Н Воейков НА ИМПЕРСКИХ ПУТЯХ РОССИИ

Н Воейков НА ИМПЕРСКИХ ПУТЯХ РОССИИВ истории человечества мало примеров колонизаций, подобных той, которая проводилась Российской Империей. Начиная с древнейших наций и кончая современными нам государствами, мы видим систематическое проведение политики насилия стран-завоевательниц. Римская империя, простиравшаяся до пределов тогдашнего мира, покорила сотни народов и ввела среди них свои законы, вовсе не считаясь с их традициями и культурой. Проходили века, легионы сменялись легионами на границах империи, росли в завоеванных странах новые поколения, однако же далеко не всякий становился римским гражданином.

Рим кичился своей культурой, своим несравненным титулом Града Вселенной («Урбс»), созданным благодаря гению своих законодателей, и примерной военно-административной организацией со времен Цезаря. Вместе с тем не следует забывать насилий и унижений, выпавших на долю народов, присоединенных к империи («Горе побежденным!») .

Вспомним вереницы вождей и государей, влачимых колесницей победителя, триумфально возвращавшегося в столицу после войны. Без этих унижений триумф считался неполным, живые трофеи должны были следовать за консулами и преторами, горделиво шествовавшими к Капитолию. Вспомним также издевательства над пленными, которых бросали на арену Колизея для потехи толпы, жаждавшей крови гладиаторов.

Под нажимом азиатских полчищ империя времен упадка, изнеженная и развращенная, тень прежнего величия, вскоре распалась на части, из которых образовались новые государства. Шли века, Европа покрылась, как шахматная доска, странами, формально составлявшими так называемую «Священную Римскую Империю», и феодальный период ознаменован непрерывными междоусобицами и вероломством.

С XV века начинается эра мореплавателей, отважных пионеров, расширивших границы древнего мира. Когда Испания и Португалия завоевали, благодаря своим морякам, богатые земли в Новом Свете, папа Александр VI Бор- джиа поделил своей властью их заокеанские владения.

Итак, «конкистадоры» христианнейших королей Европы проникли туда как представители цивилизации вместе с проповедью среди язычников Христова учения. Увы! Большинство из них оказались христианами только по имени. Доверчиво принятые туземцами, они не замедлили выказать себя алчными и жестокими авантюристами. Действуя сперва подкупом и обманом, а затем грубой силой, они стали грабить те сокровища, ради которых и были снаряжены их корабли королями и принцами. Наживы ради конкистадоры разрушили бесценные памятники древнейших цивилизаций, разрубили на куски и обезобразили шедевры искусства и утварь храмов инков, ацтеков и др., роскошные дворцы и здания превращены были в груды развалин. Зато один за другим отправлялись в Европу корабли, до борта нагруженные драгоценностями и золотом, надолго обеспечившие экономическое благополучие Испании и Португалии, как в средние века грабежи крестовых походов обогатили Венецию, Геную и прочие государства.

В итоге принудительной колонизации Нового Света, после Французской революции на месте колоний возник ряд республик, основанных на пресловутых принципах: «Свобода, Равенство, Братство».

Лишенные золота и даровых рабов, Испания и Португалия стали чахнуть, и заморская торговля скоро перешла в руки Голландии и, наконец, Англии.

XIX век, кроме технического прогресса, способствовавшего росту промышленности, ознаменован был небывалым ростом Великобритании. Благодаря превосходству своего флота, Англия на протяжении XVII— XIX вв. вытеснила своих соперников из заморских стран: Голландию из Нью-Амстердама, ставшего Нью-Йорком, Францию из Канады, Испанию из Карибов и т. д. Краснокожих индейцев Северной Америки вскоре постигает та же участь, что и южноамериканских туземцев, и целые племена вырезываются беспощадно во имя цивилизации. Таким образом Северная Америка становится достоянием англосаксов, а учрежденные ими плантации наполняются черными рабами, насильно привозимыми из Африки жестокими негроторговцами. Вместе с женами и детьми негров продавали публично с торгов. Лишенные всех прав человека, черные надолго превратились в двуногий скот. Так возник в США «негритянский вопрос», породивший в XX веке столько кровавых столкновений и междоусобиц, вызванных так называемой «сегрегацией». Наглядно описана эксплуатация этих париев в «Хижине дяди Тома» Бичер-Стоу (1850 г.).

