НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧЪ КУСАКОВЪ: “ПАМЯТИ ИМПЕРАТОРА”
Речь Николая Павловича Кусакова, активного деятеля и одного из виднейших идеологов русского православного монархизма произнесена в День памяти Государя и Его семьи в 1969 году. Обычно такие материалы публикуются день в день или очень близко с датой. Мы считаем, однако, что она поможет нам задолго до знаменуемого события осмыслить его, чтобы человек уже подготовленным воспринял годовщину этой поворотной точки духовной истории России.
НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧЪ КУСАКОВЪ
“ПАМЯТИ ИМПЕРАТОРА”
(Полный текстъ доклада произнесеннаго на собраніи “День Скорби”, 20.7.1969 г., устроенномъ Комитетомъ Россійской Колоніи въ Аргентинѣ).
Глубокій смыслъ нашихъ собраній въ “День Скорби”
Итакъ еще разъ мы собрались въ День Скорби.
Давно это было. И было, и все не вѣрится, что это было.
“Что видимъ? Что дѣлаемъ? Петра Великаго погребаемъ!” такъ восклицалъ церковный витія надъ отверстымъ гробомъ почившаго Государя, Петра Великаго.
Что видимъ? Что дѣлаемъ? — восклицаемъ сегодня мы.
Что дѣлаемъ? Оплакиваемъ гибель Русскаго Царя, Помазанника Божія, носителя идеала Христіанской Государственности, воплощавшагося въ жизни нашей Родины. Ужасно это, Господа!
Оплакиваемъ гибель Русскаго Царя и Его Семьи, стоя надъ отверстой могилой Ганиной ямы (См.: Р. Вильтон «Последние Дни Романовых», стр. 79), куда злодѣйство революціи предательски низвергло тысячелѣтнюю славу Россіи.
День Скорби.
Едва ли какой-либо другой день нашего Русскаго календаря острѣе вызываетъ въ сердцѣ потребность ощутить локоть сосѣда больше, чѣмъ именно этотъ день. Скажутъ, что, де, молъ, это просто привычка къ традиціи, форма, установившійся обычай. Что жъ! Каждый мѣритъ на свою мѣрку, и есть немало людей, судъ которыхъ лишь обличаетъ ихъ безразсудство. Пусть говорятъ, что все дѣло только въ обычаѣ, но духъ обычая-то откуда берется?
Я скажу вамъ откуда: изъ чистаго сердца, рана котораго въ этотъ день особенно жжетъ. Эта рана палитъ и мучитъ, и знаетъ сердце, что соприкоснувшись съ подобнымъ себѣ, оно найдетъ исцѣляющую силу. Не бальзамъ, не лѣкарство найдетъ здѣсь сердце, но импульсъ къ подвигу, способному послужить оправданіемъ, чтобы изгладить чувство виновности, невольно закрадывающееся въ душу въ этотъ скорбный день. Въ самомъ дѣлѣ, въ общеніи, въ обмѣнѣ мыслью и чувствами мы надѣемся въ лабиринтѣ современности найти самихъ себя, чтобы знать, какъ чувствовать себя и какъ себя вести.
Немало десятковъ лѣтъ происходятъ такія собранія, и наши враги злорадствуютъ, говоря, что, де, молъ, это старички эмигранты собираются, чтобы потолковать все про то же, про старое, про то, съ чѣмъ вмѣстѣ они ушли въ область прошедшаго, въ область забвенія. На самомъ же дѣлѣ, если бы изслѣдовать всѣ рѣчи, сказанныя на нашихъ собраніяхъ, подобныхъ сегодняшнему, если бы изслѣдоватъ всѣ высказыванія, прослѣдить всѣ замѣчанія, съ двадцатыхъ годовъ звучавшія на собраніяхъ, посвященныъ Дню Скорби, то вы увидите процессъ духовнаго роста Русской Бѣлой Эмиграціи. Процессъ этотъ протекаетъ исподволь, незамѣтно. За процессомъ нашего посѣдѣнія, старѣнія и умиранія, за процессомъ ухода нашей молодежи “на страну далече”, въ мѣстный благобытъ, — его и не замѣтишь, однако, какъ годъ за годомъ углубляется наше пониманіе революціи, какъ усиливается ощущеніе ея исконной сущности, и духовная ея природа все яснѣй и яснѣе обнажается передъ нашимъ внутреннимъ взоромъ.
Значеніе этого обстоятельства переоцѣнить невозможно, ибо въ немъ заложены корешки сильнаго растенія, которому имя: восстановленіе Христіанской Государственности Россіи. А то, что этотъ процессъ протекаетъ медленно, что онъ совершается внутри “малаго стада”, а не на широкой аренѣ, — это лишь свойство его природы, всегда наталкивающейся на косность и лѣность большинства.
Вотъ и сегодня мы обратимъ свой взоръ именно къ духовной сути скорбныхъ событій, ибо, — и это мы позволимъ себѣ сказать къ свѣдѣнію большинства, присутствуетъ оно здѣсь, или нѣтъ, — если духовная эта суть не будетъ ясно отпечатлѣна въ сознаніи, то всякій, кто ей окажется чуждъ будетъ оторвавшимся отъ вѣтки сухимъ листкомъ. Ни Богу достойно душу свою они не принесутъ, ни памяти доброй они по себѣ не оставятъ. Пронесется вѣтеръ и развѣетъ ихъ прахъ, а благополучно прожитые годы будутъ погребены въ развалинахъ ихъ когда-то уютныхъ домовъ.
Думая о такой печальной судьбѣ, поторопимся принять мѣры, чтобы избѣжать ея и всмотримся поглубже какъ въ событія нашего безвременья, такъ и въ духовную суть ужаснаго событія, воспоминаніе о которомъ собрало насъ сюда.
Такъ почему же, все-таки, въ этотъ день каждое русское сердце стремится къ общенію со своими людьми? Почему нами овладѣваетъ безпокойство, если мы лишены возможности присутствовать на собраніи, посвященномъ Дню Скорби? Думается, что здѣсь играютъ роль силы, выходящія за предѣлы физическаго учета, силы духовныя, не имѣющія названія на обыкновенномъ языкѣ.
Дѣло въ томъ, что въ трагическомъ событіи цареубійства передъ духовнымъ взоромъ человѣчества открыласъ великая тайна сочетанія земныхъ потрясеній съ событіями космической борьбы, начавшейся еще до сотворенія міра. Она прежде всего открылась передъ взоромъ русскаго сердца, нашего сердца. Почему? Потому что на русской землѣ, въ русскомъ народѣ, въ той его малой части, что собою олицетворяетъ Россію, какъ землю, какъ народъ, какъ страну, то есть въ судьбѣ Русскаго Царя, преломилось теченіе событій всемірной исторіи, и событія Апокалипсиса разразились на землѣ воочію всего человѣчества.
Историческая перспектива
Вы знаете, конечно, что всемірная революція, завершившая свой путь гибелью Россіи, начала свое наступленіе на христіанскіе народы, прежде всего подступивъ къ тѣмъ изъ нихъ, кто наиболѣе удалился отъ Истины вѣры Христовой. Плодъ революціи впервые завязался въ Англіи XVI и XVII вѣковъ, ибо именно здѣсь почва оказалась подготовленной благодаря отступленію сначала въ римскій католицизмъ, а потомъ въ разнообразныя протестантскія секты. Слѣдомъ за тѣмъ вліянія чернаго капитала, т. е. золота, кровавой пиратской рукой отнятого у обманутыхъ и угнетенныхъ дикарей, вліяніе династическихъ, а потомъ религіозныхъ войнъ создали условія, чтобы именно изъ Англіи впервые раздался философски обоснованный призывъ къ свободѣ, равенству и братству, и тотчасъ вослѣдъ за этимъ здѣсь же стало возможнымъ провозгласить идею низверженія монархіи и теорію оправдывающую цареубійство, “режисидъ”.
Болѣе трехсотъ лѣтъ съ тѣхъ поръ набирала революція силы, прежде чѣмъ ей удалось овладѣтъ Россіей, а здѣсь уже, въ послѣдующихъ событіяхъ обнаружилась дьявольская природа ея.
Болѣе трехсотъ лѣтъ Россія удерживала міровую революцію, сзязывала ей руки, и за это многолѣтнее препятствіе революція жестоко мститъ Россіи, нанося ей неописуемыя скорби.
