Н.Н. Селезнева. Как регент-основательН.Н. Селезнева. Как регент-основатель Православного хора в Брюсселе спас жизнь трем советским военнопленным

Сначала нужно рассказать о моем отце и его мировоззрении, чтобы правильно понять его поведение в годы советско-германской войны.

Мой отец Николай Алексеевич Селезнев родился 11.4.1907 г. в Каннах в православной семье потомственных священнослужителей. Его отец Алексей Александрович Селезнев (будущий митрофорный протоиерей) по окончанию Калужской духовной семинарии в 1894 г. был послан на церковную службу во Францию на должность регента-псаломщика только что построенного Вел. Кн. Михаилом Михайловичем Св.-Михаило-Архангельского храма в Каннах. Позже он станет и секретарем при российском вице-консульстве.

Мать Николая Алексеевича – Ольга Николаевна Вильдгрубе прибыла в Канны в 1900 г. в качестве фрейлины графини Софии  де Торби, супруги Вел. Кн. Михаила Михайловича.

Бракосочетание состоялось 24.4.1902 г. в Каннах. Мой отец родился третьим ребенком в семье, где с самого рождения прививалась вера в Бога, преданность Государю и любовь к России. Хотя Россию он посетил только один раз за всю свою жизнь, с родителями в пятилетнем возрасте (в 1912 г.). Тем не менее, он с детства гордился  за свое великое православное Отечество, за Царя и свой Народ-богоносец.

Революция в России 1917 года сделала семью Селезневых эмигрантами вместе со всей русской общиной Канн. Для них февральская революция, а затем октябрьский переворот были началом большой катастрофы, которая подвела Россию к пропасти. Произошла оккупация интернационалистическими антирусскими силами, чья цель была ‒ уничтожение самой России и вырывание с корнем всего того, на чем она строилась веками, ‒ для создания на ее руинах богоборческого советского государства.

Мой отец прекрасно понимал, что этот новый режим является врагом России, которую надо изо всех сил защищать.  Так  он 11-летним школьником проявил патриотизм в своем классе, защищая честь родины. После подписания 3 марта 1918 г. позорного сепаратного Брест-Литовского договора между Германией и большевиками на него напали одноклассники, крича: «поганые русские ‒ изменники! предатели!». Мой отец отвечал: «не русские предатели, а большевики!». К счастью, учительница прекратила драку, поддержав моего отца: «да, Николай прав… надо отличать русских от советских!»… И она напомнила, как Русский Экспедиционный Корпус (общей численностью в 45.000 солдат и 750 офицеров) сражался в разгаре Первой мировой войны, отдавая свою жизнь не только за Веру, Царя и Отечество, но и за Францию. Она напомнила, что когда воины Русской императорской армии  мужественно сражались против внешнего врага на поле брани, то в тылу революционные силы разлагали эту самую армию, агитируя солдат сложить оружие и брататься с врагом.

Вспомним слова Ленина «Для нас, русских, с точки зрения интересов трудящихся масс и рабочего класса России, не может подлежать ни малейшему, абсолютно никакому сомнению, что наименьшим злом было бы теперь и тотчас ‒ поражение царизма в данной войне. Ибо царизм во сто раз хуже кайзеризма…» (В.И. Ленин. ПСС, т. 49 письмо Шляпникову). При этом Ленин не просто призывал к поражению в войне, но и к превращению ее в войну гражданскую…

Для справки. В регионе Шампань-Арденны насчитывается около 40 русских кладбищ, где покоятся останки более 9000 русских солдат Экспедиционного корпуса. Самое большое кладбище находится в городке Сент-Илер-Ле Гран близ Мурмелона. Сюда ежегодно, на католическую Троицу, приезжают сотни благодарных французов, а также потомки белогвардейцев из всех стран, дети и юноши из разных русских организации («Витязи», скауты, разведчики и «Сокола»), которые бережно хранят память о русских воинах. (http://www.ascerf.com/) Маршал Фош позже признавал: «Если Франция не стерта с карты Европы, она этим прежде всего обязана России».