Одним из главных строителей могущественной Британской Империи, овладевшей богатейшей Индией, был Дизраэли (лорд Биконс фильд). Силой оружия, дипломатией и подкупами Англия времен королевы Виктории превратилась в сильную державу, владетельницу богатых колоний во всех частях света, а «путь в Индию» был стратегически гарантирован рядом укрепленных постов. Как и в арабских странах, английская политика в отношении Индии преимущественно направлена была на поощрение раздоров и расово-религиозных распрей среди покоренных народов. Языческий принцип Рима «разделяй и властвуй» получил тут свое наглядное применение.

Вывозя из Индии несметные богатства, англичане нарочно оставляли население на низком культурном и экономическом уровне. Сами же хозяева держались от туземцев в горделивом отдалении, живя особняком в привилегированных условиях, презирая древние традиции и религиозные верования. Крупно оплачиваемые королевские чиновники ввели свои законы, рассчитанные не на улучшение быта населения, а на лучшие способы извлекать из него максимальную выгоду.

Всякие восстания и недовольства жестоко карались. Невероятно, что в нашу цивилизованную эпоху, каких-нибудь сто лет назад, могла произойти ужасная казнь сипаев, привязанных к жерлам пушек! Семьи же бунтарей беспощадно отправлялись в жутких условиях на английские острова, например, Тринидад, где несчастные ссыльные влачили жалкое существование рабов на английских плантациях. Несколько позже, в самом начале XX века, не лучше обошлась Англия с побежденными бурами Южной Африки: для них были изобретены «концлагеря» принудительного труда, система, столь усовершенствованная позже советами и нацистами Гитлера…

Однако вернемся к XIX веку — апогею Британской империи. Лицемерие ее колониальной политики выявилось, когда под нажимом возмущенной общественности и некоторых протестантских деятелей в 1833 году пришлось официально запретить работорговлю. Плантаторам ее английских колоний, ярым противникам этой реформы, полагалось возмещение в размере 20 миллионов фунтов; однако производство сахара упало на одну треть, а кофе — наполовину. Вместе с тем невольничество продолжалось, как и в Индии, покоренной в 1652 году.

Когда в 1861 году Северные Штаты Америки началу войну против южных конфедератов — эксплуататоров рабов, Англия и Франция признали Южные Штаты как государство, руководствуясь исключительно выгодой. Действительно, прекращение ввоза сырья, особенно хлопка, приносило колоссальные убытки английской текстильной промышленности. Кроме того, начавшаяся в Северных Штатах кампания против рабства грозила Лондону беспорядками, особенно в богатой Индии. Позиция, занятая Англией, явилась прямой угрозой для будущих США, и каждую минуту могла разразиться война. Под видом торговых судов английский премьер Пальмерстон снаряжал военные, которые направлял в Южные Штаты. Эти суда наносили большие потери Северу, в частности, корабль «Алабама», и в конце войны Англия должна была выплатить США крупную сумму за причиненные убытки.

В январе 1863 года президент Линкольн обнародовал закон об упразднении рабства во всех штатах. Тогда император Александр II, в феврале 1861 года освободивший крестьян, отправил в Америку дружественное обращение, подчеркивающее общность русских и американских стремлений, и вскоре доказал это на деле.

В сентябре 1863 года была снаряжена так называемая американская экспедиция русского флота. Боевая эскадра из 12 кораблей под командой адмирала Лесовского в строжайшей тайне была направлена из Кронштадта в Нью- Йорк и из Владивостока в Сан-Франциско. После благополучного прибытия в США русские моряки были повсюду встречены с энтузиазмом и благодарностью.

Событие это потрясло Европу и ошеломило Англию, которая отказалась от выступления против Северных Штатов, что обеспечило их победу над южными рабовладельцами. Эскадра наша пробыла в Америке до июля 1864 г., и, в знак благодарности, из Вашингтона была отправлена депутация в Россию к Александру II. Помощь Российской Империи способствовала укреплению американского государства, содействовала уничтожению рабства, а престиж России возвеличился в глазах всего мира.

С тех пор, как вместо православной империи с 1918 года утвердилась безбожная, интернациональная власть советов, ведется повсюду лживая кампания против национальной России. Кампания эта всецело созвучна советской многолетней линии клеветы и лжи о нашем прошлом. Подлые захваты СССР прибалтийских государств, Балкан, Афганистана, коммунистический произвол в разных африканских и азиатских странах — все это теперь принято приписывать коренному «русскому империализму». Некоторые западные историки даже отождествляют Петра Великого со Сталиным и т.д. Воспевая марксизм, современная западная интеллигенция, способствуя разложению семьи и общества, облегчает советам постепенное завоевание бывших колоний, превратившихся в ряд независимых республик, усердно обрабатываемых СССР и его «сателлитами» типа Кастро.

