О профанации миссии «удерживающего» Третьего Рима
М.В. Назаров «Русская идея»
Помнится, приехав в Москву в 1992 году после длительного отсутствия (жил в Русском Зарубежье), был очень удивлен тому, что ведущие тогда патриотические деятели, с которыми познакомился, не имели представления о Третьем Риме. (Мой хороший приятель П. Паламарчук даже запальчиво отвергал это как ересь, о чем у него была статья, в которой он противопоставлял Третьему Риму Новый Иерусалим.)
Один из тогдашних патриотических лидеров позже откровенно сказал мне на одном мероприятии в Союзе писателей, что впервые прочел об этом в моей статье «Историософия смутного времени» в мюнхенском журнале «Вече» (1992. № 46), который я тогда, по поручению редактора О.А. Красовского, привез в Россию и раздал многим около 200 экземпляров. В 1992‒1993 годы статья была перепечатана в «Нашем современнике» и десятке других изданий, а также вышла в сборнике статей с таким названием. Эту статью цитировали на I Всемiрном Русском Соборе в мае 1993 года.
Рад, что с тех пор это ключевое понятие для судьбы России стало популярным в патриотическом движении и использовалось во многих публикациях, в названиях СМИ, ему посвящались конференции. (Меня, в частности, ‒ несмотря на «опалу» в связи с «Письмом 5000» и отказом войти в МП вместе с синодом РПЦЗ ‒ приглашали выступить на эту тему на Юбилейных Рождественских чтениях в 2007 году и на конференции в Пскове в 2023-м.)
Либералы, конечно, пытались видеть в этом «русскую мессианскую гордыню», а о. Кураев, который самоуверенно игнорирует православную эсхатологию и тему антихриста, даже прогнозировал, что «через тысячу лет» (!) нынешние апокалипсические страхи потомкам покажутся «наивными»; что после падения Третьего Рима может появиться и «четвертый Рим» где-то у грузин, украинских самостийников или румын, а то и «всемiрная американская империя когда-то станет православной» или китайцы, «к которым без сомнения отойдут сибирские земли в следующем [XXI] столетии… И это наш шанс» (Что ждет Россию? Интервью с диаконом Андреем Кураевым // Братский вестник. Бад Киссинген. 1999. № 14; эти утверждения о. Кураева нетрудно найти в его книгах в интернете)…
Да, в 1917 году мы потеряли историческую Россию ‒ удерживающий Третий Рим ‒ и утратили право на это название, особенно в богоборческом СССР. Русская православная эмиграция надеялась на возможность его восстановления после неминуемого падения коммунистической власти, но на смену советским идеологам богоборческой мiровой революции пришли их преемники западного склада, пожелавшие войти в подчинение «капиталистическому» Западу менеджерами его Великой сырьевой колонии в Новом мiровом порядке. Третий Рим для нас остается сейчас лишь идеалом, путеводным ориентиром, основой национального самосознания и иконой Святой Руси. В этом не наша парадная медаль, а наш долг перед Богом, потому что «четвертому Риму не бывать», не бывать и продолжению земной истории.
К сожалению, к нашему времени священным и красивым понятием удерживающего Третьего Рима стали злоупотреблять все, кому не лень, как нашей «национальной наградой на все времена», независимо от сущности власти в стране. Сталинисты на «Русской народной линии» лепят его на «сталинскую монархию», этим понятием постоянно жонглируют члены и эксперты сталинистского «Изборского клуба» (руководимого Прохановым, награжденным недавно церковным орденом Святого благоверного равноапостольного князя Александра Невского). Дугин по обыкновению придает своему «евразийскому» Третьему Риму оккультный оттенок. Лояльные православные патриоты объявляют «удерживающей» нынешнюю РФ под руководством Путина.
Есть и просто неофиты в православной эсхатологии типа хорошего экономиста В.Ю. Катасонова (севшего не в свои сани), которые претендуют на роль апокалипсических конспирологов и пророков, жонглируя модными словечками. Один из них, В. Можегов, в целом работает в православном русле и некоторые его публикации не вызывают возражений, но по неграмотности в этой области допускает ляпы, например, постоянно путая катехон (греческое название «удерживающего» в послании апостола Павла) с эсхатоном (что в богословии означает «конечное время истории»):
«Если Константинополь был центром средневековой христианской ойкумены, то России выпала честь быть духовным центром, нерушимой скалой духа посреди мира апостасийного: быть Эсхатоном — так в одном из своих посланий ап. Павел называет силу, противостоящую «тайне беззакония» и удерживающую мир от падения в инфернальный хаос» (Владимир Можегов. Россия как Эсхатон. Изборский клуб и «Завтра» 19 сентября 2022 г.).
ПРичкм, публикуя его редакторы этот ляпсус не исправляют!..
Вообще нужно сказать, что все подобные «православные» рассуждения (часто конспирологические) о глобализации и о ее эсхатологическом смысле видят ее движущие силы, то есть исток мiрового зла, ‒ то в пресловутых англосаксах (Н. Стариков и др.), то в хазарах (в чем успел отметиться и Катасонов), то в транснациональных корпорациях, то во Всемiрной организации здравоохранения, то в Давосском форуме под руководством его «клерка» Шваба, Катасонов издал целую эсхатологическую книгу, обвиняющую и демонизирующую цифры и математику, то вот у Можегова это «либерал-большевизм» (в статье «Либерал-большевизм как боевая идеология «мировой революции» 21 века» на сайте «Наследие Империи»), ‒ но всем им почему-то никогда не приходит в голову начать свою эсхатологию с внимательного обращения к Священному Писанию.
Вся православная святоотеческая эсхатология основана на нем. Её безспорные аксиомы (отвергаемые ныне лишь еретиками типа одесского укроамериканца М.И. Пашковского, который пророчит пришествие антихриста в неисправимо испорченном русском народе) таковы, что итогом действия «тайны беззакония» будет антихрист ‒ «сын погибели» (2 Фес. 2). Он будет тем «иным мессией» из колена Данова, которого ждут и призывают талмудические иудеи, отвергнувшие Истинного Мессию-Христа. Для этого евреи уже достигли своего очевидного мiрового господства в мiровом экономическом механизме, в финансах и эмиссии мiровой валюты, в мiровых СМИ, культуре, праве, политике, идеологии под названием «демократия».
Но почему-то большинство таких самоуверенных конспирологов отказывается это видеть или боится об этом говорить «страха ради иудейска». В таком случае не надо браться за конспирологию и тем более за апокалипсическую эсхатологию, вводя своих читателей в заблуждение сокрытием подлинного истока мiрового зла.
М.В. Назаров
28 февраля 2024 г.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.