М.В Назаров  К кончине протоиерея Всеволода ЧаплинаМ.В Назаров К кончине протоиерея Всеволода Чаплина.

26 января 2020 г. неожиданно, на 52-м году жизни, скончался известный церковный деятель о. Всеволод Чаплин (31.3.1968‒26.1.2020) ‒ протоиерей РПЦ МП, кандидат богословия (1994), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей МП (2001‒2009) председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества МП (2009‒2015), член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ (2009‒2016), член Общественной палаты РФ (2009‒2017), член Общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси (с 2017). В последние годы настоятель храма святого Феодора Студита у Никитских ворот.

По свидетельству прихожан, «Господь прибрал к Себе о. Всеволода, когда он после совершенной литургии вышел из храма, сел на лавочку, неожиданно потерял сознание, и прибывшая скорая констатировала смерть».

На смерть видного деятеля, с декабря 2015 года оппозиционного к политике руководства МП («Я считаю, что Церковь с властью должна говорить открытым языком, вместо того, чтобы заискивать перед какими-то чиновниками… мы должны быть независимы, мы должны критически вести диалог с властью, не поддакивать ей, спорить с ней, спорить с обществом, даже если кто-то не соглашается с тем, что верующие люди говорят»), откликнулись многие СМИ разной идеологической, политической и религиозной окраски. Следуя правилу «говорить о покойном только хорошее», большинство этих СМИ отмечают  в основном хорошее со своей точки зрения, хотя их оценки и противоречат друг другу.

Левые авторы, включая коммунистов и сталинистов, уважительно характеризуют его как соратника в общей борьбе за социальную справедливость против компрадорской власти, участника их совместных митингов.  (Источник)

Хотя по своим взглядам о. Всеволод был, конечно, на стороне не левой, а православно-патриотической оппозиции, и мы публиковали его совместные заявления с В. Аксючицем от имени «Совета православной общественности». (Источник)

Как видим, в оппозиционной политической области в данный момент наблюдается единогласие оценок заслуг покойного. Однако для церковнослужителя, разумеется, более важны оценки религиозных инстанций, и прежде всего наиболее влиятельных из них: христианской и антихристианской.

В руководстве РПЦ МП могли бы, пусть и с сугубо своей точки зрения (говорю это, разумеется, иронично), отметить его былую 25-летнюю верную службу функционером на ответственных должностях, в том числе в активном официальном отпоре «раскольникам РПЦЗ» и в «разоблачении» критического Крещенского обращения еп. Диомида (2007) как «подлога» и провокации двух «врагов»: «Представитель Московского патриархата обвинил Душенова и Назарова в попытке захватить власть в Церкви». (Источник) Подробнее: https://rusidea.org/forum/viewtopic.php?p=2903#p2903

Однако патриаршее соболезнование в связи с кончиной протоиерея Всеволода Чаплина неблагодарно ограничилось лишь указанием на его прегрешения: «Господь да простит почившему прегрешения вольные и невольные и сотворит ему вечную память». (Источник)

А вот раввин Зиновий Коган, вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) выразил покойному гораздо большее соболезнование, чем патриарх: «Известие о кончине отца Всеволода Чаплина для меня ужасная новость. Мы были товарищами по межрелигиозному диалогу. Это был смелый, живой, противоречивый человек, который любил Россию. Я выражаю глубочайшее соболезнование, РПЦ потеряла одного из своих ярких пастырей. Я не думал, что он был таким молодым». (Источник)

Надо полагать, что Коган как издатель «Кицур Шулхан аруха» с благодарностью помнит то, как о. Всеволод от имени РПЦ МП защитил этот иудейский кодекс от нашего «антисемитского» «Письма 5000», отмежевав РПЦ МП от «провокации». Будучи зампредседателя Отдела внешних церковных связей МП о. Всеволод тогда «предложил провести четкую грань между «письмами 5000» и позицией всей Церкви» (Прот. Всеволод Чаплин призвал не судить о памятниках религиозной письменности с позиции современности).

Берл Лазар также мог бы с благодарностью вспомнить то, как в качестве консультанта его адвоката на одном из судов о. Всеволод авторитетно опроверг ему «антиеврейский» смысл слов Христа «Ваш отец диавол» (Ин. 8:44). (Источник)

И вообще даже в свой последний оппозиционный период, критикуя нынешнюю власть в РФ за ее неуважение прав русского народа, о. Всеволод в 2019 году не забывал об уважении к правам других народов, в том числе упомянутых «товарищей по межрелигиозному диалогу»:

«Иерусалим остается городом мира (‏שָׁלוֹם, т.е. отсутствия войны‏‎). Потому что там есть Израиль. И страшно представить себе, что происходило бы в «городе трех религий», если бы Израиля не было. Примеры – рядом. Багдад, Алжир, Триполи…
И ничему бы не помогли ооновские мантры о «ничейном» городе между двух государств. (Кстати, механизм, не заработавший за 70 лет, годится лишь для музея технических курьезов). Устарела и самая главная мантра – о том, что «никакие конфликты не имеют силового разрешения». Имеют. Израиль одержал военную победу – и имеет право пользоваться ее плодами. А также религиозной аргументацией о принадлежности известных библейских земель…
Именно поэтому я, не будучи евреем и критически относясь к глобальной финансово-политической олигархии, поддерживаю идею международного признания Иерусалима столицей Израиля». (Источник)

Такое заявление, противоречащее резолюциям Совета Безопасности ООН (и пониманию антихристианской оккупации Святой Земли с точки зрения православной эсхатологии), также характеризует о. Всеволода как «противоречивого» человека.

Покойного могли бы поблагодарить за толерантное понимание и сторонники современного антирелигиозного искусства, помня, как будучи председателем Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества МП, прот. Всеволод Чаплин заявил, что «ничего принципиально дурного в самой идее выставки ICONS Марата Гельмана в Краснодаре не видит»…. (Источник)

Тем удивительнее, что либеральная атеистическая общественность в основном клеймит покойного протоиерея за его высказывания в последние годы ‒ как «русского националиста», «мракобеса», «фанатика», поддержавшего «российскую агрессию против Украины»… Видимо, это они считают более важным. Что ж, с нашей точки зрения, эти характеристики в наше время выглядят наиболее положительными.

Такие негативные оценки деятельности о. Всеволода из уст атеистов и русофобов действительно оправдывают в глазах православных патриотов направление его личного развития и деятельности последних лет (хотя, с нашей точки зрения, и в ней не всё было равноценно, трезвомысленно, и с большой долей так и не преодоленного совпатриотизма в отношении исторической РПЦЗ и ВОВ). Будем все же надеяться, что и Господь, видя направление устремлений о. Всеволода, сочтет этот период более важным итогом жизни покойного и найдет ему достойное место в селениях Своих.

М. Назаров
28.1.2020

См. также об оппозиционных взглядах прот. Всеволода: М.В. Назаров. О протоиерее Чаплине и о Третьем Риме (25.12.2015)

Источник: https://rusidea.org/250951496

М.В Назаров К кончине протоиерея Всеволода Чаплина.