Начало советско-финской войны30.11.1939. — Начало советско-финской войны

Как Финляндия осталась Финляндией

Советско-финская война 1939–1940 гг. началась 30 ноября 1939 г. вторжением советских войск в Финляндию. Завершилась 13 марта 1940 г. подписанием за день до этого Московского мирного договора между Финляндией и СССР.

После Октябрьского переворота советское правительство обнародовало «Декларацию прав народов России», которой предоставило всем народам Российской империи право на независимость, в том числе Великому княжеству Финляндскому. 6 декабря (н.ст.) 1917 г. была утверждена Декларация о независимости Финляндии. 1 марта 1918 г. Лениным был подписан договор о дружбе, признававший финскую независимость, однако после свержения там социалистического правительства в мае договор был расторгнут и начались попытки распространить большевицкий режим на Финляндию. Отношения между Финляндией и СССР после советско-финских войн 1918–1922 гг. остались напряженными даже после подписания мирного договора 1 июня 1922 г. в Москве. К тому же советско-финская граница на Карельском перешейке проходила всего в 32 км от Ленинграда. В переговорах 1938–1939 гг. СССР пытался отодвинуть границу в обмен на вдвое большие, но пустынные территории в Северной Карелии. Финны были готовы перенести границу на 30 км к северу, однако не желали отдавать СССР свою единственную защиту от возможной советской агрессии – полосу укреплений на Карельском перешейке, известную как «Линия Маннергейма«.

23 августа 1939 г. СССР и Германия заключили Договор о ненападении. Согласно секретному дополнительному протоколу Прибалтика и Финляндия вошли в сферу «интересов» СССР. Прибалтику удалось присоединить к этим «интересам» без сопротивления, быстро «зачистить» от «врагов СССР» (включая русских эмигрантов) и установить там советскую власть. Сценарий везде был одинаков: ультиматум о смене правительства – создание просоветского режима – направляемая им «просьба о вступлении в СССР» при «всеобщей горячей поддержке населения». Но финны были полны решимости избежать этой участи и в октябре объявили всеобщую мобилизацию.

Начало советско-финской войны

3 ноября 1939 г. «Правда» заявила: «Мы отбросим к черту всякую игру политических картежников и пойдем своей дорогой, несмотря ни на что, мы обезпечим безопасность СССР, не глядя ни на что, ломая все и всяческие препятствия на пути к цели». Это стало началом антифинской пропагандистской кампании. 17 ноября 1939 г. нарком обороны СССР Ворошилов отдал приказ о подготовке к вторжению в Финляндию. Но нужен был повод. Им стал 26 ноября артиллерийский обстрел территории СССР у населенного пункта Майнила, согласно официальному сообщению, погибли четверо и были ранены девятеро советских военнослужащих. Вина за этот инцидент была возложена на Финляндию, хотя финские пограничники установили, что обстрела с их стороны не было. 28 ноября СССР объявил о денонсации Договора о ненападении с Финляндией, а 30 ноября Красной армии был дан приказ о нападении.

Отмечалось, что целью войны является обезпечение безопасности Ленинграда, а не присоединение или советизация Финляндии: «Это – злостная клевета… Мы стоим твердо за то, чтобы свои внутренние и внешние дела решал сам финляндский народ, как это он сам считает нужным», – заявил Молотов по радио 29 ноября. Однако «решение финляндского народа», конечно, предполагалось такое же, какое «добровольно принял» русский народ в результате поражения Белых армий и тысяч крестьянских восстаний, голодомора и террора.

В самом начале войны на территории СССР было создано марионеточное финское коммунистическое правительство в г. Терийоки (ныне Зеленогорск), возглавляемое Отто Куусиненом. 2 декабря советское правительство подписало с правительством Куусинена «советско-финский договор о взаимопомощи», на основании которого и повело «освободительную» войну. Обращение ЦК компартии Финляндии призвало свергнуть «правительство палачей». В обращении Куусинена к финским солдатам говорилось, что им доверена честь водрузить знамя «Демократической Финляндской Республики» на здании дворца президента в Хельсинки.

