С другой стороны, несомненно, что идея солидарности более развита в солидаризме в социальном разрезе, хотя большинство солидаристов и сознает ее укорененность в христианской морали и православной мистике. Но этот упор на социальность, после опыта русской революции, вполне понятен. Солидаризм полемически заострился в борьбе против марксизма и ленинизма, выдвинув, в противовес идее классовой борьбы, идею междуклассовой, общенациональной и, в пределе, общечеловеческой солидарности. Конечно, социальность, оторванная от духовности, не может привести к оздоровлению и преображению общества. Однако и духовность, не воплощенная в социальность, не будет иметь того «массового эффекта», в расчете на который должно развиваться всякое социально-политическое учение.Некоторые враги солидаризма отрицают за этим учением право на «русскость» и «православность по духу». Они видят в нем, скорее, продукт западного «вольномыслия».
Рассматривая этот вопрос по возможности объективно, мы должны прежде всего сказать, что как сами солидаристы, так и их противники каждый по-своему правы: солидаризм действительно коренится в традициях русской мысли, и прежде всего в славянофильстве. В то же время и враги солидаризма в какой-то мере правы, улавливая в этом учении также и некий западный душок. Вопрос заключается в том, в каком смысле правы апологеты и противники солидаризма и какое синтетическое утверждение может примирить здесь тезис и антитезис.
Для ответа на этот вопрос отойдем временно от темы и попытаемся оценить ее с более общей перспективы.
Для истории русской мысли характерно, что носителями углубленной культурной мысли являлись у нас преимущественно славянофилы и близкие по духу мыслители (Вл. Соловьев). Если русская мысль сказала свое настоящее слово миру, то высказано оно преимущественно духовно «правыми» кругами. В самом деле, что серьезного и оригинального могут противопоставить «западники» (не только Чернышевский и Писарев, но и Герцен, Тургенев, Милюков) таким мыслителям, как Киреевский, Хомяков, Данилевский, Леонтьев, наконец, Достоевский?
Даже обновление русской исторической науки пришло преимущественно от «восточников» (евразийцев, которых можно назвать «ориентализированными славянофилами»). Русские философские западники могут противопоставить углубленной и, безусловно, оригинальной мысли «восточников» лишь перепевы марксизма, позитивизма, эмпириокритицизма, в лучшем случае — неокантианство. Приоритет «восточников» в русской философской мысли несомненен. Даже такие, западные по форме, мыслители, как Лосский и Франк, по духу своему ближе стоят к Востоку и нередко сами подчеркивают это.
Но в то же время в социологическом плане «восточники» наши, опять-таки по преимуществу (ибо исключения здесь всегда найдутся), были консерваторами, нередко вплоть до реакционерства (беря это слово в том смысле, в каком оно употреблялось нашими «прогрессистами»).
Наши же «прогрессисты»-западники были в действительности скорее реакционерами в смысле духовном, ибо материализм и позитивизм есть философская реакция. И, однако, ставя вопрос в социально-политическом разрезе, нельзя не признать, что они — западники — были более правы в своем стремлении к социальным реформам, чем, скажем, поздние славянофилы, боящиеся всяких социально-политических новшеств и державшиеся за «общину» и прочие рудиментарные социальные начала. Словом, духовная высота и углубленность слишком часто сочеталась у нас с социально-политическим консерватизмом, а иногда даже с реакцией. И, наоборот, наиболее передовые в социально-политическом смысле умы роковым образом влеклись к философской «реакции» — материализму и позитивизму.Исключений, конечно, найти можно достаточное количество. Самый яркий пример в этом отношении — Владимир Соловьев, не мысливший себе возрождения религиозной культуры без социальных преобразований (в этом последнем пункте сблизившийся впоследствии и с западниками — кому не памятна его знаменитая полемика со славянофилами под названием «Национальный вопрос в России»*). Представители же русского религиозно-философского ренессанса (Булгаков, Струве, Бердяев) призывали к нравственно-религиозному оправданию и просветлению социальности. Да, наконец, если идти дальше в прошлое, славянофил Самарин был одним из главных деятелей по подготовке реформы освобождения крестьян. А сколько западников ориентировалось не на материализм и позитивизм, а на германский идеализм и средневековую духовную культуру Запада! В истории чрезвычайно трудно и методологически опасно делать обобщения. Тем не менее намеченная нами тенденция сочетания духовного прогресса с социально-политическим регрессом и, наоборот, социально-политического прогресса с духовной реакцией существовала в действительности, и для мыслителей, влиявших на общественное мнение, тенденция эта чрезвычайно характерна и показательна.
