Записки о путешествии по святым местам Грузии

Н.Н. Селезнева. Жива ли Святая Грузия

Собор грузинских святых

«Мой крест – Грузия и православная Россия»
Преподобный Гавриил (Ургебадзе)

В начале июня 2019 г. я вместе с сестрой моего мужа отправилась в паломническую поездку по святым местам Грузии в праздник Святой Нины (1 июня). Поездка оставила глубокое впечатление и память на всю жизнь. Столько ярких ощущений от этой древней святой земли, что никак не могла их выразить словами… Создается впечатление, что грузинский народ намного больше сохранил Православие, чем наш русский в условиях советского богоборчества и нынешней необъявленной войны Нового мiрового порядка против христианства. Грузинская Церковь отказалась участвовать в т.н. Всемiрном совете церквей (вместе с бесопоклонниками), и даже в государственном флаге Грузии помещен крест. В то же время идет наступление и на православие Грузии, поэтому мы должны быть вместе. И именно печальные события, которые начались в Тбилиси этим летом, пробудили меня написать эти записки. Опять политики и зловредные люди стараются разделить православные братские народы! Цель моего рассказа ‒ напомнить, какие глубокие и исторические узы нас связывают друг с другом, ‒ Святую Грузию, первый удел Богородицы, с Православной Россией.

Грузия – святая земля, на которой сосредоточенны многие христианские святыни: хитон Господень, риза Пресвятой Богородицы, мощи святых подвижников и просветителей. Здесь несли благую весть апостол Андрей Первозванный, Апостол Матфий (могила которого находится в Батуми, в Гонийской крепости), апостол Симон Зилот (Кананит).

Паломническая программа была очень насыщена ‒ святые места Мцхеты, Аджарии, Гурии, Мегрелии, но расскажу только самые яркие моменты.

ТБИЛИСИ

Мы прилетели в Тбилиси 31 мая 2019 г. на кануне Праздника Нинооба ‒ день пришествия св. равноапостольной Нины в Грузию. Посетили исторический центр Тбилиси. Что больше всего поразило это ‒ «Мост 100 000 мучеников». Удивительный пример самопожертвования, когда сто тысяч христиан, отказавшись выполнить приказ султана Джалал-ед-дина ‒ пройти и осквернить иконы, брошенные на мосту, ‒ были обезглавлены. Это случилось в 1226 году. Каждый год, 13 ноября, Грузинская Православная Церковь служит молебен на мосту и опускает в реку Мтквари цветочные венки в память об убиенных мучениках.

Н.Н. Селезнева. Жива ли Святая Грузия

Молебен на «Мосту 100 000 мучеников»

Затем отправились в Самеба или собор Святой Троицы, главный кафедральный собор Грузинской Православной Церкви.

Это самый высокий собор в Грузии (более 100 м) и третий в мире по высоте православный Храм. Строительство велось девять лет. 23 ноября 2004 года в день Георгия Победоносца собор был освящен.

Вечером отправились в Сионский Собор (VII век) на Всенощное бдение праздника Нинооба (день пришествия св. равноап. Нины в Грузию). На службе присутствовал Католикос-патриарх Грузинской Православной Церкви Илия II. Несмотря на то, что Храм был переполнен народом, нам удалось приложиться к Кресту Святой Нины, главной реликвии храма. Крест из виноградной лозы, обвитый ее волосами, был, по преданию, вручен Пресвятой Богородицей св. Нине перед тем, как направить её в Грузию для просвещения страны (IV в.).

МЦХЕТА

Это древнейший город Грузии, ее древняя столица, основан в V веке до Р.Х. у слияния Арагви и Куры, в нескольких километрах севернее Тбилиси.

Отправились туда на следующий день на литургию в собор Светицховели (XI в.), где находится Хитон Иисуса Христа. Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду. Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество.

