Николай Велимирович: Национализм Святого Саввы

В одной своей прошлой лекции я подчеркнул ту внутреннюю и главную движущую силу Святого Саввы, которая этого Божьего человека и народного героя двигала на все те великие дела, которые он свершил, и которую его потомки до нынешнего дня чтят как свою неотчуждаемую собственность. Та движущая сила была непоколебимая вера в Живого Христа и пламенная любовь, соединенные воедино, как едины река и источник этой реки. Вера целиком освещала ум Саввин и все мысли его огнем вечных небесных истин, а пламенная любовь согревала собой Саввино сердце и все его чувства. Ту способность одного человека совместить в себе воедино земное и небесное так, чтобы можно было сказать о себе: «не я живу, но Бог во мне живет», я называю азиатским менталитетом. Действительно, на многих примерах, из прошлого и настоящего, мы видим, что это – способность многих религиозных деятелей Азии.  Если такое совершенство мыслей и чувств назвать божественным откровением, можно свободно сказать, что благодаря ему Святой Савва занимает место в первых рядах религиозных деятелей, которых Азия дала человечеству. Но люди с таким божественным даром обычно сторонились мирской суеты и искали уединения, предпочитая солнечным лучам свет Солнца Правды, чтобы, как гласит индийская мудрость, «наедине работать Единому Богу». И Святой Савва имел неодолимую тягу к уединению, к источнику Света, пребыванием «наедине с Единым Богом» Но будучи урожденным жителем Балкан, то есть человеком, наиболее органично соединяющем в себе начала Востока и Запада, Савва имел одно преимущество на великими и гениальными Азиатами в том, что имел талант великого Европейца быть активным и энергичным в общественных делах. В первую очередь созидатель самого себя, Савва был и наилучшим созидателем своего народа. Трудолюбивый творец своего характера, он был и неутомимым творцом характера своего народа. Старательный собиратель духовных и моральных сил в себе, он был искусным живописателем тех сил на полотне народной истории. Для Саввы был характерен естественный порядок вещей: сперва Бог, потом человек, сперва человек, потом остальной мир, сперва просвещение себя, потом – других, сперва содержание, потом – форма, сперва – характер, потом – внешняя культура. Вот великое и полезное предостережение нашему поколению, которое в большинстве своем идет окаянным путем: углубляются в частности, не ведая главного, самовыражаются, но не имеют, что выразить, занимаются просвещением, а сами не просвещены, кричат о культуре, не воспитав в себе характера, пытаются устроить мировой порядок, не имея порядка ни в душе, ни в доме.

Наибольший труд, совершенный Святым Саввой после работы над своей душой, первым своим Господином, это труд над народом своим, его вторым Господином. Весь этот труд его над народом сербским, всю его успешную и разностороннюю активность настоящего Европейца, а также плоды этой активности я хочу назвать Саввиным национализмом. Этот Саввин национализм охватывает народную церковь, народную династию, народное просвещение, народную культуру и народную защиту. Основу и центр всего Саввиного национализма составляет народная церковь. Она есть дух, оживляющий весь народный организм, освещает, согревает и объединяет его единой верой, единой надеждой, единой любовью.

Что значит «народная церковь»? Это значит – самостоятельная церковная организация, со своей центральной властью из народа; с народным священством, народным языком и народными обычаями выражения своей веры. Этой народной церкви противостоит ненародная или интернациональная церковь, с властью вне народа, с чужим священством, чужим языком и безликим, униформистским выражением веры. Что естественнее и полезнее? Несомненно народная церковь. Такую церковь оправдывает Евангелие. Сам Спаситель заповедал апостолам Своим: идите и научите все народы. 1) Теми словами Он признал народы естественными единицами Своей Вселенской Церкви. И когда послал Духа Своего Святого на апостолов, апостолы заговорили на разных языках, не только еврейским, латынью или греческим, но и языками всех народов: персов, и египтян, и римлян, и арабов и всех остальных И когда апостолы рукополагали архипастырей для народа, они заботились о том, чтобы найти их из того самого народа.