Помню с детства, как приглашали моего отца управлять хором на всенощном богослужении и на поминальной литургии. Также помню, как мы в Витязьской форме принимали участие в параде и в официальной церемонии возложения венка с участием представителей высшего командования французской армии, как мы гордились быть русскими!

К сожалению, память о Первой мировой войне (для России это была Вторая Отечественная Война) занимает очень скромное место в современном российском историческом сознании. Мало кто помнит и чтит забытых героев «забытой войны», павших за честь и достоинство Отечества. Почему? Наверно, потому что они служили Российской Империи, т.е.  не советской власти, а России.

Как не возмущаться тем, что в Москве братское кладбище на «Соколе», где с 1915 г. погребены более 18 тысяч участников Первой мировой войны, было ликвидировано Сталиным в 1932 г. и на его месте был разбит парк. (Лишь в 1998 г. на скромные пожертвования была построена часовня Спаса Преображения, а в 2004 г. был открыт Мемориальный комплекс.)

Но до сих пор люди продолжают выгуливать своих собак на территории бывшего Братского кладбища. Более того, 22 декабря 2017 г. был принят проект о сносе существующего кинотеатра «Ленинград» (2.625 кв. м.) и строительство там нового объекта, с увеличением площадей более чем в два раза — 5.600 кв. м., включающего в себя торговый центр, поликлинику, крытые физкультурно-оздоровительные павильоны  и зону парковки на 50 машино-мест (ГПЗУ № RU77-195000-008678).

Вот как современная власть РФ чтит наших русских героев.

Зато советско-германская война (для СССР Великая отечественная) оценивается этой же властью как самое катастрофическое событие нашей страны. Сакрализация культа «Победы», основанная на сталинских мифах, пытается этим предать забвению преступления советского богоборческого государства.

Эта Вторая мировая война коснулась в эмиграции и моего отца как русского человека.

Переезд в Бельгию и война

В 1925 г. по окончании лицея, Николай с братом Михаилом получили стипендию для продолжения образования в Бельгии в Льежском университете на инженерном факультете. Они стали прихожанами православной общины св. Александра Невского, где с 1930 по 1938 гг. мой отец управлял хором. Приходская жизнь была очень насыщенной, особенно когда в 1931 г. из Парижа приехал молодой о. Валент Роменский, выпускник Свято-Сергиевского Богословского института, с кем мой отец подружился.

По окончании учебы (1931) с дипломом инженера-строителя Н.А. остался при университете ассистентом, став первым преподавателем русского происхождения.

В 1938 г. он переехал в Брюссель и стал работать инженером в золотодобывающей компании «Сосьете де мин Кило-Мото», где останется до своей пенсии. Одновременно он стал регентом в брюссельском храме святителя Николая Чудотворца и святого великомученика Пантелеймона, которому он полностью посвятит себя вплоть до своей кончины.

Когда грянула Вторая мировая война, моему отцу было 33 года, но так как он был апатридом (лицом без гражданства), он не был призван в воевавшую армию. Тем не менее, он пытался быть полезным, хотя обстановка сложилась запутанная.

Вопреки договору о ненападении между нацистской Германией и Советским Союзом (подписан 23 августа 1939 г.), который рассматривался многими эмигрантами как позорная советизация Восточной Европы по сговору между двумя тоталитарными диктатурами, Гитлер неожиданно напал на Советский Союз в ночь на 22 июня 1941 года.

Мой отец прекрасно понимал, что русский народ или что осталось от него, попал между двух жерновов ‒ нацистской оккупации и коммунистической диктатуры.

Прошло лишь 24 года, как коммунисты захватили власть. Народ не забыл страшные годы террора, которые унесли миллионы жизней ради построения «Советского рая». Многие надеялись, что война поможет освободить Россию от оккупантов-большевиков и наступит долгожданное ее возрождение.  Тем и объясняется тот небывалый в мировой истории факт, что за шесть первых месяцев войны больше двух миллионов красноармейцев сдались немцам в плен без сопротивления. Для Сталина они были «изменниками Родине ‒ Советскому Союзу». В их среде нашлись и те, которые попытались стать борцами за освобождение настоящей Родины ‒ России.

