Образование ‒ это культивирование «образа Божия» в человеке

М.В. Назаров «Русская идея»

«Общество Александра Третьего призвало читателей своих ресурсов поделиться соображениями по поводу положения дел и перспективах развития нашего многострадального образования. Читатели, по моему наблюдению, комментировать ленятся. Очень традиционная ситуация. Одно дело выражать своё возмущение «бардаком» парой ругательств в соцсетях, а совсем другое изложить мысли худо-бедно развёрнуто и связно. Это уже сочинение на заданную тему…» ‒ к этому призывает один из авторов хорошего православно-патриотического ресурса «Русская стратегия».

Отвечая на этот призыв Общества и приветствуя его, не «поленюсь» предложить свой доброжелательный комментарий.

Понятие образования в русской культуре происходит от «образа Божия» в человеке. В православной России такое образование обезпечивалось совместными усилиями семьи, народной традиции, Церкви и государства, что создавало нужную атмосферу в народе, сознававшем историческое призвание нашей православной Империи и готовом жертвенно служить ей и Богу. Но по мере разрушения такого самосознания сверху в петербургский период, именно сверху русская система образования, в том числе богословского, стала подвергаться западным апостасийным влияниям, «земной идеал Великой России стал заслонять собою идеал Святой Руси» (архм. Константин) ‒ что и привело  сначала к западнической антимонархической революции, а затем и к ее кровавому богоборческому продолжению, уничтожившему основы традиционного русского образования в нескольких поколениях нашего народа.

Сейчас, именно эти переформатированные богоборческим интернационализмом поколения составляют всё активное взрослое население нашей страны (с немногими исключениями). И ее такие же правители вовсе не заинтересованы в восстановлении русской системы образования, ибо их идеалом является «общечеловеческая цивилизованная семья» в ее западном выражении. (Под образованием сейчас я понимаю не прикладные естественные науки, в которых положение у нас не выглядит катастрофическим, а гуманитарные, формирующие мiровоззрение.) В сущности, сейчас в российских школах и вузах насаждается смесь советского мiровоззрения (по своему происхождению ‒ насильственно антирусского атеистического западнического) с либеральным апостасийным западническим (свободно расчеловечивающим человечество для царства антихриста; см.: «Масонство и марксизм смыкаются в расчеловечении человечества» ).

Таким образом, и сейчас тоже в воспитании и образовании молодых поколений суммируется вклад семьи, школы, СМИ (в первую очередь ТВ) и новых обычаев всего общества в целом, то есть нравственной атмосферы, в которой живет любая семья. Если дети видят, что родители вынуждены жить не только по правде, но и приспосабливаться к «нравам джунглей»; если учителя говорят одно, учат «патриотизму» и «честности», а сами способны на такое же приспособление к «нравам джунглей» и склонны к космополитическим материалистическим идеалам; если всё это, включая низкий уровень жизни основной массы народа, не соответствует бодряческой пропаганде государственного ТВ, обещаниям и прогнозам правителей, ‒ то вся совокупность этих воздействий на складывающиеся жизненные принципы детей создает неблагоприятную основу для всей прочей количественной «надстройки» знаний в его образовании.

Разумеется, было бы утопией надеяться на построение «рая на земле», в котором, как в оранжерее, выращивать новые совершенные поколения: «весь мiр лежит во зле» (1 Ин. 5:19), и в таком мiре сущность воспитания и образования человека заключается:
‒ в четком различении добра и зла;
‒ в целенаправленном ограничении воздействия зла и в культивировании добра как смысла и цели жизни и как критерий ее успешности;
‒ для этого нужны образованные и мудрые учителя, уже обладающие такими качествами.

Если государство не способно само выполнять роль такого учителя и даже демонстративно отказывается от нее в своем Основном законе (статьи 13-15 конституции РФ), запрещая государственную идеологию различения добра и зла как главную цель государства, подменяя ее собственными эгоистичными интересами и тем самым запрещая знание истинного смысла жизни, ‒ то и вся система государственного образования ‒ от подготовки учителей в вузах до ТВ ‒ не может быть иной: она нацелена на воспитание нужной такому государству оболваненной рабсилы и клерков по управлению ею, биомассы.

