Михаил Назаров: Ответы читателям — 14

М.В. Назаров «Русская идея»

Вопрос:
«Сейчас у нас много трубят об искусственном интеллекте как следующей революционной стадии цифровизации, когда вместо человека будут эффективнее его творчески управлять умные системы и в производстве, и в медицине, и в транспорте, и в СМИ, и в применении оружия на войне… С другой стороны, в мире звучат опасения, того же Маска, как бы эти умные машины не взбунтовались против человека, им уже не нужного на земле… Что Вы об этом думаете?»

Михаил Назаров: Ответы читателям — 14

Ответ:
‒ Интеллект, то есть творческий ум ‒ это дар Божий. Человек не способен создать искусственное умное устройство, обладающее собственным сознанием и волей. Он может создать робота с программой определенного поведения, даже с набором вариантов в зависимости от разных ситуаций ‒ как бы «решений» робота, но это не его решения, а возможные варианты, заранее предусмотренные создателем программы, то есть его человеческим интеллектом. При возникновении не предусмотренной ситуации робот никакого нужного решения принять не сможет. Современные системы автоматики отличаются от давно существующих (КИПиА, которые нам преподавали в техникуме еще в 1960-е годы) лишь более сложным т.н. «железом», микросхемами и компьютерами. В сущности такой робот может быть очень сложной многовариантной системой автоматики. Но создание всех таких «умных» электронных систем зависит от их создателя ‒ человека, вкладывающего в них свой ум.

Однако полагаю, что выход такого ИИ из-под челевеческого контроля на уровень «самостоятельной воли» возможен, если контроль над этим ИИ вместо человека-оператора перехватит злоумышленник или сам диавол. И в этом, по-моему, есть опасность. Ведь если диавол способен строить людям козни с помощью обычных техногенных катастроф, то почему он не сможет это сделать более умными железками с микросхемами? Да и случайный сбой или техническая неисправность в такой управляющей системе, которой людьми многое доверено, может иметь катастрофические последствия…

И вообще, наше общество делают все более бездушным, личное общение заменяется цифровизацией. Уже и госслужбы и многие социально значимые учреждения (банки, телефонные и транспортные компании) перешли на искусственных диспетчеров-роботов, с которыми общение предлагается многоступенчатое, с продолжительным выбором темы, и далеко не всегда можно решить нужный вопрос. Человека этим сводят до уровня такой же бездушной машины. Это неприятно.

Вопрос:
«… еще по поводу речи патриарха Кирилла на XXV ВРНС. В особенности касательно этой ее части (относительно определения сущности русского народа):

«… Определяющее значение имеет единство культуры, состоящее в осознании народами общности исторической судьбы и общности духовно-нравственных ценностей, от чего и проистекает, в свою очередь, единство мировоззрения.

Подчеркну — именно мировоззрения, а не идеологии. Эти вещи ни в коем случае нельзя смешивать. Идеологии могут меняться в зависимости от политической ситуации — поэтому единство на такой основе непрочно, ненадежно и может рассыпаться при неблагоприятных условиях. Наша страна на печальном историческом опыте минувшего столетия хорошо это знает. Именно с учетом отрицательного, но всё же ценного опыта в действующей сегодня российской Конституции закреплен запрет на установление общей государственной идеологии, обязательной для всех.

В ответ на вопрошание ряда общественных сил, желающих непременно иметь некую национальную идею, могу лишь вновь повторить: она у нас и так уже есть. Чтó может лучше и, если хотите, эффективнее мотивировать человека на созидательные труды на благо общества, нежели искренняя любовь и преданность Родине?

Тем, кто по-настоящему любит страну, свой народ и культуру, не нужна никакая идеология. Не нужно ничего придумывать и изобретать. Все самое главное у нас уже есть: богатейшая духовная и культурная традиция Православия, уникальный ценный опыт совместного мирного проживания и уважительного взаимодействия с представителями других национальностей и религий. Надо только быть достойными наследниками наших предков и жить в соответствии с убеждениями, чтобы дело со словами не расходилось…»

Как говорится, много слов ни о чем, не правда ли?  Потому как идеология и мировоззрение  — это синонимы,  то есть это одно и то же, не правда ли?..