Но Гитлер преследовал иные цели и не позволил развиться Русскому Освободительному Движению на оккупированных территориях. Как только стало понятно, что Гитлер несет в нашу страну не только освобождение от коммунизма, но и колониальную оккупацию, то изменился ход войны.

Также и Сталин понял, что русский солдат будет воевать не за власть компартии, а за Россию и за веру Православную. Поэтому хитрый «Вождь» реабилитировал русский патриотизм и Церковь – но только на время войны. Он убедил русский народ и иерархию Православной Церкви, что СССР превращается в советскую «Великую Русь – Родину», которую «братья и сестры» и «товарищи» должны вместе защищать от «нацистских зверей»…

В этой запутанной обстановке, мой отец обратился к Архиепископу Александру (Немоловскому, в тот момент в юрисдикции Западноевропейского экзархата русских приходов митр. Евлогия) за советом ‒ какую сторону нужно поддерживать? Владыка молча взял бумагу и нарисовал английский флаг…

К сожалению, мой отец мало говорил мне о войне, кроме того события, как в 1944 г. в оккупированном гитлеровцами Брюсселе он около года, до окончания войны, в своей крошечной квартире (рю Фиве, 6) прятал троих беглых советских военнопленных. В плену они, вероятно, работали в шахтах в Лимбурге под Льежем, откуда и бежали. И скорее всего к моему отцу они попали через его друга ‒ протоиерея Валента Роменского, который посещал концлагеря, расположенные в этом регионе, окормляя пленных советских солдат.

По данным Генштаба Вооруженных Сил РФ, потери пленными в войне составили 4.559.000 человек. (Судьба военнопленных и депортированных граждан СССР. «Новая и новейшая история. — 1996. — № 2. — С. 91—112.). Две трети этих людей погибло  в немецких лагерях от голода, инфекционных заболеваний и изматывающего физического труда.

По сравнению с лишениями в немецких лагерях, жизнь в отцовской тесной квартире была спасением для прятавшихся беглецов.

Если с продуктами не было проблем ‒ все можно было приобрести без учета на черном рынке, то с водой и с электричеством нужно было делать осторожно, так как счетчики проверялись ежемесячно. Чтобы оградиться от нежеланных визитов, на дверях квартиры отец написал по-немецки: «Осторожно: тиф!».  Из-за военной выправки, которая могла их выдать, эти беглецы не выходили на улицу.  Лишь один раз, на Пасху, мой отец рискнул их привести в свой храм на ночное богослужение.

Для моего отца они были прежде всего русскими, но он очень удивлялся, как за одно поколение коммунистическое воспитание сумело превратить русскую набожную душу в советского безбожного «товарища».

Они родились в 1914 г. и не имели никакого понятия об истории царской России, о её законах, вере, культуре… Зато верили в строительство «светлого будущего советского рая» без Бога, только человеческими усилиями под покровительством батюшки Сталина! Отец много и подолгу, по ночам, беседовал с ними, пытаясь убедить их, что без Бога Россия погибнет и что, настоящим русским можно считать только православного человека. Убеждал их, что СССР и Россия совершенные разные государства. Совершилась страшная подмена: вместо идеала Святой Руси коммунисты дали народу богоборческий СССР, вместо Царя Помазанника Божия создали культ своих кумиров Ленина и Сталина, вместо церквей стали строить идольские капища и мавзолей, вместо двуглавого орла выбрали символом красную звезду. Надеюсь, хотя бы что-то осталось в памяти этих троих спасенных…

Возвращение в СССР

По окончании войны все трое решили вернуться в СССР, поскольку были советскими патриотами и верили в Сталина. Мой отец тоже, как многие эмигранты того времени, думал о возвращении, поскольку советские пропагандисты разъезжали по Европе, убеждая эмигрантов, что в результате войны в СССР всё изменится к лучшему и репрессий больше не будет. Но, к счастью, брат отговорил моего отца от этого поспешного шага: судьба многих вернувшихся эмигрантов была незавидной, многие были расстреляны или попали в лагеря.