Общее соотношение сил в начале войны давало СССР большой перевес: 425 640 солдат (против 265 000 у финнов), артиллерия 2 876 единиц (против 534), танки 2 289 (против 26), самолеты 2 446 (против 270). Финская военная промышленность была очень слаба и зависела от поставок из Европы. Поэтому Сталин начал войну без подготовки, предполагая оккупировать финнов по образцу похода в Польшу несколькими месяцами ранее. Основные боевые действия по советскому плану должны были завершиться в течение двух недель, поэтому на войну Красная армия была отправлена без достаточного количества зимнего обмундирования.

Этому плану помешала финская армия под руководством бывшего царского генерала К.Г. Маннергейма, оказавшая неожиданно отчаянное сопротивление. Основным рубежом обороны Финляндии была «Линия Маннергейма» протяженностью в 140 км, состоявшая из нескольких укрепленных оборонительных полос с бетонными огневыми точками, ходами сообщения, противотанковыми преградами. Берег Финского залива был укреплен многочисленными артбатареями на берегу и на прибрежных островах. На Ладожском озере финны также располагали береговой артиллерией и боевыми кораблями.

Карл Густав Эмиль Маннергейм

В «линии Маннергейма» были использованы особенности топографии (озера, лесистость, реки, ручьи) и геологии (гранитная основа подпочвы) в сочетании с высокотехничными инженерными сооружениями для создания линии обороны, способной дать многослойный огонь по наступающему противнику (на разных уровнях и под разными углами) наряду с глубиной фортификационного пояса до 90 км. Ему предшествовало предполье с рвами, завалами, проволочными заграждениями, надолбами – шириной до 15-20 км. На всех трех полосах «линии Маннергейма» насчитывалось свыше 1000 дотов и дзотов, из которых 296 представляли собой мощные крепости. Толщина стен и перекрытий дотов из железобетона и гранита достигала 2 м. Поверх дотов на земляных насыпях толщиной до 3 м рос лес. Все укрепления соединялись системой траншей, подземных тоннелей, технических помещений и складов с продовольствием и боеприпасами для длительного ведения автономного боя.

Некоторые военачальники считали, что «Линию Маннергейма» можно было обойти и навязать противнику бои в других частях страны, в том числе посредством водного десанта. Однако Сталин приказал нанести главный удар именно по наиболее укрепленному Карельскому перешейку. К 12 декабря части Красной армии смогли с огромными потерями преодолеть лишь полосу обезпечения «Линии Маннергейма» и выйти к переднему краю главной полосы обороны, но запланированный прорыв сходу не удался из-за явно недостаточных сил и плохой организации наступления. До конца декабря продолжались безуспешные попытки прорыва. Завалить «Линию Маннергейма» трупами советских солдат не удалось, а безсмысленные потери целых дивизий деморализовали Красную Армию. Теряя десятки тысяч убитыми и обмороженными, она застряла в финских лесах. И тон советской печати изменился. Стали говорить о мощи «Линии Маннергейма», тяжелой местности и сильных морозах (хотя они были обычными для этого времени года, сильные морозы начались позже, в январе-феврале, и мешали обеим сторонам).

Красноармейцы у «Линии Маннергейма»

Официально ни одна из демократических стран не вступилась за финнов, хотя уже шла Вторая мiровая война и СССР выступал в ней в этот момент союзником гитлеровской Германии против Польши, для защиты которой (формально) и объявили войну Германии западные демократии. Надо полагать, что демократическая антигитлеровская коалиция не хотела конфликтовать с СССР, надеясь, что его всё же удастся столкнуть с Германией и использовать для разгрома европейского фашизма. Правда, с Запада финнам была оказана помощь вооружением: за время войны в Финляндию на коммерческой основе (почему бы и на этой войнишке не заработать) было поставлено 350 самолетов, 500 орудий, более 6 тысяч пулеметов, около 100 тысяч винтовок, 650 тысяч ручных гранат, 2,5 миллиона снарядов и 160 миллионов патронов – без этого финны не смогли бы обороняться более месяца. На стороне финнов воевало около 11,5 тысяч иностранных добровольцев, большей частью из Швеции, Дании и Норвегии («Шведский добровольческий корпус»), а также из Венгрии..