Мститъ жестоко.
Вотъ и сегодня мы здѣсь собрались по случаю Дня Скорби. Мы только что сказали, что скорби, низвергнутыя революціей на землю, прежде всего коснулись русскаго сердца. Но посмотрите, что же случилось! Въ эти страшныя судьбы вовлеченными оказались не только русскіе люди, но и сотни милліоновъ людей, чуждыхъ Россіи и далекихъ отъ нея. Тутъ и нѣмцы, тутъ и другіе народы Вост. Европы, тутъ, наконецъ, народы Дальняго Востока. Наконецъ, трагедія Россіи захватила и Америку, ибо кровавый большевизмъ внѣдрился на Кубѣ. Откуда же? Гдѣ же корень этой всемірной трагедіи?
Ужасное событіе собрались мы оплакивать сегодня.
Убитъ Русскій Царь и Его Семья!
Это произошло 4-го іюля 1918 года, въ городѣ Екатеринбургѣ въ домѣ Ипатьева. Извѣстно, что разстрѣлъ производилъ нѣкій проходимецъ Юровскій. Но надо твердо знать, что Юровскій былъ лишь исполнителемъ. Онъ былъ только пальцемъ, нажавшимъ преступный курокъ. Какъ показываетъ историческій разборъ дѣла, преступленіе 4-го іюля 1918 года произошло въ результатѣ дѣйствій штаба Всемірной революціи, ибо Русскій Царь исконно стоялъ у нея поперекъ дороги, связывая свободу дѣйствій злу. Какъ только Русскій Царь оказался въ рукахъ агентовъ Всемірной революціи, они поторопились лишить Его жизни, лишивъ же жизни Русскаго Царя агентура Всемірной революціи вонзила ножъ въ спину Россіи, и тогда у всемірнаго злодѣйства руки оказались развязаны.
Замѣтьте, — если бы удалившись отъ Престола, Государь Императоръ оставался живъ, революція не могла бы такъ безнаказанно и безпардонно вершитъ свои судьбы, какъ мы это видимъ на протяженіи всѣхъ послѣдующихъ лѣтъ. Слово Русскаго Царя продолжало бы звучать тихимъ голосомъ міровой совѣсти, и тогда оказались бы невозможными такіе акты, которые были необходимы для успѣха Всемірной революціи. Американскій президентъ Вильсонъ не могъ бы выступить въ Версалѣ со своимъ предательскимъ 6-мъ пунктомъ, въ силу котораго были преданы въ руки большевиковъ Белые борцы. Послѣдовательно, не было бы возможности и для тѣхъ обстоятельствъ, на волнахъ котораго всплылъ Гитлеръ, стоившій жизни милліонамъ людей; не возникло бы возможности и для тегеранскаго и ялтинскаго и потсдамскаго сговора въ сороковые годы. Голосъ Русскаго Царя удерживалъ бы міровое злодѣйство, силы революціоннаго зла это знали заранѣе.
Чему учитъ Священное Писаніе
Русскій Царь издавна былъ предметомъ ихъ ненависти, ибо именно онъ былъ силой, удерживавшей зло, силой, связывавшей его свободу. И они Его убили. Убили низко, подло, тайкомъ, убили въ такое время, когда для нихъ Онъ не представлялъ никакой опасности. Развѣ не былъ Онъ преданъ и оставленъ почти всѣми?
Удерживающій!.. Такъ говоритъ Св. Писаніе.
Апокалиптическіе вѣсти, говорящія о послѣднихъ срокахъ человѣческой жизни, находятся какъ въ Апокалипсисѣ, такъ и въ Св. Евангеліи и въ Апостольскихъ посланіяхъ, а такъ же и въ нѣкоторыхъ книгахъ Ветхаго Завѣта (особенно у св. пророка Даніила). Собственно самое слово объ “Удерживающемъ” находится въ Посланіи св. Ап. Павла (2-е Фесал. II, 7) и издавна понимается, какъ рѣчь объ императорской власти, какъ ее изначально видѣли во власти Императора Константина Великаго.
Въ XX вѣкѣ христіанская государственность сохранилась только въ Россіи, гдѣ Православіе и Монархія взаимно охраняли другъ друга, и Русскій Царь былъ предметомъ боязни и страха всемірной революціи, такъ какъ Онъ и былъ тѣмъ Удерживающимъ, который не давалъ совершитъся тайнѣ беззаконія, которая была въ дѣйствіи еще во время жизни св. Апостола Павла! Такъ издавна толковала этотъ текстъ св. Церковь, такъ громогласно толковалъ его св. праведный о. Іоаннъ Кронштадтскій, такъ это толкованіе оказалось подтверждено историческимъ опытомъ, ибо, когда погибъ отъ руки злодѣевъ Русскій Царь, тогда на историческую арену выступилъ апокалиптическій блѣдный конь со всадникомъ, которому имя смерть; и адъ слѣдовалъ за нимъ, и дана ему властъ … умерщвлять мечемъ и голодомъ, и моромъ и звѣрями земными (Апок. VI, 8).
Мы — дѣти страшныхъ лѣтъ Россіи
Забыть не въ силахъ ничего
(Гумилевъ).
Мы знаемъ, и помнимъ и свидѣтельствуемъ. Бѣдствія отъ безудержнаго разлитія злодѣйства, пришедшія на Русскую землю послѣ гибели Русскаго Царя, получаютъ болѣе или менѣе точное выраженіе только въ словахъ Апокалипсиса. Ярче того ихъ выразить не могутъ даже томы и томы описаній отъ Солоневича до Солженицына, до множества мелкихъ свидѣтельствъ, капельками кроваваго пота написанныхъ на многихъ страницахъ Русской Бѣлоэмигрантской печати.
Адъ слѣдовалъ за нимъ. Адъ смерти физической и адъ смерти духовной. Адъ отъ нищеты и голода, отъ предательства, отъ лишенія всякой духовной радости, отъ изсяканія любви между людьми, адъ матеріалистическаго удушья.
Глядя вспять, оцѣнивая покойнаго нашего Государя, какъ личность, въ которой сосредоточилась сила Удерживающаго, мы съ особенной любовью и почтеніемъ обращаемся къ Его памяти. Мы видимъ въ Немъ Помазанника Божія, а далѣе, — съ одной стороны достойнѣйшаго человѣка, а съ другой доблестнаго политика, всегда оставшагося честнымъ передъ Богомъ, Родиной и собственной совѣстью; мы видимъ въ Немъ и Его Семьѣ олицетвореніе всего историческаго величія грандіознаго тысячелѣтняго государства, какимъ была наша Родина, особенно великая христіанской сущностью своей государственности и православнымъ бытомъ русскаго народа.
Критикамъ Государя
У Государя было много враговъ. Они уже осуждены судомъ исторіи. Но у Него было такъ же немало и такъ называемыхъ добросовѣстныхъ, доброжелательныхъ критиковъ. Посмотримъ сегодня, — чего же они-то стоютъ.
Истинная мудрость всегда несетъ на себѣ знакъ чистоты, мирной настроенности и скромности (Іак. III, 7). Въ ней нѣтъ ни показа, ни задора, ни наскока, ни тѣмъ болѣе самовозвышенія, типичныхъ для демократическихъ политикановъ. Отличительныя свойства истинной мудрости опредѣляютъ ея послушливость Закону Божію (Мѳ. V, 39) и безшумное несеніе скорби (Мѳ. V, 1112; Іак. I, 2 и мн. др.), почему, когда она бываетъ предметомъ наблюденія глубокаго и внимательнаго ума, то склоняетъ и его къ молчанію. Наоборотъ, умы поверхностные, тѣ самые, которые берутъ задоромъ, наскокомъ и самопревозношеніемъ, въ истинномъ умѣ видятъ свойства только отрицательныя, за которыя они и выносятъ уму свой легкомысленный, но жестокій судъ, ибо, какъ холодное сердце не знаетъ сердечныхъ движеній и не можетъ ихъ понять, такъ и недостатокъ ума лишаетъ иного судью и критика возможности оцѣнить недоступную ему мудрость.
Именно эта сторона интеллектуальной и духовной жизни нашей Родины въ годы, предшествовавшіе революціи, привели къ тому, что Государь Императоръ и Его Семья сдѣлались мишенью для критики, обвиненій и даже насмѣшекъ. Критики и насмѣшники всѣ быстро замолкли бы, если бы Государь нашелъ нужнымъ и возможнымъ разговаривать со всѣми этими людишками, если бы Онъ сталъ править Россіей путемъ властительскаго принужденія, путемъ силы и безпощадной кары.
