История двух генералов Поповых показала изнанку бывшего Минобороны

Военные следователи продолжают активно раскручивать очередное громкое уголовное дело третьего по счёту арестованного экс-замминистра обороны — арестованного генерала армии Павла Попова. По информации Царьграда, в нём могут появиться новые эпизоды, касающиеся бизнеса и имущества членов семьи бывшего «инновационного» зама Сергея Шойгу. Тем временем в ближайшее время ожидаются новые повороты по делу другого генерала Попова — боевого командарма-58.

История двух генералов Поповых показала изнанку бывшего Минобороны

Генерал Попов курировал инновации и информационные технологии, а парни с передовой с самого начала СВО жаловались на отсутствие, например, дронов в нужном количестве//Скриншот страницы сайта mil.ru

67-летний генерал армии Павел Попов, ещё совсем недавно занимавший пост замминистра обороны России и считавшийся одним из наиболее приближённых к Сергею Шойгу людей, выходя из чёрного минивэна у подъезда 235-го гарнизонного военного суда, выглядел растерянным. Одетый в красную ветровку и со скованными спереди «браслетами» руками, он выскочил из машины, не глядя по сторонам на толпившихся вокруг журналистов с камерами, опустив голову, и быстро проскользнул внутрь здания.

Решение судьи Андрея Толкаченко — того самого, который три месяца назад, 27 мая, отказался удовлетворить ходатайство следствия об изменении меры пресечения (с содержания под стражей на домашний арест) другому генералу Попову, экс-командующему 58-й армией, отставной заместитель министра обороны выслушал, прикрыв глаза. От камер лицо не прятал, но на вопросы СМИ не отвечал.

«Он просто не ожидал и не верил, что его могут «взять». Даже когда по делу о хищениях в парке «Патриот» были арестованы директор парка Ахмедов и замначальника Главного управления инновационного развития Минобороны генерал-майор Шестеров. Последний считался доверенным лицом Павла Анатольевича. И потом появилась информация, что они пошли на сотрудничество со следствием, частично признали вину, а он всё равно был уверен, что к нему не могут возникнуть претензии», — говорит источник «Первого русского», близкий к Минобороны.

А ведь, продолжает он, первый звоночек прозвенел ещё 17 июня, когда президент Владимир Путин своим Указом №520 отправил в отставку сразу четырёх замов Сергея Шойгу: первого заместителя министра обороны Руслана Цаликова, Татьяну Шевцову (отвечала за финансы МО), Павла Попова (инновации и информтехнологии) и Николая Панкова (статс-секретарь). Первые трое названных входили в «ближний круг» экс-министра. Причём Цаликов и Попов, которые работали с Шойгу ещё в бытность того главой МЧС, пользовались безоговорочным его доверием.

И был ещё один важный знак, который знающие люди сочли «чёрной меткой» Попову, — формулировка «уволить с военной службы». То есть его не перевели в резерв, не дали номинальную должность «инспектора Минобороны», как это было в своё время с так же арестованным ныне генералом армии Дмитрием Булгаковым (был главным тыловиком МО до осени 2022 года). А — сделали «полный расчёт».

«Видимо, наш «Дед Мороз» (так называли Павла Попова за глаза за внешнее добродушие. — Ред.) был в полной уверенности: на отставке всё и закончится, а за «грешки» будут отвечать другие, нижестоящие. А вышло иначе», — полагает источник «Первого русского».

Удобные подрядчики, хорошие подчинённые

В настоящее время Павлу Попову, согласно озвученным СКР обвинениям, инкриминируется мошенничество в составе группы, связанное, как уже упоминалось, с хищениями в парке «Патриот». По версии следствия, генерал армии в течение нескольких лет «обогащался за счёт этого учреждения, действуя совместно с Вячеславом Ахмедовым и Владимиром Шестеровым».

Речь идёт о том, что генерал отстроил и отделал себе особняк (245,2 кв. м) и некий «хозблок» (107,6 кв. м) в ближнем Подмосковье, расположенный на огромном участке в 2,4 гектара. А работы, считают военные следователи, выполняли подрядчики парка «Патриот».

Как выяснил Царьград, в этом генеральском «проекте» были задействованы как минимум четыре фирмы — два ИП и два ООО. Фишка была в том, что подрядчики либо не выполняли в полном объёме условия контракта по парку Минобороны, либо работали по завышенным сметам. А деньги — получали.