Отец сопровождал своих подопечных в репатриационный лагерь, которых было тогда много во всех европейских странах. У входа в лагерь была советская охрана. Они прошли через контрольный пункт, после чего один из них внезапно захотел вернуться, чтобы подарить моему отцу, кажется, часы (точно не помню) в знак благодарности. Однако два советских охранника грубо схватили его и увели вглубь лагеря. Мой отец догадался, что их прием в Советском Союзе будет не таким радостным… Больше от них никаких известий не было.

Репатриация в СССР тогда производилась по Ялтинскому соглашению от 11 февраля 1945 г. между Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом и была во многом насильственной, так как она касалась не только «остовцев» и выживших военнопленных, но и политических беженцев и даже многих старых белоэмигрантов в нарушение Ялтинских соглашений.

В  Европе на тот момент находилось около 4,5 млн. советских военнопленных (Россия и СССР в войнах ХХ века. М. Олма-Пресс, 2001. С. 514) и до 5 млн. остарбайтеров и беженцев, которые находились в лагерях для перемещенных лиц, так называемых «Ди-Пи» (Displaced Persons).

В этих лагерях были также участники антисоветских формирований и белые эмигранты, развивавшие духовную и культурную деятельность. В каждом лагере был свой православный храм. Когда наступила насильственная репатриация, то бывало, что беженцы-антикоммунисты, в предвидении издевательств и расстрела, предпочитали сами покончить самоубийством, чем вернуться в Советский Союз. Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий разрешил отпевать этих несчастных, сказав: «Их действия ближе к подвигу святой Пелагеи Антиохийской, выбросившейся из высокой башни, чтобы избежать поругания, нежели к преступлению Иуды».

Символом этой трагедии стал австрийский город Лиенц где находился английский лагерь для интернированных казаков. С 30 мая по 1 июня 1945 года там состоялась насильственная выдача почти всего Казачьего стана, свыше 22,5 тысяч казаков, в том числе 7 тысяч женщин и детей и около 3 тысяч старых эмигрантов. Сколько точно людей было убито, покалечено или пропали без вести, ни знает никто. В память о них каждый год  в начале июня совершается панихида на казачьем кладбище.

Массовые выдачи русских людей советским палачам были очередным предательством русского народа со стороны так называемых демократических союзников.

По сообщению советского уполномоченного по делам репатриации генерал-полковника Ф.И. Голикова, только к 7 сентября 1945 г. западными союзниками было выдано 2.229.552 человека. Эта цифра не окончательная, поскольку выдачи продолжались до 1947 года (правда, уже в меньших количествах).

Большинство из депортированных попали в советские лагеря, так как сталинский приказ № 270 (от 16.8.1942) объявил сдавшихся в плен «изменниками Родины» и призвал их «уничтожать всеми средствами», а семьи репрессировать.

Год назад, разбирая семейный архив, моя сестра нашла фотографию одного из этих спасенных моим отцом военнопленных с благодарственной надписью и адресом: Свердловская область, пос. Тугулым, ул. Ленина, д. 85.

Я решила написать туда письмо в администрацию, и получила ответ. Мне сообщили, что Аркадий Петрович Горинов служил в 59 отд. роте химзащиты 90 сд. Пропал без вести 21.09.41 г. под Ленинградом. Извещение о смерти вручено 13.12.1944 г. Гориновой Анастасии Дмитриевне. По возвращении в СССР в 1945 г. Горинов домой вернулся только в 1948-м, три года его, видимо, держали в лагере.

Но жену с ребенком дома не нашел: она вернулась в свое село, откуда была родом, так как думала, что муж погиб. Он их там разыскал и продолжил семейную жизнь, работая в колхозе. У них родилось еще двое детей. Горинов скончался в 1983 г. Быть может через архивы Минобороны или «репатриационной комиссии» можно узнать судьбу двух других его товарищей по плену и возвращению?