Было и небольшое число русских белых добровольцев-офицеров из Русского Обще-Воинского Союза (РОВС), которые начали формировать «Русские Народные Отряды» из пленных красноармейцев. Но к этому приступили поздно, уже под конец войны, и до окончания войны лишь один из таких русских отрядов (численностью 35-40 человек) успел принять участие в боевых действиях на стороне финнов. (Таким образом, уже тогда в Красной армии выявился антисоветский потенциал военнослужащих, готовых отомстить большевицкому режиму за недавнее раскулачивание, искусственный голод, расстрелы духовенства и верующих в «безбожную пятилетку», многомиллионные концлагеря рабского труда.)

Сталин, следуя своей пропагандной концепции «освободительной войны», также начал демонстративное формирование «Финской народной армии» из советских финнов и карел, служивших в войсках Ленинградского военного округа. Удалось собрать 25 тысяч таких военнослужащих, которых одели в «национальную форму» (в качестве которой использовалась трофейная форма польской армии), но они так и не приняли участия в боях, а скорее предназначались в качестве внутренних финских войск будущего коммунистического правительства Финляндии.

Однако по мере затягивания войны в январе начались советско-финские консультации о заключении мира, в ходе которых СССР вынужденно признал правительство в Хельсинки. Советская печать перестала упоминать коммунистическое правительство Куусинена.

Ход боевых действий выявил серьезные пробелы в организации управления и снабжения советских войск, плохую подготовленность командного состава, отсутствие у войск навыков, необходимых для ведения войны зимой в условиях Финляндии. К концу декабря стало ясно, что безплодные попытки продолжить наступление живой силой ни к чему не приведут. На фронте наступило относительное затишье. В течение всего января и начала февраля шло усиление войск тяжелой артиллерией, пополнение материальных запасов, переформирование частей и соединений. В приграничных районах была проведена огромная работа по спешной постройке путей сообщения для снабжения армии. Общая численность личного состава советской группировки была доведена до 760,5 тысяч человек.

Финская сторона в этот период также продолжала пополнение войск и снабжение их поступающим от союзников вооружением. Одновременно финны умело и широко применяли тактику партизанской войны: небольшие автономные отряды лыжников, вооруженные автоматами, нападали на двигавшиеся по дорогам войска, преимущественно в темное время суток, а после нападений уходили в лес, где были оборудованы базы. Ощутимые потери в офицерском составе наносили снайперы. Прорвавшиеся вперед ценою больших потерь соединения Красной армии постоянно оказывались в окружении и прорывались назад, нередко бросая технику и вооружение.

Такова была, в частности, судьба 44-й дивизии 9-й армии. С 14 декабря дивизия наступала из района Важенвара по дороге на Суомуссалми на помощь уже окруженной там финскими войсками 163-й дивизии. Продвижение советских частей подвергалось постоянным нападениям финских отрядов лыжников. В итоге, 7 января продвижение дивизии было остановлено, и ее основные силы тоже попали в окружение. Командир дивизии, комиссар и начальник штаба бежали, бросив войска, за что были расстреляны публично перед воинским строем в назидание другим.

11 февраля 1940 г. началось новое наступление Красной армии. На этот раз оно было лучше подготовлено и ему предшествовала десятидневная артиллерийская подготовка, разрушившая финские укрепления в месте прорыва. В ходе трехдневных напряженных боев советские войска прорвали первую полосу обороны «Линии Маннергейма» и ввели в прорыв танковые соединения. Финская армия с боями отошла ко второй полосе обороны. К 21-24 февраля Красная армия вышла ко второй полосе обороны и к главной полосе обороны севернее Муолаа; захватили и несколько прибрежных островов. 28 февраля обе армии Северо-Западного фронта начали наступление в полосе от озера Вуокса до Выборгского залива. Было ясно, что после прорыва «Линии Маннергейма» Финляндия была не в состоянии сдержать наступление Красной армии.