Но Великій Государь православной христіанской державы до этого не унизился. Это явило его якобы физически слабымъ. Такъ слабымъ оказывается тотъ, кто вѣренъ честности и правдѣ противъ предателя, не брезгующаго то подставить ножку, то ударить носкомъ сапога. И чѣмъ выше Государь возвышался надъ своими врагами, тѣмъ жарче разгоралось пламя ихъ ненависти къ Нему, ибо въ Его подвигѣ смиренія заключается конечная гибель ихъ гордости. И не избѣгнутъ.
Но въ то время… Въ страшной ненависти къ подвигу святости они возстали на Него и на Его Семью и убили Ихъ.
Могъ ли Государь защитить Себя и Семью? Могъ ли Онъ тѣмъ самымъ предотвратить и всю катастрофу? Могъ ли Онъ заставить молчать всю ту негодную публику, всѣхъ этихъ рѣчистыхъ политикановъ и прогрессивныхъ либералишекъ, лаявшихъ на Него и на Россію изъ подворотенъ всякихъ газетъ, газетокъ и газетёнокъ? Могъ ли Онъ стукнуть кулакомъ по столу и привести ихъ къ молчанію?
Да, могъ… … …. Или нѣтъ?
Вотъ говорятъ, что стоило Государю по докладу полиціи, допустить, чтобы были повѣшены нѣсколько тысячъ революціонеровъ зачинщиковъ, такъ удалось бы предотвратить и саму революцію, и цареубійство, и весь послѣдовавшій за тѣмъ ужасъ безудержнаго господства зла и смерти. Повѣситъ бы только нѣсколько тысячъ… — говорятъ молодые умы, несторожно осмѣливаясь упрекать Государя за то, что они называютъ излишней добротой, словно бы она была причиной государева рѣшенія, или же словно бы Государь былъ лишенъ политической дальнозоркости. Когда только показались первые только еще цвѣточки революціи, то сами русскіе марксисты, устами своего бывшего предводителя проф. П.Б.Струве упрекали Государя за Его ошибку:
— Онъ долженъ былъ всѣхъ насъ повѣсить! — плакали они, въ отчаяніи глядя на плоды своего просвѣщенія.
Такъ что же: могъ, или не могъ?
Если бы Онъ былъ деспотомъ, то могъ бы. Если бы Онъ былъ монархомъ абсолютнымъ, въ себѣ воплотившимъ государство, то могъ бы, ибо законъ былъ бы Ему подчиненъ вполнѣ. Но Онъ былъ прежде всего и до конца Православнымъ Самодержавнымъ Царемъ. Вотъ почему Онъ и зналъ, что кровопролитіемъ зла не остановишь. Зло врачуется только добромъ.
Да и въ самомъ дѣлѣ. Та жестокая мѣра не могла бы вызвать ничего кромѣ озлобленія, а цѣль все равно не была бы достигнута. Вѣдь ядъ отъ укуса бѣшеной собаки уже слишкомъ глубоко проникъ въ тѣло Россіи, и если зачинщиковъ были только тысячи, то сочувствовали имъ милліоны.
Волки въ овечьей шкурѣ и стада овецъ
Нужно конечно осудить это бѣшенство, но и то вспомнить надо, что бѣшеный оный волкъ революціонной мысли въ русское стадо пришелъ въ овечьей шкурѣ борца за всенародное благо.
Волка убить не хитрое дѣло. Трудно съ волка овечью шкуру снять, и знаете почему? Овцы въ защиту волка вступаются! Всѣ попытки русской мысли снятъ шкуру съ бѣшеного волка революціонной мысли, наталкивались на стѣну защиты, которую вокругъ волка устраивали овцы. И волкъ расхитилъ овецъ, разогналъ ихъ и внесъ въ ихъ среду бациллу бѣшенства революціи.
Вспомните февраль и мартъ семнадцатого года, и скажите, — кто же былъ свободенъ отъ революціоннаго бѣшенства? Въ отвѣтъ остается вспомнить слова псалма: “Вси уклонишася Вкупѣ неключими быша. … … Растлѣша и омерзишася въ начинаніяхъ” (Пс. XIII, 3-1).
То былъ водоворотъ всемірныхъ событій!
Схваченная этимъ потокомъ задолго до роковыхъ годовъ Россія могла дѣлать только то, что дѣлаетъ кормчій судна, попавшаго въ стремнину быстраго потока между скалистыхъ береговъ: вести судно, оберегая его по мѣрѣ силъ отъ ударовъ о скалы и моля Бога о милости.
Но вотъ приходитъ команда, возставшая противъ капитана и выбиваетъ у него руль изъ рукъ прежде, чѣмъ Онъ могъ вывести корабль изъ стремнины на спокойную воду, и вотъ увлеченный потокомъ корабль низвергнутъ и разбитъ о скалы.
Нѣтъ-нѣтъ. Не торопитесь изъ нашихъ словъ вывести заключеніе, будто бы мы вѣримъ въ историческую неизбѣжность революціи. Мы видимъ не ее. О чемъ же наша рѣчь?
Премудрость! Прости!
Господа, вы слышали этотъ призывъ, конечно. Вы слышали его изъ устъ священнослужителей передъ тѣми моментами богослуженія, когда Церковь открываетъ передъ вѣрующими Премудрость, — этотъ дивный вѣнецъ христіанской добродѣтели. Тогда-то, передъ тѣмъ, какъ обнаружить Премудрость, Церковь и призываетъ насъ выпрямиться, статъ въ струнку, какъ бы въ позицію “смирно”. Таково значеніе слова “прости”. Церковь призываетъ насъ въ эти моменты стоять безъ небрежной распущенности членовъ нашего тѣла, стоять съ нѣкоторымъ напряженіемъ, придающимъ бодростъ, и разумѣется, это все относится прежде всего къ духовной сторонѣ, ко внутреннему напряженію человѣка, готовящагося войти въ соприкосновеніе съ какою-то великой тайной.
Тайна беззаконія
Объ этомъто у насъ и будетъ рѣчь. Премудростъ! Передъ вами обнаруживается великая тайна.
Мы стоимъ у открытой могилы.
Вокругъ пятна крови. Вокругъ разбросаны драгоцѣнности. Здѣсь были убиты люди. Вотъ кровь дѣтей. Это кровь Царицы. Это кровь Русскаго Царя. Пятна крови ведутъ къ дому Ипатьева, къ подвалу, въ которомъ совершилось убійство, исполненное по замыслу тайнаго штаба всемірной революціи. Недаромъ же на стѣнѣ здѣсь, гдѣ убитъ Императоръ, чьей-то рукою написаны по-нѣмецки дерзкіе стихи революціоннаго писателя Гейне, нагло сравнивающіе Русскаго Царя съ Вавилонскимъ Валтасаромъ. Здѣсь же и каббалистическіе знаки. Кто-то нашелъ нужнымъ написать все это, несмотря на то, что убійцамъ не было много времени. Шла война. Городъ вотъ-вогь долженъ былъ перейти въ другія руки.
Итакъ Русскій Царь и Его Семья были убиты въ интересахъ всемірной революціи.
Революціонеры дѣлали ее, убѣждая весь міръ въ томъ, будто бы они стремятся ко всеобщему благу, къ счастью, но при этомъ еще при первомъ своемъ успѣхѣ, въ дни Американской революціи 1776 года, они высказали о себѣ страшную правду, ибо благо, несомое революціей, представилось имъ столь великимъ, что для достиженія его они объявили разрѣшенными всѣ средства. Когда же теперь, уже послѣ того, что революція стала совершившимся фактомъ, смотримъ на благо, достигнутое революціей, то видимъ, что выигравшимъ оказался только принципъ атеизма.
Въ самомъ дѣлѣ, — не нужно быть очень наблюдательнымъ, чтобы знать, что ни одно изъ добрыхъ намѣреній древнихъ революціонеровъ въ революціи своего осуществленія не не нашло.