* # *

Совершенно иными путями слагалась веками Российская Империя, Святая Русь. Менделеев писал о ней следующее: «Страна-то ведь наша особая, стоящая между молотом Европы и наковальней Азии, долженствующая так или иначе их помирить» (Д. Менделеев «К познанию России», 1906 год).

Унаследовав со времен блестящей Киевской эпохи стремление к проведению в жизнь Правды Божьей во всей ее полноте, народ наш не погиб, а возрос духовно после тяжкого татарского ига. Кстати, приняв на себя это иго, Россия оградила собой Западную Европу, чем дозволила свободный рост и культурный расцвет образовавшимся в ней нациям в течение 300 лет.

Своим возрождением после татар Русь обязана была прежде всего Церкви. Эта Церковь, сохранившая незапятнанным православное учение, полученное от Византии, вскоре заставила татар себя уважать, одновременно укрепляя на подвиг и духовно воспитывая подъяремное население. Совершенно исключительную роль сыграло в этом русское монашество.

Святой Сергий Радонежский и вся плеяда его учеников-игумнов покрыли Русь сетью монастырей.- Скромные обители эти стали культурно-просветительными, а затем и социальными центрами Руси в самых глухих и непроходимых инородческих краях. Расширяя и совершенствуя миссионерство Киево-Печерских подвижников, пионеров православия после крещения Руси, ученики Св. Сергия творили большое дело. Своими подвигами они привлекали не только русских поселенцев, ищущих близости очагов спасения, но и диких инородцев, пораженных кротостью, трудовой жизнью и бескорыстием иноков.

Так, в сравнительно небольшой срок русская культура в ее лучшем, духовном смысле проникла в дикие местности и леса границ Пермской земли, Заволжья, островов русского Севера, а на Ладоге уже находился Валаамский монастырь, основанный среди льдов Св. Сергием и Св. Германом.

При этих вначале только духовных центрах постепенно строились избы и поселки, возраставшие в города и крупные села. Как отмечает историк Ключевский, благодаря инокам Волжско-Двинский водораздел превратился в «Северную окраину Православного Востока». Заметим, что эта мирная колонизация происходила как бы самотеком, без малейших на то указаний церковных или гражданских властей.

Понемногу инородцы-язычники настолько сжились с радушными и смиренными монахами, что многие племена, оценив преимущество их уклада жизни, примыкали к ним. Другие, избегая изнурительных междоусобиц, стали искать покровительства русских князей и их защиты от произвола хищных кочевников.

Таким образом, к концу татарского ига уже в XV веке вокруг новой столицы Москвы мы видим скопление инородцев разных племен, приобщившихся к русской культуре и древним ее традициям. Дикие зыряне и пермяки познавали христианство посредством азбуки, составленной их представителем Св. Стефаном.

Первые известные нам проникновения русских в Сибирь относятся к XI веку. Смелые ушкуйники Великого Новгорода, ставшего уже в VIII веке выдающимся мировым торговым центром, явились там пионерами. Они завладели северо-восточной частью Сибири в поисках драгоценных шкур и мехов.

В Сибири жило множество монгольских народностей, преимущественно кочевников. Ведь предки вождя гуннов Аттилы («бича Божьего», покорившего Европу в V веке) проживали вдоль Енисея; там же, от времен нашествия Чингисхана, находились и татары, образовавшие свое царство. К сибирским ханам приезжали с Запада послы короля Франции Людовика IX, а в XIII веке, возле Амура, хан Гаюк принимал путешествовавшего монаха-францисканца Плано Карпини, посланного на его избрание папой Иннокентием IV.

Во время татарского ига русские нередко ездили в Сибирь, между прочим, князья для переговоров с ханами. Попутно знакомились они с богатством этого края. Татарское господство над сибирскими народами началось только в XV веке, когда из грандиозной империи Чингисхана выделились вследствие внутренних раздоров ханства (царства) Казанское, Астраханское, Хивинское и Бухарское, орды Ногайские и Киргиз-Кайсацкие и др. (Золотая и Белая орда).

