Миссия Третьего Рима: pro et contra

М.В. Назаров «Русская идея»

Продолжение готовящейся книги: «О ПРОБЛЕМАХ, ЗАБЛУЖДЕНИЯХ И ЕРЕСЯХ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ» (вступление, предыдущие разделы и планируемое рабочее содержание здесь).

VIII. МИССИЯ ТРЕТЬЕГО РИМА: PRO ET CONTRA

Об «умеренных» или «просвещенных» патриотах

К русским патриотам, считающим себя «умеренными» или «просвещенными» (в отличие от «грубых» или «экстремистских» проявлений патриотизма, к каковым они относят не только крикунов и кликуш, но и т.н. «православных фундаменталистов») в концепции данной книги можно отнести тех, кто игнорирует, не понимает и отвергает православную историософию и место России в ней как вселенский удерживающий Третий Рим.

Вспоминая афоризм о. Константина (Зайцева), у них «Великая Россия заслонила собой Святую Русь». Для большинства из них идеал величия России ‒ в петербургском периоде и общих тогда с Европой культурных идеалах, поэтому они считают себя в этом смысле европейцами. Они в основном желают видеть Россию «страной как все», только более «передовой» в общечеловеческой семье, желая ее по-христиански облагородить (как наши славянофилы в XIX веке) и сетуют на «непонимание» России со стороны западных руководителей этой семьи, но без анализа причин такого отношения.

Разумеется, такие «просвещенные» патриоты тоже являются православными и «белыми» антисоветчиками, но и то и другое качество у них духовно не осмысленное, а как бы исторически-инерционное ностальгическое (в духе «России, которую мы потеряли» ‒ С. Говорухин), часто либерально-«толерантное» к разным демократическим воззрениям (со склонностью к «умеренно» монархическим), «интеллигентское» (в дореволюционное время такими патриотами были русские интеллигенты от Чаадаева до февралистов-октябристов, конституционных монархистов).

В этом они имеют общие точки соприкосновения с западниками. Вмести с ними они не вникают в смысл истории, в расстановку в ней противоборствующих сил Христа и антихриста, и потому, в частности, не понимают судьбоносной мiровой сущности табуированного еврейского вопроса или не осмеливаются в него вникать «страха ради иудейска». То есть, игнорируя миссию удерживающего Третьего Рима, игнорируют и противоборствующее ему глобальное царство антихриста, воздвигаемое «тайной беззакония», ‒ как это предсказано в Священном Писании. (Например, таковы «Красное колесо» и даже «Двести лет вместе» А.И. Солженицына.) Поэтому такие «просвещенные» патриоты мало пригодны к эсхатологической обороне нашей страны в непрерывно идущей Мiровой войне и многие по сути часто действуют на руку главному врагу ‒ как это наглядно проявилось в их отношении к «Письму 5000».

В среде таких «просвещенных патриотов» говорится и делается много правильного в критике советского богоборческого наследия и лукавой ресоветизации, и западной русофобии (в лице пресловутых «англосаксов», но не далее), и нынешней аморальной постсоветской «культурной элиты». В этой отрицающей программе их деятельность совпадает с нашей, и многие такие авторы представлены на сайте «Русская идея». Но в анализе мiровой расстановки сил, необходимых средств обороны и мiро­воззренческого идеала ‒ Русской Идеи ‒ расхождения между нами существенны.

В виде примера я включаю в этот сборник полемическую статью об отношении к А.И. Солженицыну ‒ наиболее значимому представителю такого «умеренного» или «просвещенного» русского патриотизма. Его программа ‒ сбережение русского народа, но без уяснения смысла и цели его бытия. Выдающаяся личность и творчество Солженицына, его отношение к революции дают наглядный пример того, как отказ от православной историософии Третьего Рима мешает и таким великим русским людям четко ориентироваться даже в современных событиях.

Но есть и другие патриоты, не особо «умеренные в отрицании «особой миссии России» как удерживающего Третьего Рима, это у них вызывает острую аллергическую реакцию ‒ полемика с ними во второй половине этого раздела…

+ + +

Далее в этом разделе отрывки из статей:
Запад, коммунизм и русский вопрос. В связи с возвращением А.И. Солженицына
Отношение к Солженицыну ‒ лакмусовая бумажка трезвомыслия
и др.
Полемика об «удерживающем». Судьба одного понятия в православно-патриотической публицистике
О «гордыне богоизбранности», и еще раз об «истинно православной» русофобии

Заключение раздела:
О восстановлении самосознания Третьего Рима
Тезисы выступления 1 февраля 2007 г. на Круглом столе «Москва – Третий Рим: единство народа, духовной и светской власти на пути возрождения идеалов Святой Руси» в рамках «Юбилейных XV Международных Рождественских образовательных чтений».