Святая Равноапостольная Нина, принеся Благую Весть во Мцхета, попросила царя Мириана срубить это дерево, сделать из него четыре креста и установить эти кресты на вершинах гор по четырем сторонам тогдашнего грузинского государства. Когда Древо было спилено и уложено на землю, то из оставшегося столпа стало источаться целебное благодатное миро. Столп стал именоваться животворящим ‒ по-грузински Светицховели. Над ним была возведена первая в Грузии церковь, освященная в честь двенадцати апостолов Христовых. В XI веке на этом же месте был возведен величественный cобор, который впоследствии подвергался разрушениям и был основательно реконструирован в XV-XVII веках. Примечательно, что любимый грузинский православный праздник ‒ Светицховлоба ‒ отмечается в один день один с любимым русским праздником ‒ Покровом Пресвятой Богородицы.

Мы прибыли в собор Светицховели рано утром, народа почти не было. Нас провели в маленькую часовню, левый придел собора в честь св. Николая, где служба уже началась. Три девушки пели на клиросе. Их разные голоса чудесным образом сливались друг с другом, то расходились в «благозвучный диссонанс», то сходились в плавной гармонии. Первый раз услышала полифоническое Грузинское церковное песнопение. Удивительная духовная красота!

Особенно когда прозвучала Херувимская песнь ‒ наступило полное благолепие. Яркий солнечный луч падал на священника, молящегося у престола, и три голоса, сливаясь воедино, создавали образ ангельского лика. Вместе с Херувимами и Серафимами они пели Троице трисвятую песнь, приглашающую нас, грешников, слиться с ними и обратиться к Богу, отложив житейские попечения. Незабываемый божественный момент…

В этот же день мы посетили Мцхетский Преображенский женский монастырь Самтавро (IV в.), на территории которого под ежевичным кустом жила Св. Нина, когда прибыла в Мцхету. Давно мечтала посетить этот монастырь, где покоится в стеклянном склепе грузинский святой отец Гавриил (1929-1995). Наконец Господь дал мне возможность приложиться к этому великому подвижнику последнего времени, который провел жизнь в гонении и поношении при коммунистической власти и которого сегодня очень почитают православные в России.

Будущий архимандрит Гавриил (в миру Годердзи) Ургебадзе родился в Тбилиси 26 августа 1929 года. Отец, убеж­ден­ный коммуни­ст, ра­но скончался, однако, мать была глубоко верующей и воспитала его в христианском духе. В 1955 году он принял монашеский постриг с именем Гавриил.

Во дво­ре сво­е­го до­ма на тби­лис­ской ули­це Тет­риц­ка­рой­ской отец Гав­ри­ил по­стро­ил сво­и­ми ру­ка­ми часовню, что в те годы богоборческого режима было невообразимо. Це­лы­ми дня­ми он бродил по свал­кам и собирал ико­ны для этой церк­ви, затем он их реставрировал и де­лал им окла­ды из разных ма­те­ри­а­лов. В последний день нашего паломничества нам удалось посетить его храм. Стены сплошь бы­ли уве­ша­ны об­ра­за­м, и какая была моя радость увидеть среди них образ Царя Мученика Николая II и его Семьи. По воспоминаниям очевидцев, отец Гавриил очень любил Царя и говорил: «Николай – святой. Вся семья – святая. Большевики их убили». Отец Гавриил понимал, что Царь был общим Помазанником Божиим для русских и грузин, и всех православных народов Третьего Рима. Лишившись его, мы лишились и былого единства, а насильственное единство не могло быть прочным.

Царский портрет в часовне о. Гавриила

Советские власти неоднократно пытались разрушить его часовню, но отец Гав­ри­ил каждый раз восстанавливал свой маленький храм, который цел и поныне.

Отец Гавриил обличал советскую богоборческую власть и не боялся проповедовать на улицах, призывая людей к вере и покаянию. Он очень переживал и молился за покойного отца, который при Сталине участвовал в разрушении церквей.

Нередко он совершал разные странные поступки. Например, 1 мая 1965 го­да во вре­мя де­мон­страции отец Гавриил публично сжег 12-мет­ро­вый порт­рет Ле­ни­на, вы­ве­шен­ный на Доме правительства, за что был избит, арестован и обвинен в «антисоветской деятельности». На допросе отец Гав­ри­ил объяснил причину поступка: «Нельзя боготворить человека. На месте портрета Ленина должно висеть Распятие Христа. Зачем вы говорите «Слава Ленину»? Надо говорить «Слава Господу Иисусу Христу!»». В ав­гу­сте то­го го­да он был по­ме­щён в пси­хи­ат­ри­че­скую боль­ни­цу и был при­знан су­ма­сшед­шим. Но промыслом Божьим вскоре был освобожден. К сожалению, цер­ков­ная иерар­хия, в уго­ду свет­ским вла­стям, запретила ему служить и отлучила его от Причастия, чем причинила ему самую страшную пытку.