Мы знаем, что долгое время после освобождения от татарского ига Москва и соседние княжества часто подвергались нападениям монголов через безграничное «дикое поле»[1]. Сибирская орда называлась последовательно Тюменской, Ишимской и Шибановской. Шей- бани был одним из сыновей хана Джучи и братом покорителя Руси — Батыя, властелина Средней Азии. Его потомки Шейбаниды обосновались в Ишимских и Иртышских степях и расширили свои владения на север и восток до Уральских гор и Оби. Один из Шейбанидов, хан Ивак, враждовал при Иване III с ханом Золотой Орды Ахметом, которого убил, а затем и сам был убит другим своим соперником.

Московское государство крепло по мере того, как татары постепенно слабели. Нередко к Московскому Великому Князю стали прибегать враждующие между собой монгольские князьки. В частности, Ногайская орда соглашалась платить дань Москве взамен союза против своих соперников. В конце XV века воеводы Ивана III завоевали земли Пермскую и Югорскую до самой Оби. Вследствие этого Великий князь прибавил к своему титулу княжество Югорское, а сын его, Василий III, княжество Обдожское и Кондийское; Иван IV уже назывался князем Сибирским. Тем временем соперниками Шейбанидов стали сторонники бека Тайбуги, отколовшегося от их орды. Его преемники не имели права на титул хана, а именовались только князьями, или беками (ханы выбирались только из потомков Чингисхана, каковыми были Шейбаниды). Отколовшись, новая орда Тайбуги отошла на север и на берегу Иртыша основала город Сибирь, или Искар, пониже впадения Тобола в Иртыш. Затем эти татары захватили земли соседей — остяков, вогулов и башкир, одновременно насаждая среди них ислам.

Жестокая борьба, завязавшаяся между Шейбанидами и преемниками Тайбуги, заставила их искать себе помощи не только среди единоверных орд или в ханстве Бухарском, но и в Великом Княжестве Московском.

Напомним, что в XVI веке Москва была еще настолько уязвима, не имея природных преград, как многие другие страны, что крымские ханы могли безнаказанно нападать на столицу, грабить ее и жечь, в то время как на северо-западе Литва и Швеция разоряли целые области. Крымские ханы преследовали еще иные цели, нападая на Русь: уводить поселян в рабство для продажи своим покровителям — турецким султанам. По подсчету проф. Лиманского, с XV в. по XVIII в. число русских людей, уведенных в рабство, превзошло пять миллионов. В свою очередь, султаны выгодно продавали этих рабов западным торговцам Венеции и Генуи, о чем свидетельствуют наши царские послы, видавшие этих несчастных, закованных в цепи, на французских и венецианских галерах.

Подобные хищничества татар в значительной мере пресек поход первого русского царя Ивана Грозного, завоевавшего татарские бастионы — Казань и Астрахань. Следует заметить, что окончательное замирение дикой степи и Крыма последовало лишь в конце XVIII века при Екатерине Великой.

Казалось бы, все эти набеги и разбои, угрожавшие юному Московскому царству, должны были ожесточить русских против татар и заставить требовать от них возмездия. Однако Иван IV отнесся к побежденным, недавно жестоким врагам, с поразительной гуманностью. Стоглавый Московский Собор 1551 года отрядил, по приказу царя, в Казань епископа Гурия с духовенством для проповеди среди татар. Гурию предписано было «никого не обращать насилием, всюду распространить образование и лечись прежде всего о справедливом соблюдении законов, заступаясь за всех обиженных перед воеводами и областными правителями». И вот, в этот самый суровый XVI век, когда в Европе пылали костры инквизиции и бушевали религиозные войны, в «варварской Московии» ширилась и внутренне крепла Империя истинно христианскими методами. Эрнест Бенц пишет: «Пермякам, остякам, вогулам, татарам, якутам, тунгусам и всем 72 языческим народностям русские несли не меч, а свет православной религии и необычайное уважение к человеку — образу Божьему» («Достоинства и права человеческой личности в жизни Православной Церкви в России», 1948 г.).

В результате наши вековые враги-татары становятся полноправными русскими гражданами, равно как и прочие инородцы. При том же Иване IV выдвигается потомок мурзы Чета, Борис Годунов, будущий шурин царя Феодора Иоанновича, а затем всенародно выбранный его законный преемник — русский царь.

