«Конотопская битва» как символ «украинской» истории
В. Даренский
«Конотопская битва» как символ

На Украине с 1990-х годов было принято едва ли не на государственном уровне отмечать годовщину так называемой Конотопской битвы (8 июля, по ст. ст. 28 июня ). Трактовалось это событие как якобы победа Украины над «российскими войсками». Правда, эта «победа» была точно такая же, как и многочисленные «победы» украинских войск в этом году – исключительно виртуального характера. Однако само это событие и все то, что за ним последовало, на самом деле очень характерны и достойны внимания. Во-первых, для того, чтобы в очередной раз показать, как конструируется украинская псевдоисторическая мифология. Во-вторых, что еще важнее и существеннее, эти события, связанные с «Конотопской битвой», на самом деле стали своего прообразом, «моделью» всей последующей истории, всех этих натужных попыток создания «Украины». На самом же деле история юго-западной Руси или Малороссии – просто часть русской истории и ничего особенного в ней нет по сравнению с другими русскими землями. Точно так же, как и другие земли, Малая Русь постепенно отвоевывалась у оккупантов или заселялась русским населением. Отвоеванные у Польши земли – это, собственно, и есть историческая Малороссия; а земли, впервые освоенные земледельцами, – это Новороссия, созданная как отдельная губерния в 1764 году.

Еще ранее, в XIV-XVI веках, русских государства было два – Русь Литовская и Русь Московская. Оба православные и заселенные в основном русскими. Они сражались за первенство – кто станет главным и объединит все стальные земли. Победила Русь Московская как минимум по двум причинам. Во-первых, там было создано более жизнеспособное государство – «народная монархия» (И. Солоневич), построенная по принципу большой православной общины, в которой все равны перед Богом и государем. Создали это государство святые – начал уже св. Александр Невский и продолжили его потомки – св. Даниил Московский и св. Димитрий Донской с помощью святых первых московских митрополитов. В то время как Русь Литовская была создана завоевателями-литовцами – недавними язычниками, а затем все более и более деградировала до уровня княжеской олигархии, вскоре поглощенной другой олигархией – Польшей. Во-вторых, не только государство, но и сам народ в Руси Московской был более «пассионарным» – готовым бороться и жертвовать собой во имя Святой Руси.

После поглощения западной Руси Польшей, оставшийся там русский народ продолжил войну против врагов Православия, кульминацией которой стало народное восстание Б. Хмельницкого, истребившее католиков, униатов и иудеев на всей территории, где оно распространилось. Логическим итогом стало возвращение этих земель в состав единой Московской Руси. Однако уже не весь народ был един в этой стремлении к объединению. Была уже ополяченная часть шляхты, которая любила европейскую олигархию и мечтала стать её частью, но презирала православную, «мужицкую» Русь.

Эти люди предали свой народ и хотели обратно в Польшу, «в Европу». Они стали на сторону Польши в русско-польскую войне 1654-1667 годов. Сторонников у них было мало – они собирали самое большое до 10-15 тыс. человек войска, в основном из числа лично зависимых от них людей. Поэтому сами они с Россией воевать не могли, а только присоединялись в качестве вассалов к её врагам – сначала к полякам, а позже при Петре I – к шведам. Но самое подлое преступление против собственного народа они совершали, присоединяясь к третьей стороне в этих войнах – к крымским татарам, которые приходили исключительно с целью грабежа и захвата рабов на продажу. Именно это и сделал украинский «херой» Конотопа Иван Выговский. Презираемый поляками как бывший сподвижник Хмельницкого, он на них мало надеялся, поэтому привел свою 10-тысячную банду к ещё большим бандитам – татарам, и дал клятву верности хану. Сделал он в тот момент, когда татары сожгли Полтаву и опустошили все левобережье Днепра – то есть являлся прямым соучастником геноцида собственного народа. Как видим, бандеровцы, дававшие личную присягу А. Гитлеру, уже имели свой исторический «образец», с которого можно было брать пример.

Одно из сражений этой войны произошло в 1659 году вблизи города Конотопа. Серьезным сражением это назвать нельзя, поскольку это было просто столкновение русского войска с превосходящими силами татар, которое заставило снять осаду Конотопа и вернуться на базу в Путивль. Однако уже через месяц войско вышло из Путивля и изгнало татар из всего Поднепровья. Интересно, что «украинцы», которые хотят примазаться к этой мифической «победе» татар, на самом деле в ней почти не участвовали. Более того, их скромное участие как раз для них-то закончилось очень плохо.