В начале восьмидесятых годов, гонимый официальными церковными и светскими властями, отец Гавриил нашёл пристанище в женском монастыре Преображения Господня в Самтавро.

В последние годы своей жизни архимандрит Гавриил стал почитаемым и любимым старцем в Грузии. О нем говорили, как о человеке с Божественным даром прозорливости и исцеления от болезней. Он скончался 2 ноября 1995 года, а 20 декабря 2012 года вчерашний изгнанник был прославлен Грузинской православной церковью в лике преподобных.

Говоря о духовном единстве русских и грузинских подвижников, сопротивлявшихся богоборческой власти, надо упомянуть и отцов, пришедших из Глинской пустыни и поселившихся в Сухуми и в Тбилиси:  Зиновия (Мажугу), который принял постриг в Глинской пустыни, а все остальные степени священства получил уже в лоне Грузинской Церкви, где стал митрополитом Тетрицкаройским. Вместе с ним в Грузии помнят и других насельников Глинской пустыни, изгнанных во времена хрущевских гонений: архимандрита Андроника (Лукаша), архимандрита Серафима (Романцова) и других отцов. А из старцев последних времен, которые имели общение с ранними отцами, почитают архимандрита Виталия (Сидоренко).

Митрополит Зиновий (Мазжуга) и его духовный сын – схиархимандрит Виталий (Сидоренко) были похоронены около тбилисского храма Александра Невского, построенного в XIX веке. Господь сподобил нас помолиться на их могилках. Меня поразило, какая благодать разливается от них, там непрерывный поток людей, в основном грузинские семьи, подходят с любовью к этим русским подвижникам, молятся, стоя на коленях, плачут, ставят свечи, просят о помощи. Почему тут нет никакой русофобии?..

АДЖАРИЯ

Затем наша паломническая группа отправилась к святым местам Аджарии на юго-западе Грузии. В древности земли современной Аджарии были частью легендарной Колхиды, это царство существовало в VI-III веке до Р.Х. С I века аджарский край был границей Римской империи, а затем в составе Византийской.

Из Аджарии началась проповедь христианства в Грузии. Согласно грузинской летописи, именно через Аджарию шли на проповедь в Грузию апостолы Симон и Андрей Первозванный и также Матфий (13-й апостол, заменивший Иуду), который мученически погиб близ Батуми. Нам удалось поклониться мощам св. Матфия, которые находятся в Гонийской крепости.

В начале XI в. край вошел в состав Тео-Кларджетского царства и оказался частью Грузии. Со второй половины XII в. до конца XIV в. Аджария была отдельным княжеством в составе Месхетии, на нее регулярно совершали набеги племена сельджуков и монголо-татар. В 70-х годах XVI в. Аджария была оторвана от Грузии и на 300 лет перешла во власть Османской империи. Во времена правления турок регион пришёл в упадок и стал центром работорговли.

Земля аджарская пропитана мученической кровью. С ХVI века в течение трех столетий турки казнили тысячами христиан, уничтожили все православные храмы и монастыри. Единственная Схалтская церковь уцелела. Трижды турецкий ходжа пытался переступить ее порог, но каждый раз падал на спину от сильного удара камня. Считая, что храм заколдованным, турки его оставили в покое. Нам удалось посетить уцелевший храм с уникальными фресками XV-XVII вв.

Н.Н. Селезнева. Жива ли Святая Грузия

В ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов, Россия отвоевала Аджарию у Османской империи, и в ее истории началась новая эпоха. Аджария как Батумская область вошла в состав Российской империи, возобновилась монашеская жизнь и монастырское строительство. К сожалению, ненадолго. Весной 1918 года, после ухода Русской армии, Аджария была вновь оккупирована турками, а уже в 1921 г. на смену им пришли большевики. В 1921 г. Аджария вошла в состав Грузинской ССР на правах автономии. При проведении границы Ленин отдал большую часть грузинских земель туркам, и с тех пор больше половины территории исторической Аджарии находится в Турции.