Наряду с ним мы видим крещеного татарина Симеона Бекбулатовича, которому Грозный поручает даже управление боярской Думой, и многих других, ставших родоначальниками знаменитых русских фамилий.

По примеру своих царей, в отличие от древних римлян или англичан, русские никогда не кичились своей принадлежностью к Империи и не считали своих иноверных и иноплеменных сограждан в какой-либо степени ниже себя.

Престиж Московских государей еще возрос после покорения Астрахани в 1554 году, ознаменовавшего окончательный развал Ногайской орды. Терпимость и уважение русских к их религии и традициям поразили татар. Историк С. М. Соловьев[2] приводит описание летописца о прибытии к Ивану IV в январе 1555 г. послов сибирского князя Едигера, потомка Тайбуги. По примеру ногайских и кавказских князей, Едигер стал просить у царя помощи против хана Кучума, внука хана Ивака, теснившего его земли.

Послы поздравили Грозного с покорением Казани и Астрахани и били ему челом, прося принять Едигера и всю Сибирь «в свое имя», чтобы оградить их от всех врагов. Иван IV внял просьбе Едигера, принял Сибирь «под свою руку» и велел положить на нее соответствующую дань. Послы обязались давать царю с каждого жителя по соболю и по сибирской белке, а число людей определили в 30700 человек. Первым послом в Москву был из Сибири послан Боянда, которого привез в конце 1556 года сборщик дани Димитрий Куров.

Однако вскоре Кучуму удалось победить Едигера, которого он убил вместе с его братом Бекбулатом в 1563 году. Завладев Сибирью, он известил царя, что будто бы дань будет ему выплачиваться, но обещания своего не сдержал и даже убил царского посла.

Как замечает Соловьев, для замирения Сибири необходимо было перейти через «Каменный пояс» (Урал), но польские и ливонские дела помешали Ивану IV уделить этому должное внимание. Все же царь сознавал необходимость лучше изучить этот богатый и обширный край, которому он даровал свое покровительство. Для этого в 1567 году были им отправлены для разведки казачьи атаманы Петров и Яличев.

Преодолевая трудности неведомого пути, атаманы блестяще выполнили царское задание. Историк Карамзин приводит их доклад Грозному обо всем виданном ими от озера Байкал до Корейского моря. Атаманы ознакомились с племенами Западной (или Черной) Монголии, побывали и в городах Восточной (или Желтой) . К их удивлению, в этой последней царствовала женщина и, видимо, недурно правила, судя по развитию торговли и земледелия. Царица эта милостиво приняла казаков и дала им особый пропуск, благодаря которому их впустили в железные ворота Китайской стены. Так впервые русские проникли в царство китайского богдыхана. Столица Пекин поразила их своей роскошью и числом жителей. Кроме того, атаманы рассказали царю о диковинных описаниях, слышанных ими в пути, о Туркестане, Бухаре и Тибете.

Иван Г розный дал предприимчивым Строгановым право пригласить к себе на службу вольных казаков с «дикого поля» и с Волги. Дело в том, что эта земледельческая семья, родом из Новгорода, уже владела землями по реке Каме и на Среднем Урале, где строила укрепления («города») для защиты против разных инородцев своих людей и промыслов. Их проникновению за Урал препятствовал Ку- чум, нападавший на остяков, плативших дань царю. Строгановы узнали, что в июле 1573 года сибирский царевич Маметкул приходил на реку Чусовую проведывать дороги, чтобы добраться до их городков. Его войско побило много остяков, жен и детей которых татары увели в плен, причем шедший в Касайскую Орду царский посол был убит.

Тогда Строгановы били челом Грозному о разрешении начать действия для защиты остяков. К ним явились 540 казаков во главе с Ермаком Тимофеевым и атаманами: Иваном Кольцо, Яковом Михайловым, Никитой Паном и Матвеем Мещеряком. В июле 1581 года вогулы напали на чусовские городки и начали жечь деревни, забирая в плен жителей, но их разбили казаки, взяв в плен самого мурзу Бекбелия Агтакова. Ермак предпринял поход, на реке Иртыше разбил Кучума, взял его город Сибирь и, покорив хищных татар, известил о победе Строгановых, а Строгановы — царя. Бить челом Сибирью приехал в Москву атаман Кольцо. Однако сам Ермак позже погиб, утонув во время ночного нападения татар на его войско. Понадобилось еще несколько лет для окончательной победы над татарами. Благодаря доблести Ермака и его казаков, Русь утвердилась на реке Оби.