Абсолютный провалъ принципа свободы, принципа равенства и принципа братства. Нищихъ стало больше, безправные умножились. Возникла категорія паріевъ, а голодъ, а нищета… Даже иностранные туристы возмущаются тѣмъ, что печать свободнаго міра молчитъ о нищетѣ, сковавшей всякій и каждый народъ, попавшій подъ власть революціи. Боже! Нѣтъ силъ продолжать. Тюрьмы полны добрыми людьми. Прогрессъ привелъ къ созданію концлагерей, и тѣ полны и тамъ мѣста не хватаетъ. Всѣ идеалы революціи потерпѣли полный крахъ.
Но мы никогда не устанемъ указывать на одно начало, которое въ революціи пришло къ полному своему торжеству: оно въ томъ, что на томъ мѣстѣ, гдѣ утверждалась Православная Государственность, теперь водружено царство враждебное Богу. На мѣсто низвергнутаго славословія Христу Богу революція утвердила богохульное отрицаніе, возведенное въ положеніе государственной религіи.
Итакъ мы видимъ хранителемъ чего былъ Русскій Царь. Итакъ мы видимъ, для чего они убили Русскаго Царя.
Премудростъ! Прости!
На Русской землѣ совершилась тайна беззаконія, предсказанная св. Апостоломъ Павломъ (2 Сол. II, 7), и вотъ теперь, стоя у открытой могилы Русскаго Царя, переживая тяжкую скорбь, мы углубляемся въ изученіе этого событія, чтобы проникнувъ въ самую его сущность усвоить его внутренній смыслъ. Сегодня, собравшись ради скорбнаго дня и не мысля о развлеченіяхъ, обратимъ нашъ взоръ въ глубину судебъ Божіихъ. Что же увидимъ мы?
Увидимъ, что въ мірѣ протекаетъ космическій процессъ борьбы зла противъ Божественнаго Добра. Онъ начался на Небѣ, когда Богъ раздѣлилъ между свѣтомъ и между тьмою (Быт. I, 4) и когда Сынъ Божій видѣлъ (Л. X, 18), какъ упалъ съ неба Денница, говорившій, “буду подобенъ Всевышнему”, какъ сей Денница низверженъ въ адъ, въ глубину преисподней (Ис. XIV, 915). Этотъ космическій процессъ затѣмъ былъ отмѣченъ сотвореніемъ Адама, грѣхопаденіемъ прародителей нашихъ въ раю, многовѣковой маетностью человѣчества, которая завершилась пришествіемъ на землю Сына Божія, Его искупительнымъ подвигомъ и торжествомъ Его Воскресенія и дальнѣйшими судьбами Его Церкви, Церкви, созданной Іисусомъ Христомъ Сыномъ Божіимъ. Космическій этотъ процессъ неизбѣжно завершится полнымъ торжествомъ Божественнаго Добра, когда Сынъ Божій придетъ во славѣ судить живымъ и мертвымъ, вознаградитъ Добро, наказать зло со всей безпошадностью, которой оно заслуживаетъ, и воцариться во вѣки въ томъ Царствѣ славы, которому не будетъ конца.
Это не есть чье-то мнѣніе, съ которымъ можно согласиться или быть несогласнымъ. Это не принципъ конвенціонно положенный въ основу доктрины религіозной мысли, это не мистическое воспріятіе міра и не сознаніе порожденное сочетаніемъ священнаго пламеннаго внутренняго чувства съ доктриной объ Абсолютной Силѣ, сотворившей міръ и правящей имъ.
То, что мы сейчасъ изложили, естъ абсолютная дѣйствительностъ, частью открытая человѣку Богомъ, частью же сохраненная исторіей въ таинственной силѣ Церкви и пронесенная Церковью сквозь вѣка. Дѣйствительность эта подтверждена научными данными палеонтологіи и археологіи, ихъ младшей сестры — исторіи, лингвистикой и, наконецъ, теоріей относительности, въ которой многое, что до тѣхъ поръ казалось невѣроятно, явилось, какъ факты, подтвержденные данными міра трехъ измѣреній и пяти чувствъ. Доказательству этого мы посвятимъ время въ другой разъ, сейчасъ же устремимся дальше въ созерцаніи космическаго процесса, въ который вовлечены всѣ мы.
До тѣхъ поръ, пока цареубійство и всѣ событія русской революціи вы не впишите въ сочетаніе съ космическимъ процессом премiрной борьбы Добра и зла, всѣ ея событiя, ея жестокость и ея тщета, всегда будутъ оставаться выше человѣческаго пониманiя, но, когда вы увидите это сочетанiе, тогда все становится на мѣсто, все становится ясно и понятно.
Подлинно. Нужно смотрѣть на примірную сущность дѣйствительности жизни духа. Тогда мы узнаем, что в этой дѣйствительности, как видно изъ Св. Писания, “в космическомъ процессѣ борьбы зла противъ Добра есть два плана: вверху — столкновеніе основоположительных факторов міроздания и міробытія; внизу соучастие людей или отраженіе высшей борьбы среди людей: съ одной сотроны происходитъ небесная брань за чистую истину пребыванія всѣхъ съ Богомъ, съ другой — земная борьба людей ради любви къ Богу” (сравн. Проф. Г. Глубоковскій, стр. 113).
Мы знаемъ, что интенсивность зла будетъ систематически нарастать по мѣрѣ приближенія окончательнаго торжества Добра. Будетъ даже такой ужасный моментъ, когда будетъ казаться, что зло вообще вышло окончательнымъ побѣдителемъ. Зная это мы не удивляемся тому, что космическая эта борьба развертывается не въ желательномъ для насъ смыслѣ, хотя именно черезъ это обстоятельство укрѣпляемся въ сознаніи несомнѣнной побѣды Добра въ свое время. Среди тяжкихъ земныхъ испытаній Господь ведетъ Свое стадо къ конечной цѣли небеснаго торжества, вѣчной небесной славы.
Наше бытіе, какъ бытіе созданій Божіихъ, стремящихся къ утвержденію въ міре воли и славы Божіей ради любви къ нашему Творцу и Создателю, можетъ быть плодотворнымъ, можетъ протекать надлежащимъ образом лишь тогда, если в обстановкѣ протекающей премірной борьбы мы вѣрно найдемъ свое мѣсто, чтобы ничто не смогло сбить насъ съ пути служенія Добру, чтобы намъ невольно не оказаться на путяхъ служенія злу. Отысканіе нашего правильнаго мѣста зависитъ отъ того, чтобы намъ во всѣхъ случаяхъ имѣть правильное разсужденіе о происходящемъ. Вопросъ въ томъ, чтобы для нашего нормальнаго бытія, какъ созданій Божіихъ, изъ каждаго событія мы извлекали правильный урокъ. Когда же мы присмотримся къ оплакиваемому нами событію, то увидимъ, что наша скорбь служитъ намъ къ великому поученію. Давайте же попытаемся извлечь его.
Третій Римъ
Русская Бѣлая эмиграція привыкла знать о событіи дня Скорби, но пришло время углубиться въ суть событія; пора вписать его в Великую Цѣпь космической борьбы.
Послѣ того, какъ Вседержителю было угодно совершить спасеніе человѣческаго рода, полнота Его благодатной силы сосредоточилась въ Римѣ Константина Великаго; сосредоточилась церковно и государственно. Съ паденіемъ Рима это средоточіе перемѣстилось въ Константинополь, гдѣ и возникъ Второй Римъ, когда же надъ Вторымъ Римомъ вмѣсто св. Креста водрузился полумѣсяцъ Ислама, то Ферапонтова монастыря старецъ Филофей справедливо наименовалъ Москву Третьимъ Римомъ и сказалъ: “А Четвертому не бывать!”.
Въ этомъ “А Четвертому не бывать!” надо умѣть чувствовать не чванство, но ощущеніе того, что гибель Третьего Рима послѣдуетъ за полнымъ истощеніемъ въ человѣчествѣ тѣхъ благодатныхъ силъ, которыя являются изъ церковнаго и государственнаго средоточія благодатной христіанской жизни. Это-то отощаніе, это оскудѣніе, эта опустошенность именно и привела Россію къ событію въ подвалѣ дома Ипатьева, къ Екатеринбургскому злодѣянію, къ тому, что банда международныхъ проходимцевъ пустила Россіи пулю въ затылокъ и столкнула, ее въ Ганину яму.
Ужасно это!
Но развѣ это не такъ?
Посмотрите на русскую литературу передъ революціей, на русскую школу, на университетскую жизнь. Посмотрите на то, чѣмъ духовно жило наше общество.