При большевиках вновь начались гонения на христиан, неслыханные кощунства над святынями, храмы и монастыри, которые только что были возведены, подверглись разрушению. Среди прочих коммунисты взорвали в 1936 г. Войсковой собор Святого Александра Невского, возведенный в Батуми при Александре III в честь победы над турками, ‒ на его месте соорудили гостиницу «Интурист».

Н.Н. Селезнева. Жива ли Святая Грузия

В советский период в Батуми действовало лишь только два храма: храм Святого Николая, построенный в 1865 году понтийскими греками (потомками выходцев из исторической области Понт на северо-востоке Малой Азии) и Святой Троицы на горе Самеба, также возведенный во второй половине XIX века.

Затем мы посетили Преображенский храм в Ахалшени, который был освящен в 1912 г. По приказу советской власти, в 1937 г. церковь была закрыта и в течении десятилетий недействующий храм был сильно поврежден. В конце 80-х годов местное население начало реставрировать церковь под руководством диакона Севериана Беридзе (бывшего мусульманина Хасана Беридзе). Она вновь была открыта 19 августа 1997 года, в день Преображения Господня.

Нынешний настоятель храма священник Басилий Беридзе, племянник диакона Севериана, нас очень любезно принял и подробно рассказал о подвигах и чудесах своего дяди, который в 2018 году был канонизирован в Грузинской Православной Церкви. Он приобщил к Православной вере не только свою семью и родственников, но и тысячи аджарцев, предки которых приняли ислам во времена Османского владычества или стали атеистами при коммунизме.

Итак, пережив турецкое насилие и страшное богоборческое советское иго, в Аджарии началось в конце 80-х духовное возрождение: десятки тысяч аджарцев откликнулись на зов Грузинской Православной Церкви и приняли святое крещение. В 1989 году был открыт Схалтский монастырь и крещено около тысячи местных жителей, а 13 мая 1991 года в Батуми к христианской вере приобщились 5000 человек.

 Н.Н. Селезнева. Жива ли Святая Грузия

Массовые крещения в Аджарии

МЕГРЕЛИЯ

Следующей часть нашего маршрута была Мегрелия. В позднем Средневековье мегрелы были независимы (княжество Мегрелия) и имели собственную династию владетельных князей (Дадиани). В 1803 году владетель Мегрельского княжества вступил в российское подданство. С 1857 года введено российское управление. В 1867 году княжество вошло в состав Российской империи как Кутаисская губерния, а князья Дадиани (светлейшие князья Мегрельские) впоследствии стали частью российского дворянства.

Хобский монастырь (XIII в.)
https://www.youtube.com/watch?v=5BJGEhZFj7k

Все сохранившиеся постройки Хобского монастыря относятся к концу XIII или началу XIV века. По преданию, Святая Нина встречалась с представителями христианской общины Хоби. В кризисные дни Византийской империи оттуда была вывезена в Грузию Риза Богородицы, которую поместили в Хобский монастырь. Также здесь оказались мощи Св. Марины и Св. Георгия. В 1640 году сюда заезжало посольство московского Царя Михаила Феодоровича Романова. В годы «безбожной пятилетки», когда большевики повсеместно закрывали храмы, в 1936 году все реликвии вывезли в Зугдиди и поместили в музей. На гербе хобского муниципалитета сейчас изображена та самая Риза, хранящаяся сейчас в Зугдидском музее князей Дадиани.

Н.Н. Селезнева. Жива ли Святая Грузия

Музей князей Дадиани

Музей был основан по инициативе владетеля Мегрельского княжества Давида Дадиани в 1849 году. Коллекция музея состоит из 41 тысячи экспонатов грузинских древностей, попавших в Грузию после падения Константинополя.

Наш экскурсовод нам объяснил, что чудотворная риза Богородицы находится в отдельном помещении музея подальше от глаз общественности и выставляется только раз в году в праздник в честь ризы Богородицы во Влахерне 15 июня. Т.е. нам не удастся к ней приложиться, а можно только увидеть ее копию в музее. Но каково было наше удивление, когда в конце посещения Золотого Фонда музея нашу группу неожиданно и без объяснений провели в маленькую комнату возле музея. Вошли ‒ и перед нами был деревянный стол, на котором под стеклом лежала сама риза Богородицы.