В этом отношении солидаризм, вслед за Вл. Соловьевым и за русским религиозно-философским ренессансом, рвет с вышеописанной тенденцией и стремится сочетать духовность с социальностью, стремится к одухотворению социальности. Ибо солидаризм вырос в борьбе с воинствующим материализмом, и ему глубоко чуждо всякое мировоззренческое непредрешенчество. Солидаризм основывается на идеал-реалистической философии, строя свое учение о солидарности на вечных основах христианской морали (которая неотделима от мистической сущности христианства, но не идентична ей). И в то же время солидаризм понимает, что вне решения социального вопроса, вне социального приложения любая, даже самая возвышенная доктрина не может быть воплощена в жизнь и останется социально бесплодной.
И в этом-то упоре на социальность лежит большое и существенное отличие солидаризма от духовно и политически «правых».
Упор на социальность отнюдь не означает при этом какого-либо крена в сторону социализма. Основываясь на персоналистичес-кой философии и вдохновляясь ею, солидаризм прямо и решительно отвергает примат общества над личностью, он стремится восстановить примат личности, призывая, однако, личность к творчеству и служению, а не к самообслуживанию и самовозвеличиванию. Солидарность по своей природе свободна, она исключает всякое насильственное объединение. Источники солидарности — не в безличной общественной стихии, а в свободной солидаризации царства личностей. Солидарность — единство в свободе, свобода в единстве.
В споре между социализмом и демократией солидаризм становится на сторону демократии. И именно в этой области нам есть чему поучиться у Запада — не в смысле содержания демократии, а в смысле ее формы. А формы эти были выработаны на Западе.
Русский быт был более демократичен, чем быт западный, где содержание демократии слишком часто подменялось формой, где во всех межличностных отношениях господствовал холодный, безличный формализм. Недаром Кейзерлинг утверждал, что русский народ — единственный, сохранивший непосредственное отношение к душе своего ближнего**. Мало того, политические свободы царской России были более либеральными, чем в современных демократиях. Однако они были все же менее либеральны, чем в западных демократиях довоенного периода.
Как бы то ни было, период либеральной демократии, волею исторических судеб, уже изжил себя. Фактически и современный Запад все более отходит от либерализма. Но демократия не обязательно должна быть либералистической. В наше время нарождается новый тип демократии, в которой не будет места губительному для общего блага произволу и эгоистическому разгулу интересов отдельных лиц и групп (при соблюдении основных гражданских и человеческих свобод). Эти веяния чувствуются и в «новоклассической» стране капитализма — США, и в Англии (главным образом, в экономической области).
В этом отношении российский солидаризм далеко опередил Запад, по крайней мере прямо провозглашая «солидаристическую демократию», основные контуры которой достаточно определенно намечены в «Программе НТС». Но российский солидаризм мог сделать это, ибо он не побоялся в социально-политическом плане пойти на выучку к Западу. Ибо, повторяем, твердые формы демократии, без которых всякое, самое лучшее содержание грозит расплескаться, были созданы в свое время именно на Западе.
Духовная свобода у нас была всегда шире и глубже, чем на Западе. Но некоторые аксиомы политической свободы до сих пор не нашли у нас своего должного применения.
Итак, духовная родина солидаризма — культурное славянофильство, лучшие представители которого были воодушевлены идеей конкретной органической целостности, что в плане религиозно-социальном означает «соборность», а в плане социально-политическом — «солидарность».
Идея эта настолько искони, «априорно» врождена русской мысли, что даже такой «западник», как Кропоткин, в противовес Дарвину, подчеркивал творческое значение факторов взаимопомощи в природной и человеческой эволюции. Солидаризм отвергает, однако, позитивистскую трактовку идеи солидарности, которую дает ей Кропоткин. Природная солидарность есть лишь предвестник солидарности в человеческом мире, а не ее основа. Высшие формы солидарности не могут быть «выведены» из низших. Наоборот — низшие формы, хотя и появляются во времени прежде высших, не являются, тем не менее, онтологически первичными. Поэтому солидаризм вовсе не ведет свою генеалогию от Кропоткина, однако он видит в нем весьма сильного и ценного союзника в плане натурсоциальной философии.
Что касается самого славянофильства, то, повторяем, солидаризм ценит прежде всего культурное, а не ура-шовинистическое славянофильство. Ему чуждо также государственное славянофильство Каткова.
Но ему близки Данилевский и Леонтьев, как известно, предвосхитившие, в основном, «модные» теории Шпенглера и Шубарта. В историософии солидаризм многому научился у Данилевского и Леонтьева как мыслителей более критических и более чутких к сокровенному пульсу истории, чем ранние славянофилы. Ведь именно Леонтьев, а не Шпенглер, впервые высказал мысль о неизбежности перехода органической «культуры» в механическую цивилизацию.