А то, что идеология  у государства должна  быть,  это несомненно. И не какая-нибудь «многонациональная», а именно русская. Как, например, «Русская идеология» архиепископа Серафима (Соболева). Удивляет, почему так рьяно от нее отказываются, да ещё так публично. Хотелось бы услышать на этот счет Ваше веское слово. Так, чтобы им, наконец, дошло».

Ответ:
‒ Вы шутитите: для кого там, наверху, мое слово может быть веским?… После «Письма 5000» я стал персоной нонграта в СМИ. А нынешний первоиерарх, помнится, еще будучи во главе ОВЦС, называл меня «врагом церкви»… Все книги РИ было приказано изъять из епархиальных библиотек и из патриархийной книжной торговли. И сейчас я слыву «токсичным» даже для многих православных сайтов, где порою публикуют скопированные с РИ мои статьи без указания источника и имени автора…

По сути Вашего вопроса. С моей точки зрения идеология и мiровоззрение ‒ это все же не вполне синонимы, хотя эти понятия взаимосвязаны. Мiровоззрение (воззрение на мiр) ‒ это основанная на ВЕРЕ (религиозной или атеистической) система осознания смысла бытия, смысла и цели жизни человека и общества, определяющая его нравственность и иерархию его духовных ценностей. Идеология по отношению к мiровоззрению производна, ‒ это основанная на определенном мiровоззрении система как бы ПРИКЛАДНЫХ ПРИНЦИПОВ устройства общества и государства для обезпечения его мiровоззренческих целей и ценностей.

Не может быть государства без идеологии, которая выражается в принципе формировании в нем верховной власти, в устроении его административного управления, народного хозяйства, в правовой системе, культурной традиции, историографии и всех гуманитарных науках. Конституция государства ‒ это концентрированное выражение его идеологии. Провозглашаемый в нынешней конституции РФ не подлежащий изменению запрет на любую государственную идеологию ‒ это глупая фикция, точнее ложь, прикрывающая и оправдывающая идеологию неразличения добра и зла, что необходимо только господствующему в грешном мiре злу.

Основанный на этом принципе нынешний Олигархат РФ, образовавшийся в Великой криминальной революции 1990-х и заявляющий в конституции свою преемственность от нелегитимного богопротивного режима СССР, демонстративно не желает признавать свое криминальное происхождение и нелегитимный характер своей государственной системы. Также не хочет признавать и очевидную государствообразующую роль русского народа из-за его традиционной национальной идеологии (удерживающего Третьего Рима), не совместимой с идеологией Олигархата, отсюда все лукавые увертки властей с понятием русского народа и явно антирусская практика.

Отрицание необходимости православной государственной идеологии тем более нелепо в устах человека, претендующего быть духовным водителем и «отцом» народа. Еще будучи митрополитом Калининградским и главой ОВЦС он утверждал в 2007 году на «Юбилейных XV Международных Рождественских образовательных чтениях», что:

«В нынешнюю эпоху постмодерна идеология отступает на второй план… Определяющую роль играют поведенческие и эстетические стандарты» (мода, поп-культура и т.п.). «Идеологии не способны удовлетворить двум основным качествам Божественного, заложенным в природе человека: нравственность и свобода… Идеологии стремятся ограничить либо то, либо другое и не могут объединить их в великом синтезе».