 

Какое чудо, какая благодать! Каждый из нас смог приложиться к святыне, мы долго стояли молча и молились. У всех самопроизвольно потекли слезы, то от радости, то от сознания своего недостоинства, своей греховности находиться пред такой Святыей. Это было глубокое чувство покаяния.

Потом наш экскурсовод нам объяснил, что ему удалось чудесным образом получить для нас разрешение от директора музея приложиться к ризе Богородицы.

В конце этого удивительного дня Господь еще нас сподобил посетить Теклатский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Монахини этого монастыря нас очень тепло встретили.

Храм Рождества Богородицы Теклатского монастыря

Это было в канун Вознесения Господня, но, к сожалению, они остались без всенощной службы, так как священник не смог к ним приехать. Однако узнав, что православные русские паломники приехали посетить монастырь, все монахини пришли в храм, где по нашей просьбе спели праздничные стихиры по-грузински. Далее мы все вместе спели тропарь праздника по-славянски. Было так радостно всем на душе, что монахини продолжали с нами петь Богородичные песнопения, «Взбранной Воеводе», «Царица моя преблагая»… Затем приложились к нетленному пальцу Иоанна Крестителя, который хранится в отдельном помещении.

До отъезда помолились у могилки Преподобного Алексия (Шушания) (1852–1923; память 18 января), который в годы богоборческого лихолетья окормлял сестер Теклатского женского монастыря. В могиле осталась небольшая частица его мощей, остальная часть была перенесена в обитель на «Острове Архангелов», где и покоятся по сей день.

Преподобный Алексий ‒ выдающийся подвижник благочестия нашего времени, основатель монашеской общины, духовный писатель и поэт. Оказывается, что его авторитет среди местных мингрелов был столь велик, что коммунисты не решились его репрессировать.

Подобно Святому Серафиму Саровскому, преподобный Алексий ежедневно совершал божественную литургию и до конца жизни помогал сестрам Теклатского женского монастыря. Прославление преподобного состоялось 18 сентября 1995 года.

ГУРИЯ

В XIV веке Гурия была отдельным феодальным владением княжеского рода Варданидзе-Дадиани, а после 1463 года образовалось независимое Гурийское княжество. Тогда оно включало также большую часть современной Аджарии вместе с городом Батуми. Ослабленная долгими войнами с Османской империей, Гурия в 1810 году перешла под протекторат России, а затем в 1829 году полностью вошла в её состав. В 1840 году был образован Гурийский уезд с центром в Озургеты в составе Грузино-Имеретинской губернии. В 1846 году эта губерния была расформирована, и Гурийский уезд оказался в Кутаисской губернии.

Монастырь Шемокмеди (XII в.)

Гурия, окрестности Озургети, монастырь Шемокмеди

Монастырь, бывшая резиденция гурийских митрополитов, славился древними иконами и церковной утварью, а также обширной богатой библиотекой. Здесь также хранилась знаменитая Зармская икона Божией Матери IХ века, которая считается самой древней иконой Грузии.

В 1924 году советская власть закрыла монастырь, ликвидировала общину и изъяла все ценности, часть которых сегодня находится в Национальном музее Грузии.

Только в начале XXI века архимандрит Элизбар, наместник монастыря, с маленькой группой монахов начали реставрационные работы.

Женский монастырь Эркети в честь Архангела Михаила (IX в.)
https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=F2hN31T8w2U

Эркетский женский монастырь Михаила Архангела живописно расположен на высокой горе и окружен обильной растительностью. Но несмотря на благолепие этого места, его посещение оставило во мне очень горький осадок. Одна из насельниц монастыря, русского происхождения, нас горячо встретила. С большим энтузиазмом она показала нам древнейший храм в честь Архангела Михаила с уникальными росписями на стенах XVII века, в том числе фреской «Пилата, умывающего руки», с чудотворной иконой архистратига Михаила и множество других святынь. Затем она повела нас на святой источник, где энергично окропила нас святой водой. А в конце посещения вдруг объявила: «А теперь я вам покажу келью, где скрывался Сталин от царской поилиции», и прибавила, что в знак благодарности, за то, что монахини его прятали, Сталин приказал не трогать эту обитель. Мне стало неприятно, и я не пошла осматривать эту «достопримечательность».

