Завершение Генуэзской международной конференции, ставшей первым официальным шагом Запада в признании власти большевиков — 19.05.1922.
Генуэзская конференция
Генуэзская конференция проходила в Италии с 10 апреля по 19 мая 1922 г. по инициативе Англии для обсуждения проблем, связанных с Советской Россией, возникшей на месте и вместо исторической православной России. В конференции приняли участие 29 государств и 5 британских доминионов. США были представлены только послом в Италии, поскольку видели в конференции европейскую конкуренцию своим собственным планам сотрудничества с большевиками.
Как условие признания Советской России Западом было выдвинуто требование, чтобы она признала все финансовые обязательства дореволюционного времени и взяла на себя ответственность за все последующие западные убытки в годы революции и гражданской войны. Компромисс по этому вопросу был достигнут не в Генуе, а на последующих подобных конференциях, однако Генуэзская конференция стала первым демонстративно-символическим коллективным шагом западных демократий в сторону легитимации власти большевиков. (В ходе Генуэзской конференции советской дипломатии удалось лишь заключить Рапалльский договор 1922 г. с Германией, которая ранее сыграла большую роль в финансировании большевиков еврейскими банками и в их укреплении у власти в 1917–1918 гг. и теперь надеялась на выгодное экономическое сотрудничество. Обе стороны отказались от взаимных претензий по военным расходам и нанесенному ущербу. Германия становится основным торговым и военным партнером СССР; в 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете.)
Русские люди на родине, подвергаясь террору, не имели возможности открыто выразить свое мнение по вопросу международного признания жидобольшевицкой власти, кроме как множеством происходивших в то время восстаний. И все же мнение русского народа было высказано его частью, оказавшейся в эмиграции.
Ниже приведены обращения к Генуэзской конференции от двух наиболее важных инстанций русского Зарубежья: I Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви за границей и Высшего Монархического Совета.
Послание Міровой Конференции
от имени Русского Всезаграничного Церковного Собора
«Среди множества народов, которые получили право голоса на Генуэзской конференции, не будет только представительствовать двухсотмиллионный народ русский, потому что невозможно же назвать его представителями, и притом единственными, его же поработителей… Если бы вожди большевиков и не были инородцами и иноверцами, то и тогда какая же логика может признать право народного представительства за теми, кто поставил себе целью совершенно уничтожить народную культуру, т. е. прежде всего то, чем народ жил почти тысячу лет – его религию…?
Однако такого общего голоса не лишена трехмиллионная русская эмиграция, которая тоже есть подлинный народ русский, выступивший в свое время с оружием в руках на защиту своего отечества на всех его окраинах в рядах Добровольческих Армий… Вот эта-то эмиграция, в которой воплотились и интеллект и активная воля русского народа, объединилась за границей … на церковном Соборе в Сербии в Сремских Карловцах…
Собор этот единогласно уполномочил свой президиум обратиться к Міровой Конференции с мольбой о спасении того народа, который в продолжении почти двух веков с рыцарским самоотвержением бросался в середину международных драм на защиту угнетенных, на защиту права и человечности, не ища ничего для себя, а выполняя свое призвание служить всему человечеству. Мы не говорим уже о всей самоотверженной многовековой работе русских, избавивших от рабства и религиозного гонения христиан Балканского полуострова и славян Восточной Европы, а просим припомнить 1814-1815 годы, 1848 и 1877-1878, когда военные подвиги наших армий водворили в Европе законность и мир, а нам не дали ничего, кроме потерь и страданий.
Или, может быть, ХХ век не признает ни благодарности, ни справедливости, ни выполнения союзнических обязательств, а только выгоду и борьбу за существование… Но, если бы нашлись среди членов [конференции] такие голоса, которые бы настаивали на полном исключении из международных отношений всякого нравственного начала, ограничивая их борьбой за существование и за выгоды, то мы бы просили их обратить внимание вот на какую сторону дела…
Пусть подумают вершители судеб человечества, какое гибельное оружие дают они в руки всех преступных, аморальных и безрелигиозных элементов своего населения, если Всемірная Конференция, заменившая теперь совет королей и папы, введет в свою среду убийц и цареубийц, предателей своего отечества…
Союз держав с большевиками поселит в сердцах русского народа неизгладимое чувство оскорбления и жажду мести, хотя и не похвальную, но весьма естественную, даже для русской доброй души. Уже и в настоящее время на сердце русского народа лежит тяжелый камень огорчения заброшенного друзьями, отданного на истребление внутренним врагам узника.
Впрочем, наш народ незлопамятен – он все прощает людям за исправление их вины. Ему неведома вековая международная вражда.
Народы Европы! Народы Міра! Пожалейте наш добрый, открытый, благородный по сердцу народ русский, попавший в руки міровых злодеев! Не поддерживайте их, не укрепляйте их против Ваших детей и внуков! А лучше помогите честным русским гражданам. Дайте им в руки оружие, дайте им своих добровольцев и помогите изгнать большевизм – этот культ убийства, грабежа и богохульства из России и всего міра. Пожалейте бедных русских беженцев, которые за свой патриотический подвиг обречены среди Вас на голод и холод, на самые черные работы… Они в лице доброй своей половины офицеров, генералов и солдат готовы взяться за оружие и идти походом в Россию, чтобы выручить ее из цепей постыдного рабства разбойников. Помогите им осуществить свой патриотический долг, не дайте погибнуть вашей верной союзнице – России, которая никогда не забывала своих друзей и от души прощала тех, кто временно был ее врагом.