Комментируя это, уже тогда я возражал: «странно, однако, что столь высокообразованный архиерей подразумевает под идеологией априори нечто глупое, ограниченное, приземленное. Идеология – это система идей, положенная в основу существования или деятельности группы людей, организации, государства. Каково государство – такова и идеология. И почему бы не имела право на существование православная идеология как система принципов, законов и идеалов, определяющих нашу жизнь, и государственной власти, действующей на этих принципах в симфонии с Церковью? Разве у Императора Константина Великого, у Императора Юстиниана (принцип симфонии), у Царей Московской Руси (см. также поучения прп. Иосифа Волоцкого), у Государя Александра III – не было ясно выраженной православной государственной идеологии? И разве она не была необходима? Ведь Церковь сама не призвана руководить государством…» (О восстановлении самосознания Третьего Рима.)

Тут у Суперсвятейшего Верховного жреца Олигархата РФ совершенно очевидно типичное западническое позитивистское умничанье, оправдывающее неправедную систему мiровой «демократии», отменившей христианскую государственность и превратившей религию в отдельное от государства личное мiровоззрение индивидуума. И еще при этом он лукаво нахваливает (на прошедшем юбилейном XXV «Всемирном Русском Народном Соборе») нынешнюю безрелигиозную систему Олигархата как лучший период отношений между государством и Церковью во всей тысячелетней истории России! И по поводу столетия богоборческой революции он, помнится, заявил (6 ноября 2017), что до революции «Церковь при видимом благополучии была по рукам и ногам скована государством» и «лишена самого главного – возможности, не оглядываясь ни на власть, ни на какую вне находящуюся силу, говорить людям Божью правду об их духовном состоянии, если нужно — давать свою оценку политическим процессам, имевшим место в жизни нашего общества, не с политической точки зрения, а с точки зрения духовной». А при власти богоборцев, выходит, получила такую возможность?

Новая самая совершенная «симфония» властей…

Вопрос:
«У нас в стране полный разнобой с празднованием исторических дат. Особенно удручает, когда число, взятое из старого стиля в том же цифровом значении переновится в новый стиль (прилагаю таблицу). Например, даты военно-морского флота, дни русских военных побед, а дни основания городов и рождения великих людей отмечаются по григорианскому календарю в день события. Просьба вмешаться и объяснить нашим государственным мужам, почему этого делать не следует из к уважения памяти наших предков…».
И еще по поводу слов патриарха о том, что «Отвержение памяти предков — явление однозначно порицаемое в нашей духовной традиции… В связи с этим о правильном исчислении календарных дат… Ведь это какой позор на весь мир встречать в 2024 году 300-летие  со Дня основания РАН и  СПбГУ, как и День Ученого, 8 февраля, тогда как Указ Петра I об их основании вышел 28 января 1724 года. Неужели они все там такие безграмотные, что не могут к 28 января прибавить 13 дней? А американцам не мешало бы напомнить, когда следует отмечать Колумбов день…»

Святая РусьОтвет:
Американцев с их каледарем можно оставить в покое – они ведь не православные… А для нашей страны это, конечно, и вопиющая безграмотность, и позор перед памятью предков.

Тут главное для нас не просто в арифметическом прибавлении календарной разницы в 13 дней в ХХ и нынешнем веке. Основной принцип должен состоять в том, что празднуемое событие должно происходить по старому календарю, Юлианскому, чтобы сохранялось его духовное значение. Ведь наши православные иредки и закладку городов и важнейшие битвы с врагами приурочивали к определенным дням в святцах, и детей преимущественно называли именами святых, празднуемых в этот день. В составляемом у нас календаре «Святая Русь» именно так отмечаются все исторические даты, о чем стоит там уведомление во избежание критики. Об этом я постоянно напоминаю умникам, поучающим наш сайт в «календарной неграмотности»…

Вопрос:
«Виталий Третьяков в программе Скабеевой 29 ноября поддержал «конспирологическую» теорию, что «Израиль» организовал избрание президента Зеленского, поскольку евреи рассматривают Украину как «запасную терриорию» после поражения в войне с палестинцами».