Непосредственно сам «Патриот» и все связанные с ним, так скажем, манипуляции были в зоне ответственности директора парка Ахмедова и, частично, Шестерова. Ущерб, по предварительным данным, составил порядка 30 миллионов рублей. Но, уверены источники, без «прикрытия наверху» действовать они бы не смогли. И потому, надо полагать, исполнители госконтрактов (по своей воле или в приказном порядке) выполняли определённый набор «услуг» для замминистра. Получал ли мзду лично Павел Попов, пока не раскрывается. Фигурируют, однако, суммы вероятных откатов в размере 10%.

«Но эти деньги — так, капля в море. Человек легально зарабатывал в несколько раз больше. Так что ему хоть миллион, хоть три, хоть даже десять — просто чихнуть и растереть», — считает наш источник в спецслужбах.

В деле генерала армии, предполагает он, появятся новые эпизоды. В частности, связанные с наличием дорогостоящей недвижимости, записанной на членов семьи. Официально СКР озвучивал, что в их распоряжении «находятся многочисленные объекты недвижимости в престижных районах города Москвы, Московской области и Краснодарского края». А общая стоимость их превышает полмиллиарда рублей. «Законность приобретения указанного имущества также проверяется в рамках уголовного дела«, — уточнили в СКР.

В четверг, в день ареста экс-замминистра, были допрошены его супруга, а также два сына — Валентин и Роман. Первый работает юристом, а второй — бывший офицер-спецназовец, по информации Царьграда, занимался бизнесом (несколько лет продавал военную экипировку), но с отцом в последнее время практически не общался. В недавнем прошлом Роман вместе с ещё четырьмя товарищами являлся соучредителем городской федерации карате киокусинкай в Химках (в декабре 2021-го записи о соучредителях были удалены).

«Главный спрос с него не за особняк, а за дроны на фронте»

Впрочем, наши источники практически не сомневаются, что даже если будет доказано воровство в больших масштабах, главная претензия к Павлу Попову заключается не в хищениях, а в необеспечении армии, например, беспилотной авиацией в нужном количестве, дефицит которой напрямую связан с развитием ситуации на фронтах.

«Удивительное дело: замминистра регулярно ведь проводил так называемые личные встречи с руководителями тех департаментов, которые как раз за это всё отвечали. И вопросы ставились нужные — в том числе о наработках по «инновационным видам вооружений», каковыми ещё лет 10 назад называли дроны. И что? Всех выслушивали, давали поручения, а результат — вот он, мы его наблюдаем сейчас», — говорит источник, близкий к военному ведомству.

Царьград действительно обнаружил на сайте Минобороны несколько пресс-релизов о таких «личных приёмах». Что характерно: они похожи друг на друга, словно близнецы.

«Отчёты и выставки — дело, конечно, важное, но… главное, чтобы от них был практический толк. Вот с этим-то загвоздка. А потому — те вопросы по фигурантам дел в Минобороны, которые озвучиваются вслух, это лишь внешняя сторона. И темы, за которые лишают постов и наград, не становятся публичными. Кто хочет — тот может поразмыслить и составить себе верную картину», — отмечает источник.

За что убрали генерала «Спартака»?

Тем временем, 3 сентября заканчивается срок, отведённый судом для ознакомления с материалами уголовного дела в отношении другого генерала Попова — Ивана Ивановича, экс-командующего 58-й армией, который обвиняется, как и генерал армии Павел Попов, в мошенничестве.

История двух генералов Поповых показала изнанку бывшего Минобороны

Вот только истории у двух Поповых — очень разные.

Если арест бывшего замминистра — по крайней мере, для широкой общественности, — был ожидаемым (в рамках масштабного аудита в военном ведомстве), и восприняли его, прямо скажем, многие с плохо скрываемым удовлетворением, то — задержание и последующее помещение под стражу одного из тех, кто сорвал наступление ВСУ на запорожском направлении летом 2023-го, вызвало оторопь и непонимание.

Генерал-майор Иван Попов — был абсолютно непубличным военачальником. Единственным разом, когда он «засветился» в пресс-релизе Минобороны с начала СВО, было 8 июня того же 2023 года. В ТГ-канале МО была опубликована аудиозапись с его докладом о трудном ночном бое с частями группировки противника, переброшенными на его участок фронта из резерва.