Образование ‒ это культивирование "образа Божия" в человеке

Это вообще основной порок демократического общества западного типа, возведенный даже в закон: духовно необразованным народом проще управлять через дозирование материальных благ, пряником и кнутом. Оставляю сейчас в стороне вопрос о том, что демократия может быть и другой, уважающей «образ Божий» и способствующей свободному, а не принудительному, становлению ответственной, волевой и здоровой человеческой личности; ведь даже настоящая православная монархия не обходится без демократической составляющей в управлении государством, начиная от крестьянского и казачьего схода до Земского Собора (что подчеркивал Л.А. Тихомиров в своей «Монархической государственности»).

Разумеется, такая здоровая вспомогательная демократия снизу может быть не разлагающе-разрушительной, а воспитательно-созидательной, лишь при условии четкой верховной государственной идеологии и общепризнанной в обществе духовной системы ценностей, в сохранении которой состоит миссия духовной власти: в случае нашего народа ‒ Православной Церкви.

И главный порок нынешней системы образования в РФ состоит в отсутствии и такой государственной идеологии, и такой духовной власти, и в отсутствии осознания «манкуртизированным» большинством нашего общества самой необходимости такого образования и такого государства. Плюс к этому нарастающее конкурирующее влияние интернета, в котором молодому человеку (да и немолодому тоже) трудно самостоятельно выделить малую долю правды в океане лжи, и это усугубляет ситуацию.

Поэтому, в частности, сетования и протесты многих наших патриотов против т.н. «дистанта» как первоочередной угрозы, с моей точки зрения, несущественны. Протестующие родители и учителя приводят цифры снижения качества нынешнего «образования» на 53% вследствие «дистанта», что, возможно, так и есть по формальным признакам. Но если уж публиковать манифесты касательно неблагополучия в образовании, то неужели столь важно восстановить это манкуртское «качество» в объеме прежних 100% вместо того, чтобы на первом месте указать на необходимость существенного изменения самой основы системы образования?

Разумеется, это означало бы призыв изменить нынешнюю государственную идеологию, сознательно запрещающую культивирование той Истины о смысле мiроздания, на которой строилась руская культура и вселенская удерживающая зло государственность России как Третьего Рима. Такое требование нынешние правители могут воспринимать как угрозу своей олигархическо-компрадорской власти и ни за что не допустят этого в государственном масштабе.

Что же делать в таких обстоятельствах тем родителям и преподавателям, которые понимают суть проблемы? К сожалению, таковых меньшинство, причем без надежды обретения влияния на систему образования (это стало бы возможно только в случае смены нынешней власти на русскую, продолжающую историческую миссию России и русского народа). Но у этого здорового меньшинства еще есть возможность отстраивать свои альтернативные школы, объединяясь как в территориальные общины, так и в надтерриториальные, по интересам.

Их общей «крышей» могло бы стать, условно говоря, Общество православных педагогов, ячейки которого («ассоциации») уже создаются в разных регионах. Правда, и здесь важно качество самих православных учителей, ибо на примере попыток преподавания «Основ православной культуры» можно видеть, что церковные функционеры придают этим основам свои жреческие представления о «православии»: «всякая власть от Бога», «в СССР было много хорошего, поэтому надо примирить белых и красных», «грешно завидывать богатым» (т.е. компрадорам-олигархам, ограбившим народ), «наши правители ‒ православные» (в качестве пресловутых «подсвечников») и т.п.

Полагаю также, что в случае создания ассоциаций с принципиально здоровым духом на них обрушатся обвинения в «экстремизме», увольнения, прочие притеснения и даже репрессии со стороны «православных подсвечников» и их жрецов. Но тем не менее, пытаться создавать самим и сохранять оазисы здорового русского образования нужно, ибо другого нам не дано. В частности, на нашем сайте «Русская идея» сообрано достаточно материала (в разделах Библиотеки и в календаре «Святая Русь»), способного служить учебными пособиями в такой альтернативной школе. Ничего другого мне сейчас в голову не приходит, кроме повторения известной истины: «Даже если зло господствует ‒ пусть не через меня» и не через моих детей и ближних, и не над ними…

М.В. Назаров
29.1.2021