Менделеев – великий ученый и патриот
20.01.1907 (2.02). – Умер ученый Дмитрий Иванович Менделеев
Менделеев – великий ученый и патриот
Дмитрий Иванович Менделеев (27.01.1834–20.01.1907) родился в Тобольске в семье директора гимназии Ивана Павловича Менделеева и был последним, семнадцатым (!) ребенком.
Иногда еврейские авторы зачисляют великого ученого в «наших» по причине созвучности фамилии с именем Мендель. Это не соответствует действительности: «Все четыре сына Павла Максимовича Соколова, священника села Тихомандрица Вышневолоцкого уезда, учились в Тверской духовной семинарии, но по окончании ее только один из них – Тимофей – сохранил фамилию отца. Остальным трем братьям по [семинарским] обычаям тех лет фамилии придумали учителя. Василий стал Покровским, Александр – Тихомандрицким, а Иван – Менделеевым. «Фамилия Менделеева дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей и пр.», — вспоминает Дмитрий Иванович» (Г. Сергеев. «Менделеев». М., Молодая гвардия, 1974).
Менделеев известен во всем міре как выдающийся ученый-химик, открывший в 1869 г. периодический закон строения всех элементов в зависимости от заряда ядер их атомов, – как элементов встречающихся в природе, так и не встречающихся (он предсказал их открытие: галлий, скандий, германий и др.). Синтезированный в 1955 году 101-й элемент менделеевской таблицы получил название «менделевий».
Закон и система Менделеева принадлежат к числу важнейших фундаментальных открытий, показывающих, что в основе создания міра лежит духовное начало – стройный Божественный план. Дмитрий Иванович писал: «Хочется мне выразить заветнейшую мысль о нераздельности и сочетанности таких отдельных граней познания, каковы: вещество, сила и дух; инстинкт, разум и воля; свобода, труд и долг. Последний должно признать по отношению к семье, Родине и человечеству, а высшее сознание всего этого – выраженным в религии, искусстве и науке». Именно такая религиозная цельность мiровосприятия и позволила Менделееву не рационально (в этом западные химики были впереди), а интуитивно, внушением Божиим, открыть закон строения вещества.
Не будем перечислять всех других его научных достижений – их множество в разных областях естествознания. Отметим другое. Мало кто знает, что Менделеев был также активным русским патриотическим деятелем, членом Союза Русского Народа. Патриотическое міровоззрение Менделеева легло и в основу его известных экономических работ «Толковый тариф», «Заветные мысли», «К познанию России», а также отразилось во многих статьях, в которых он убедительной научной логикой доказывал необходимость защиты отечественной промышленности от иностранной конкуренции и отстаивал принцип хозяйственной самостоятельности России (автаркии).
Исходя из своего научно-экономического видения и предвидения развития российского геополитического потенциала, Дмитрий Иванович не раз давал точные оценки политическим процессам в стране, например:
О поощрении революционной смуты из-за границы, где «много организованных сил, стремившихся, во-первых, приостановить явный прогресс, начавшийся в нашей стране, и, во-вторых, желающих сосредоточить все внимание России на внутренних безпорядках, чтобы отвлечь ее этим путем от вмешательства во внешние европейские события». «Чтобы действовать свободнее, увереннее и надежнее, надо было во что бы то ни стало устранить какое бы то ни было вмешательство России; война с нею могла стоить сотни миллионов, возбуждение в ней внутренних безпорядков могло стоить очень дешево, да еще под знаменем либерализма, который сам проявлен Россией. Вот и решили разумные и расчетливые люди, стремящиеся к определенным целям, вызвать в России всеми способами внутренние неурядицы, покушения на императора-освободителя и всякого рода препятствия на пути русского прогресса».