Однако учение Данилевского об абсолютно-замкнутых «культурно-исторических типах» неприемлемо для солидаризма в силу того, что Данилевский отвергает вселенское значение исторического процесса. «Культурно-исторические типы» суть действительно исторические организмы, открытые впервые гением Данилевского. Но их нужно понимать как сверхнациональные образования, предвозвещающие создание вселенской, общечеловеческой культуры, а не как некие исторические «вещи в себе», как это делают Данилевский и Шпенглер.
И в своем пафосе вселенскости солидаризм ближе стоит к первоначальному, раннему славянофильству — к Киреевскому и Хомякову.
Во избежание недоразумений здесь необходимо сразу же внести весьма существенные поправки. Ранние славянофилы мечтали о спасении и обновлении зараженного меркантилизмом православия. Социально-политические задачи мало их интересовали, мало того, они считали, что миссия России отнюдь не лежит в области политической. XX век, бывший веком крушения иллюзий и утопий, свойственных веку XIX, и ввергший мир в бурный поток тоталитарных войн и революций, заставляет нас быть более скромными и мечтать в первую очередь об избавлении России и, тем самым, всего мира от кошмара всемирной коммунистической диктатуры и о насаждении социально-политического строя, который обеспечивал бы людям «свободу от нужды и страха». Конечная цель — христианизация личности и общества — остается прежней, и ее не может не быть, ибо она есть вечный идеал, возвещенный христианским учением. Но «дух времени» ставит сейчас на повестку эпохи более скромные, но неотложные задачи — экономического, социального и политического порядка. Прежде всего необходимо избавить русский народ, а через него и все человечество от организованных сил зла, нашедших свое антиблагодатное воплощение в мировом коммунизме, цитаделью которого стала волею исторических судеб именно наша страна.
За исполнение этой великой задачи и берется, в союзе со всеми здравомыслящими антикоммунистическими силами, российский солидаризм.
Солидаризм смиренно принимает на себя роль земного слуги христианства, берясь за «черную работу» революционно-идеологического делания. Он ставит себе основной задачей «минимум христианства», подобно тому как право есть «минимум морали». В условиях бесправия умирает и мораль (мы не говорим о подвижничестве, возможном при всех условиях). Без восстановления социально-политического здоровья заболевшего смертельным недугом мира нельзя стремиться к цветению соборной религиозной культуры. Одним словом, солидаризм реалистичнее раннего славянофильства. Потому-то он предваряет высший вселенский идеал «соборности» общечеловеческой солидарности. Но развитие этой темы слишком далеко увело бы нас от нашего непосредственного предмета.
Для нас важно было подчеркнуть, что солидаризм остается верен русским и православным традициям, что его социально-политические «новшества» продиктованы реализмом, учетом современной социально-политической действительности. Солидаризм совмещает социально-политический реализм с высоким духовным идеализмом. Он отнюдь не отказывается от русского мессианства, но вносит в него меру скромности и здравого учета обстановки. В противовес «западным» идеалам свободы и равенства он стремился примирить эти антитезы в идее братства. Идея же всемирного братства есть искони русская идея, заповеданная нам и ранними славянофилами, и Достоевским. Высшая цель остается той же и не сможет быть иной. Но в выборе путей осуществления этой высшей идеи солидаризм, родившийся в условиях изгнания и гонений, не может не соблюдать меры реализма, ибо в противном случае он потерял бы свой революционный пафос, превратившись в бесплатное «движение вообще».
Реализм, оторванный от идеализма, политика, превратившаяся в самоцель, в средство к власти, может породить новое зло. Но и всякий утопизм, всякий идеализм, оторвавшийся от «духа времени», неизбежно останется бесплотным и бесплодным. Только мудрый идеал-реализм — вдохновленность высшими ценностями при зорком и твердом учете современной психоматериальной действительности — способен найти выход из кризиса и вывести современный мир, а прежде всего нашу страну, из земного ада, безбожной и бесчеловечной диктатуры.
Солидаризм же по духу своему идеал-реалистичен: он твердыми ногами стоит на земле, обращая в то же время свои духовные взоры в небесную высь.
* См.: Соловьев B.C. Сочинения в 2-х т. М., 1989. Т. 2.
**См.: Keyserling H. Reisetagebuch eines Philosophen [Путевой дневник философа]. Darmstadt, 1919. Bd. II. S. 387.
Источник: Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме / Составление, вступительная статья и комментарии В.В. Сапова. — Москва, Посев. 2003. сс. 294- 299
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.