О РЕВНОСТИ НЕ ПО РАЗУМУ.
Протопресвитер Вениамин Жуков
23 января 2023 года во Франции скончался протопресвитер Вениамин Жуков — ‒ настоятель храма Всех святых в Земле Российской просиявших в Париже. Википедия называет его идеологом юрисдикций: РПЦЗ(В) (2001—2007) и Истинно-православной церкви Молдавии (2007—2023). По нашему мнению, публикуемая ниже его статья полезна для каждого православного человека и, в особенности, для «ревнителей». –Ред.
О РЕВНОСТИ НЕ ПО РАЗУМУ.
В наше время, под прикрытием защиты истинного Православия обнаруживается нарастание ненависти к заблуждающимся, причисления их к отверженным, иудам, служителям сатаны и с предвосхищением над ними суда Божьего.
Это явный признак исповедания Истины не по разуму, о котором пишет столь настоятельно св. Иоанн Златоуст.
Некоторые сектанты утверждают, что количество избранных от начала до конца мира равняется числу 144000. Сектантская экзегетика, с определением числа спасаемых, отнимает от человека всякую надежду на безмерное и всемогущее милосердие Божие и уничтожает в нем ревность к подвигу во спасение.
Прискорбно то, что такая безотрадная перспектива встречается все более у православных, якобы в противовес к всеобщему отступлению от веры. Однако, больно читать от православного источника об ограничении ныне круга спасаемых до нескольких сотен верных или до последнего каре1 смертников, в преддверии конца мира.
Но ведь: «О дне же том и часе, сказал Господь, никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф. XXIV, 36).
Всем ясно, что без веры нельзя угодить Богу (Евр. XI, 6), и так же, что нет веры без Истины (2Фесс. II, 13). Поскольку Бог есть Дух, мы призваны покланяться Богу в Духе и Истине (Иоанн IV, 24). Но Господь одновременно есть и Путь, и Истина, и Жизнь, и Любовь (Иоанн XIV, 6; Иоанн IV , 8).
Посему, вера и Истина, осеняемые Духом и оживотворяемые Любовью составляют неразрывное сочетание, без которого, в отдельном порядке, нет ни веры, ни истины, ни любви. Ибо плод духовный есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. V, 22-23). А без любви всякие дела — как медъ звенящая и кимвал звучащий (1 Кор. XIII , 1).
Церковь есть живой духовный организм. Характерна, с этой точки зрения, в нашей Божественной Литургии ектенья об оглашенных, свидетельствующая о непрерывной проповеди миру, так чтобы «всем спастися и в разум истины прийти». Таким образом, Церковь является одновременно и исповедницей и проповедницей Истины Божией и Царства Его.
Посылая на проповедь Своих учеников, Господь говорил им: «научитесъ у Меня. Аз есмъ кроток и смирен сердцем» (Матф. XI, 29); «милости хочу, а не жертвы; не приидох бо призвати праведника, но грешника на покаяние» (Матф. XI, 13) .
А жестоким законоучителям Господь предрек: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что Затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящим войти не допускаете» (Матф. XXIII, 13).
Св. Иоанн Златоуст призывает нас воздать почитание Истине, и прежде всего, возлюбить Её ради Неё. И настаивает на том, чтобы почитание Истины было свободно от гордости, ненависти, насилия и страстей, которые препятствуют Её распространению. Чтобы мы сохранили все наравне с Истиной и любовью. Таким образом, через любовь проникаем мы к Истине и вводим в Неё других.
ОЗНАКОМИМСЯ С ВЫДЕРЖКАМИ ИЗ ЕГО БЕСЕДЫ НА ПОСЛАНИЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА К РИМЛЯНАМ.
«Но кто ты, присвояющий себе такую власть и великую силу? Тогда сядет Сын Божий, и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю (Матф. 25, 31-33). Почему же ты присвояешь себе такую честь, которую удостоен только сонм апостолов и истинные и во всем точные их преемники, исполненные благодати и силы? И они, строго соблюдая заповедь, отлучали еретика от церкви, как бы исторгая этим у себя правый глаз, чем доказывается их великое сострадание и соболезнование, как бы при отнятии поврежденного члена. Посему и Христос назвал это исторжением правого глаза (Матф. 5, 29), выражая сожаление отлучающих. Поэтому они, будучи строго исполнительными как во всем другом, так и в этом деле, обличали и отвергали ереси, но никого из еретиков не подвергали проклятию.
И апостол, как видно, по нужде в двух только местах употребил это слово, впрочем, не относя его к известному лицу; именно в послании к Коринфянам он сказал: аще кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, да будет проклят (1 Кор. 16, 22); и еще: аще кто вам благовестит паче еже приясте, анафема да будет (Гал. 1, 9). Почему же, тогда как никто из получивших власть не делал этого или не смел произносить такого приговора, ты осмеливаешься делать это, поступая вопреки (цели) смерти Господней, и предупреждаешь суд Царя?