Следовательно, Саввина народная Церковь – Евангельская и Апостольская. Такую церковь желал для себя от века всякий христианский народ под солнцем. Но до сегодняшнего дня многие христианские народы не преуспели в создании такой самостоятельной народной церкви, с центральной властью в пределах своей земли, со священством своим, и со своим народным языком. А Святой Савва добыл этот драгоценный дар семь веков назад. Сербский церковный центр, находившийся дотоле в далеком Царьграде, был перенесен в Жичу, греческих епископов и священников заменили пастыри-сербы, греческий язык уступил место сербскому.

Народная церковь требует народную державную династию. Когда духовными вождями являются люди из народа, то и государственные вожди должны быть из народа. Параллель логична и на практике оказывается неизбежной. Создав народную церковь, Святой Савва взялся обустраивать народную державу. Наиважнейшей его заслугой в обустройстве державы является утверждение народной династии. Он короновал Стефана не потому, что тот приходился ему братом, а за то, что Стефан был православным сербом и законным носителем державной власти. Если бы вместо Стефана какой-либо другой православный серб был законным носителем власти, Савва венчал бы его на царство, утвердив тем самым его династию в народной державе. Для Саввы главным было не его личное родство с династией, а родство династии с народом. Это родство с народом должно было быть полным – и по крови, и по языку, и по отечеству, и по вере, духу, нравам и обычаям. И так до сих пор и было. Святосавский идеал народной династии сербский народ воочию видел сквозь все свое святосавское историческое прошлое и до наших дней. Со времени Святого Саввы сербским народом никогда не правила никакая иностранная династия, и ни один иностранец, за исключением может быть Ерины, получившей в народе прозвище «проклятой». Сербскому народу, как, вероятно, никакому другому на свете, народная династия стала настолько близка и естественна, что ему не понятно, как другие народы могут жить под иностранным владычеством, и даже сама мысль о власти чужака ему неприятна.

Для Святого Саввы народная держава значила отчизну, землю наших отцов, в которой живет один народ. Народная держава не может быть завоевана мечом, не может меч выходить за пределы народной державы, своего отечества. Если позволить державе распространится туда, куда может дойти меч, такая держава перестает быть народной, перестает быть отечеством и становится империей. Такая держава растет территориально, но гибнет нравственно, увеличивается в размерах, но теряет в духовной и моральной силе, потому что становится смешением крови, языка и земель, а такое смешение производит страх, вражду, эгоизм, грабеж и чувство постоянной неуверенности. От Святого Саввы до Душана сербский народ имел народную державу. Душан удалился от святосавского идеала, сотворил империю и тем подготовил крушение отечества, то есть народной державы. Империя победила наше отечество, народную державу, что не один раз случалось в истории. Покорять или быть покоренной – одинаково катастрофично для народной державы.

Отец нашего народного просвещения, Святой Савва понимал просвещение как познание и упражнения. Прежде всего, как знание добродетелей и упражнения в добродетелях. А, следовательно, существующее в органической и неразрывной связи с народной церковью. Потому, что церковь – богатейшая ризница знаний о добродетелях и способах упражнения в добродетелях. Школа не должна лишь дать знания, она должна отучить молодежь злоупотреблять знаниями. Ибо не столь трудно получить знания, сколь уметь не злоупотреблять ими. Знания можно получить и вне школы. Но школа должна воспитать силу духа, умение употреблять приобретенное знание на пользу свою и своего народа. Несомненно, святосавское воспитание сродни спартанскому, но только в духе евангельского смирения и терпимости. До наших дней такой идеал просвещения и воспитания глубоко запечатлен в нашей народной душе.