Отметим тут, что победителям и в голову не пришла возможность остаться хозяевами необъятной богатой страны: Сибирь они поднесли России.

Когда же английским купцам удалось завладеть Индостаном, они продали его за громадные деньги английскому правительству…

Продолжатель дела Ермака казак Семен Дежнев добрался через тайгу, тундру и горы до берегов Тихого океана. Он занял Камчатку и на реке Амуре столкнулся с китайцами. Узкий Берингов пролив не задержал русского движения, и в XVII веке казаки на своих ладьях перебрались в Америку и заняли Аляску.

* # *

Нам известно, что Сибирь — это край несметных богатств и исключительно своеобраз: ной природы, простирающийся от Уральских гор до китайской границы. Россия и Сибирь составляют одно сплошное целое, один огромнейший материк. Наш знаменитый ученый Д. И. Менделеев, исходя из этого географического положения, в своем труде «К познанию России» (1906) проводит мысль, что обе страны эти нераздельны; от Балтийского моря до Тихого океана расположено одно государство, а не метрополия и колония. Именно в Сибири, между Обью и Енисеем, следует быть идеальному центру Российской империи. Менделеев предсказывал в начале века, какую значительную роль будет играть в мире Сибирь. О том уже пророчествовал великий Ломоносов.

Проследим теперь, как проникала наша культура в Сибирь и другие края, примыкавшие к России. Иван Грозный разрешил Строгановым добывать и варить селитру на Вычегодском посаде. Старостам тех мест царь предписывал следующее: «Берегите накрепко, чтобы при этой селитерной варке от Григория Строганова крестьянам обид не было ни под каким видом; чтоб на дворах из-под изб и хором он у вас сору из земли не копал и домов не портил; да берегите накрепко, чтобы он селитры не продавал никому»[3]. Сразу же по взятии столицы Сибирь остяцкий князь прислал Ермаку дары и запасы, а сами татары, видя человеколюбие победителей, с женами и детьми стали возвращаться в прежние свои юрты.

За победу Ермака царь пожаловал Семена Строганова городами Солью Большою и Солью Малою на Волге, а Максиму и Никите дал право торговать беспошлинно в городках и селениях.

При царе Федоре Ивановиче были уже построены Тобольск, Пелимь, Березов, Суругут, Тара, Нарым и др., а при Борисе — Верхотурье, Мангазея, Туринек и Томск. В эти города стали селиться русские купцы из Вятки.

В 1598 году, заботясь об инородцах, Борис писал, чтобы не брать у тюменских татар подвод для гонцов, не взыскивать дани с бедных татар и остяков, призревать старых и увечных. Желая уравновесить выгоды туземцев и русских переселенцев, он предписал воеводе Верхотурья поделить поровну покосы, рыбные и звериные ловли и всякие угодья «так, чтобы вогулам нужды не было, ни торговцам Верхотурья». Крещеных туземцев по их желанию записывать в стрельцы, церкви же в новых городах снабжать книгами.

Как мы уже видели, по примеру иноков- разведчиков русского Севера XIV века, колонизация и духовное укрепление диких, непроходимых дебрей протекали в духе православия, и инородцы свободно примыкали к новым поселениям, заодно воспринимая лучшие традиции древней Руси. Так ив Сибири вскоре зародились духовные центры. Инок Иона Пошехонец основал в 1604 году, при царе Борисе, Николаевский монастырь в городе Верхотурье. Царь наделил его всем необходимым для этого. До XVIII века эта обитель была единственным миссионерским центром для всей Западной Сибири. Игумены разъезжали по всему этому обширному краю и просвещали инородцев, так же как епископ Гурий после взятия Грозным Казани. Повсюду иноки следили за благосостоянием туземцев, ограждая всякого от произвола местных властей.

Тобольский Знаменский монастырь был основан в 1627 году на берегу Иртыша, тогда как в 1616 г. инок Нифонт, пришедший из Казани, основал в Тюмени Троицкую обитель.

Первый царь из рода Романовых, Михаил Федорович, особенно заботился о духовном развитии и благополучии нового края. Поселенцам на реке Лене он давал особо льготные условия, даровую лошадь и семена на пашнях, а также всю хозяйственную утварь и орудия безвозмездно. Воеводам и дьякам (чиновникам) приказано было никого силой не крестить, а крещеных определить по годности на государеву службу наравне с русскими, избегая вывозить в московские земли и платя им как прочим гражданам.

