердцу веселящуся, лице цветет (Притч. 15, 13). Но смеяться громко, всем телом приходить в невольное сотрясение свойственно человеку необузданному, неискусному, не умеющему владеть собой».
Св. Иоанн Златоуст объясняет, для чего нам дана способность смеха:
«Способность смеха дана нам для того, чтобы мы употребляли её, когда увидим друзей после долгой разлуки, чтобы, когда увидим какого-нибудь изнурённого и павшего духом, ободрить его улыбкою, а не для того, чтобы хохотать и постоянно смеяться; способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы она расслаблялась. И плотская похоть лежит в нашей природе, но отсюда не следует, будто непременно нужно удовлетворять ей или употреблять её без меры; но нужно управлять ею, и мы не говорим: она внедрена в нас, потому мы и должны удовлетворять ей. Служи Богу со слезами, чтобы ты мог омыть грехи. …
Итак, будем плакать, возлюбленные, будем плакать, чтобы поистине посмеяться, чтобы поистине возрадоваться во время действительной радости. Настоящая радость всегда смешана с печалью и никогда не бывает чистою, а та – радость действительная, не притворная, не заключающая в себе ничего неискреннего, не имеющая никакой примеси. Будем же радоваться тою радостью, будем стараться – её получить; а получить её возможно не иначе, как избирая здесь не приятное, но, полезное, и даже испытывая некоторую скорбь добровольно, и с благодарностью перенося все случающееся. Таким образом мы сможем сподобиться и царствия небесного…»
Преп. Иоанн Лествичник пишет об истинном веселье – о духовном смехе, благодатной радости очищенной покаянием души:
«Бог не требует, братия, и не желает, чтобы человек плакал от болезни сердца, но чтобы от любви к Нему радовался душевным смехом. Отыми грех, и излишни будут болезненные слезы чувственным очам, ибо когда нет раны, то не нужен и пластырь. У Адама прежде преступления не было слез, как не будет их и по воскресении, когда грех упразднится; ибо тогда отбежит болезнь, печаль и воздыхание (Исайи 35, 10)».
«Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души (то есть радость).
Св. Григорий Богослов указывает еще на одно полезное применение шутки – ею можно остудить гневающегося:
«Назову тебе один искусственный способ. Хотя он и не достоин внимания тех, которые предпочитают кротость, однако назову, потому что он может погашать неприятность… Пришедшего в ярость старайся низложить шутками. Смех – самое сильное оружие к победе над гневом… Того, кто оскорбляет человека, не сердящегося на его нападения, но смеющегося над ним, это всего более огорчает и обессиливает. Напротив, если встречает он себе сопротивление, это приносит ему некоторое удовольствие, потому что доставляется новая пища гневу, а гнев ему весьма приятен».
Таким образом, святые отцы не осуждают уместную шутку, иронию, веселость, доброжелательный и воспитательный юмор, вызывающий улыбку, или смех, вызываемый наблюдаемыми забавными контрастами в жизни, это неотъемлемая часть человеческой психики и культуры. Но отцы указывают на опасность непотребного смехотворства, которое коренится в отсутствии страха Божия и порождает в душе расслабление, праздность, легкомыслие и вольность обращения с ближними. Соответственно этому отцы указывают и путь для борьбы с неуместным (грешным) смехом: утвердить себя в страхе Божием, ценить целомудрие и смирение, поучаться от Священного Писания в том, что каждое наше слово должно быть исполнено благодати. Если же наш смех происходит не от греха, а от природной весёлости, то надо всячески стараться, чтобы не соблазнить им ближнего и оставаться в пределах благопристойности, потому что вольность в обращении с ближним, неизбежно связанная со смехом всегда таит в себе опасность оскорбить, обидеть или соблазнить его. Необходимо стараться приобрести навык благопристойного и сдержанного общения.
Использованы с благодарностью к составителям святоотеческие цитаты с сайта «Вера Православная» (в сокращении).
+ + +
В заключение приведем также отрывок из книги архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского, 1902–1989) «Апокалипсис мелкого греха: Избранные статьи».
«Есть два смеха: светлый и темный. Их сейчас же можно различить по улыбке, по глазам смеющегося. В себе его различить можно по сопровождающему духу: если нет легкой радости, тонкого, мягчащего сердце веяния, то смех – несветлый. Если же в груди жестко и сухо и улыбка кривится, то смех – грязный. Он бывает всегда после анекдота, после какой-нибудь насмешки над гармонией мира. Искривляемая гармония мира искривляет душу человека, и это выражается в кривлении черт лица.
Горе вам, так смеющимся ныне, ибо восплачете (см.: Лк 6, 25). Заплачете! Потому что увидите, что приложили радость не к тому, к чему можно приложить, но к тому, что достойно муки.
Благостная улыбка есть зеркало найденной гармонии. Святые улыбаются, не смеясь. Смех как полнота чистой радости есть состояние будущего века. «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь» (Лк 6, 21). Аскетический опыт осветления и преображения человека советует даже улыбаться, не открывая зубов (лучше немного меньше радости, чем хотя бы самая мимолетная нечистота в ней!).
Анекдотический смех, которым смеются в кинематографах, театрах, на пирушках и вечеринках, которым легко осмеивают ближнего, смеются над слабостями и над достоинством человеческим, над совестью его и над грехами, для увеселения и для забвения печали, без смысла и тщеславно смеша других, все это – болезнь духа. Можно сказать даже точнее: это – симптом болезни духа.
В мире духов живут нечистые духи; они видны бывают на лицах, закатывающихся смехом… Ангельская радость озаряет лицо улыбкой.
Добрым смехом бесшумно развеять можно скопившиеся тучи злобной спорливости, ненависти, даже – убийства… Хорошим смехом восстанавливается дружба, семейный очаг.
Едкий смех – не от Бога. Язвительная улыбка, сарказм остроты, это – пародия на евангельскую соль мудрости. Пародия, искривляющаяся в улыбке… Предел духовной нечистоты смеха – гомерический хохот, гоготание… Такой смех настигает людей недалеко от обильных трапез.
Блюдущий себя благоговеинствующий пред тайной своей жизни будет блюсти как всю свою жизнь, так и свой смех. Даже свою улыбку он соблюдет пред Богом. Все будет у него – помощью невидимых хранителей его – чисто и ясно.
Святые светили миру и плачем своим, и улыбкой. Как дети. Ибо только у детей и у подлинно верующих во Христа людей есть чистота жизни, видимая телесными глазами, даже в чертах лица.
Просто и чисто все у детей, еще не коснувшихся тленного духа. Смерть еще не выявилась в усмешке их смертной природы, им дана весна жизни, как начаток и как воспоминание рая; и вот, они чисто смотрят, чисто смеются, нелукаво говорят, легко плачут, легко забывают свой плач…
«Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное»(Мф 18, 3)… Ясно – почему.
Высшая похвала человеку – сказать: «У него детский смех»… смех непорочный, близкий к райской гармонии.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.