Хотите ли знать, что сказал один святой муж, бывший прежде нас преемником апостолов и удостоившийся мученичества? Объясняя тяжесть этого слова, он употребил такое сравнение: как облекший себя в царскую багряницу простолюдин — и сам и его сообщники предаются смерти, как тираны; так, говорит он и злоупотребляющие определением Господним и предающие человека церковной анафеме подвергают себя совершенной погибели, присвояя себе достоинство Сына Божия. Или Вы считаете маловажным — прежде времени и Судии произнести на кого-нибудь такое осуждение? Ибо анафема совершенно отлучает от Христа. Но что говорят люди способные на всякое зло? Он еретик, говорят они, имеет в себе диавола, произносит хулу на Бога и своими убеждениями, и суетною лестию ввергает многих в бездну погибели; посему он отвержен отцами…
Но ты поучай, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяние в познание истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2 Тим. II, 25, 26). Простри сеть любви, не для того, чтобы хромающий погиб, но лучше, чтобы он исцелился; покажи, что ты по великому добродушию хочешь собственное благо сделать общим; закинь приятную уду сострадания, и таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом. Научи, что принимаемое по пристрастию или по неведению за хорошое — несогласно с преданием апостольским, и если человек заблуждающийся примет это наставление, то, по изречению пророка, он жизнью поживет, и ты избавиши душу твою (Иез. III, 21); если же он не захочет и останется упорным, то, дабы тебе не оказаться виновным, засвидетельствуй только об этом с долготерпением и кротостью, чтобы Судия не взыскал души его от руки твоей, — без ненависти, без отвращения, без преследования, но оказывая искреннюю и истинную любовь к нему. Ее ты приобретай и, хотя бы ты не получил ни какой другой пользы, это — великая польза, это — великое приобретение, чтобы любить и доказать, что ты — ученик Христов.
По тому, говорит Господь, узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Иоан. XIII, 35), а без нее ни познание тайн Божиих, ни вера, ни пророчество, ни нестяжательноть, ни мученичество за Христа не принесут пользы, как объявил апостол: Если, говорит Он, знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви — то я ничто. И если я говорю языками ангельскими и раздам все имение мое, и если я предам тело мое на сожжение, а любви не имею — то я ничто: любовь милосердствует, не гордится, не ищет своего, все покрывает всему верит, всему надеется, все терпит (1 Кор. XIII, 1-7).
Никто из вас, возлюбленные, не показал такой любви ко Христу, как эта святая душа (Павла); никто из людей, кроме его, не осмелился произнести таких слов. Сама душа его горела, когда он говорил: ныне радуюсь в страданиях моих за вас и исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей (Кол. I, 24); и еще: Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим. IX, 3); и еще: Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал (2Кор. XI, 29)?
И, однако, имея такую любовь ко Христу, он никого не подвергал ни обиде, ни принуждению, ни анафеме: иначе он не привлек бы к Богу столько народов и целых городов; но, подвергаясь сам унижению, бичеванию, заушению, посмеянию от всех, он делал все это, оказывая снисхождение, убеждая, умоляя. Так прибыв к афинянам и нашедши всех их преданными идолопоклонству, он не стал укорять их и говорить: безбожники вы и совершенные нечестивцы; не сказал: вы все почитаете за Бога, одного только Бога отвергаете, Владыку и Творца всех. Но что? Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. XVII, 23).
О дивное дело! О отеческое сердце! Он назвал богочтительными еллинов — идолопоклонников, нечестивых. Почему? Потому, что они, подобно благочестивым, совершали свое богослужение, думая, что они чтут Бога, быв сами уверены в этом. Подражать этому увещеваю всех вас, а вместе с вами и самого себя.
Если Господь, предвидящий расположение каждого и знающий, каков будет каждый из нас, сотворил этот (мир) для того, чтобы вполне показать дары и щедрость Свою, и, хотя сотворил не для злых, но удостоил и их щедрых благ, желая, чтобы все подражали Ему; то как ты делаешь противное, ты, который приходишь в церковь и приносишь жертву Сына Божия? Разве вы не знаете, что Он Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Исаия XLII, 3)? Что это значит? Послушай: Иуду и подобных ему падших Он не отверг, доколе каждый не увлек сам себя, предавшись заблуждению.
Не за неведения ли народа мы приносим моления? Не за врагов ли, ненавидящих и гонящих, нам заповедано молиться? Вот мы и совершаем это служение, и увещеваем вас: рукоположение не к властолюбию ведет, не к высокомерию располагает, не господство предоставляет; все мы получили одного и того же Духа, все признаны к усыновлению: кого Отец избрал тех Он сподобил со властью служить братьям своим.
Итак, исполняя это служение, мы увещеваем вас и заклинаем отстать от такого зла. Ибо тот, кого ты решился предать анафеме, или живет и существует еще в этой смертной жизни, или уже умер. Если он существует, то ты поступаешь нечестиво, отлучая того, кто еще находится в неопределенном состоянии и может обратиться от зла к добру: а если он умер, то — тем более. Почему? Потому, что он перед своим Господом стоит или падает (Рим. XIV , 4), не находясь более под властью человеческой. Притом опасно произносить суд свой о том, что сокрыто у Судии веков, который один знает и меру ведения и степень веры. Почему мы знаем, скажи мне, прошу тебя, за какие слова он подпадает обвинению или как оправдает себя в тот день, когда Бог будет судить сокровенные дела людей. Поистине непостижимы суждения Его, и не исследованы пути Его: ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. XI, 33-35 ; Исаия, XL, 13)?