Ответ:
Третьяков тоже из советских умников-образованцев. Он теперь постоянный эксперт в «умных» ток-шоу на центральных телеканалах. В 1990-е годы он редактировал «Независимую газету», которую я выписывал из-за многих хороших публикаций (интернета тогда не было). И меня там пару раз печатали. Но всегда удивлялся слабым и невразумительным статьям самого главного редактора. Теперь он этот свой уровень самоуверенно демонстрирует на ТВ.

Что касается сути вопроса, то я не пророк-«конспиролог», поэтому мой ответ простой, с точки зрения здравого смысла: зачем евреям переселяться в разрушенную и нищую, нежизнеспособную Украину, где их исторически, мягко говоря, «не очень любят»? Ведь у них есть Америка, Европа, наконец Олигархат РФ, и вообще они контролируют при помощи доллара весь мiр. Эту байку об их стремлении превратить Украину в «Новую Хазарию» запустили наши «конспирологи-борцы с жидовским засильем» (типа харьковского Э. Ходоса, некоего Бер-Кута, О.А. Платонова в «Русском вестнике») и подпитал какой-то эпатажный раввин своими агрессивными «откровениями» (желая прославиться). Но это открытие того же качества, что и «хазарская теория».

Михаил Назаров: Ответы читателям — 14

Вопрос:
«Разве покаяние перед Богом не личное дело каждого? Дело совести отдельного человека, в глубине души? Как это Вам представляется?
Согласен, что сегодня вера у большинства русских по пословице: «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Но требование общего народного покаяния мне не понятно. Каждое преступление совершается людьми, и они несут за него ответственность перед Богом и другими людьми. Возможно, поэтому архивы опять закрывают.
Не думаю, что сын должен отвечать за отца, но знание имен палачей и доносчиков в годы красной утопии, по-моему, помогло бы нравственному очищению в обществе и освобождению от исторического обмана. Хотя их наследникам стало бы неуютно, если бы раскрылась неприглядная правда.
Согласен также, что Запад пытается навязать русским коллективную вину за коммунизм, хотя, как мы знаем, его под страхом смерти навязали нам отнюдь не русские «дети лжи». Считаю, что мы, как народ, искупили эту вину своими страданиями».

Ответ:
С этим вопросом уместнее обращаться к компетентному и мудрому духовному лицу. Правда, ныне найти таковое должного духовного качества в МП весьма затруднительно. Ведь никто из духовенства советского рукоположения (за исключением пары клириков среднего уровня) не изъявил желания в чем-то покаяться, и в таком же духе подбирается новое поколение «святых отцов» (как их часто называют в народе и они не возражают). Начальство МП проповедует примирение Христа с велиаром…

Мое мнение простого мiрянина следующее. Сын не должен отвечать за отца в уголовном праве, но в Священном Писании сказано, что за грехи отцов перед Богом потомки отвечают в нескольких поколениях, если не отрицаются от этих грехов. (В судьбе и облике нераскаянного еврейства, упорствующего в своей нераскаянности за богоубийство и в национальной гордыне и поэтому ставшего народом-разрушителем, то есть инструментом и жертвой диавола, мы тоже видим проявление этого закона.) В нашей же стране эти революционные грехи сокрушения исторической России восхваляются на уровне государственной идеологии. Кроме того, личное покаяние человек приносит Богу только за самого себя. И такие люди в нашем народе есть, но они не в силах изменить судьбу народа, тем более если его правители продолжают возвеличивать грехи, предательство и зло, воспитывая в этом свой народ. Тем более такой народ, как русский, которому Богом было доверено быть удерживающим Третьим Римом. Отказавшийся от этой миссии народ и не покаявшийся в этом, не пытающийся вернуться на свой исторический путь ‒ Богу не нужен.

Народ ‒ это соборная личность, и ее покаяние приносится от его имени Главой народа, к которому присоединяются и остальные люди. В этом случае такое покаянное исправление государственного самосознания становится содержанием его восстановительной государственной политики в системе образования, культуре, СМИ ‒ во всей жизни.