Отец народного просвещения, Святой Савва одновременно является отцом и нашей народной культуры. Культура – это внешнее выражение народного разума и чувств. Святой Савва был неутомим в созидании и творчестве. И все, созданное и сотворенное им, представляет собой совершенство: архитектурные творения , такие как Хилендар и Жича, или народные обычаи, такие как прославление Крестной славы, или изящество языка, которым он говорил м писал. По его примеру и вдохновению народ сербский преуспел в создании своей совершенной национальной культуры, то есть свойств своего ума и сердца, выраженных в созидании вышитых и тканых узоров, в песен и сказов, резьбы и цвета, в неисчерпаемой мудрости, красоте обычая и изысканности манер. Если все это назвать одним общепринятым словом – культура, то Святого Савву можно назвать творцом и вдохновителем всей нашей народной культуры. Святой Савва не был военачальником и предводителем войска, но он был определителем смысла и цели сербского войска. Войско должно быть народным, чтобы иметь моральное оправдание и благословение церкви. Прежде всего, народное войско состоит из сынов своего народа, а не из рабов или наемников, как это случается в империях. Кроме того, народное войско имеет целью только и единственно защиту народа и народной державы, но никак не нападения и завоевания других народов и чужих держав. Лучшее имя для такого войска – народная оборона. Но народное оборонительное войско не должно использоваться в спорах с соседними народами до тех пор, пока не исчерпаны все средства для мирного решения спора. Святой Савва показал это на собственном примере. Пока король Стефан держал войско готовым оградить свой народ от венгерского короля Андрея и от перебежчика Стреза, Святой Савва лично участвовал в переговорах с ними, и преуспел в этом. Но и священники, причащавшие войско Лазарево на Косовом поле, и благословлявшие повстанцев в Орашце – это духовные сыны Святого Саввы, и они делали то, что на их месте сделал бы Святой Савва. Потому, что защита отечества и освободительная борьба не противна воле Божией. Вое Божией противно нападение на чужие земли и их завоевание.

II Таким образом, творец сербской народной церкви был творцом сербского национализма. Все грани народной жизни он органично соединил одну с другой, так, что нельзя отсечь одну из них так, чтобы другие не ощутили боль.

В понимании Святого Саввы жизнь народная — единое целое, неделимое как физически, так и духовно и нравственно. Следовательно все грани народной жизни не просто соединены друг с другом чисто механически, а срослись так, что жизненные соки свободно струятся из одной в другую.

Это святосавское органичное и священное понимание нации впиталось в дух и кровь саввиного народа, и стало для него такой же естественной потребностью, как и дыхание. И действительно, душа сербского народа дышала теми основными началами святосавского национализма все семь минувших с той поры столетий. И сейчас для серба неприемлема сама мысль, что его церковью станет управлять кто-то из чужой державы, что священниками его будут иностранцы, и служба Божия будет служиться на чужом языке. Смешным и фантастичным покажется ему предложение о том, что чужак станет его королем. Ему претит империалистическое завоевание чужих земель в той же мере, в кой мила его сердцу своя народная держава и свободное отечество. «Свое охраняй, чужого не трогай», — повторяет он постоянно, и слова эти для него святы. Школа без упражнений в добродетелях, школа, выпускающая людей непорядочных, хуже неграмотных, серб считает злом, которое дорого обходится. Ущербную, бездушную капиталистическую культуру он выставляет на смех и поругание, оберегает свою душу он нее, как от лукавого неприятеля, который приходит с улыбкой, чтобы разорить национальные святыни. Армию он видит народной защитой, и сам сражается как лев, но лишь тогда и только тогда, когда свое отечество нуждается в защите. Такой национализм Савва создал, укоренил в народной душе и оставил своему народу как осуществленный идеал и завет. Это его здоровый евангельский национализм. Благодаря тому, что он евангельский, он защищает человеческую личность и помогает ей развиваться и совершенствоваться; благодаря тому, что он здоровый и органичный, он защищает индивидуальность народа, как целого организма, не давая ему раствориться в империализме и быть поглощенным интернационализмом.