Непонятно, как в таком святом месте можно почитать гонителя Церкви, который возглавлял на протяжении тридцати лет не только человеконенавистническую, но и богоборческую систему управления. Он, может быть, пощадил данный монастырь, но сколько других дал лично приказ уничтожить и не только в Грузии, но и по всей многострадальной России…

Закончу свою статью небольшим отступлением на эту тему.

Богоборец-грузин Джугашвили в сегодняшней Грузии

Поразительно, что в нынешней независимой прозападной Грузии возрождается культ Сталина. Его профиль украшает этикетки коньяков и марочных вин, и немалая честь сувенирной продукции связана со Сталиным наравне с Давидом Строителем и Царицей Тамарой. За последние годы десятки новых памятников Сталину были установлены по всей Грузии, а Гори, место рождения Сталина, стало местом паломничества. Какой странный парадокс для Грузии, которая пострадала от советских репрессий, лишилась от большевиков независимости в 1921 году ‒ именно по настоянию самого Сталина ‒ и, наконец, после развала СССР встала на путь десоветизации и духовного возрождения. И вот сегодня часть ее народа, которая с каждым годом увеличивается, считает Сталина национальным героем, который якобы был верующим христианином и великим полководцем…

Во время посещения Преображенского храма в Ахалшени, я спросила у одного грузинского священника, как он относится к Сталину, он ответил: «на 80 % ‒ отрицательно, но на 20 %… не знаю… думаю все-таки позитивно… Он все же учился в семинарии…». Удивительно, что тот же священник нам до этого сказал, что грузинский православный народ очень пострадал от насильственной советизации Грузии, особенно в средине 30-х годов (т.е. при Сталине) и в своих масштабах Грузия понесла больше потерь, чем другие народы советского пространства.

К сожалению, попытки оправдать преступления богоборческой советской власти и представить Сталина благодетелем Церкви все больше и больше распространяются не только в Грузии, но и в РФ, особенно в церковных кругах, и это было также заметно в нашей паломнической группе.

Началось с того, что мы заговорили о св. Гаврииле (Ургебадзе). Я позволила себе подчеркнуть, что св. Гавриил славился тем, что не боялся обличать коммунистов и ходил с портретом Царя Николая по улицам Тбилиси, проклиная убивших его большевиков. Алексей, молодой человек из нашей группы отреагировал и заявил: «Давайте не будем говорить: большевики, коммунисты или чекисты убивали, казнили, расстреливали, а будем говорить, что во время советского периода были репрессии…». Якобы не все коммунисты были богоотступниками, а были и тайноверующие, в том числе сам Сталин. Т.е. нашего Алексея не коробило слышать объяснения экскурсовода, что турки, османы или мусульмане отрезали головы христиан, жгли и разрушали храмы и монастыри, а вот виновников злодеяний, которые творились против христиан при коммунистической власти, нельзя называть и еще меньше обличать.

Все чаще и чаще звучат в церковных и общественных кругах такие утверждения: «Сталинские репрессии были оправданны ‒ против пятой колонны»; «Сталин был оклеветан»; «Сталин был великим полководцем, и благодаря ему советский великий народ победил в Великой отечественной войне»; «Великий вождь вернул патриаршество»…

Возникают вопросы, кто же тогда несет ответственность за физическое уничтожение миллионов невинных людей из дворянства, духовенства, интеллигенции, крестьян, которых истребляли по всему пространству бывшей православной Российской Империи? Кто, как не коммунисты, чекисты, красноармейцы, расправлялись со Святой Русью, символом которой являлась Царская Семья, кто, как не воинствующие богоборцы Ленин и Сталин, возненавидели и пытались уничтожить православные народы?