Точно надо сказать, что въ ту пору никакая висѣлица не помогла бы Россіи. Государь понималъ, что исполненіе замысла полиціи обозначало бы только напрасное кровопролитіе.
Послѣдняя запись Государя лучше всего характеризуетъ тупикъ, въ который нашу Родину загнали матеріалисты. Вы знаете, конечно. Это послѣдняя запись Русскаго Царя въ Его дневникѣ, и она говоритъ: “Кругомъ измѣна, и трусость, и обманъ” (2.III.1917).
И вотъ мы стоимъ у открытой могилы. Слезы застилаютъ глаза. Рыданія подступаютъ къ горлу… Что же, братъ, русскій христіанинъ, не сдерживай ихъ. Это чистыя слезы любви. Пусть они оросятъ потерянную могилу Русскаго Царя. Пусть это будетъ слезой покаянія.
А тамъ, въ злорадной свистопляскѣ, получивъ долгожданную свободу, всемірное зло тогда и низвергло на нашу Родину смерть, и тѣсно стало на Русской землѣ отъ свѣжихъ могилъ. Ушло отъ насъ, невозвратно ушло то драгоцѣнное, ласковое, красивое, доблестное и честное, что содержала въ себѣ наша Родина.
Вы слышали уже наше обвиненіе. Мы законно обвиняемъ: въ убійствѣ Русскаго Царя виновна всемірная революція.
Но одна ли она виновата?.. Было ли мѣсто на Русской землѣ, гдѣ Правдѣ Божіей было гдѣ приклонить главу? Растлѣша и омерзишася въ начинаніяхъ. Вси неключими быша: Нѣсть творя благостыни, нѣсть до единаго …
Кто же свободенъ отъ вины?
Ужасно теперь говорить это, но будемъ имѣть смѣлость глядѣть Правдѣ въ глаза: вѣдь нѣтъ никого изъ современниковъ событія, кто такъ или иначе не былъ бы причастенъ къ виновности въ томъ, что совершилось въ ту ночь 4/17 іюля 1918 года. Вотъ потому-то и не осталось ни одного слоя въ русскомъ народѣ, который не понесъ бы своей кары, страшной кары, низвергнувшейся на Россію, но до сихъ поръ нѣтъ равной мѣры между грѣхомъ и карой, ибо чьими бы руками ни было совершено гнусное злодѣяніе, оно явилось выраженіемъ грѣха нашей Родины передъ Богомъ, и напрасенъ былъ бы трудъ, если бы кто попытался вписать это событіе въ какія-то ясныя рамки, въ какія-то измѣренія. Надо прійти къ созерцанію всей космической трагедіи, видѣть то, что предшествовало цареубійству, видѣть то, что за нимъ послѣдовало. Тогда вы увидите, что за страница перелистнулась въ книгѣ исторіи міра, когда оказалась повергнута на землю слава Третьяго Рима…
“И когда Агнецъ снялъ четвертую печать … я взглянулъ, и вотъ, конь блѣдный, и на немъ всадникъ, которому имя смерть; и адъ слѣдовалъ за нимъ, и дана ему власть … умершвлять мечемъ и голодомъ и моромъ, и звѣрями земными” (Апок. VI, 7-8).
И всѣ мы несемъ скорби, и нѣтъ никому покоя.
А молодежь?
Но неужели же виновно и юное поколѣніе? Не правъ ли молодой задоръ, который говоритъ: “Что вы меня призываете каяться въ грѣхѣ революціи, когда я родился послѣ нея, да и Россіи въ глаза не видалъ!” … Посвоему молодой задоръ правъ, но развѣ и молодое наше поколѣніе не несетъ на себѣ трамвы потери Родины? Конечно, у юности нѣтъ времени замѣчать эту трамву, но мы-то ее уже видимъ на молодомъ поколѣніи и опытъ нашъ учитъ, что въ свое время эта бѣда такъ или иначе выйдетъ наружу. Какъ же такъ? Какъ же грѣхъ отцовъ можетъ упасть на сыновъ и на дщерей? Обратимся къ мудрости святыхъ Отцовъ.
“Когда услышишь о преступленіи Адама и Евы, — понимай его такъ: въ началѣ подверглись ему собственно они; нынѣ же подвергаемся ему въ духѣ мы, я и ты” (Св. Маркъ Подвижникъ, у еп. Игнатія Брянчанинова, т. V, стр. 151).
Вотъ что надо твердо запомнить. Событія прошлаго не уходятъ безслѣдно. Онѣ всѣ отражены въ современности. Наше отношеніе къ этимъ отраженіямъ опредѣляетъ и наше отношеніе къ ихъ дѣйствительности въ прошломъ годовъ и столѣтій.
Вы увидите это изъ слѣдующаго примѣра. Екатеринбургское злодѣяніе не есть первый въ исторіи случай цареубійства. Во время англійской революціи, въ 1649 году, король Англіи Чарльзъ I былъ предательски выданъ въ руки своихъ враговъ парламентаристовъ-кромвеллевцевъ. Они его осудили и казнили. Это было первое цареубійство, въ которомъ виновна демократическая революція. То было 320 лѣтъ тому назадъ. Виновны ли современныя поколѣнья англичанъ въ кромвеллевскомъ цареубійствѣ? Судите сами.
На этихъ дняхъ (1-го іюля) англійская королева Елисавета II возвела въ достоинство принца Уэльскаго своего старшего сына Чарльза. Въ свое время онъ долженъ будетъ стать королемъ Англіи, принявъ наименованіе Короля Чарльза III. Печать разноситъ по всему міру слова каждаго, кто знаменитъ. Донесла она до насъ и мнѣніе принца Чарльза о своемъ предкѣ, казненномъ революціонерами.
“Чарльзъ I отнюдь не былъ цѣликомъ ни великолѣпенъ, ни невиновенъ. Я восторгаюсь Кромвеллемъ!“
Неправда ли было бы лучше, если бы принцъ Чарльзъ не приходилъ въ восторгъ отъ Кромвелля? Пустъ этотъ примѣръ дастъ каждому изъ насъ возможность задуматъся надъ собственнымъ сердцемъ, чтобы видѣтъ степень своей виновности по отношенію къ Екатеринбургскому злодѣянію.
Было время, скажемъ — двадцатые годы, когда налицо были люди всего русскаго народа, поголовно принявшіе участіе въ событіяхъ революціи. Относительно того, начавшаго уходить поколѣнія, трудно отвергать мысль о поголовной виновности русскаго народа, но послѣдующее поколѣніе, тогда еще не жившее, а теперь уже начинающее сѣдѣть?.. Но поколѣніе послѣдовавшее за нимъ? Можно ли этимъ людямъ вмѣнять виновность?
Нѣтъ, нельзя. Но мысли и чувства каждаго изъ этихъ людей способны обвинять или же оправдывать ихъ такъ, какъ принцъ Чарльзъ обличилъ свою виновностъ въ цареубійствѣ, совершенномъ въ Лондонѣ въ 1649 году.
Говоря о русской революціи, нельзя заявлять себя сторонникомъ революціи и противникомъ монархіи и въ то же время говоритъ противъ цареубійства. Отрицать желаніе цареубійства, заявляя желаніе революціи и отрицаніе монархіи, можетъ только политическій неучъ, не знающій исторіи революціи, да еще религіозный недоросль, до сихъ поръ не дошедшій до пониманія прямой зависимости революціи отъ богоборческаго, антихристіанскаго импульса. Можетъ человѣкъ съ холоднымъ сердцемъ не понявшій до сихъ поръ, что революція не могла бы найти модуса для со-существованія съ личностью Помазанника Божія и Носителя идеала христіанской государтвенности, существующей для славы Божіей.
Пусть же каждый изъ насъ найдетъ въ себѣ мужество спросить у своего сердца… Представьте себѣ себя стоящимъ въ царскомъ караулѣ на станціи Псковъ. Вы видите, какъ къ Государю нагло входятъ представители Думы… Что же намъ подсказываетъ сердце: преградитъ имъ доступъ, вытолкать ихъ въ шею, или же оно склонно хладнокровно разсматривать вопросъ и безпристрастно рѣшать предметъ: резонно или не резонно мыслила тогда Дума, когда она добивалась власти? Или можетъ бытъ правъ былъ Милюковъ, нагло вопрошавшій объ измѣнѣ и о предательствѣ? Или можетъ бытъ, принявъ ученый видъ, надо намъ занятъся вопросомъ о томъ, что же дѣлать съ отжившей формой государственной жизни? .. Или же мы станемъ обвинять Государя за то, что Онъ не распорядился повѣсить всю думскую делегацію? какъ не распорядился Онъ повѣситъ тѣ тысячи революціонныхъ вожаковъ?