А в следующий раз его имя прогремело в совсем ином ключе — через месяц с небольшим. В Сети появилось голосовое обращение генерала «Спартака» (такой позывной он носил, а его бойцы, соответственно, звались «гладиаторами») к подчинённым командирам. Точнее — к уже бывшим подчинённым, поскольку за два дня до этого он был отстранён от должности командарма-58.

Генерал Попов считает, что от него избавились вышестоящие начальники//Скриншот поста в ТГ-канале «Царьград ТВ».

Он говорил, в частности, об отсутствии контрбатарейной борьбы, недостаточной артиллерийской разведке, и, как следствие, — о массе раненых и погибших боевых товарищей, которые попадали под украинские удары. Здесь нужно заметить, что буквально накануне отставки, 11 июля, под ракетным ударом по Бердянску (Запорожье) погиб боевой друг Попова — заместитель командующего Южным военным округом генерал-лейтенант Олег Цоков: ВСУ накрыли место дислокации англо-французскими ракетами «Шторм Шэдоу». И примерно тогда же Иван Попов был вызван на доклад к начальнику Генштаба Валерию Герасимову. Там-то, по версии самого генерала, и случился неприятный разговор с Герасимовым.

«Возникла ситуация сложная со старшим начальством, когда надо было либо смолчать и смалодушничать и сказать то, что они хотели услышать, либо назвать вещи своими именами. Во имя вас и во имя погибших наших всех друзей боевых не имел права врать, поэтому обозначил все проблемные вопросы», — так объяснил Попов в своём обращении.

После отставки с поста командующего армией генерал-майора отправили в Сирию. А через некоторое время появилось уголовное дело о махинациях при возведении инженерных сооружений на Запорожском направлении. Как сообщали тогда в СКР, «Попов причастен к хищению в 2023 году более 1700 тонн изделий металлопроката, закупленных военно-гражданской администрацией Запорожской области в порядке предоставления гуманитарной помощи». Эти материалы, добавили в Следкоме, предназначались для оборудования инженерных оборонительных сооружений на линии боевого соприкосновения.

Как уточнил в беседе с Царьградом его адвокат Сергей Буйновский, все восемь месяцев, предшествовавших задержанию его подзащитного, пока расследовалось дело, Иван Попов ходил на вызовы следователей — отвечал на вопросы, давал показания. И обвинений ему никто не предъявлял.

А затем, уже после начавшихся с ареста замминистра Тимура Иванова задержаний в руководстве военного ведомства, 17 мая текущего года, генерала Попова задержали. Сказать, что его арест вызвал большой общественный резонанс, — значит, не сказать вообще ничего. В защиту «Спартака», помещённого в СИЗО, выступили и военкоры, и политики, и общественники. Более того — спустя всего несколько дней само следствие выступило за замену меры пресечения с содержания под стражей на домашний арест. Суд отказал. Затем было новое ходатайство — и опять отказ.

Только с третьей попытки, 15 июля, 235-й военный суд согласился выпустить боевого генерала из СИЗО.

Это была диверсия предателей?

Очередное заседание по делу генерала состоялось 20 августа. И вот тогда выяснилось, что Следственный комитет провёл почерковедческую экспертизу, которая установила, что подписи Попова на документах — поддельные. Оказалось даже, что Попов и не должен был расписываться в этих документах, однако кто-то подделал подписи и приобщил бумаги к делу.

История двух генералов Поповых показала изнанку бывшего Минобороны

Генерал Иван Попов и его адвокат Сергей Буйновский не скрывали хорошего настроения после заседания суда, на котором дело против генерала фактически начало разваливаться // Скриншот кадра из видео ТАСС, tass.ru

Эта новость стала серьёзным холодным душем для тех, кто верит в виновность генерала «Спартака», а эксперты заговорили о том, что скандальное дело разваливается на глазах.

Собственно, Царьград уже неоднократно указывал на странности в деле. К примеру, по версии следствия, Попов якобы «толкнул» налево партию в 1,7 тыс. тонн металла на сумму в 130 млн рублей (позже были озвучены иные цифры — 105 млн), из которых, как утверждается, почему-то оставил себе только 1 млн рублей. Затем стало известно, что суд в ходе рассмотрения дела вышел за рамки ходатайства следствия.

Наконец, в конце июня защита Попова потребовала возбудить дело о госизмене в адрес неустановленных лиц, которые буквально сдали Спартака врагу — против генерала было возбуждено дело на Украине.