Мой отец умер в 1986 г. и так больше не увидел свою родину Россию, которую он однажды посетил в детстве. Хотя в начале 1980 годов возможности туда поехать были, но он принципиально не хотел ехать в Советский Союз, ждал пока родина станет Россией.

Он не дождался пяти лет до крушения советской империи. Но вместо возвращения страны к своим историческим истокам разбушевалась Великая криминальная революция.

В 2001 г. я осуществила мечту моего отца ‒ вернуться в Россию. Очень надеялась, что произойдет оздоровление нашего русского народа, что постепенно начнут восстанавливать нашу общую историю, возвещая о ней всю правду, что мы постепенно вернемся на путь наших предков, которые воплощали в жизнь наши свято-русские идеалы…

Прошло 27 лет новой посткоммунистической эпохи, и с горечью должна признать, что всё не так.

Нынешняя власть пытается доказать, что она одновременно является преемницей и христолюбивой русской Империи и преемницей богоборческого  Советского Союза.  Белых и красных начали ставить на одну доску, невзирая на то, кто защищал Россию, а кто ее уничтожал. Показательны слова министра культуры РФ В.Р. Мединского:  «У нас одна история. Все они любили Россию: и Колчак, и Фрунзе, и Чапаев… У каждого была своя Россия. Выяснять, кто был прав – безсмысленно… Все гибли за Родину… Историю нужно восстанавливать как единую, неразрывную… Если устанавливать памятник Колчаку, то одномоментно с благоустройством и памятника красному командиру».

Но разве можно объединить и примирить жертвы и палачей нашего народа, нераскаянных врагов Церкви Божией и цареубийц с теми, кто проливал кровь за Бога, Царя и Отечество?  Какое общение может быть у Света со тьмой?

Очень надеялись православные, что к 100-летию трагических событий для всего нашего русского народа,  российские власти на конец-то призовут общество к покаянию и сами покаются перед Богом и перед Россией за страшный грех богоотступничества и цареубийства! Но увы, этого не произошло, а наоборот: правители все откровеннее отождествляют себя с красными разрушителями России и ее палачами, открывая им новые мемориальные доски и памятники, отказываясь убирать их позорные имена с карты РФ… До сих пор лежит в центре нашей столицы труп Ленина, палача России… Внедряется новая трактовка: якобы Ленин и его соратники «спасли Россию» от разрухи, которую спровоцировали февралисты и белые «генералы-масоны». Они виноваты во всем, но не большевики, а преступления которых по отношению к русскому народу ‒ выдумки…

В прошлом году, в Екатеринбурге, в ночь на 17.7.2017 мы с племянницей прошли крестным ходом от Храма-на-Крови, места убийства Царской семьи, до монастыря в урочище Ганина Яма, месте уничтожения их тел. Какую боль в груди мы ощущали, когда проходили по улицам палачей Царственных Мучеников ‒ Свердлова, Толмачёва (в честь большевика-цареубийцы), по проспекту Ленина и также мимо его памятника, и все это происходило в Свердловской области, не изменившей своего названия со времени, когда в нее вернулся спасенный моим отцом советский солдат Горинов… В 2016 г. власти отказали епархии переименовать улицу Толмачева в Царскую улицу, согласившись лишь часть ее переименовать, расположенную вдоль Храма-на-Крови, якобы чтобы избежать раскола в обществе. Раскола, который сами потомки большевиков, находясь у власти, разжигают.

Могу себе представить с какой горестью смотрел бы на это мой отец, если бы был жив. Он всю жизнь пытался пробудить не только у нас, своих детей, но у каждого русского человека в его окружении, такие ценности, как служение Православной Церкви и Отечеству ‒ подлинной России, которая ничего общего не имеет с Советским Союзом.

Н.Н. Селезнева
22.8.2018

Источник: https://rusidea.org/250937582