Ответ на эти вопросы, в частности, дает покойный протоиерей Василий Ермаков в своем открытом письме Зюганову, которое очень советую прочесть нашей молодежи и особенно нашему Алексею. https://www.pravmir.ru/protoierey-vasiliy-ermakov-otkryitoe-pismo-predsedatelyu-tsk-kprf-g-a-zyuganovu/

Напомню, что 15.05.1932 Декретом Сталина была начата «безбожная пятилетка», поставившая цель: к 1 мая 1937 г. «имя Бога должно быть забыто на территории страны». Тем не менее, перепись населения, проведенная в СССР в 1937 г. (в опросные листы по распоряжению Сталина был включен пункт о религии), выявила удивительную картину: из 30 миллионов неграмотных граждан СССР старше 16 лет 84 % (или 25 миллионов), несмотря на гонения на Церковь, признали себя верующими, а из 68,5 миллиона грамотных – 45 % (или более 30 миллионов). Даже скорректированные властями, эти цифры обнаруживали провал тотальной борьбы с религией и Церковью. Разочарованный Сталин засекретил итоги переписи и решил прибегнуть к более привычным для большевиков террористическим мерам. Именно на 1937-1938 гг. приходится пик уничтожения духовенства – в том числе и лояльного, которое выполнило свою роль в 1920-е гг. и теперь оказалось ненужным. Согласно данным ельцинской Комиссии при президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937–1938 гг. было расстреляно 106 800 священнослужителей. К 1939 году во всей России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов. В годы войны Сталин лишь в тактических оборонных целях использовал патриотизм Церкви, а после войны возобновил репрессии. (Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Православной Церкви. Глава «Русская Православная Церковь в 1929–1941 годах»).

Проф. И. Курганов дал убедительный подсчет числа жертв в 1917-1959 гг. на основании советских статистических данных: 66 миллионов человек только в невоенное время.

Одна из паломниц упрекнула меня, мол, я не имею право осуждать Сталина. Я спросила, а Гитлера имею ли я право осуждать? Она ответила, что это другое дело. А по-моему Гитлер, как и Ленин и Сталин, проводили политику геноцида, первый по национальному соображению, а другие по социальному и хуже всего ‒ по религиозному. Т.е. все они истребляли миллионы ни в чем не виновных людей ‒ это преступления против человечности. Гитлера можно и нужно осуждать, а Ленина и Сталина, убивших гораздо больше нашего народа, оказывается, нет… За их злодеяния поставили им памятники и капище в самом священном месте, в сердце России – на Красной площади.

Так печально видеть обманутые старшие поколения, которые не могут избавиться от советского воспитания, в основе которого было богоборчество, искоренение национальной традиции и жизненных духовных принципов Русского народа. Тем не менее, они считают себя русскими, православными патриотами, почитают Царственных мучеников и сонм Новомучеников, но в своем духовном расстройстве запрещают осуждать их палачей и врагов Церкви… «Это наша История …»,  ‒ говорят нынешние правители РФ.

А больше всего меня тревожит наша православная молодежь. К сожалению, «православные коммунисты» достаточно успешно проводят свою шизофреническую пропаганду среди них, особенно в последнее время. И на фоне нынешней «идеологии джунглей» басни о счастливом советском времени приживаются особенно у тех, кто сам этого времени не испытал…

Даже чекистов стали отбеливать. 24.12.2017 г. на юбилейном концерте к 100-летию создания ВЧК после минуты молчания в честь «гонителей Церкви Христовой и убийц миллионов христиан», хор Сретенского монастыря  спел душещипательную песню «Журавли». Ровно за 7 месяцев до этого тот же хор пел на освящении нового храма Сретенского монастыря в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Какой кощунственный парадокс!

Но даст Бог, рано или поздно найдутся молодые нормальные, психические здоровые православные верующие, которые, поймут что Святая Русь и Советский Союз ‒ это разные отечества и общего НИЧЕГО и НИКОГДА они не имели, что за преступления против Царя, Отечества и его народа, нужно будет рано или поздно осудить виновников, что в «Великоотечественную войну» не Сталин победил (он ни разу не посетил войска на фронте, прятался в бункере), а простой жертвовавший собой солдат, у которого советская власть уже почти всё отобрала, но которому пришлось еще и от внешнего врага защищать свою семью и свою хату…

В заключение отмечу, что сохранение и приукрашивание советского наследия в государственной идеологии нынешних правителей РФ сильно отравляет наши отношения с соседними народами, тоже пострадавшими от коммунистического режима. Этим пользуются наши общие враги для раздувания русофобии, в частности в связи со стремлением РФ сохранять в других государствах чуждые им советские памятники и оправдывать насаждение там марксистских режимов как «освобождение».