Да, Мало кто невиновенъ передъ Русскимъ Царемъ.
А вѣдь вина передъ Нимъ есть вина передо всемъ русскимъ народомъ, повергнутымъ съ тѣхъ поръ въ глубочайшую скорбь.
Вотъ и мы здѣсь собраны ради Дня Скорби.
Скорби окружаютъ насъ со всѣхъ сторонъ.
Скорби тѣснятъ насъ и вяжутъ намъ руки.
Скорби нарастаютъ, ибо не стало того, кто удерживалъ зло, кто былъ Удерживающимъ, … ибо Онъ взятъ отъ среды (2 Сол. II,7).
Будемъ же нести нашу скорбь въ покаяніи, слѣдя за собою, вытаптывая въ сердцѣ своемъ большіе и малые слѣды ложнаго отношенія ко всѣмъ событіямъ прошлаго, ко всѣмъ отраженіямъ даже малѣйшихъ граней прошедшей дѣйствительности, ведшей Россію къ Ганиной ямѣ.
Какъ сынъ воспринимаетъ на себя долги отца, такъ и мы должны воспринять на себя отвѣтственностъ за прошлое, а воспринявъ эту отвѣтственность, сдѣлать исправленія, которыя должны были быть сдѣланы, но до сихъ поръ еще остаются не сдѣланными.
Въ чемъже суть покаянія?
Мы не мало слышали о покаяніи, но мало понято самое его дѣло. Въ чемъ же суть покаянія? Бить себя въ грудь? Послушно твердить “Меа кульпа”, даже не понявъ своей вины? Изнурять себя постомъ? Поставить себя на столпъ для неизмѣннаго пребыванія въ молитвѣ? Кто опишетъ, какими внѣшними путями поведетъ человѣка его сердце, когда Богъ ему дастъ согрѣться внутреннимъ обращеніемъ.
Дѣйствительно, ожидаемый отъ насъ актъ покаянія состоитъ во внутреннемъ, а не во внѣшнемъ. Требуется внутреннее обновленіе, совершить которое, собственно говоря, довольно просто. Въ пользу этого обращенія говорятъ всѣ данныя, обнаруженныя передъ нами въ событіяхъ современности. Актъ внутренняго обращенія состоитъ въ томъ, чтобы каждый изъ насъ перемѣнилъ свой взглядъ на окружающій міръ и на самого себя.
Революція сдѣлалась возможна не только по той причинѣ, что кто-то цѣликомъ отрекся отъ Бога, назвавъ себя атеистомъ. Какъ бы важнымъ ни былъ этотъ безумный актъ, гораздо большее значеніе для успѣха революціи было то, что цѣнности земной жизни, жизни временной, пріобрѣли въ глазахъ русской общественной мысліи значеніе большее, чѣмъ цѣниости жизни вѣчной. Вотъ гдѣ “Меа кульпа” русской общественной мысли. Само христіанство стало оцѣниваться, какъ учрежденіе, призванное облегчать человѣку его земную жизнь и облагораживать ее, — и только. Качества человѣка стали оцѣниваться въ зависимости отъ его служенія земнымъ интересамъ и даже Церкви были предъявлены требованія не столько заниматься душепопеченіемъ, сколько земнымъ благотвореніемъ. Больше, чѣмъ, чѣмъ бы то ни было другимъ. Тѣ, кто звалъ къ Царству Небесному, потеряли популярность.
Отверженіе Вѣчности есть то абсолютное Міролюбіе, которое во время земной жизни Богочеловѣка толкнуло іудейскихъ первосвященниковъ завершить свои злодѣянія отверженіемъ Христа и богоубійствомъ, а въ послѣднія времена міра то же самое отверженіе Вѣчности толкнетъ міролюбцевъ принять Антихриста и воздать ему божескія почести, какъ то предвидѣлъ Христосъ Богъ, сказавъ: “Азъ пріидохъ во имя Отца Моего, и не пріемлете Меня: аще инъ пріидетъ во имя свое, того пріемлете” (Ін. V, 43) (Еп. Игнатій Брянчаниновъ).
Удивительно ли, что общество, отвергнувшее Вѣчность, не распознало волка въ овечьей шкурѣ? Удивительно ли, что оно пришло къ революціи, а Россія оказалась низринута въ Ганину яму. Нашъ Царь убитъ. Нашъ народъ терпитъ скорби.
Выходъ мыслимъ только черезъ покаяніе.
Въ чемъ же оно? — спросимъ еще разъ.
Нужно ли говорить, что настроеніе міролюбія продолжаетъ бытовать и въ нашихъ сердцахъ. Міръ живетъ, чуждаясь Вѣчности, и если мы говоримъ о покаяніи, то его то и надо осуществить въ томъ смыслѣ, чтобы омірщвленное, матеріалистически настроенное, земное міровоззрѣніе подвергнуть коренному измѣненію, внести въ него переворотъ. Нужно обратиться къ Вѣчности!
Да. Въ событіи Екатеринбургскаго злодѣянія мы увидѣли отраженіе исконной космической трагедіи. На минуту для насъ разверзлось Небо, и извѣчная борьба зла противъ Добра явилась намъ, какъ причина страшныхъ событій, происходящихъ у насъ на родинѣ. Мы коснулись чувства, говорящаго, что страшныя судьбы, о которыхъ идетъ рѣчь, есть наши судьбы, есть судьба каждаго изъ насъ, ибо судьба каждаго русскаго человѣка вписана въ ту грандіозную картину, что изображена въ Библіи.
Да. Передъ нами разверзлась дверь въ Вѣчность и этотъ мгновенный бликъ, подобный свѣту молніи, освѣщаетъ нашу задачу, ставитъ передъ нами ясную цѣль: ощутить свою сопричастность съ Вѣчностью, уже окружающей насъ. Отсюда выясняется и задача: каждому ощутитъ себя существомъ, предназначеннымъ къ соучастію во внѣвременной Побѣдѣ Добра и именно по этой причинѣ подвергающемся страшному нападенію силъ зла, въ концѣ концовъ обреченнаго на страшное и безпощадное истребленіе.
На протяженіи долгихъ десятилѣтій эмигрантскаго быта мы привыкли рисовать себѣ будущее въ формѣ легкой и быстрой побѣды, которая осуществится въ давно понятныхъ намъ формахъ, здѣсь и теперь. До сихъ поръ, къ сожалѣнію не смолкли рѣчи, говорящія о той или иной формѣ реставраціи, связанной съ низверженіемъ большевизма. До сихъ поръ у насъ продолжаютъ говорить о томъ, какъ на бѣломъ конѣ русскій царь въѣдетъ въ бѣлокаменную Москву, и если такъ толкуютъ легкомысленныя единицы, то въ принципѣ мы внутренне всѣ согласны въ томъ, что какой-то неизвѣстный вѣтеръ понесетъ нашу ладью противъ всемірнаго потока зла. Почему?? На основаніи какого закона?.. Нѣтъ отвѣта.
Господа! Станемъ говорить отчетливо и прямо, и мы должны будемъ понять, что прежде, чѣмъ маленькіе побѣги добра пробьютъ путь къ ожидаемому нами торжеству Россіи, всему міру очевидно придется пройти черезъ пропасть глубокаго паденія въ ровъ зла, а выйти изъ него міръ сможетъ только при условіи, если силы добра окажутся достаточно сильными, чтобы выдержатъ предстоящія испытанія и восторжествовать въ предстоящей борьбѣ. Это торжество возможно только для тѣхъ, кто беззавѣтно преданъ Христу Спасителю, а беззавѣно преданнымъ Ему можетъ быть только тотъ, кто способенъ презрѣть всѣ блага временной жнзни ради царства славы въ Вѣчности.
Путь нашъ впереди дологъ. Онъ изнурительно труденъ. Это … путь узкій и прискорбный.