Если поможете восстановиться исторической России, то скоро исчезнут те, пока не разрешимые политические и экономические затруднения, которые по всему міру сделали жизнь столь тяжелой; тогда только возвратится на землю «желанный для всех людей мир» (Эфес. 8, 13)».
Председатель Высшего Русского Церковного Управления Заграницей Антоний, митрополит Киевский и Галицкий
(Послание было подготовлено заранее от имени I Всезарубежного Собора, проходившего с 21 ноября по 3 декабря 1921 г. в Сремских Карловцах (Сербия). В Соборе участвовали 13 епископов, 23 священника и 67 мірян, представлявшие все зарубежные епархии, разбросанные по міру.)
Протест Высшего Монархического Cовета против Генуэзской конференции
«На глазах у всего міра и при ближайшем участии всех главнейших европейских правительств подготовляется зрелище, невиданное еще в истории Европы и казавшееся невозможным еще немного лет тому назад: первые государственные люди и важнейшие дипломаты-представители различных держав … готовы сесть за один стол, для общих переговоров с посланцами шайки интернациональных фанатиков и злодеев, грубым насилием захвативших власть в России и еще недавно считавшихся исключенными из правового общения с цивилизованными правительствами.
Горестно пораженный таковой перспективою, Высший Монархический Совет как центральный орган всех русских объединенных монархистов – в твердом убеждении, что ему хорошо известны подлинные чаяния подлинного русского народа, с неперпением ждущего восстановления законной народной Монархии и не могущего лишь, под пятой насильников, свободно поднять свой голос в настоящее время, – берет на себя смелость и считает своим долгом, от имени этой будущей освобожденной России, заявить свой громкий протест, перед лицом всего цивилизованного міра, против этой безнравственной, беззаконной и безцельной попытки говорить о восстановлении России – с самими ее разрушителями!
Эта попытка безнравственна, – потому что западные державы ни на минуту не должны были бы забывать, что они решаются теперь подать руку как сотрудникам в общем деле палачам русского народа и злейшим ненавистникам всей многовековой христианской цивилизации. Россия разорена ими… ее вера поругана, святыни осквернены, тысячи верных сынов Церкви и служителей Алтаря, как в первые годы христианства, замучены и убиты за свою веру…
Попытка договариваться с большевиками не только безнравственна, но и несправедлива, беззаконна… потому, что самая власть, которая лицемерно принимается теперь за правительство, якобы представляющее Россию и русский народ, – власть незаконная, чуждая этому народу и ему ненавистная.
Конференция, конечно, знает, что у этой власти отсутствует какое бы то ни было внутреннее, народное, – а до сих пор также и внешнее, международное – признание. Конференции не может не быть известным, также, что власть эта принадлежит большей частью инородцам, а осуществляется, среди них, в значительной степени тяжкими уголовными преступниками…
При описанных условиях, переговоры с представителями большевизма не могут, наконец, оказаться и политически целесообразными, в смысле возможности достижения ими какой-нибудь великой цели, рассчитанной на сколько-нибудь продолжительное время…
Такая власть должна быть заменена – и чем скорее это случится, тем больше пользы принесет это всему міру, – властью национальною, честной и законной…
Вот почему, в заключение, по глубокому убеждению Высшего Совета русских монархистов, разбросанных в настоящее время по всему свету и тысячами нитей связанных с обреченным на безмолвие Русским народом, но идейно твердо объединенных, все, что было бы сделано в Генуе по соглашению с теперешними фактическими узурпаторами власти в России, будет юридически ничтожно, на что Высший Монархический Совет и считает своим священным долгом обратить серьезнейшее внимание Конференции…»
+ + +
Эти русские обращения к западным властям, разумеется, были безуспешны – именно потому, что западные демократии «полностью исключили из международных отношений всякое нравственное начало, ограничивая их борьбой за выгоды». Именно они инициировали Февральскую революцию и затем привели большевиков к власти с целью разрушения исторической России.
Однако для возрожденной России эти обращения имеют непреходящее нравственно-политическое и правовое значение: все, что было сделано «по соглашению с теперешними фактическими узурпаторами власти в России – юридически ничтожно». Высший Монархический Совет счел «своим священным долгом» заявить это «от имени будущей освобожденной России».
М.Н.
Высший Монархический Совет был создан в июне 1921 г. на всезарубежном монархическом съезде в Рейхенгалле (Бавария). ВМС в тесном союзе с Зарубежной Церковью был задуман как главный политический и идеологический орган по вопросам восстановления российской исторической государственности. Во главе первого состава ВМС были избраны Н.Е. Марков, А.М. Масленников и А.А. Ширинский-Шихматов; почетными членами – митрополит Антоний (Храповицкий) и архиепископ Евлогий (Георгиевский).
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.