Об обороне страны: «Войн России пришлось вести множество, но большинство их носило характер чисто оборонительный, и мое мнение скажется ясно, если выражу уверенность в том, что, несмотря ни на какие мирные наши усилия, впереди России предстоит еще много оборонительных войн, если Россия не оградится сильнейшим войском в такой мере, чтобы боязно было затевать с ней военную распрю в надежде отхватить от нее часть ее территории. Что завоевательных войн Россия сама не затеет, в том уверены не только все мы, русские, но и все сколько-либо знающие Россию, которой у себя дома дел кучища, начиная с необходимости продолжить усиленно размножаться… Если мы не будем сильны в военном смысле, то мы дойдем до войны противу нас подобной натиску Наполеона».
О патриотизме: «Любовь к Отечеству, или патриотизм, как, вероятно, небезызвестно читателям, некоторые из современных крайних индивидуалистов уже стараются представить в худом виде, говоря, что ее пора заменить совокупностью общей любви ко всему человечеству… Такое, очевидно, недомысленное учение приписывает патриотизму многие худые явления общественности… Для народов, подобных русскому, сложившихся и окрепших еще сравнительно недавно и еще занятых своим устройством, то есть еще молодых, дикость учения о вреде патриотизма до того очевидна, что не следовало бы об нем даже упоминать, и если я делаю это, то имею в виду лишь тех еще не переводящихся соотечественников, про которых написано: «Что книжка последняя скажет, то сверху и ляжет»». «Любовь к Отечеству составляет одно из возвышеннейших отличий развитого, общежитного состояния людей от их первоначального, дикого и полуживотного состояния».
О русском народе: «Не подлежит никакому сомнению, что русский народ, взятый в целом, принадлежит к числу мирнейших и его лучше всего уподобляет сказка сонливому доброму молодцу из такого-то села, больше всего думающего о своей пашне, умеющего выносить «страду», но не умеющего заставлять ее делать для себя других». «В чем другом, только не в самообожании можно упрекать русских людей, умеющих уживаться даже сливаться со всякими другими. Это нас сильно отличает не только от китайцев, достоинствам которых должно отдать многое, но и от англичан, гордящихся – не без правильных оснований – своим первенством во всем передовом міровом значении, не говоря уже о евреях, считающих себя единственным народом Божьим и за эту гордыню лишенных всех благ независимого государственного преуспеяния».
О свободе: «Свобода для труда (а не от труда) составляет великое благо. Для тех, кто труда и долга не ставит на должную высоту, кто их обязательность мало понимает и невысоко ценит, — для тех свобода рановата и только лодырничество увеличит. Россия, взятая в целом, думается мне, доросла до требования свободы, но не иной как соединенной с трудом и выполнением долга. Виды и формы свободы узаконить легко прямо статьями, а надо еще немало поработать мозгами в Государственной думе, чтобы законами поощрить труд и вызвать порывы долга перед Родиной».
О выборах в Государственную Думу: «Как достичь того, чтобы между членами Государственной думы преобладали по возможности люди, любящие Россию, в ее будущность верящие и способные эту любовь отстаивать явно? Задача та сложна и опытным путем – по примерам других народов, – мне кажется, еще далеко не решенная с ясностью».
О народонаселении: «Если с промышленностью русский народ начнет богатеть… то он не перестанет плодиться и еще умножит прирост, тогда всем хватит хлеба если не своего, то покупного, и, удваиваясь примерно в 40 лет (прирост равен 1,4%), он неизбежно выделит большой процент жителей для развития других видов промышленности и для профессиональной деятельности всякого рода, что вместе с развитием просвещения и составит силу народную, даст возможность поддерживать свою самостоятельность и развить свои особенности».
Таким образом, Д. И. Менделеев предсказывал удвоение населения нашей страны где-то к 1945 году, конечно, не ожидая, что Россия переживет такие кровавые времена, как уничтожение жидобольшевиками наиболее деятельной и образованной части русских, а также войну 1941-1945 гг. И уж он никак не мог бы себе представить современное положение в России, когда за годы разгула демократии в мирное время потери населения страны, в первую очередь русского, находятся на уровне потерь в гражданской войне: мы каждый год теряем около миллиона человек!
(Использованы цитаты: В.И. Бояринцев. Из книги «Русские и нерусские ученые»).
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.