Мода это каприз одних и рабство других, и прибыли третьих

Е. Спекторский

9 июля во всем мире отмечается День Моды.
Традиция установлена в 2016 году.

… В обстановке той механизации нашей дехристианизованной культуры, которую так прославлял Ратенау, произошла ужасающая вульгаризация вкуса. Искусство, эстетика почти вытеснены модою и развлечениями. Кто не поет теперь акафиста моде?

Мода это принципиальное отрицание вечности и даже длительности. Мода это уже не вчера и еще не завтра. Мода это каприз одних и рабство других. Мода это законы подражания, методология обезьян и попугаев. Модная литература, модные картины, модная музыка, модная мебель и апогей моды — модное платье, для которого, как утверждал Карлейль, живой человек является только вешалкою. Думают ли те, которые надевают на эту вешалку произведение моды, что для христианства человеческое тело это храм Божий и что построить шикарный костюм по моде далеко не всегда значит удовлетворительно разрешить соответственную архитектурную задачу.

Всегда ли помнят о «приличном одеянии жен» (I Тимоф. II, 9) или о одежде полевых лилий, для которых Сам Отец небесный подбирал покрой и цвета, законодатели современных дамских мод, преследующих троякую цель: обогатить фабрикантов; дразнить чувственность мужчин прикровенными намеками или откровенными обнажениями; наконец, заставить всех женщин одеваться именно так, как это поневоле должна делать какая-нибудь модница, желающая скрыть то или иное уродство. При этом богоданное, как говорил Гамлет, лицо покрывается еще косметическим лаком. И его средоточием делаются уже не глаза, ибо от них ничего не требуется, кроме беспокойной ласковости взгляда, а губы, срамно подкрашенные в ярко пунцовый цвет, чтобы создать видимость африканского темперамента.

Христианство очеловечило женщину. Оно еще окружило ее мягким поэтическим ореолом и оградило от всего грубого как нужное, хрупкое существо, за которым надо так же бережно ухаживать, как за больными (soigner une dame185 , как говорили в старину французы). Теперь же ее опять превращают или в орудие похоти, значит, в вещь, или в львицу, значит, в животное…

Е. Спекторский. Христианство и культура. Прага, 1925. .С. 153‒154.
(в новой орфографии)