Все то, изъ чего могло произрасти Добро, было подавлено Зломъ сначала въ 1920-е годы, а потомъ въ 1941-45 годахъ. Подавлено зломъ не только въ силу количественнаго превосходства, но такъ же и въ силу качественной недостаточности предложеннаго добра. Рѣчь шла о поверхностномъ, точно говоря — о производномъ добрѣ. Живое слово о Вѣчности если и произносилось, то такъ неслышно, что до народной массы оно не дошло. Была искра, но она не попала на сухой трутъ и пламя не вспыхнуло. Не возникло духовное возрожденіе.
Но допустимъ теперь, что какое-то число изъ нашего стана съ помощью Божіей стало въ русло интегральнаго Добра, стало на путъ жизни въ руслѣ Добра, Истины и Красоты. Можно ли этому малому стаду гарантировать скорое торжество? Будетъ ему обеспечена побѣда?
Увы. Въ перспективѣ не видно. Почему?
Потому что въ ночь 4-го іюля 1918 года въ подвалѣ дома Ипатьева въ Екатеринбургѣ прогремѣли роковые выстрѣлы, и отверзе Ангелъ четвертую печать … и се конь блѣдъ, и сѣдящій на немъ, имя ему смертъ: и адъ идяше вослѣдъ его (Апок. VI, 8), и пришло отступленіе, въ которомъ открылся сынъ погибели, противящійся и превозносящійся превыше всего называемаго Богомъ, или святынею, такъ что въ храмѣ Божіемъ сядетъ онъ, какъ Богъ, выдавая себя за Бога (2 Сол. II, 3-4).
Посмотрите на разлившееся въ мірѣ безуміе примиренія со зломъ, посмотрите на безуміе безчинствующаго студенчества, на цѣлое движеніе сопротивленія всему, что до сихъ поръ было авторитетнымъ, посмотрите на общую воленаправленность къ самопревозношенію. Вникните въ его суть и вы увидите, что корнемъ и здѣсь является отказъ отъ Вѣчности. Безнадежность временной жизни. Пустота. Но всмотритесь и вы увидите, что отсюда происходитъ мысль, присваивающая человѣку первенствующее мѣсто въ мірозданіи, и вы увидите, что въ переживаемые нами дни этотъ беззаконникъ, антихристъ, имѣющій явиться лично, сегодня является въ видѣ нѣкоего знаменія въ студенчествѣ, возставшемъ и на своихъ родителей, и на своихъ учителей. Почему возстало это студенчество? Потому, что прежнія поколѣнія не принесли покаянія въ томъ, какъ они презрительно говорили о христіанской морали: “Nous аvons change tout сеla!” (“Мы перемѣнили все это!“).
Ложныя чудеса
Священное Писаніе предупреждаетъ насъ, говоря, что пришествіе этого беззаконника, “по дѣйствію сатаны, будетъ со всякою силою и знаменіями и чудесами ложными, и со всякимъ неправеднымъ обольщеніемъ” (2 Сол. II, 9), и мысль объ этомъ непрестанно является передъ нашимъ взоромъ, когда мы сегодня видимъ, какъ безпомощный, безкрылый человѣкъ сегодня дѣлаетъ видъ, что онъ покорилъ себѣ пространство.
Не станемъ истощатъ краснорѣчіе. Фактъ является общеизвѣстнымъ: человѣкъ на лунѣ!
Чудо это является ложнымъ, такъ какъ полетъ совершилъ не человѣкъ, а аппаратъ, управляемый трудомъ сотенъ тысячъ людей, попрежнему сидящихъ на землѣ. Но люди вѣрятъ, и ложное это чудо дастъ поводъ всему міру матеріалистовъ ликовать, ибо они “обольщенные неправдой” увидятъ въ этомъ ложномъ чудѣ торжество мысли, отрицающей жизнь духа. Но духъ отъ этого быть не перестанетъ.
Мы испытываемъ чувство людей, стоящихъ на островкѣ, затопленномъ наводненіемъ. Если мы попытаемся связать воедино всѣ измѣренія событій, открывшихся намъ, русскимъ людямъ, русскимъ православнымъ христіанамъ, въ узлѣ, сплетенномъ революціей, цареубійствомъ, всемъ послѣдовавшимъ терроромъ и, наконецъ, нынѣшними днями, когда вотъ-вотъ надъ міромъ разразится атомный пожаръ, то мы увидимъ что вотъ-вотъ выйдутъ у возгордившагося человѣка изъ подчиненія силы Нечаевыхъ, Бакуниныхъ, Лениныхъ, Фиделей Кастро съ Геварами, съ Брежневыми и Мао-Цзе-Тунгами. Мы безсильны остановить надвигающійся валъ.
Предусматривая, въ событіяхъ современности, начало событій, образно предначертанныхъ въ Апокалипсисѣ, событій, ведущихъ къ ужасамъ послѣднихъ дней, какъ Господь говорилъ (см. Мѳ. 24-ю главу и всѣ параллельныя мѣста), — многія сердца въ трепетѣ вопіютъ, что все теперь пора оставить, все пора бросить, ибо пришла пора высоко поднять факелъ свѣта Христовой истины. Пришла пора заботиться лишь о томъ, что-бы бытъ достойными христіанами послѣднихъ дней въ открытомъ исповѣдничествѣ Христовой Истины, и стоятъ въ немъ, пока еще свобода не вполнѣ угасла въ мірѣ.
Сквозь до-нельзя сгустившійся мракъ, изъ дали смятенныхъ годовъ на насъ смотритъ Русскій Царь. Его все еще свѣжая могила привлекаетъ нашъ взоръ и въ малой картинѣ, открывающейся нашему взору, является дивное зрѣлище: Русскій Царь требуетъ отъ насъ, чтобы мы помнили о Родинѣ, и лучъ свѣта, скрестившійся на царской могилѣ, гремитъ къ намъ словомъ древнихъ патріотовъ, воглашавшихъ:
“Аще забуду тебе, Іерусалиме, забвена буди десница моя.
“Прилипни языкъ мой гортани моему, аще не предложу Іерусалима, яко въ началѣ веселія моего” (Пс. 136, 5-6).
Будущее въ рукахъ Божіихъ. Этимъ все сказано. Мы продолжаемъ надѣяться, что, пройдя сквозь тяжкія испытанія, міръ, черезъ подвигъ Россіи, возстанетъ во славѣ христіанской государственности и Россія снова вознесется во славѣ Третьяго Рима. Но намъ ли, или нашимъ дѣтямъ и внукамъ въ ихъ старости это придется видѣть, все равно, — это торжество возможно только тогда, если мы всѣ теперь будемъ стоять въ свято-русскомъ подвигѣ. Поэтому-то сейчасъ такъ и важно приготовиться къ той страшной обстановкѣ, когда люди окружены зломъ и когда зло пронизываетъ каждую клѣточку общественнаго организма.
Нѣтъ намъ пути забывать Россію
Вдохновенные благочестіемъ наставники съ горячностью призываютъ всѣхъ къ вѣрѣ, говоря, что только вѣра и Церковь спасутъ Россію. Въ горячности этой они, однако, забываютъ сказать, что вѣра безъ дѣлъ мертва есть (Іак. II, 26). Дѣла наши показываютъ вѣру, и если мы забудемъ о Россіи и ея судьбахъ, забудемъ, что тамъ попрана Правда Божья, что тамъ злодѣи надругались надъ святыней Христовой Церкви, что тамъ водворился адъ, если дѣломъ не явимъ своей непримиримости, своего намѣренія возстановить Россію, — то тѣмъ самымъ и покажемъ, что вѣра эта мертва. А мертвой вѣрой все равно не достичь спасенія.
Нѣтъ намъ пути забывать Россію, хотя бы даже и ради собственнаго спасительнаго подвига. Да вѣдь и подвигъ-то этотъ можетъ быть совершенъ только тогда, когда онъ сочетается съ заботой о ниспроверженіи власти зла, утвердившейся на русской землѣ. Безъ мысли о Россіи спасительный подвигъ совершить невозможно, ибо чувство скорби о ней въ постигшей ее судьбѣ можетъ утерять только холодное сердце, а съ холоднымъ сердцемъ въ число спасенныхъ не войти.
А что Россія есть страна судебъ Божіихъ, то объ этомъ знаменіемъ служитъ фактъ, что переломъ въ событіяхъ исторіи, когда явилось сочетаніе между космической борьбой Добра и Зла и судьбами людей, произошелъ именно въ Россіи, а печатью послужила страшная судьба Помазанника Божія, Русскаго Царя.