В 1620 году игумен Хутынский  Киприан стал первым епископом Тобольским. Им был основан в Туринске Николаевский женский монастырь в 1624 году. Преемник Киприана епископ Макарий получил царский наказ насчет обращения с туземцами, схожий с наказом Стоглавого Собора архиепископу Гурию Казанскому. В Томской губернии, на Юртачной горе Томска основался Богородице-Алексеевский монастырь, который в 1634 году прозывался также Усть-Киргизским, а в Якутске, при царе Алексее Михайловиче, «служилый человек» Иван Афанасьев основал в 1664 году Спасский монастырь.

При селе Коде, в 800 верстах от Тобольска, возникла Кондинская Троицкая женская община в 1657 году, ставшая крупным центром распространения православия. Иоанно-Введенский Междугорный монастырь был основан в Тобольском уезде в первые дни открытия Сибирской Метрополии. Там особенно потрудились святители Филофей (Лещинский) и Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский, командированный в 1916 году при Николае II.

С XVIII века начинается славная эпоха открытия новых земель русскими героями-моряками, в частности, в Аляске и в Тихом океане. Следя за этапами их продвижения, еще раз видишь разницу между англо-саксонскими и русскими методами колонизации в отношении к инородцам. С торговыми экспедициями «Русско-Американской Компании» неразрывно связаны имена Баранова, Шелехова, Хлебникова, Измайлова и пр. Они поражали своим чутким и сердечным отношением индейцев Америки, привыкших к алчности и цинизму белых.

В 1796 году в Аляске начинается деятельность миссии у алеутов и начальник ее, Иоа- саф, становится первым епископом Русской Церкви в Северной Америке с кафедрой в Кадьяке, как викарный Иркутской епархии. Среди алеутов, эскимосов и индейцев прославился своим апостольским рвением Иннокентий, будущий Митрополит Московский (1797 — 1879). Его служба протекала сперва в Сибири, в Иркутске, Якутске и Охотске, а затем в Аляске, где он жил на главном острове Уналашка. Ему Церковь обязана переводами на шесть племенных наречий Евангелия и главных молитв с переложением на церковное пение. Заметим, что и после продажи Аляски США миссионерская работа продолжалась, а в 1870 году там было основано «Православное Миссионерское Общество», окормляемое из России.

В 1790 году договор между Англией и Испанией признал открытыми для торговли все земли на Севере от Сан-Франциско и русские моряки вышеупомянутой «Русско-Американской Компании» основывают в Калифорнии ряд фортов[4]. Ввиду того, что и там продолжалась ревностная миссионерская работа, в Сан- Франциско был утвержден епископ с титулом «Алеутского и Аляскинского» для окормления семи приходов с семью тысячами верующих (1870 г.).

В ноябре 1871 года была отправлена особая миссия в Туркестан и епископ Софроний получил титул «Туркестанского и Ташкентского» с кафедрой в городе Верном. Его перу принадлежат ученые труды «Современный быт и литургия Яковетов и Несториян», «Из дневника по службе на Востоке и Западе» и др. В 1888 году умер в Перми выдающийся миссионер, прот. Евгений Попов, основатель «Пермского Братства Св. Стефана».

# # #

Закавказье с начала IV века приобщилось к православию и стало местом прославления целого сонма святителей и мучеников. Грузия, Иверское царство, как и Армения, в течение 14 веков с краткими перерывами подвергались жестоким гонениям. Последовательно арабы, хазары, персы и турки разоряют эти христианские государства, вырезают несметное число верующих, уводя в неволю женщин и детей. Однако, подобно православным балканским странам, но в несравненно худших условиях, грузины и армяне сохранили свою веру.

Из летописей и повествований иностранных путешественников по Кавказу нам известно, что со времен Киевской Руси угнетаемые народы Закавказья пытались получить содействие от России. Этому помешали, во-первых, татарское иго, затем внутренние и внешние обстоятельства, в которых складывалось Московское Царство.

