Опыт Русского Зарубежья и всемiрное призвание России
М.В. Назаров.
Четверть века назад я вернулся в Россию со стремлением ‒ донести до разрушенного «перестройкой» российского общества, в том числе до патриотической оппозиции, опыт русской эмиграции в познании разных общественных систем, необходимый для восстановления России без впадения в иллюзии и для четкого различения действующих в мiре сил, друзей и врагов. В частности я изложил тогда эту цель в своем докладе, прочитанном ровно 25 лет назад в ИМЛИ, куда меня, еще постоянно жившего в Германии, пообещали взять на работу, но, кажется, именно после данного доклада руководители передумали: «Назаров будет тянуть в институт политику»…
Мое тогдашнее идейно-политическое «бодание» с разнообразными «оппонентами» описано в последней главе книги «Миссия русской эмиграции». Как это ни печально, но ее опыт мало кому оказался нужен. Особенно это очевидно в последние годы, когда прочно утвердившийся олигархически-компрадорский режим с идеологией джунглей пытается «легитимировать» себя неосоветским симулякром… Тем не менее к 25-летию возвращения мне кажется уместным еще раз напомнить основные координаты этого опыта ‒ хотя бы для немногих, ищущих истину в наше всё более смутное время гибридной Мiровой войны. ‒ Прим. декабрь 2018.
Русская эмиграция — часть русской нации, попавшая в необычные условия, которые дали ей уникальный опыт. По известному сравнению, после российской катастрофы эмигрантский ковчег прибило на вершину горы, с которой были видны оба склона — демократический Запад и коммунистическая Россия, — и этот взор вобрал в себя всю полноту мiровых событий и идеологий. Сама эмиграция возникла в результате крупнейшего катаклизма ХХ в. — Первой мiровой войны (дальнейшие потрясения в мiре были ее прямым следствием) — и стала духовной реакцией на эти катаклизмы, осознав их причины и роль России в мiровой истории.
Этот опыт русской эмиграции можно рассматривать на разных уровнях: политическом, идеологическом, религиозно-историософском.
1. На политическом уровне крушение православной России обнажило скрытые пружины длительной антирусской кампании влиятельных сил Запада. Эмиграция смогла увидеть механизм этой работы из-за кулис. Философ И.А. Ильин так писал об этом: «Следуя тайным указаниям европейских политических центров.., Россия была клеветнически ославлена на весь мiр как оплот реакции, как гнездо деспотизма и рабства, как рассадник антисемитизма… Европа была заинтересована в военном и революционном крушении России и помогала русским революционерам укрывательством, советом и деньгами… А когда это совершилось, то делала все, чтобы помочь главному врагу России — советской власти…».
Еще более важную роль в этом, помимо Европы, сыграли еврейские банки в США, стремившиеся добиться равноправия иудаизма в России, то есть дехристианизировать российское общество, как это им давно удалось на Западе. Ныне документально подтверждено все то, о чем в свое время писала русская эмиграция:
— революцию в России финансировал глава еврейского финансового мiра в США Я. Шифф и другие банкиры, дававшие также с этой целью кредиты Германии;
— Германии и Австро-Венгрии был предложен и осуществлен план Гельфанда-Парвуса по объединению всех антирусских сил в Первой мiровой войне;
— все движущие силы Февральской революции (Временное правительство, Советы рабочих и солдатских депутатов, еврейское «Политбюро») возглавлялись масонами, действовавшими в связи с заграничными «братьями» из стран Антанты;
— Белое движение было сознательно предано союзниками России по Антанте, которым были выгоднее большевики, разрушавшие православную Россию; лишь с помощью Запада и США они выиграли войну против собственного народа;
— в 1920-1930-е гг. с западной помощью большевики провели индустриализацию, уплатив за это захваченными российскими ценностями.