«Подозреваемый по состоянию на июль — сентябрь 2022 года был начальником штаба 11-го армейского корпуса Балтийского флота ВМФ РФ и командующим группировкой войск из России «Балаклея»…», — говорится в сообщении украинской прокуратуры.

Как сообщала Харьковская областная прокуратура, Попов обвиняется в «ведении агрессивных военных действий» (ч. 2 ст. 28, ч. 2 ст. 437 УК Украины). В деле фигурируют доказательства — ряд документов с грифом «секретно», в которых содержатся распоряжения Попова, когда он командовал группировкой войск.

И вот это — главная странность. Если документы не поддельные (Царьград с ними внимательно ознакомился, но публиковать их нельзя из-за грифа секретности, так как они могут являться подлинными), значит — в окружении генерала мог находиться украинский агент, который передал копии документов в Киев или же украинцы каким-то образом получили эти копии уже после. Отсюда и предположение, что Попова сдал кто-то из своих. Предатель или перебежчик.

«Вариантов только два. Первый — их «слил» кто-то из своих. И тогда это называется государственной изменой. Второй вариант — сработала вражеская агентура. Мы написали заявление на имя главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. Надеемся вскоре получить от него ответ», — пояснил в беседе с «Первым Русским» адвокат Ивана Попова.

Кроме этого Буйновский в целом ряде бесед с Царьградом замечал, что место Попова — не на скамье подсудимых, а в зоне СВО, на «основном» фронте — или даже в Курской области, где, по данным источников «Первого Русского», Спартака очень ждут.

«Его ждут на фронте»

Сам Иван Попов, к слову, прекрасно понимая ситуацию, уже изъявил желание вернуться на фронт. «Зовут — иди, не зовут — не напрашивайся», — сказал он после заседания суда 20 августа.

При этом, по данным источников Царьграда, в Сети скоро может появиться петиция за отправку генерала Попова в зону боевых действий. И мы уверены, что её подпишут далеко не только блогеры вроде Юрия Подоляки, который уже который месяц последовательно и не без оснований заявляет, что дело против Попова было сфабриковано.

«Он никаких преступлений не совершал, ни в чём не виноват. Это человек, который посвятил всю свою жизнь защите государства — как внутри страны, так и за её пределами», — говорил Царьграду адвокат генерала.

Интересно, что организация «Армия защитников Отечества» уже обратилась в Минобороны, Генпрокуратуру и СК с просьбой изменить Попову меру пресечения с домашнего ареста на отправку в Курскую область.

«Попов — опытный и грамотный воин. Именно он, командуя 58-й армией, остановил продвижение ВСУ в Запорожье. И сидеть с таким бэкграундом под домашним арестом, когда на границе суета, — крайне глупая и недальновидная идея. Поэтому и просят ужесточить меру, снять с генерала браслет и отправить его к своим в Курскую область, где Попова очень ждут и крайне рады будут видеть. Что взаимно», — говорил по этому поводу глава организации Иван Отраковский.

Что с того?

Когда появилась информация о задержании Ивана Попова, в ВСУ случился праздник. Шутка ли — такая услуга украинцам. Взят под стражу один из лучших офицеров, которого враг очень боялся. Как боится он и сейчас, что Попов не разделит судьбу Сергея Суровикина, который «выполняет поставленные задачи» где-то в Африке, а поедет делать большую боевую работу в зону СВО. Очевидно, возвращение Попова в строй станет мощным психологическим ударом по ВСУ и вообще украинскому командованию.

А вот судьба другого Попова — бывшего замминистра обороны — интересует, говорят спецы, больше с точки зрения, будут ли извлечены уроки из прошлого. И ещё — наказание за преступления против государства должно быть непреложным и очень суровым.

«Продолжается чистка Вооружённых Сил и связанных с ними структур от «пятой колонны». Потому что любой коррупционер — это, в первую очередь, «пятая колонна», 100 процентов. И, в этих условиях, (арест экс-замминистра Попова) очень позитивный шаг. Вот моя оценка. Вор должен сидеть в тюрьме», — подчеркнул в беседе с Царьградом военный эксперт Константин Сивков, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук по информационной политике.

tsargrad

+ + +

МВН. А почему всё еще должен сидеть в заключении Стрелков, осужденный на четыре года за резкую критику разоблачаемых теперь безобразий в Минобороны? К тому же у него «в личном деле появилась «красная полоса» как у «склонного к побегу»», ‒ сообщает его супруга М. Регинская.