Лишь в XVIII веке, благодаря внутренним беспорядкам в Персии, владевшей Грузией, царю Вахтангу VI удалось связаться с Петром Великим, рассчитывая на помощь России. Заметим, что уже в июне 1701 года приезжал в Смоленск армянин Израиль Ория умолять о том же. Когда на Грузию напали мусульмане- лезгины, царь Вахтанг со своим семейством принужден был спастись в Россию, где он и умер. После побед Екатерины Великой над Турцией одним из условий мира на Бухарестском конгрессе 1772 года была полная амнистия грузинам, армянам и прочим христианам, принявшим участие в войне, а также оказание покровительства православным церквам на Кавказе. Кроме того, Россия требовала избавления Грузии от подати христианскими девицами и детьми, взимаемой турецкими пашами. Желая обезопаситься от персов и турок, цари Ираклий II Грузинский и Соломон Имеретинский приняли русское подданство и попросили Екатерину II оказать им содействие. В 1783 г. императрица согласилась взять Грузию под покровительство Российской Империи. Однако, когда русские войска покинули Тифлис в 1795 г., шах персидский Ага-Магомет-Хан напал на Г рузию и сжег разграбленную столицу Тифлис. Сын Ираклия II, царь Георгий XIII из тысячелетней династии Багратидов завещал свое царство русскому императору Павлу I и России.

В декабре 1800 года Павел I издал манифест о присоединении Грузии, что подтвердил Александр I своим манифестом в 1801 году. Немедленно новые подданные Империи получили те же права, что и коренные русские, и правительство занялось устройством нового края, в чем огромную помощь оказала несчастным русская Церковь. Опять-таки подчеркнем разницу с Англией: кроме равенства прав гражданских, для иноверцев-мусульман были открыты школы, где преподавали, кроме русского, природный язык каждой области, а муллы наставляли детей в их вере. Никакого насильного прозелитизма отнюдь не велось, и вскоре молодые кавказцы были приняты во все высшие учебные заведения на льготных условиях, в Кадетские Корпуса и т.д. безо всяких ограничений.

Мирным присоединением Кавказа к России очень встревожилась Англия, усматривая в нем угрозу своим сферам влияния на Востоке и в Индии. После поражения Наполеона начались между Лондоном, Тегераном и Константинополем интриги и тайные сговоры против России. Победы Николая I пресекли всякие попытки Порты уязвить Империю; тогда Англия подговорила турок чинить всякие неприятности православным в Святых местах, что вызвало несчастную Севастопольскую кампанию. Одновременно действуя на Турцию и Персию, Англия снабдила оружием и боеприпасами некоторые враждебные русским кавказские иноверные народы; лезгины и чеченцы стали нападать на Армению и Грузию, пытались сорвать налаженную Россией гармонию в этих, столь претерпевших от ислама государствах. Это вмешательство Англии в кавказские дела вынудило Россию начать усмирение враждебных племен горцев, которое закончилось поражением имама Чечни Шамиля в Северном Дагестане. Провоевав против русских с 1824 года, имам принужден был сдаться князю Барятинскому в 1859 г., к великому недовольству Англии. Александр II обошелся чрезвычайно гуманно с побежденными. Шамиль с семьей, переведенный в Россию, был там благополучно устроен, а сын его, окончив военное образование, вполне обрусел и стал русским генералом. Милость в отношении долголетних врагов Империи отозвалась благоприятно на всех восточных народах, и престиж Белого Царя всюду стоял на большой высоте. Следует вспомнить, как всегда были преданы России инородцы, отличавшиеся в последних войнах; в первую мировую войну особенно отличалась «Дикая дивизия» под командой брата Николая II, Михаила Александровича, а когда начались беспорядки революции, кавказцы выказали себя самыми стойкими защитниками порядка, за что и поплатились, когда Кавказом завладели большевики!..

Таковы вкратце пути Российской Империи, которой все еще навязывают враги эпитет «империалистической». Из приведенных нами исторических примеров достаточно ярко следует, что путеводной звездой нашей имперскости всегда была православная идея, заложенная в основе Св. Руси со времен Крещения Св. Владимира и «Русской правды» Ярослава Мудрого. Русская Церковь в самые трудные моменты русской истории непрестанно направляла и вдохновляла на великие дела наших предков, и мы верим, что так оно и продолжится, когда снова восстанет из пепла Национальная Россия, Священная Русь. 

________________________________________________________________________________________

1.В 1571 году крымский хан ограбил и поджег Москву, обманув русских сторожевых воевод.

2.См. «История России», т. VI, гл. 7, стр. 306 и др.

3. С. М. Соловьев «История России», т. VI, гл. 7.

4. Форт Росс до сих пор существует возле Сан-Франциско.

 

Голос Зарубежья, №30, сентябрь 1983 год, Мюнхен, сс. 18-25