Командующий русским войском князь Алексей Трубецкой имел от царя Алексея Михайловича строгий приказ, как можно меньше проливать христианской крови, и строго его выполнял. Он осадил крепость Конотопа, в которой сидели сторонники Выговского, но не штурмовал её, а просто стоял лагерем, ожидая, когда они поумнеют. А. Трубецкой знал, что к нему приближается войско татар и выслал на разведку отряд конницы князей Пожарского и Львова и отряд верных казаков запорожского гетмана Ивана Беспалого. Князь Пожарский с 4000 служивых людей и 2000 верных русскому царю запорожских казаков, атаковали татар нуреддин-султана Адиль-Гирея и немецких драгун, нанесли им поражение и погнали в юго-восточном направлении. Однако здесь они попали в засаду основного войска татар. Шотландец на русской службе Патрик Гордон так описывал произошедшее: «Пожарский преследовал татар через гать и болото. Хан, незаметно стоявший с войском в долине, вдруг вырвался оттуда тремя огромными, как тучи, массами». В результате из попавшего в окружение отряда Пожарского удалось вырваться всего нескольким сотням людей (в том числе и предку М.И. Кутузова с несколькими сабельными ранами). А взятый в плен князь Пожарский плюнул в глаза хану за его наглые речи и ему сразу отрубили голову. При этом русское войско продолжало держать Конотоп в осаде, оставаясь на своих позициях. Здесь было основных сил около 22 тыс. человек плюс полк иностранцев на русской службе Уильяма Джонстона – около 1 тыс. человек. Подошедшее к ним войско татар, вместе с отрядом Выговского и польских наемников было в два раза больше по численности.

Татары не хотели затевать большую битву, поскольку пришли грабить, а не воевать, но Выговский захотел стать «хероем» и решился на штурм. Атака закончилась провалом, а в результате контратаки русской армии войска Выговского были выбиты из своих укреплений. В ходе ночного боя сам Выговский был ранен. Ещё немного, и войско Трубецкого «овладело б (нашим) табором, ибо уже вломилось в него», – писал сам И. Выговский. Войска гетмана и хана были отброшены на 5 вёрст. Но не смотря на успех ночной контратаки армии Трубецкого, далее осаждать Конотоп, имея в тылу многочисленного неприятеля, стало опасно. 2 июля Трубецкой снял осаду с города, и армия под прикрытием гуляй-города начала отход к реке Сейм. Татары шли за ним до Сейма, но потом повернули назад. Русская армия вернулась в Путивль, а татары рассыпались на отряды для грабежа.

Вскоре сторонники Выговского пытались захватить Киев, но были разбиты на месте гарнизоном под командованием Ивана Чаадаева (предка известного философа и друга Пушкина) и при большой помощи ополчения самих киевлян, верных русскому царю. А вернувшееся войско Трубецкого затем быстро очистило территорию от татар, которые воевать не хотели и возвращались в Крым с награбленным. Многих пленников русским удалось отбить, а татар побить тоже достаточно для того, чтобы они потом несколько лет вообще не высовывались из Крыма. Выговского ликвидировали поляки.

Вся эта история с «Конотопской битвой» крайне характерна. Она дает возможность сделать несколько выводов, которые оказываются применимы и ко всей последующей «украинской истории».

1) «Украинцы»-самостийники не являются народом, а состоят из людей, предавших свой народ ради личных выгод и холуйства перед Европой.

2) Поэтому «украинцы» никогда сами не способны воевать с Россией, но всегда примазываются к внешним врагам России в надежде получить свой «бонус».

3) «Бонус» они никогда не получают, их неизменно обманывают.

4) «Украинцы»-самостийники всегда становятся соучастниками геноцида над собственным народом: так было и с Выговским – союзником грабителей-татар, так было и с Мазепой, который привел шведов для «кормления»-грабежа, так было и с бандеровцами, так происходит и сейчас, когда Запад заставил воевать Украину с Россией чтобы её сжечь в этой войне и чтобы России здесь достались одни руины. За три с половиной века ничего не изменилось.

5) Поэтому народ Малой Руси всегда на стороне России – как бы его не одурманивали ложью, но все равно «украинский туман рассеется и русское солнце взойдет» (А.В. Стороженко).

6) Народ Малой Руси всегда на стороне России не только потому что он тоже православный, но и потому что Россия воюет по заветам царя Алексея Михайловича – как можно меньше проливать христианской крови, в отличие «украинцев», которые всегда опираются на геноцид. Так было и при Выговском с татарами, так происходит и сейчас.

7) Наконец, «украинцы» всегда придумывают свою «историю» на основе самой наглой лжи. Так было раньше, так еще происходит сейчас, но скоро это уже навсегда прекратится.

В. Даренский,
«Наследие Империи» (rusnasledie.info)