III Ни есть ли этот святосавский национализм узок, исключителен и несовременен? Смотрите, Святой Савва жил 700 лет назад, а мы с вами — в XX веке.

Действительно, Святой Савва жил 700 лет назад, но его национализм жил, укоренялся и рос в саввином народе все семь столетий. Мы рождены в этом национализме, и этот национализм живет в нас как непрестанная живая сила. Пример Святого Саввы наилучшим образом свидетельствует, что его национализм не узок и не исключителен. Прежде всего, наш святитель провел более двух лет в межнациональной, или лучше сказать в межправославной среде. Эта среда Святой Горы Афон, монашеской республики, в которой живут греки, русские, румыны, болгары, арнауты, арабы. В той разнородной среде Савва научился любить людей разных народностей, и был любим ими всеми. И хотя было это в наиболее впечатлительном молодом возрасте, Савва стал не интернационалистом, он стал ярым сторонником евангельского национализма. И позже, будучи уже старцем, он не дал захватить свое сердце идеям шовинизма или исключительности перед другими народами, но всегда оказывал помощь другим народам Божьим, ближним и дальним, повсюду, где бы он не находился. Этот неисключительный и широкий дух уважения и любви ко всем народам, сербский народ унаследовал от своего святителя и сохранял его в чести все века. Мы часто читаем в текстах народных песен, как наши первые герои называют братьями людей другой крови, языка и веры. Так, например, Марко Королевич называет братом цыгана, а Страхинич – турецкого дервиша. Вы, кто воевал в последней мировой войне, вы можете лично дать свидетельство поведения наших воинов по отношению к воинам из Африки и Азии, к людям черной и желтой рас, которых европейцы призвали на войну из своих колоний. В то время как сами эти европейцы чуждались своих же чернокожих и желтокожих подданных, не желая ни есть с ними за одним столом, ни жить под одной крышей, наши солдаты водили с ними дружбу, если и пили вместе, ухаживали за их ранеными, помогали пленным, общаясь с ними жестами. Сербы смотрели на них как на людей и относились к ним как к людям. Так что ничем нельзя оправдать обвинение святосавского национализма в узости и исключительности.