Более поздние проявления западного предательства — выдача Сталину миллионов беженцев-антикоммунистов и белогвардейцев в конце Второй мiровой войны; единогласно принятый Конгрессом США в 1959 г. закон о расчленении России, в котором русский народ не признан порабощенным коммунистами, а фигурирует как поработитель других российских народов, даже мифических «Казакии» и «Идель-Урала», чью борьбу против русских США официально обязались поддерживать (этот закон не отменен по сей день)…
Причем западные демократии вели себя так по отношению к России не только из эгоистических интересов экономической экспансии, не только ради устранения сильного геополитического конкурента, но и из ощущения духовной чужеродности самой православной цивилизации, которая сопротивлялась этой демократической экспансии.
2. Идеологический опыт русской эмиграции заключался как в окончательном осознании этого духовного отличия России от Запада, так и в уточнении идеала русской христианской государственности — на основании изучения разных общественных систем: демократии, фашизма, социализма.
а) Что касается демократии, то даже многие ее прежние сторонники, попав на Запад, увидели ее духовную ложь: злоупотребление свободой для легализации греха без различения добра и зла. С.Л. Франк в книге «Крушение кумиров» (1924) написал, что прогрессивное Новое время, которое обещало человечеству освобождение от «реакционной религиозной тьмы», — «изобличено теперь в нашем сознании как эпоха, которая через ряд внешних блестящих успехов завела человечество в какой-то тупик и совершила в его душе какое-то непоправимое опустошение и ожесточение… Человечество пришло на наших глазах к состоянию нового варварства»: к пустоте жизни, к дурной безконечности роста материальных потребностей, что в итоге ведет к саморазрушению.
К началу ХХ в. западные демократии уже представляли собой: юридически — «власть народа», фактически — власть денег, инструментом же властвования стала ставка на освобождение низменных инстинктов людей, что и усилило тенденцию к «новому варварству». Особенно это проявилось после победы демократий над монархиями в ходе Первой мiровой войны (в этом и заключался ее идеологический замысел, — писал П.Б. Струве).
Эта «варваризация» населения проводилась международными финансовыми кругами вполне сознательно, ибо только в дехристианизированном, атомизированном обществе, лишенном религиозных и национальных ценностей, деньги могут стать главной ценностью и властью (эту опасность демократии отмечали даже немонархисты, как, например, П.И. Новгородцев, А.И. Солженицын и другие).
б) Фашизм стал общеевропейской реакцией на победу такой демократии и на распространение коммунизма. Сегодня это слово используется в применении к расистскому режиму в Германии, но первоначальный фашизм в Италии, как и родственные системы в Испании и Португалии, имели разумные социально-экономические черты (корпоративизм — вместо партийной структуры демократии и вместо классовой борьбы коммунистов). Эти системы не имели идей расового превосходства, а стремились защитить народ от демократического и интернационалистического разложения и от международных ростовщиков.
Русская эмиграция симпатизировала фашизму как единственному союзнику в борьбе против большевицкого режима (демократии тогда поддерживали большевиков, заключив с ними антифашистский союз). В идейном же отношении все русские правые организации, даже называвшие себя «фашистскими», были совершенно иным явлением, чем европейский фашизм.
Фашизм стал «революционной» реакцией на вырождение европейской же либеральной демократии, — но при отсутствии четких духовных ориентиров «новые» фашистские идеи часто разрабатывались на старых ложных путях языческой гордыни. Поэтому фашизм в Италии и тем более в Германии пришел к краху вследствие застарелого порока западной цивилизации: ее рационалистического (по сути нехристианского) духа. Христианские же варианты этих систем в Испании и Португалии не смогли позже в одиночку устоять перед натиском демократий.
Русская же эмиграция, тоже отрицавшая и западную демократию и большевизм, стремилась к восстановлению русского православного пути. В отличие от западного фашизма, русскому Зарубежью не нужно было изобретать ни «новую религию», ни общественный идеал, ибо он давно существовал: Святая Русь и стремление к социальной правде. Наоборот, европейский фашизм в чем-то безсознательно стремился осуществить идеал, близкий к русскому, как об этом писал И.А. Ильин:
«Государство не есть механизм состязающихся корыстей, но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности: такова историко-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокрушилась. Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новые попытки по-своему осуществить эту христианскую, русскую национальную идею применительно к своим условиям».