Это ахиллесова пята нынешней внешней политики РФ. Как можно привлечь к России бывшие страны соцлагеря и бывшие советские республики (включая Украину), если нынешние правители РФ настаивают на своей преемственности от богоборческого СССР с его ГУЛагом, террором и голодоморами?

Что касается Грузии, то недавним поводом для конфликта стало поведение депутата Госдумы Гаврилова, который, называя себя «православным» коммунистом (см. интервью: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/06/26/81041-patriarh-blagoslovil-na-poezdku-v-gruziyu), дерзнул в июне этого года возглавить российскую делегацию в Межпарламентской Ассамблее Православия, собравшейся в Тбилиси, и даже занять кресло ее президента на заседании в грузинском парламенте. Неужели в РФ не нашлось для этой миссии некоммуниста? Предполагаю, что именно это кощунственное противоречие между богоборческим коммунизмом и Православием сразу было использовано для разжигания антироссийских волнений: 20 июня в Тбилиси был организован митинг оппозиции против «национального позора», и это привело к острому политическому кризису с прекращением авиасобщения и туризма (включая паломничества) между нашими народами. К счастью, я как раз успела в июне посетить грузинские святые места. Но сколько же можно коммунистам и их преемникам продолжать оболванивание нашего народа и позорить Россию в глазах других?

Президент РФ в интервью с американским режиссером Стоуном говорит, что «демонизация Сталина ‒ это один из путей атаки на Советский Союз и Россию. Показать, что сегодняшняя Россия несет на себе какие-то родимые пятна сталинизма. Мы все несем на себе какие-то родимые пятна. Ну и что?». Родимые пятна бывают разные, в том числе канцерогенные. Почему же президенту не приходит в голову осознание того, что нужно избавиться от кровавых и опасных родимых пятен, не давая такого повода для демонизации России?

Возникает вопрос, что это за государство у нас такое, в котором национальное предательство и геноцидная война с народом до сих пор не только не получили государственной правовой оценки, официально не признаны преступлениями, но и их виновники-преступники восхваляются? В таком государстве может произойти все что угодно, вплоть до рецидивов террора. Пока красные антихристы остаются в священном месте, в самом сердце России – на Красной площади, а их имена и памятники им порывают зловонной коростой всю страну, – не может быть ни духовно-нравственного, ни связанного с ним экономического возрождения России. Преступное прошлое подобно раковой опухоли будет разъедать и разлагать Россию и может окончательно разложить…

Только если наши православные народы соединятся вокруг настоящих наставников и наших общих Новомучеников, а не их гонителей, лишь тогда вернется мир между нами, не только на Украине, в Грузии, но и по всему пространству Третьего Рима. Только такая духовная связь и сила сможет бросить вызов мiровому врагу.

Святые глинские старцы, преподобный Гавриил и все Святые Новомученики земли Российской и Грузии молите Бога о нас.

Надежда Селезнева
Июнь-сентябрь 2019 г.

Другие статьи того же автора:
От трактовки нашего прошлого зависит наше будущее в мiровой духовной брани. Первоиерарху Русской Православной Церкви Московского Патриархата
«Они все любили Россию»?!.. Министру культуры РФ В.Р. Мединскому в связи с конкурсом «Имя Победы»
«Сталинград» как символ богопротивления
«Покажите мне такую страну, где победу в войне над собой отмечает народ»
Как регент-основатель Православного хора в Брюсселе спас жизнь трем советским военнопленным
Рассказ о потерянном Царстве.

Статьи о Грузии на нашем сайте:
Хевсур Ивериели. «Уразуметь значимость для нас нашего совместного с Россией исторического бытия» ‒ в прошлом, настоящем и будущем
Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии (ок. 1165–1207)
Св. Тамара, царица Грузии (ок. 1165–1207)
Георгиевский трактат 1783 г.
Добровольное вхождение Грузии в состав Российской Империи в 1801 г. Благодарная Грузия как православный форпост Америки
8.8.2008. — Нападение грузинской армии на Южную Осетию

 

Источник: https://rusidea.org/250947885