IV Еще более неоправданно обвинения нашего национализма в несовременности. Разве в наше время мы не слышим в западных землях призывы «За национализм!» «За национальную церковь!» «За национальный труд!» «За национальную культуру!» и подобные им? Но то, что для сербского народа Святой Савва сотворил еще 700 лет назад, многие развитые народы Запада до сих пор не добились. Борьба за национальную церковь, которая есть основа настоящего естественного евангельского национализма не переставала в Европе все эти 700 лет. И цели этой борьбы все еще не достигнуты. И борьба эта еще не завершена. Нет ни одного народа в Западной Европе от Исландии до Карпат, который бы не вел борьбу за национальную церковь. Это была кровавая и долгая борьба. Большая часть истории западных народов написана кровью так называемых религиозных войн. А эти религиозные войны в основном и были войнами за национальную церковь. Ян Гус сгорел на костре за то, что хотел утвердить национальную церковь в Чехии. То, что Гусу удалось лишь на бумаге, Жишка продолжил мечом, но его меч был сломан. И Чехия по сей день остается без национальной церкви. После мировой войны настоящие чешские патриоты, которые и сейчас находятся у власти, начали движение за создание национальной чешской церкви, но порыв этот сошел на нет и практически забыт. Голландия была некогда втянута во мрак и тонула в крови борьбы за национальную церковь, но не смогла создать церковь, объединяющую весь голландский народ. Лютер своим восстанием смог единственно разделить немецкий народ на две половины, приблизительно равные, но единой церкви он создать не смог. Лютерова борьба вовлекла Европу в войну, в которой она с перерывами воевала столетиями, но лишь с половинным успехом или без него. Замысел Лютера о создании единой немецкой церкви в наши дни взял на вооружение нынешний немецкий фюрер. С тяжкими муками и пока еще незаконченной борьбой, он смог за последние два года из протестантской части немецкого народа сотворить нечто похожее на национальную церковь. Во Франции над созданием национальной церкви, так называемой англиканской, мучились в свое время самые благородные и умные французы. Великий философ Лейбниц посвятил этому жизнь. Знаменитейшие французские прелаты Бюсси и Фенелон трудились на этом поприще. Блез Паскаль, несомненно самый утонченный ум, когда-либо порожденный французским народом, пытался отстоять права национальной церкви. Но безуспешно. Ни английская, ни шотландская, ни скандинавские земли не были защищены от кровавых войн за национальную церковь. Они добились больше, чем другие, но не полной победы. Они смогли завоевать право называться национальными церквями, но не смогли избежать раскола своих народов. Англичанам удалось еще больше остальных. Кровью и страданиями создали они национальную английскую церковь, существующую и по сей день. Но и эта национальная церковь не объединяет всех англичан. Ни один из европейских народов не преуспел в этом деле так, как преуспел в нем Святой Савва. Ни англичане, ни скандинавы. Наконец, Европа устала в страшных столетних войнах, физических, нравственных, интеллектуальных; в этих войнах у многих пропало желание не только бороться за свою церковь, но и вообще быть христианами. И тогда политические вожди европейских народов решились на шаг отчаяния – на отделение церкви от государства и создание национализма без веры. В трагическом заблуждении пребывают те люди, которые думают, что отделение национализма от веры и государства от церкви — результат некого «прогресса». Никакого прогресса, но отчаяние и только отчаяние. Чего добились этим европейские правительства? Отделили церковь от государства и тем самым отделили себя от народа. И мы теперь можем видеть в этих западных странах непреодолимый провал между интеллигенцией которая старается искоренить веру, и народа который пытается сохранить веру. Ни смотря не на что, надо отдать должное нынешнему немецкому вождю, который, являясь простым тружеником и человеком из народа увидел, что национализм без веры – это аномалия, холодный, бездушный механизм. И вот в XX веке он пришел к тем же идеям Святого Саввы, и, будучи мирянином, предпринял для своего народа это наиважнейшее дело, которое под силу лишь святителю, гению и герою. А для нас это свершил Святой Савва, первый среди святителей, первый среди гениев, первый среди героев нашей истории. Его свершения совершенны, они дались без борьбы и крови, и свершились они не вчера и не позавчера, а целых 700 лет назад. Следовательно, национализм сербский есть наистарейший в Европе. Согласно истории, национализм в Европе берет свое начало лишь от венгерского освободительного восстания 1848 года. Но если это так, то национализм сербский старше национализма европейского на 600 лет. И он не только самый старый, но и самый совершенный, ибо он — евангельский и органичный. Европейский национализм рожден в борьбе и отчаянии, тогда как святосавский национализм зачат и осуществлен в спокойствии и радости творения. Европейский национализм как здание, которое строилось в вихре войн и ненависти к империализму и интернациональной церкви, и посему не утвержден на прочном фундаменте, поэтому носит следы от ран, из-за которых постоянно склоняется то в сторону империализма, то в сторону интернационализма. А прочным фундаментом для настоящего национализма может стать только национальная церковь. У нас есть и прочный фундамент, и целое прочное здание. И за это мы должны вознести благодарность – Богу, который есть начало всему, и Святому Савве, который во всем был учителем сербскому народу. Учителем – и не только лишь сербскому народу: нынешнюю Европу он может научить здоровому национализму, евангельскому и органичному. В этом Святой Савва всегда современен, и более чем современен – он человек будущего. И в этом он был и остается до наших дней европейцем, единственным в своем роде.

1935 г.

Источник: http://rusgor.livejournal.com/6087.html