в) О коммунистическом варианте социализма как составной части опыта русской эмиграции нет нужды говорить особо. Стоит лишь напомнить известные слова о «лжи» и «правде» коммунизма: о верном стремлении к социальной справедливости на ложном, богоборческом пути. Об этом не следовало забывать и в годы разрушения социалистической системы, чтобы не выплескивать вместе с водой ребенка.
Можно сказать, что в своих разработках русская эмиграция стремилась отделить правду от лжи и соединить все правды разных общественных систем. Для этого необходимо осознание той Истины о духовном устройстве мiра, которую игнорировали и демократия, и социализм, и фашизм. Эту истину дает только православное учение. И с этой точки зрения поиски эмиграции были не чем иным, как осознанием вечного первообраза России, Замысла Божия о ней, который был ответно осознан русским народом в своей истории как идеал Святой Руси.
Разумеется, этот православный идеал — монархический. Но и монархию мыслители русского Зарубежья увидели по-новому: не просто как верность традиции предков, но как соответствие самой духовной природе общества и смыслу истории. Это означало — совместное служение всех слоев народа и царя как выразителя народного идеала — Божьему Замыслу о России.
3. Здесь мы переходим к главному, историософскому опыту русской эмиграции: призванию России в драме истории, понимаемой как борьба между христианскими и сатанинскими силами, которые нашли и своих ярко выраженных носителей в составе человечества.
Вожди еврейского народа отвергли небесные ценности Мессии-Христа, ожидая иного мессию в виде своего национального земного царя. Кто будет этим царем — ясно сказано в Евангелии: антихрист. Россия же, став преемницей первой христианской империи, Византии, после откола Запада в ересь и сокрушения Константинополя (Второго Рима) турками — осознала себя Третьим Римом. С этим полюсом христианской государственности святые отцы издавна связывали слова Священного Писания об «удерживающем» мiр от прихода антихриста (2 Фес. 2).
Разрушение православной России масонской Февральской революцией в 1917 г. было следствием утраты ведущим слоем русского народа удерживающего сознания, и это ослабило нас перед натиском антихристианских сил. Однако в революционной катастрофе позже обнаружился и другой, провиденциальный смысл. Большевики, перехватив у масонов-февралистов власть, ценою огромных жертв невольно удержали Россию от присоединения к демократической «общечеловеческой семье», оставив нам теперь возможность иного выбора.
Сейчас, с концом коммунистического режима, этот выбор России будет последним: или мы найдем в себе силы вынести из ХХ века должный урок, чтобы вернуться к осознанию своей удерживающей роли, — или же мiр придет к воцарению антихриста и концу истории. Многие наши святые верили, что перед концом времен Россия может возродиться, чтобы продемонстрировать Истину Евангелия всему мiру для окончательного отбора тех, кто способен войти в Царствие Божие.
В этом плане истории русская эмиграция оказалась передовым дозором русской нации, посланным судьбою в небывалую экспедицию: осмыслить масштаб нашего катастрофического ХХ в. как репетицию апокалипсиса и осознать истину «от обратного». Именно этот опыт эмиграции оправдывает ее нахождение «не со своим народом, там, где наш народ к несчастью был». Этот опыт очень необходим сейчас России.
Декабрь 1993 г.
Сокращенное изложение доклада 7 декабря 1993 г. в Москве в Институте Мiровой Литературы РАН на конференции «Русская цивилизация: история и современность». Полностью опубликован в газете «Путь» (Москва. № 1. 1994); с сокращениями — в сборнике «Русская цивилизация и соборность» (М. 1994).
назад вверх дальше
——————— + ———————
ОГЛАВЛЕНИЕ
——— + ———
КНИГИ
Источник: https://rusidea.org/6038
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.