Финское правительство осознало, что, несмотря на требования продолжения сопротивления, никакой военной помощи, кроме добровольцев и оружия, Финляндия от демократических союзников не получит. Встала реальная угроза полной советской оккупации страны. Поэтому 7 марта в Москву прибыла финская делегация, а уже 12 марта был заключен мирный договор, согласно которому боевые действия прекращались в 12 часов 13 марта 1940 года. Несмотря на то, что Выборг, согласно договору, отходил к СССР, советские войска утром 13 марта предприняли штурм города. СССР пошел на мир вместо полной оккупации Финляндии, постольку было ясно, что придется столкнуться с массовым партизанским движением, и тратить силы на борьбу с ним в условиях неизбежно предстоявшего столкновения с Германией не следовало.

Условия мирного договора были следующими: к СССР отошел Карельский перешеек, Выборг, Сортавала, ряд островов в Финском заливе, часть финской территории с городом Куолаярви, на севере – часть полуостровов Рыбачьего и Среднего. В границах СССР полностью оказалось Ладожское озеро. Финляндии была возвращена область Петсамо (Печенга). СССР получил в аренду часть полуострова Ханко (Гангут) сроком на 30 лет для оборудования там военно-морской базы. Граница, которая была установлена по этому договору, была близка к границе 1791 г. (до вхождения Финляндии в 1808–1809 гг. в состав Российской империи).

Красная линия – старая граница между СССР и Финляндией. Синяя линия – «Линия Маннергейма». Зеленая линия – новая граница по мирному договору.

Эти территории СССР занимал до начала советско-германской войны. В первые же ее месяцы Финляндия вернула их себе. А в 1944 г. эти территории были вновь заняты советской армией.

Официальные цифры советских потерь в войне были обнародованы 26 марта 1940 г.: 48 475 погибших и 158 863 раненых, больных и обмороженных – эта цифра приведена и в БСЭ. В действительности потерь было значительно больше. Документы Государственного архивного фонда СССР содержат такие данные: «за 105 дней советско-финляндской войны Красная армия потеряла 289,5 тысяч человек, из них 74 тысячи убитыми и 17 тысяч пропавшими без вести. Остальные – раненые и обмороженные». А данные архивов советских госпиталей указывают поименно цифру в 264 908 раненых, около 15 процентов потерь было от обморожений из-за нехватки зимнего обмундирования. Всего, учитывая умерших впоследствии раненых, на 1 марта 1941 г. советские потери составили 95 348 человек, то есть более 40 % от участвовавших в операциях. («Википедия» со ссылкой на западные издания приводит еще большие цифры: 126 875 погибших и пропавших без вести, 264 908 раненых, 3 100 пленных.)

Общие потери в финских войсках за время войны: 26 662 погибших, 39 886 раненых, 1000 пленных и пропавших без вести. Итого – 67 тысяч человек (убитыми, пропавшими без вести и ранеными) из примерно 250 тысяч участвующих в боях, то есть около 25 %.

За развязывание войны 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций; со стороны США был наложен запрет на поставку в СССР авиационных технологий, что замедлило развитие советской авиационной промышленности, использовавшей американские моторы.

Итоги советско-финской войны стали одной из причин последующего сближения Финляндии с Германией для сдерживания нарастающего давления со стороны СССР. А продемонстрированная слабость и неумелое руководство Красной армии, военное превосходство которой даже над такой маленькой страной, как Финляндия, не было очевидным, дала Гитлеру повод рассчитывать на блиц-криг в 1941 году. Участие в этой войне на стороне Германии сами финны называют «Война-продолжение», имея в виду, что они продолжали вести оборонительную войну 1939–1940 гг.

Использованы материалы «Википедии», книги «Гриф секретности снят» («Воениздат», 1993) и др.

М.Н.

Источник: https://rusidea.org/25113008