Страдания же могут попускаться Богом для вразумления от обратного. Но страдание само по себе не является искуплением грехов, если эти грехи не осознаны как таковые и продолжают оставаться в почете ‒ этим народ лишь навлекает на себя новые страдания, что, возможно, сейчас и произойдет вследствие ресоветизации, см. статью: Россию готовят на роль мiрового злодея, подлежащего уничтожению в Армагеддоне.

Михаил Назаров: Ответы читателям — 14
Зюганов и Кирилл обменялись поздравлениями и наградамиГлава РПЦ МП наградил главу КПРФ церковным орденом,
а главный коммунист РФ вручил патриарху памятную медаль КПРФ

Вопрос:
«В книге «Вождю Третьего Рима» вы пишете: Ведь когда и последний народ отказывается от своего удерживающего призвания, тогда у Господа Бога уже нет причин продлевать историю и удерживать землю от гибели. Разве что по великой милости Божией этому последнему народу дается последний шанс: на пути страшных страданий понять причины своего падения, вынести из него должный урок и восстановиться в удерживающем качестве.
Я понимаю смысл этой идеи, но не вижу перспектив. Никакого осознания и покаяния ни у Церкви, ни у народа в целом даже и близко нет. Для чего вообще с точки зрения Божьего Замысла нужен нынешний безыдейный режим в нашей стране? Есть пророчества, вы в книге также их упоминаете, где говорится о возрождении Православия и Монархии. Видя текущее положение вещей в это слабо верится. В обществе лишь усиливается тенденция к гедонизму, накопительству и разврату. Читал где-то о том, что народ должен заслужить Царя. Поэтому не получится так, чтобы откуда не возьмись появился православный Царь и начал править. Каким вы видите настоящее возрождение России? Как это может произойти в нынешних реалиях? Поделитесь мыслями пожалуйста».

Ответ:
Мне кажется, что упоминая пророчества о возрождении Православия и Монархии, то есть исторической России, я всегда (в той же книге ВТР) добавляю и то, что они обусловлены готовностью самого нашего народа к исполнению этих пророчеств. Господь не станет возрождать Россию вопреки воле нашего народа. (Относительно пророчеств возрождения монархии: О монархии и о трезвомыслии.) И привожу слова Господа из Священного Писания:

«Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот… обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» (Иерем. 18: 7,10). Библейская история с городом Ниневия подтверждает, что все зависит от поведения людей.

То есть эти пророчества обусловлены покаянием русского народа, чего мы пока не видим и чему активно препятствуют как государственная, так и церковная власть. Даже нынешний первоиерарх считает сутью недавнего интернационально-оккупационного режима компартии не разрушение православной государственности, не богоборчество и не убийство десятков миллионов людей с уничтожением целых сословий, а – «стремление людей к справедливости и солидарность», предлагая все большевицкие преступления замести под ковер.

Так что возрождение может и не состояться, если Господь сочтет, что для этого нет пригодных людей на русской земле…

М.В. Назаров
2.12.2023

Предшествующие ответы:
28.11.2023. М.В. Назаров. Ответы читателям — 13
27.10.2023. Ответы читателям — 12: О национализме и «минах», настроенных на неизвлекаемость
23.10.2023.Ответы читателям — 11: ВОВ, РККА и РОА
13.10.2023. Ответы на вопросы читателей ‒ 10
10.10.2023. 
Ответы на вопросы читателей — 9. Полемика о миссии Церкви
6.10.2023. 
Ответы на вопросы читателей — 8
27.9.2023. 
Ответы критикам книги «Спор о России» (продолжение)
22.9.2023. 
Ответы критикам книги «Спор о России»
20.9.2023. 
Ответы на вопросы читателей (часть 5)
2.9.2023. 
Ответы на критику читателей
25.10.2021. 
Ответы читателям (часть 3): на Царскую тему
4.10.2021. 
Ответы читателям (часть 2): об инославных еретиках, о церковных расколах и о Союзе Русского Народа
2.9.2021. 
Ответы читателям (часть 1): о евреях, о русских, о коллаборационистах и др.