Неужели никто из нас, возлюбленные, не думает, что мы сподобились крещения, и никто не знает, что будет некогда суд? Что я говорю: суд? О самой смерти и исхода из тела мы не помышляем от ослепившей нас привязанности к предметам житейским. Отстаньте, увещеваю вас, от такого зла. Вот я говорю и свидетельствую, что в день суда оно будет причиною великого бедствия и невыносимого огня. Если в притче о девах людей, имевших светлую веру и чистую жизнь, Господь всех, видевший дела их, отверг от чертога за недостаток милосердия (Матф. XXV, 11); то как мы, живущие в совершенной беспечности и немилосердно поступающие с единоплеменниками своими, удостоимся спасения? Посему увещаваю вас, не оставляйте без внимания этих слов.
Еретические учения, несогласные с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении.
В СВОЕМ ОБРАЩЕНИИ К ТИТУ (III, 8-11) АПОСТОЛ ПАВЕЛ ПРИЗЫВАЕТ НЕ РАСХОДОВАТЬ ВРЕМЯ НА СПОРЫ С ЕРЕТИКАМИ, О ЧЕМ СВ. ЗЛАТОУСТ ДАЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ ОБЪЯСНЕНИЕ:
«Рвений, т.е. споров с еретиками, он велит избегать, чтобы не трудиться напрасно, когда нет никакой пользы, потому что конец их ничтожен. Когда кто нибудь развратился до такой степени, что ни за что не решается переменить своего мнения , то для чего тебе трудиться напрасно, рассыпая семя на камни, тогда как можно употреблять этот прекрасный труд для своих, беседуя с ними о милосердии и других добродетелях? Далее, почему апостол в другом месте говорит: «С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяние в познание истины (2Тим. II, 25), а здесь: «Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден». Там он говорит о людях, подающих надежду на исправление и только оказывающих сопротивление; а когда кто нибудь (держится ереси) явно и открыто пред всеми, то для чего напрасно состязаться с ним, для чего бить воздух? Что значит: «есть самоосужден»? Он не может сказать, что никто не говорил ему, никто не вразумлял его; и когда после увещания останется таким же, то он — самоосужден».
В БЕСЕДЕ О СВЯЩЕННОМУЧЕНИКЕ ФОКЕ СВ. ИОАНН ХРИЗОСТОМ ГОВОРИТ:
«Псалом сегодня выводит нас на ратоборство с еретиками, не для того, чтобы свалить их стоящих, но чтобы восставить лежащих; такова именно наша война: не из живых она делает мертвыми, но из мертвых приготовляет живых, изобилуя кротостью и великим смирением. Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь, не человека отвращаюсь, но заблуждение ненавижу и хочу привлечь к себе (заблуждающегося); я веду войну не с существом, потому что существо — дело Божие, но хочу исправить ум, который развращен диаволом. Как врач, леча больного, не против тела воюет, но истребляет повреждение тела, — так и я, если буду сражаться с еретиками, то стараюсь не с самими людьми, но хочу истребить заблуждение и очистить гнилость. Мне привычно терпеть преследование, а не преследовать, быть гонимым, а не гнать.
Так Христос побеждал, не распиная, но распятый, не ударяя, но приняв удары. Если Я сказал худо, говорит Он, свидетельствуй что худо, если хорошо, что ты бьешь Меня ?(Иоан. XVIII, 23). Владыка вселенной оправдывается пред рабом первосвященника, приняв удары по устам, из которых исходило слово и укрощало море и возбудило из мертвых четверодневного Лазаря… Имея силу послать молнию, поколебать землю, иссушить руку раба, Он не сделал ничего такого, но даже оправдывается и побеждает кротостью, научая тебя, человека, никогда не приходить в негодование, чтобы ты, хотя бы ты был распинаем, хотя бы получил удары, говорил то же, что Владыка твой».
На днях пришло ко мне пасхальное приветствие из России от давно мне знакомого священника. Это замечательное поучение о Любви.
БЕЗ ЛЮБВИ ВСЕ — НИЧТО
Обязанность без любви делает человека раздражительным.
Ответственность без любви делает человека безцеремонным.
Справедливость без любви делает человека жестоким.
Правда без любви делает человека критиканом.
Воспитание без любви делает человека двуликим.
Ум без любви делает человека хитрым.
Приветливость без любви делает человека лицемерным.
Знание без любви делает человека неустойчивым.
Власть без любви делает человека насильником .
Честь без любви делает человека высокомерным.
Богатство без любви делает человека жадным.
Вера без любви делает человека фанатиком.
Есть только одна великая преображающая сила — ЛЮБОВЬ!
1) Каре — существовавшее до конца XIX в. боевое построение пехоты четырёхугольником для отражения атаки со всех сторон.
Протоиерей Вениамин Жуков
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.