Въ этомъ событіи явлено, что возстаніе революціи было нацѣлено не противъ прежняго правопорядка, но было возстаніемъ противъ Бога, хранителемъ священныхъ принциповъ Котораго въ христіанскомъ государствѣ былъ нашъ Императоръ. Сегодня Онъ смотритъ на Своихъ слугъ и спрашиваетъ:
— Вѣрны ли вы Свято-Русской христіанской государственности, или же и вы сдались передъ волною наступающаго зла? Гдѣ и какъ можетъ побѣждать Добро среди людей, если ему негдѣ будетъ поставить ногу на землѣ?
Что отвѣтишь ты въ сердцѣ своемъ, русскій человѣкъ?
Спасаясь да спасетъ свою душу! Но помни при этомъ, что свято-русскій подвигъ неотдѣлимо вплетенъ въ пути спасенія, и худо будетъ тому, кто ради высокихъ цѣлей забудетъ о нашемъ разрушенномъ Іерусалимѣ, Святой Руси, почему мы и взываемъ вмѣстѣ съ пророкомъ:
“Аще забуду тебе, Іерусалиме, забвенна буди десница моя!“
И что бы ни говорили внѣшніе, нашъ отвѣтъ прозвучитъ сегодня тѣми же словами, которыми въ свое время потрясъ сердца тогдашній архіепископъ Волынскій, Антоній (Храповицкій).
“Мы вѣрны Христу и святымъ Его, и Родинѣ, и Самодержавію, и исконнымъ упованіямъ нашихъ предковъ, независимо отъ того, какая внѣшняя участь ожидаетъ насъ и Россію. Являемся ли мы первыми провозвѣстниками народнаго возрожденія, предтечами славнаго будущаго, когда Россія снова будетъ русскою и православной благовѣстницей Христа для всей Азіи и Юго-Востока Европы; или мы, напротивъ, послѣдніе исповѣдники этихъ высокихъ и святыхъ побужденій въ развратщенномъ мірѣ, обреченномъ вскорѣ на конечную погибель отъ червонныхъ валетовъ еврейской революціи, но мы останемся вѣрны тому, чего требуетъ отъ насъ Божья Правда, и не здѣсь, а на Небѣ ожидаемъ себѣ вѣнцовъ.
Мы будемъ радоваться, если образумившееся общество и народы будутъ дружно возвращаться къ христіанскимъ основамъ во всѣхъ областяхъ жизни; мы будемъ горько плакать, если зараза безбожнаго и безнравственнаго возстанія русскихъ безумцевъ противъ своей Родины будетъ и дальше умножатъся, какъ чума.
Но если и огромное большинство добровольно кинется въ эту погибель, как Панургово стадо, какъ Гадаринскія свиньи, то мы за ними все-таки не пойдемъ”.
Эти слова были сказаны больше шестидесяти лѣтъ тому назадъ. Съ тѣхъ поръ событія далеко ушли въ печальномъ направленіи, предсказанномъ тогдашнимъ наставникомъ русскаго народа. Увы, слишкомъ мало было тѣхъ, кто оказался вѣренъ его словамъ, и теперь событія заставляютъ каждаго помышлять о близости Страшнаго времени полнаго исчезновенія Правды, Добра и Красоты изъ жизни человѣчества. А мы будемъ продолжать нашу борьбу.
Отдавая всѣ духовныя силы спасенію для Вѣчной жизни, мы ради славы Божіей не покладая рукъ будемъ продолжать служеніе благолѣпному храму Святой Руси, и вѣримъ, что если Вседержителю будетъ угодно удостоитъ нашу Родину великой чести за несомый ею подвигъ мученичества, за страданія Русскаго Царя и Его Семьи, и Россіи, какъ Третій Римъ вновь подняться свѣточемъ всему міру, то тогда Господь не забудетъ Своихъ вѣрныхъ рабовъ, по примѣру своего Царя сохранившихъ вѣрностъ земной Родинѣ до гробовой доски. Это такъ и да будетъ, ибо Святая Русь есть земной храмъ вѣчной славы Божіей. Это ея судьбы являются отраженіемъ судебъ космической трагедіи, совершающей въ мірѣ, отнележе міръ бысть.
Спасительный подвигъ совершается нами въ обстановкѣ окружающаго насъ физическаго міра. Даже монаху нѣтъ силъ уйти отъ міра въ наше лукавое время, а скитаться въ горахъ и пустыняхъ — у кого естъ силы? Такъ что же? Складывать руки? Базразлично смотрѣтъ, какъ врагъ расхищаетъ наше духовное богатство?
Нѣтъ! Съ нашей стороны нужна агрессія. Обстановку насъ окружающую мы должны такъ перестраивать, чтобы она по возможности меньше препятствовала спасительному подвигу. Въ идеалѣ и въ цѣли это обозначаетъ слѣдованіе Свято-Русскимъ путемъ къ цѣли утвержденія христіанской государственности, съ преодолѣніемъ всей безконечной вереницы большихъ и малыхъ къ тому препятствій. И это такъ вездѣ и всюду и въ любыхъ условіяхъ.
Къ этому подвигу мы сознаёмъ себя призванными сегодня, какъ и полвѣка тому назадъ. Такъ и сынамъ и внукамъ своимъ отнынѣ завѣщаемъ всегда пребывать въ этомъ подвигѣ.
Мы собраны здѣсь ради Дня Скорби.
Скорби Господь посылаетъ для того, чтобы мы воспользовались ими для Господней же славы. Апостолъ поучаетъ: “Скорбь терпѣніе содѣлываетъ, терпѣніе же искусство, искусство же упованіе, упованіе же не посрамитъ” (Рим. V, 3-5).
Восклонись же братъ, русскій человѣкъ! — какъ тебя учитъ Спаситель въ Своей рѣчи о бѣдствіяхъ послѣдняго времени (Л. 21, 28) и бодрствуй (Мѳ. XXIV, 42). Бодрствуй ко славѣ Божіей въ подвигѣ Святой Руси, Третьяго Рима. Помни, что Истина Христова на землѣ нуждается в формѣ, которою ты поэтому пренебрегатъ и не смѣешь, и знай, что разъ на нашей сторонѣ Истина, то безспорно и наше торжество. Какъ славенъ подвигъ солдата, водрузившаго знамя на стѣнахъ крѣпости побѣжденнаго врага, такъ же славенъ и подвигъ солдата, совершившаго только малый долгъ сторожевой службы.
Годы пройдутъ или десятилѣтія… Не все ли равно? Мы все такъ же будемъ вѣрны Христу и Родинѣ и Самодержавію до гробовой доски. Нашъ подвигъ сочетается съ премірнымъ подвигомъ силъ Свѣта, ведущихъ космическую борьбу ради любви Христовой.
Страшнымъ былъ голгофскій подвигъ Русскаго Царя и знаменателенъ тѣмъ, что проведенъ былъ весь путь подвига въ духѣ вѣрности Христу Богу.
Да останется же навѣки свѣтлою память Государя Николая Александровича и Его Семьи. Да упокоитъ Господь ихъ души. День ихъ мученической кончины это поворотный пунктъ исторіи. Будетъ ли міру еще дана отсрочка, или нѣтъ, то знаетъ одинъ Господь Богъ, но никто и ничто не отмѣняетъ нашего долга.
Нынѣ, украшенные вѣнцами мучениковъ, царственные страдальцы предстоятъ Престолу Царя царей и, видя муку вѣрныхъ сыновъ русскаго народа, вопіютъ ко Вседержителю: “Доколѣ, Владыко Святый и истинный, не мстишь живущимъ на землѣ за кровь нашу?” (Апок. 6, 10).
Судьба же Царственныхъ мучениковъ вооружаетъ насъ примѣромъ. Свое стадо Господь ведетъ среди земныхъ испытаній къ конечной небесной цѣли, почему и смерть за Истину Христову ведетъ къ жизни. Пойдемте же путемъ Свято-Русскаго подвига, смѣло глядя въ лицо жизни, съ неуклонной вѣрой въ окончательное возсіяніе полнаго торжества Истины, Добра и Красоты во Христѣ Іисусѣ.
Не бойся, малое стадо.
Съ нами Богъ!
Н. Кусаковъ
4/17 іюля 1969 г.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.